Темы статей
Выбрать темы

Админрасходы благотворительных НПО

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Для пребывания в рядах неприбыльщиков прежде всего необходимо соблюдать условия, установленные профильным НПО-законодательством. Одним из таких условий для благотворительных организаций является ограничение расходов на админцели (административных расходов) — их сумма лимитируется. Рассмотрим этот момент подробнее.

20 %-ное ограничение

Для благотворительных организаций установлено условие — админрасходы не должны зашкаливать. Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 5073

размер административных расходов благотворительной организации не может превышать 20 % дохода этой организации в текущем году*

* Расходы, связанные с управлением благотворительными эндавментами, включаются в административные расходы благотворительной организации, если иное не установлено законом или сделкой между благотворительной организацией и благотворителем.

То есть важно, чтобы расходы на админцели у благотворительных вписывались в 20 %-ное ограничение. В связи с этим внимания заслуживают несколько моментов.

Админрасходы — это… Прежде всего — о составляющих админрасходов. Здесь — ничего военного. Состав админрасходов определяют по бухучетным правилам. То есть с оглядкой на НП(С)БУ 16 и Инструкцию № 291 (письма ГНСУ от 19.10.2020 г. № 4301/ІПК/99-00-05-05-02-06, ГУ ГНС в Харьковской области от 07.04.2020 г. № 1432/ІПК/20-40-04-04-10, ГФСУ от 19.03.2019 г. № 1113/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, ГУ ГФС в г. Киеве от 29.03.2016 г. № 2627/Ж/26-15-12-05-11).

Напомним, что к админрасходам, в частности, относятся расходы на (п. 18 НП(С)БУ 16):

— содержание и служебные командировки аппарата управления;

— содержание основных средств и других активов административного назначения (аренда, амортизация, ремонт, страхование, коммунальные услуги);

— охранные, юридические, аудиторские, банковские, транспортные услуги;

— расходы на связь (телефон, почта и пр.), канцелярские расходы;

— расходы на уплату налогов, сборов (обязательных платежей) и пр.

То есть это расходы, учитываемые на счете 92 «Административные расходы». А если НПО использует упрощенный план счетов (утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 г. № 186, см. п. 2 этого приказа), то — учитываемые на счете 96 «Прочие расходы» (к которому благотворительной организации в целях учета админрасходов стоит открыть отдельный субсчет).

Впрочем, если расходы связаны с реализацией благотворительных проектов (к примеру, благотворительная организация для осуществления своей основной деятельности — допустим, оказания услуг реабилитации населению — арендует помещение, в котором есть кабинет для руководства), то логично расходы (на аренду) расценивать связанными с ведением основной благотворительной деятельности (Дт 23, 949), а не административными.

Ограничение — на год. Заметьте: в ст. 16 Закона № 5073 сказано о доходе за текущий год. Поэтому:

— во-первых, размер админрасходов привязан к годовым доходам и лимит рассчитывают, отталкиваясь от всей суммы доходов за год. Налоговики при этом также разъясняют, что для расчета 20 %-го ограничения благотворительная организация учитывает общую сумму доходов, полученных за соответствующий отчетный год (письмо ГНСУ от 05.11.2020 г. № 4549/ІПК/99-00-05-05-02-06), а

— во-вторых, важно, чтобы за ограничение не выскочила общая годовая сумма админрасходов — за весь год. А значит, строго говоря, если в каком-то месяце (квартале) доходов не было, а в следующем их оказалось с головой, — не страшно. Главное, чтобы в целом по итогам года админрасходы не превысили 20 %-ное ограничение.

Как посчитать?

Админрасходы не могут составлять более 20 % дохода за отчетный год. Ну а доходы (впрочем, как и расходы) НПО формируют по бухучетным правилам. То есть по методу начисления, предусматривающему, что доходы и расходы отражают в бухучете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты средств (ст. 4 Закона о бухучете, БЗ 102.04).

К тому же и по правилам «доходного» НП(С)БУ 15 поступление средств еще не означает автоматического появления дохода в бухучете. Взять, например, полученное целевое финансирование. Его обычно признают доходом в тех периодах, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 НП(С)БУ 15). Имейте это в виду.

оэтому для расчета 20 % смотрят на доходы в бухучете. Данные о доходах за год можно взять из годовой финансовой отчетности — Отчета о финрезультатах. Тогда в зависимости от того, какую финотчетность составляет НПО (сокращенную или полную, подробнее об этом — «Отчет неприбыльщика — от и до» этого номера), 20 %-ное ограничение может быть посчитано следующим образом:

20 % от:

стр. 2280 ф. № 2-мс или

(стр. 2000 + стр. 2120 + стр. 2200 + стр. 2220 + стр. 2240) ф. № 2

Что светит за превышение

Что если админрасходов много и 20 %-ное ограничение превышено? Увы, если недочет обнаружат контролеры, то это обернется серьезными проблемами. Поскольку НПО запишут в нарушители со всеми вытекающими из этого последствиями — вплоть до исключения из Реестра НПО. ☹

Так, нарушение благотворительной организацией, пребывающей в Реестре НПО, требований Закона № 5073 (в том числе предельно допустимого размера админрасходов) налоговики расценивают нарушением требований п. 133.4 НКУ.

В допущенном превышении расходов (сверх 20 %) налоговики усматривают нецелевое использование средств

То есть видят излишнее расходование благотворительной организацией полученных доходов на другие цели. Поэтому с возникшего перерасхода (нецелевого использования активов) НПО придется рассчитать и уплатить налог на прибыль. Для этого в течение 20 календарных дней, следующих за месяцем нарушения, НПО должна подать последний свой НПО-отчет, в котором задекларировать налог (см. консультацию в БЗ 102.04, которая с 23.05.2020 г. переведена в недействующие, но выводы которой остаются актуальными).

После чего НПО разжалуют — исключат из Реестра НПО и переведут в прибыльщики. При этом с месяца, следующего за месяцем нарушения, и до конца года (по 31 декабря включительно) такая организация должна будет отчитываться как прибыльщик и ежеквартально подавать декларацию по налогу на прибыль с квартальной финотчетностью и уплачивать налог на прибыль. Ну а со следующего года — уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке (п.п. 133.4.3 НКУ).

Так что большие админрасходы грозят потерей неприбыльного статуса и исключением из Реестра НПО. Вот почему важно вписаться в 20 %-ное ограничение и постараться его не превышать.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше