20 %-ное ограничение
Для благотворительных организаций установлено условие — админрасходы не должны зашкаливать. Согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 5073
размер административных расходов благотворительной организации не может превышать 20 % дохода этой организации в текущем году*
* Расходы, связанные с управлением благотворительными эндавментами, включаются в административные расходы благотворительной организации, если иное не установлено законом или сделкой между благотворительной организацией и благотворителем.
То есть важно, чтобы расходы на админцели у благотворительных вписывались в 20 %-ное ограничение. В связи с этим внимания заслуживают несколько моментов.
Админрасходы — это… Прежде всего — о составляющих админрасходов. Здесь — ничего военного. Состав админрасходов определяют по бухучетным правилам. То есть с оглядкой на НП(С)БУ 16 и Инструкцию № 291 (письма ГНСУ от 19.10.2020 г. № 4301/ІПК/99-00-05-05-02-06, ГУ ГНС в Харьковской области от 07.04.2020 г. № 1432/ІПК/20-40-04-04-10, ГФСУ от 19.03.2019 г. № 1113/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, ГУ ГФС в г. Киеве от 29.03.2016 г. № 2627/Ж/26-15-12-05-11).
Напомним, что к админрасходам, в частности, относятся расходы на (п. 18 НП(С)БУ 16):
— содержание и служебные командировки аппарата управления;
— содержание основных средств и других активов административного назначения (аренда, амортизация, ремонт, страхование, коммунальные услуги);
— охранные, юридические, аудиторские, банковские, транспортные услуги;
— расходы на связь (телефон, почта и пр.), канцелярские расходы;
— расходы на уплату налогов, сборов (обязательных платежей) и пр.
То есть это расходы, учитываемые на счете 92 «Административные расходы». А если НПО использует упрощенный план счетов (утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 г. № 186, см. п. 2 этого приказа), то — учитываемые на счете 96 «Прочие расходы» (к которому благотворительной организации в целях учета админрасходов стоит открыть отдельный субсчет).
Впрочем, если расходы связаны с реализацией благотворительных проектов (к примеру, благотворительная организация для осуществления своей основной деятельности — допустим, оказания услуг реабилитации населению — арендует помещение, в котором есть кабинет для руководства), то логично расходы (на аренду) расценивать связанными с ведением основной благотворительной деятельности (Дт 23, 949), а не административными.
Ограничение — на год. Заметьте: в ст. 16 Закона № 5073 сказано о доходе за текущий год. Поэтому:
— во-первых, размер админрасходов привязан к годовым доходам и лимит рассчитывают, отталкиваясь от всей суммы доходов за год. Налоговики при этом также разъясняют, что для расчета 20 %-го ограничения благотворительная организация учитывает общую сумму доходов, полученных за соответствующий отчетный год (письмо ГНСУ от 05.11.2020 г. № 4549/ІПК/99-00-05-05-02-06), а
— во-вторых, важно, чтобы за ограничение не выскочила общая годовая сумма админрасходов — за весь год. А значит, строго говоря, если в каком-то месяце (квартале) доходов не было, а в следующем их оказалось с головой, — не страшно. Главное, чтобы в целом по итогам года админрасходы не превысили 20 %-ное ограничение.
Как посчитать?
Админрасходы не могут составлять более 20 % дохода за отчетный год. Ну а доходы (впрочем, как и расходы) НПО формируют по бухучетным правилам. То есть по методу начисления, предусматривающему, что доходы и расходы отражают в бухучете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты средств (ст. 4 Закона о бухучете, БЗ 102.04).
К тому же и по правилам «доходного» НП(С)БУ 15 поступление средств еще не означает автоматического появления дохода в бухучете. Взять, например, полученное целевое финансирование. Его обычно признают доходом в тех периодах, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 НП(С)БУ 15). Имейте это в виду.
оэтому для расчета 20 % смотрят на доходы в бухучете. Данные о доходах за год можно взять из годовой финансовой отчетности — Отчета о финрезультатах. Тогда в зависимости от того, какую финотчетность составляет НПО (сокращенную или полную, подробнее об этом — «Отчет неприбыльщика — от и до» этого номера), 20 %-ное ограничение может быть посчитано следующим образом:
20 % от: | стр. 2280 ф. № 2-мс или (стр. 2000 + стр. 2120 + стр. 2200 + стр. 2220 + стр. 2240) ф. № 2 |
Что светит за превышение
Что если админрасходов много и 20 %-ное ограничение превышено? Увы, если недочет обнаружат контролеры, то это обернется серьезными проблемами. Поскольку НПО запишут в нарушители со всеми вытекающими из этого последствиями — вплоть до исключения из Реестра НПО. ☹
Так, нарушение благотворительной организацией, пребывающей в Реестре НПО, требований Закона № 5073 (в том числе предельно допустимого размера админрасходов) налоговики расценивают нарушением требований п. 133.4 НКУ.
В допущенном превышении расходов (сверх 20 %) налоговики усматривают нецелевое использование средств
То есть видят излишнее расходование благотворительной организацией полученных доходов на другие цели. Поэтому с возникшего перерасхода (нецелевого использования активов) НПО придется рассчитать и уплатить налог на прибыль. Для этого в течение 20 календарных дней, следующих за месяцем нарушения, НПО должна подать последний свой НПО-отчет, в котором задекларировать налог (см. консультацию в БЗ 102.04, которая с 23.05.2020 г. переведена в недействующие, но выводы которой остаются актуальными).
После чего НПО разжалуют — исключат из Реестра НПО и переведут в прибыльщики. При этом с месяца, следующего за месяцем нарушения, и до конца года (по 31 декабря включительно) такая организация должна будет отчитываться как прибыльщик и ежеквартально подавать декларацию по налогу на прибыль с квартальной финотчетностью и уплачивать налог на прибыль. Ну а со следующего года — уплачивать налог на прибыль в общеустановленном порядке (п.п. 133.4.3 НКУ).
Так что большие админрасходы грозят потерей неприбыльного статуса и исключением из Реестра НПО. Вот почему важно вписаться в 20 %-ное ограничение и постараться его не превышать.