Темы статей
Выбрать темы

Подали финотчетность не той формы

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Нередко на практике предприятия подают финансовую отчетность по чужой форме. Обычно этим грешат микропредприятия, отчитываясь по формам № 1-м и № 2-м вместо положенных № 1-мс и № 2-мс. В чем риск предоставления несоответствующей финотчетности? Стоит ли переподавать? Как заменить сданную финотчетность на ту форму, которая положена? Давайте разберемся.

Кто какую форму подает?

Финансовая отчетность бывает двух видов: полная и сокращенная. Сокращенную по показателям финотчетность ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете* устанавливает для микро- и малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хоздеятельности. Исключение составляют те предприятия, которые обязаны составлять финотчетность по МСФО. Подробнее о том, как определить категорию предприятия, читайте в «Налоги & бухучет», 2021, № 9, с. 20.

* Закон Украины «О бухучете и финотчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Все остальные НП(С)БУшники подают полный комплект финотчетности. Так что бухгалтерские нормативы жестко регламентируют, какие предприятия могут составлять лайт-отчетность.

Если предприятие не входит в перечень сокращенцев, то возможности выбора между финотчетными формами у него попросту нет

Его удел — полноформатная финотчетность. Граница здесь четкая. Вместо полной финотчетности сокращенную тому же среднему предприятию подать нельзя. А вот микро- и малые предприятия отчитаться по полным формам вполне могут. Этот момент мы обсудим чуть позже.

Формы и порядок составления сокращенной финотчетности определяет НП(С)БУ 25 «Упрощенная финотчетность» (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финотчетности»). В свою очередь, п. 1 разд. І НП(С)БУ 25 сокращенную финотчетность подразделяет на два вида:

1) Финансовую отчетность малого предприятия (в составе форм № 1-м и № 2-м) и

2) Финансовую отчетность микропредприятия (в составе форм № 1-мс и № 2-мс).

А согласно п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 микрофинотчетность уготована для микропредприятий, юрлиц — единоналожников группы 3 (независимо от категории), непредпринимательских обществ (независимо от их размера)**. Две другие категории сокращенцев составляют малую финотчетность. Это: малые предприятия (кроме юрлиц — единоналожников группы 3) и представительства иносубъектов хоздеятельности.

** На практике налоговики это игнорируют и хотят видеть от неприбыльной организации полный комплект финотчетности, за исключением бюджетных учреждений, микро- и малых предприятий (см. БЗ 102.20.02).

То есть НП(С)БУ 25 четко определяет, кто из сокращенцев по какой форме отчитывается. Поля для маневра в выборе форм финотчетности этот стандарт предприятиям-малышам (микро- и малым предприятиям) не предоставляет.

Полная вместо сокращенной

Совсем другое дело для малыша — выбрать между облегченными формами финотчетности и полным комплектом. Правда, сам Закон о бухучете прямо такой возможности не дает (как, собственно, и не обязывает малышей подавать исключительно сокращенную отчетность — ч. 3 ст. 11 говорит мягко: «устанавливается», а не «обязаны подавать»). Но нынешняя редакция НП(С)БУ 1 это разрешает. Так, в его п. 2 разд. II закреплено, что предприятия-малыши могут самостоятельно определять целесообразность составления финотчетности по полным формам из НП(С)БУ 1. То есть, по сути, малышам дано право самим решить, каким стандартом руководствоваться (НП(С)БУ 25 или НП(С)БУ 1) и по какой форме (сокращенной или полной) им отчитываться. Соответственно при желании

любой из малышей может подать вместо форм № 1-м/№ 1-мс и № 2-м/№ 2-мс полный комплект финотчетности

Свой выбор закрепляют в приказе об учетной политике. И если решено отчитываться по полной форме, тогда во всем подчиняются требованиям НП(С)БУ 1. А значит, малышам:

— придется составлять годовую финотчетность в составе пяти форм;

— нужно будет применять общий План счетов. Поскольку упрощенный План счетов предназначен для предприятий, составляющих финансовую отчетность по НП(С)БУ 25;

— нельзя будет пользоваться поблажками из п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 (например, не создавать обеспечение на оплату отпусков).

Стало быть, если по своему усмотрению решили составлять полноформатный комплект финотчетности, то в подобной ситуации никакого нарушения нет — малыш вполне может отчитываться по полной форме из НП(С)БУ 1. Ну а для того, чтобы вернуться к лайт-отчетности, достаточно внести изменения в приказ об учетной политике и составлять потом финотчетность в сокращенном формате.

Малая вместо микро- и наоборот

Еще раз повторим: если попали в категорию микро- или малых, то для таких предприятий установлена финотчетность по сокращенной форме — в составе Баланса и Отчета о финрезультатах. А далее формально предприятие должно перейти к НП(С)БУ 25 и определить, в каком именно сокращенном формате оно должно отчитываться: по формам № 1-м, № 2-м или по формам № 1-мс, № 2-мс. И здесь ни слова не сказано о праве самостоятельного выбора малышами финотчетной формы. Такого разрешения НП(С)БУ 25 не дает.

Поэтому подача малышами чужого комплекта финотчетности (вместо «м» — «мс» или напротив вместо «мс» — «м»), по большому счету, расценивается как нарушение правил ее составления, а именно требований п. 2 разд. I НП(С)БУ 25 (ср. ). Выбирать между формами № 1-м, № 2-м и № 1-мс, № 2-мс этот стандарт не позволяет. То есть малое предприятие не может отчитываться, предоставляя Финансовую отчетность микропредприятия, а микропредприятие, соответственно, не вправе сдавать формы № 1-м и № 2-м.

Но чем чревато подобное своеволие?

Не по форме — в статистику

За подачу финотчетности не по той форме органам Госстата возможны последствия только административного характера.

Админштраф из ст. 1642 КУоАП сразу отпадает. Во-первых, его применяют, в частности, за внесение неправдивых сведений в финотчетность, а также за ее неподачу. А в нашем случае финотчетность была подана, пусть и не по той форме. Во-вторых, его налагают органы Госфинконтроля в отношении подконтрольных предприятий, связанных с бюджетными средствами (ст. 2341 КУоАП). Так что обычному предприятию этого штрафа бояться не стоит.

А вот админштраф по ст. 1863 КУоАП грозить может. Эта статья устанавливает ответственность в виде штрафа на должностных лиц предприятия за предоставление органам статистики данных для проведения статнаблюдений не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией. Размер штрафа — от 170 до 255 грн.

Но из определения отчетно-статистической документации (ч. 5 ст. 8 Закона Украины «О государственной статистике» от 17.09.92 г. № 2614-XII) ясно, что финотчетность туда никак не вписывается. К ней относятся формы отчетности, утвержденные Госстатом. Поэтому, на наш взгляд, этот адмиштраф за подачу финотчетности не по той форме применять неуместно. По крайней мере, когда финотчетность подана в большем объеме, чем надо, — предоставлены формы № 1-м, № 2-м вместо № 1-мс, № 2-мс.

Впрочем, полностью исключить возможность привлечения к ответственности по ст. 1863 КУоАП нельзя. Ведь за неподачу финотчетности органы статистики этот штраф применяют (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1-67). Поэтому, скорее всего, они закроют глаза на оговорку про отчетно-статистическую документацию и оштрафуют должностное лицо предприятия-нарушителя на сумму от 170 до 255 грн. К слову, налоговики тоже ратовали за применение в подобной ситуации админштрафа по ст. 1863 КУоАП (см. БЗ 102.22 — действовала до 23.05.2020 г.).

В случае подачи финотчетности меньшего объема (наоборот — когда подали «мс» вместо «м» или же подали формы № 1-м, № 2-м вместо полного комплекта) могут оштрафовать как за предоставление данных «не в полном объеме»…

Не по форме — налоговикам

Вообще-то отдельного штрафа за подачу налоговикам финотчетности по неправильным формам НКУ не содержит.

Штрафуют фискалы только в том случае, когда им вообще не подана финотчетность

Ведь обязательным приложением к декларации по налогу на прибыль и ее неотъемлемой частью являются финотчетность или у аудитобязанных плательщиков — Баланс (Отчет о финансовом состоянии) и Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) (см. «Налоги & бухучет», 2021, № 1-2, с. 23) (п. 46.2 НКУ).

Именно в случае неподачи финотчетности с прибыльной декларацией налоговики попросту не признают такой некомплект налоговой декларацией и откажут в ее приеме (см. БЗ 102.22). А это влечет за собой штраф на предприятие — по п. 120.1 НКУ в размере 340 грн, а при повторном нарушении — 1020 грн.

А вот если с прибыльной декларацией за компанию подана финотчетность не по той форме, тогда опасность непризнания налоговиками такой декларации весьма призрачная. Поскольку подачу чужого комплекта финотчетности нельзя приравнивать к неподаче декларации вообще. А потому оснований для применения штрафа нет.

Да и в обязанности налоговиков не входит следить за порядком составления финотчетности. Их задача сводится к проверке правильности и полноты определения финрезультата до налогообложения (п.п. 20.1.44 НКУ). А его размер, согласитесь, никак не зависит от формы финотчетности. К тому же когда подана малая финотчетность («м») вместо микро- («мс»), она содержит в себе больше информации, необходимой фискалам для контроля.

Если же подали финотчетность в меньшем объеме («мс» вместо «м»), то тут главное, чтобы не был искажен финрезультат. Ведь ошибочно могли применить плюшки из п. 7 разд. I НП(С)БУ 25, которые малому предприятию не положены.

Также помним о предписаниях п.п. 49.9.2 НКУ: если в течение 5 рабочих дней* не пришло уведомление об отказе в приеме декларации, то она считается принятой. Хотя суды считают, что уже после получения квитанции № 2 налоговую отчетность нельзя потом признать непринятой (см. постановление ВС от 30.01.2018 г. по делу № 816/3082/14 // reyestr.court.gov.ua/Review/71911861). Позиция же фискалов остается неизменной: контролеры вправе после получения второй квитанции направить плательщику письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации с указанием причин такого отказа (см. БЗ 129.03). Правда, бывает, налоговики отказывают в приеме декларации даже после второй квитанции. Но эти действия фискалов незаконны (подробнее см. «Налоги & бухучет», 2020, № 66, с. 17 и 2019, № 32, с. 27).

* Если отослали по электронке или по почте. В остальных случаях — в течение 3 рабочих дней.

Так что формально фискалы могут прислать отказ в приеме декларации, если финотчетность подана по чужой форме. Но сделать это они должны в течение 5 рабочих дней со дня получения декларации. Каких-либо дополнительных штрафов за подачу неформенной финотчетности налоговикам НКУ не предусматривает.

Единственное, с финотчетности за 2020 год прибыльщики, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность, должны подавать ее налоговикам после проверки аудитором. Полный комплект такой финотчетности после проверки аудитором вместе с аудиторским отчетом нужно подать не позднее 10 июня 2021 года (см. БЗ 102.20.01). Если аудитобязанное предприятие этого не сделает, ему грозит штраф в размере 340 грн (п. 46.2 НКУ). Хотя пока что действует карантинная индульгенция на штрафы (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Но как только мораторий на применение штрафов закончится, налоговики о них непременно вспомнят.

И еще: не забываем об админответственности за нарушение порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 103, с. 9). Тут штраф возможен, и когда финотчетность обнародована не полностью. Скажем, среднее предприятие обнародовало формы № 1-м и № 2-м.

Как подать финотчетность повторно, если она подана по несоответствующей форме? Уточнять ли прибыльную декларацию?

Уточняем финотчетность

Если вы подали финотчетность не по той форме, то в поле «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків — форм фінансової звітності» прибыльной декларации проставили отметки «+» не в тех клеточках. Соответственно, чтобы исправить эту ошибку, нужно подать уточняющую декларацию (УД) по налогу на прибыль или заполнить таблицу 3 приложения ВП (с правильными отметками).

Но перед этим (в электронном виде днем раньше — см. БЗ 102.20.02) предстоит направить уточняющую финотчетность за соответствующий период. То есть финотчетность, составленную по правильным формам, взамен ранее поданной неформенной финотчетности (см. БЗ 102.22 — действовала до 23.05.2020 г.).

Какой формат («S» или «J») выбирать при подаче исправленной финотчетности через Электронный кабинет (ЭК)?

Финотчетность в электронном виде для ее подачи налоговикам и в статистику формируют, используя форматы с первой буквой «S». Такая финотчетность с идентификатором «S» попадает сразу двум адресатам. Но квитанция № 2 приходит от органа статистики. Если же электронную финотчетность отсылают только налоговикам, используют формы с первой буквой «J». Тогда квитанцию № 2 присылают уже фискалы.

Так вот, если вместе с прибыльной декларацией подали финотчетность по формату с первой буквой «S» или «J», то при ее подаче с исправленными данными через ЭК выбирают необходимый формат с первой буквой «S» или «J», а «стан документа» — «Звітний» (см. БЗ 102.20.02).

При подаче финотчетности в элвиде электронную УД подают после предоставления исправленной финотчетности. Если подаете электронную УД, а исправленную финотчетность на бумаге, то такую финотчетность нужно подать с сопроводительным письмом (см. БЗ 102.20.02).

Переподавать ли финотчетность по своей форме, решать вам. Понятно, лучше с финотчетными формами не ошибаться.

Но, с другой стороны, там еще поди разбери, какая у вашего предприятия категория. Ее же устанавливают не по текущему году, а по двум предшествующим. И то только при двухгодичном несоответствии группе пребывания. Поэтому просто так контролеры вряд ли разберутся с размерностью предприятия в момент подачи отчетности. Только при проверке ее можно выявить. А нужно ли оно им будет потом…

выводы

  • Перечень предприятий, которые могут составлять сокращенную финотчетность, жестко регламентирован.
  • Микро- и малые предприятия вправе сами решить, по какой форме финотчетности (сокращенной или полной) им отчитываться. Выбирать между сокращенными формами нельзя.
  • Более рисковой для предприятия является подача финотчетности по неправильным формам органам статистики, нежели налоговикам.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше