Темы статей
Выбрать темы

Первоначальная стоимость импортного товара

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Операции с нерезидентами — тема всегда актуальная. В этом тематическом номере вы узнаете об особенностях учета операций в иностранной валюте, об импорте/экспорте, расчетах с учредителями-нерезидентами, курсовых разницах и прочих ВЭД-нюансах. А начнем мы с формирования первоначальной стоимости импортного товара.

Общие правила

Для того, чтобы правильно определить первоначальную стоимость (ПС) импортированных товаров, прежде всего важно знать, какое событие в ВЭД-отношениях было первым: получение товаров или оплата их стоимости. Ведь от этого зависит курс НБУ, который будет использоваться при пересчете иностранной операции в валюту баланса (см. табл. 1).

Таблица 1. Курс НБУ на дату формирования ПС импортного товара

Первое событие

ПС определяем по курсу НБУ:

НП(С)БУ 21

Получение товаров

на дату оприходования товаров

П. 5

Перечисление аванса

на дату уплаты аванса

П. 6

С курсом НБУ для признания ПС импортного товара определились. Что дальше?

Первое событие — получение товара. В связи с приобретением товаров возникает кредиторская задолженность перед иностранным поставщиком, которая будет погашена деньгами. Значит, это монетарная статья баланса, по которой необходимо определять курсовые разницы: на дату баланса и на дату осуществления хозяйственной операции (т. е. на дату погашения задолженности). Причем предприятие самостоятельно решает, рассчитывать курсовую разницу в пределах такой операции или по всей статье, что нужно зафиксировать в учетной политике (п. 8 НП(С)БУ 21). Подробнее о расчете курсовых разниц см. материал «Исчисляем курсовые разницы: правила».

Первое событие — оплата товара. Возникает дебиторская задолженность поставщика-нерезидента. Такая задолженность является немонетарной, поскольку будет погашена получением товаров — немонетарных активов. Немонетарные статьи пересчету не подлежат и по ним курсовые разницы не определяют.

В таком случае при получении импортного товара (второе событие) его ПС будет формироваться исходя из курса НБУ на дату перечисления аванса. При этом, если авансовые платежи осуществлялись частями, стоимость импортированных активов определяют по сумме авансовых платежей с применением валютных курсов, исходя из последовательности осуществления авансовых платежей (п. 6 НП(С)БУ 21).

Возможна также ситуация, когда за частичной предоплатой следует оприходование всей партии товара, и только потом нерезиденту перечисляется оставшаяся часть его стоимости. То есть стоимость импортированного товара превысит сумму предоплаты. В таком случае часть товара на сумму такого превышения пересчитывают в гривни по курсу НБУ, действующему на дату его оприходования. Соответственно, ПС импортного товара будет состоять из:

— суммы, равной перечисленному авансу, пересчитанному в гривни по курсу НБУ на дату такой частичной предоплаты;

— оставшейся части стоимости товаров (т. е. за вычетом суммы предварительной оплаты), пересчитанной по курсу НБУ на дату их оприходования.

То есть в этом случае последующая доплата оставшейся стоимости уже оприходованного товара на формирование его ПС не повлияет.

Допрасходы при импорте. Помимо сумм, уплачиваемых нерезиденту, в ПС товаров при импорте также включают таможенные платежи, оплату услуг таможенного брокера, расходы на сертификацию импортных товаров (если сертификат связан с конкретной партией импортного товара), страхование рисков доставки, расходы на хранение товаров на таможенном складе, ТЗР и прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением товаров (п. 9 НП(С)БУ 9). Учтите: не попадают в ПС:

— курсовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов с иностранными поставщиками за полученные товары;

— расходы, связанные с приобретением иностранной валюты для оплаты стоимости товаров.

Пример. Предприятие перечислило аванс нерезиденту за товары:

02.04.2021 г. (условно курс НБУ — 28 грн/$) в сумме $10000;

28.04.2021 г. (курс НБУ — 27 грн/$) — еще $10000.

А 12.05.2021 г. (курс НБС — 27,5 грн/$) импортирован товар в количестве 55 штук общей стоимостью $20000 и оформлена ТД на эту сумму.

Гривневый эквивалент стоимости импортированного товара составил 550000 грн ($10000 х 28 грн/$ + $10000 х 27 грн). Соответственно первоначальная стоимость единицы товара равна 10000 грн. То есть гривневый эквивалент общей стоимости товара делим на количество такого товара (550000 грн : 55 штук).

В учете предприятия указанные операции отражают следующим образом (см. табл. 2):

Таблица 2. Предоплаченный импорт в учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн/$

Дт

Кт

Аванс от 02.04.2021 г. Курс НБУ — 28 грн/$

1

Перечислена предоплата за товар нерезиденту

371

312

$10000

280000

Аванс от 28.04.2021 г. Курс НБУ — 27 грн/$

2

Перечислена вторая часть предоплаты за товар

371

312

$10000

270000

Таможенная декларация от 12.05.2021 г. Курс НБУ — 27,5 грн/$

3

Перечислена сумма ввозной таможенной пошлины* ($20000** х 27,5 грн/$ х 10 %)

377

311

55000

4

Перечислена сумма импортного НДС

(($20000 х 27,5 грн/$ + 55000 грн) х 20 %)

377

311

121000

5

Отражена сумма налогового кредита по НДС на основании таможенной декларации

641/НДС

377

121000

* Прочие возможные сопутствующие импорту операции (услуги таможенного брокера, страхование доставки, ТЗР и т. д.) в примере опущены.

** По условиям примера, контрактная стоимость соответствует таможенной стоимости товара. А курс НБУ на дату оформления ТД и оприходования товара совпадают

6

Оприходован импортный товар (55 штук х 10000 грн)

281

632

$20000

550000

7

Произведен зачет задолженностей с нерезидентом

632

371

$20000

550000

8

Сумма ввозной пошлины включена в ПС товаров

281

377

55000

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше