Темы статей
Выбрать темы

Встречайте новые ВЭД-штрафы!

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
В нашей статье, посвященной первоначальному анализу валютной революции 2019 года, мы обратили внимание на неопределенность нового порядка, по которому будут штрафовать за валютные нарушения (см. «Налоги & бухучет», 2019, № 6, с. 18). И вот сегодня эта история получила свое продолжение — Кабмин утвердил Порядок, по которому будут налагаться штрафы за нарушение валютного законодательства.

Перед нами — Порядок № 524*, вступивший в силу 29.05.2021 г. Его действие распространяется на юрлиц, которые имеют дело с иностранной валютой и нарушили требования валютного законодательства (п. 3 Порядка № 524). Физических лиц новые штрафы не касаются — их штрафуют согласно ст. 1621 КУоАП. Как видно из названия, документ не распространяется также на банки и другие финучреждения, профессионально занимающиеся инвалютой.

* Порядок применения налоговыми органами мер воздействия в виде штрафных санкций к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) за нарушения требований валютного законодательства, утвержденный постановлением КМУ от 26.05.2021 г. № 524.

Напомним: штрафные санкции — это единственная мера воздействия, которая может быть применена к обычным (т. е. не уполномоченным) юрлицам за нарушение требований валютного законодательства (п.п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона о валюте**). Порядок применения этих штрафных санкций устанавливается Кабмином (ч. 1 ст. 15 Закона о валюте). Ну вот, собственно, Кабмин его и установил, издав соответствующее постановление. Считаем, что

** Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

Штрафные санкции, установленные Порядком № 524, должны применяться только к нарушениям, имевшим место начиная с 29.05.2021 г.

Ведь акты валютного законодательства, которые устанавливают новые обязанности для субъектов валютных операций или ухудшают их положение, не имеют обратной силы (ч. 4 ст. 3 Закона о валюте).

За какие ВЭД-нарушения?

Прежде всего запомним: Порядок № 524 не устанавливает ответственность за нарушение предельных сроков ВЭД-расчетов по экспортным и импортным операциям.

Действительно, для расчетов в таких ВЭД-операциях сейчас установлен предельный срок в 365 дней (п. 21 Положения № 5***). Однако ответственность за нарушение этого срока устанавливается исключительно ст. 13 Закона о валюте (ч. 1 ст. 14 Закона о валюте). Поэтому по п. 1 Порядка № 524 новые ВЭД-штрафы никак не затрагивают ответственность за нарушение указанного требования. Единственной санкцией за нарушение предельных сроков ВЭД-расчетов остается ВЭД-пеня (ч. 5 ст. 13 Закона о валюте).

*** Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.

А вот в п. 4 Порядка № 524 перечислены те нарушения, на которые новые штрафы распространяются. Штрафные санкции применяются отдельно за каждый вид нарушений. А требования, за нарушения которых будут штрафовать, могут устанавливаться не только Законом о валюте, но и актами Нацбанка, принятыми в соответствии с данным Законом. Например, Положением № 5. Перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.

Основные нарушения, подпадающие под новые ВЭД-санкции

Сфера валютного законодательства

Документ, которым

установлено

требование

Характеристика нарушения,

за которое налагается штраф

в соответствии с Порядком № 524

Проведение расчетов на территории Украины

Закон о валюте;

Положение № 2*

Статья 5 Закона о валюте определяет гривню как единственное законное платежное средство в Украине. Соответственно, п. 27 Положения № 2 провозглашает, что все расчеты на территории Украины проводятся исключительно в гривнях. Исключениями из этого правила являются лишь операции, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона о валюте и пп. 2 — 4 п. 27 Положения № 2, которые могут осуществляться в инвалюте и в банковских металлах. То есть начиная с 29.05.2021 г. осуществление любых других операций НЕ в гривне означает штраф согласно Порядку № 524. До сих пор налоговики лишь констатировали вышеупомянутый порядок, но ничего не говорили о штрафах (БЗ 112.05)

* Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 2.

Проведение расчетов по валютным операциям

Положение № 2;

Положение № 5

Порядок проведения расчетов по валютным операциям определяется Нацбанком (ч. 4 ст. 5 Закона о валюте). А Нацбанк определил, что расчеты, а также переводы по валютным операциям осуществляются исключительно через банки (п. 31 Положения № 2). То есть никакой наличной инвалюты. Платежные карточки можно (это тоже разновидность расчетов через банк), но здесь есть свои особенности. Согласно п.п. 2 п. 109 Положения № 5 разрешены ВЭД-расчеты по торговым контрактам через электронное платежное средство по одному торговому ВЭД-договору в один операционный день, операция по которому не превышает незначительный размер (сейчас — 400 тыс. грн).

Стоит заметить: налоговики еще до вступления в силу Порядка № 524 безосновательно обещали штрафовать юрлиц, которые осуществляют расчеты в пределах торговых операций с нерезидентом без участия банка. При этом основанием для применения штрафа называлась ч. 4 ст. 14 Закона о валюте (БЗ 112.05). Правда, эта угроза оставалась по большей части теоретической. По крайней мере, нам не удалось найти в судебной практике реальные попытки налоговиков штрафовать за ВЭД-расчеты не через банк без действующего кабминовского порядка. Начиная с 29.05.2021 г. у налоговиков есть для этого конкретная правовая база

Торговля валютными ценностями

Закон о валюте; Положение № 1*

Торговля валютными ценностями осуществляется на валютном рынке Украины и на международных валютных рынках.

При этом осуществлять такую торговлю юрлица могут исключительно через уполномоченные учреждения, имеющие лицензию на такую торговлю (ст. 6 Закона о валюте; п. 10 Положения № 1). Следовательно, на основании Порядка № 524 будут штрафовать за торговлю валютой НЕ на валютных рынках и в обход учреждений, имеющих на это лицензии

* Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 1.

Трансграничный перевод валютных ценностей

Закон о валюте;

Положение № 2;

Положение № 216*

Трансграничный перевод валютных ценностей осуществляется исключительно через уполномоченные учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона о валюте). При этом необходимо подать банку платежное поручение на перевод инвалюты (п. 33 Положения № 2). Указанное платежное поручение должно содержать обязательные реквизиты согласно п. 2.1 Положения № 216

* Утверждено постановлением Правления НБУ от 28.07.2008 г. № 216.

Осуществление отдельных операций в инвалюте

Закон о валюте;

Положение № 2;

Положение № 3*;

Положение № 5

Что это могут быть за операции? По нашему мнению, юрлиц на основании этого вида нарушений могут штрафовать за:

— нарушение порядка расчетов в наличной иностранной валюте (пп. 42, 43 Положения № 2);

— нарушение порядка трансграничного перемещения валютных ценностей в почтовых отправлениях (ч. 2 ст. 8 Закона о валюте);

— отсутствие письменного декларирования наличной валюты (п. 7 Положения № 3);

— нарушение порядка, в котором отдельные операции приказывает осуществлять Положение № 5

* Утверждено постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 3.

Осуществление валютных операций в условиях введенных мер защиты

Положение № 5

По-видимому, наиболее интересный вид нарушений. Меры защиты, которые имеет право ввести Нацбанк, перечислены в ст. 12 Закона о валюте. Однако нарушение каких из указанных мер зависит непосредственно от предприятия? Например, когда существовала обязательная продажа валюты на межбанке, банк не имел права перечислять валютную выручку предприятию, не проведя/продав обязательную часть. Поэтому здесь идет речь о совсем откровенных нарушениях, как осуществление операций, которые прямо запрещены Нацбанком на основании ст. 71 Закона о НБУ. Во всех других случаях осуществление операций, на которые введены меры защиты, возможно только вместе с другими нарушениями. Например, не продавать часть валютной выручки, когда такая мера защиты действует, можно только если осуществлять ВЭД-расчеты не через банк

Размер новых санкций

Юрлицам, допустившим вышеперечисленные нарушения, грозит штрафная санкция в размере 25 % суммы операции, проведенной с нарушением. При этом сумму операции пересчитывают в гривни по курсу НБУ, установленному на день осуществления операции. А если и после этого штрафа юрлицо в течение года опять попадется на валютных нарушениях, сумма штрафа вырастет уже до 50 % суммы операции (п. 5 Порядка № 524).

При этом отдельно штрафуется каждый из случаев нарушения, установленного налоговиками. По нашему мнению, каждый из видов нарушений, перечисленных в п. 4 Порядка № 524, тоже должен штрафоваться отдельно. То есть если налоговики одновременно обнаружили, скажем, и ВЭД-расчеты не через банк, и отсутствие письменного декларирования, каждое из этих нарушений должно штрафоваться 25 % штрафом. А уже если на протяжении года юрлицо опять попалось на этих же нарушениях — можно штрафовать уже 50 % штрафом.

Однако допускаем, что налоговики будут считать повторным любое второе нарушение из п. 4 Порядка № 524, а не только то же самое. И если одновременно обнаружат два разных вида нарушений, то первый вид будут штрафовать 25 % штрафом, а второй — сразу 50 %. То есть применять такой же подход, как и к п. 1 ст. 17 Закона об РРО (см. БЗ 109.20).

Процедура и современные реалии

ВЭД-санкции можно налагать только через НУР, если валютные нарушения обнаружены в ходе документальной или фактической проверки (пп. 6, 7 Порядка № 524). Но ст. 80 НКУ вообще не предусматривает фактических проверок по вопросам контроля валютного законодательства. Имейте это в виду.

Срок давности для наложения ВЭД-штрафов — в течение 6 месяцев с даты составления акта проверки. Но не позже чем через три года со дня совершения

То есть так, как и предусматривает ч. 2 ст. 15 Закона о валюте.

Поэтому, в принципе, карантинный мораторий на проверки (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) дает предприятиям надежду, что прямо завтра на них не начнут налагать новые штрафы. Даже одиозное постановление КМУ от 03.02.2021 г. № 89 дает основания, несмотря на мораторий, провести внеплановую проверку (согласно п.п. 78.1.1 НКУ), только если есть информация о нарушении предельных сроков ВЭД-расчетов. Другие нарушения валютного законодательства оснований нарушать ваше спокойствие до конца карантинного моратория на проверки не дают.

А вот карантинный мораторий на штрафы от новоиспеченных ВЭД-санкций никак не спасет. Он вообще не касается никаких ВЭД-штрафов (см. БЗ 112.05). Этот мораторий распространяется только на штрафы за нарушение налогового законодательства (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А валютное законодательство налоговым не является (п. 3.1 НКУ).

Поэтому когда закончится мораторий на проверки, налоговики вполне смогут наложить новые штрафы за нарушения, совершенные за период с 29.05.2021 г. и до окончания моратория.

выводы

  • За нарушения валютного законодательства, допущенные с 29.05.2021 г., юрлицам грозят штрафы в размере от 25 % суммы валютной операции.
  • Нарушение сроков ВЭД-расчетов наказывается только ВЭД-пеней и не предполагает других штрафов.
  • Карантинный мораторий на штрафы не касается штрафов, которые будут налагаться согласно Порядку № 524.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше