Темы статей
Выбрать темы

Общая система налогообложения. Основное: НДФЛ

Редакция НК
Статья

общая система налогообложения

 

Физические лица — предприниматели никогда особо не жаловали общую систему налогообложения и, если была такая возможность, отдавали предпочтение упрощенной, подразумевающей уплату единого налога. Однако с 01.04.2011 г. ситуация изменилась: многие единоналожники перешли, переходят или собираются перейти на общую систему налогообложения.

Справедливости ради отметим, что такой переход обусловлен скорее безысходностью, чем экономическим интересом. В частности, ни для кого не секрет, что общая система налогообложения выгоднее:

— упрощенной, если деятельность приостановлена или предполагает незначительный (не более размера минимальной заработной платы (далее — МЗП)) безналичный1 чистый доход;

— создания юридического лица, если месячный чистый доход будет существенно превышать 15 прожиточных минимумов трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ) (за счет возможности оптимизации платежей ЕСВ, о которой будет сказано далее).

1 Безналичная природа происхождения дохода — одно из ключевых условий в данном случае, иначе налогоплательщику потребуется патент и РРО, что дополнительно «ударит» по его карману.

Неэкономические причины перехода единоналожников на общую систему (в настоящее время «текучка» предпринимателей наблюдается преимущественно в этом направлении) связаны с:

— необходимостью регистрации плательщиком НДС (сейчас упрощенцы лишены такой возможности);

— осуществлением запрещенных для единоналожника видов деятельности;

— сохранением контрагентов (покупателей, заказчиков) — плательщиков налога на прибыль и предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения, для которых возможность отражать стоимость приобретенных у физических лиц предпринимателей (далее — ФЛП) товаров (работ, услуг) в составе своих расходов играет ключевую роль в выборе «партнера». Однако в данном случае лучшим может и вовсе оказаться создание юридического лица.

Стоит сказать, что в настоящее время внимание бухгалтерской общественности приковано к Закону № 3609 от 07.07.2011 г. и законопроекту № 8521 (относительно упрощенной системы налогообложения). Это не удивительно, ведь до вступления в силу соответствующего законопроекта, которое возможно в октябре текущего года, судьба упрощенной системы остается неизвестной. Вполне вероятно, что наряду с позитивными коррективами депутаты оставят без изменений запрет на включение в расходы стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных у предпринимателей-единоналожников. А раз так, то информация об общей системе налогообложения переживет вторую волну популярности.

В преддверии судьбоносных изменений еще раз поговорим о предпринимателях-общесистемщиках, тем более что Закон № 3609, вступивший в силу с 06.08.2011 г., уже сейчас вносит свои коррективы.

 

 

Основное: НДФЛ

 

С 1 января 2011 года доходы от предпринимательской деятельности, полученные ФЛП-общесистемщиком, облагаются НДФЛ по правилам, определенным в

ст. 177 НК.

Так,

объектом налогообложения по-прежнему является сумма чистого годового налогооблагаемого дохода (ЧД), которая определяется по формуле (п. 177.2 НК):

ЧД = Д - Р

,

где

Д — общий налогооблагаемый доход, т. е. выручка в денежной и неденежной форме (без учета НДС, если предприниматель зарегистрирован плательщиком НДС);

Р

— документально подтвержденные расходы, связанные с хозяйственной деятельностью предпринимателя (без учета НДС, если предприниматель зарегистрирован плательщиком НДС).

Доходы.

В соответствии с п. 177.2 НК доход предпринимателя — это выручка, полученная им в денежной или неденежной форме.

Это значит, что доходы предпринимателя, как и ранее, учитываются по

«кассовому методу», т. е. если получены деньги, отражаем доход, если же товары отгружены (или выполнены работы/предоставлены услуги), а оплата еще не поступила — дохода у предпринимателя нет.

Кстати, помимо денег, доходом могут считаться и

другие виды компенсации стоимости поставленных (или подлежащих поставке) в пределах предпринимательской деятельности товаров (работ, услуг), например, стоимость товаров, полученных по бартеру, стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг) и т. д.

Сумму полученного дохода нужно отражать в графе 3 Книги учета доходов и расходов (подробно порядок ее заполнения рассмотрен на с. 25) в день поступления оплаты (предоплаты) на текущий счет или в кассу (

п.п. 3.3 Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, которые выбрали упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025 (далее — Порядок № 1025). При этом предпринимателям, работающим без наемных работников, можно отражать доход одной суммой — общим итогом за день.

Обратите внимание

: зарплата, наследство, подарки и другие блага, полученные физическим лицом как гражданином, в состав дохода от предпринимательской деятельности не включаются и не отражаются в Книге учета доходов и расходов.

Отдельно стоит сказать о

доходах от деятельности, не указанной при госрегистрации. С одной стороны, налоговики утверждают, что доходы предпринимателя от деятельности, не указанной им при госрегистрации, облагаются НДФЛ как доходы обычного физического лица (гражданина-непредпринимателя). То есть логично их не записывать в Книгу учета доходов и расходов. Но с другой — есть риск того, что отсутствие записей о таких доходах в Книге учета доходов и расходов налоговики могут истолковать как неоприходование наличной выручки (конечно, если такие доходы были получены наличными).

Поэтому пока что безопаснее все-таки указывать в Книге учета доходов и расходов поступления от деятельности, не внесенной в регистрационную карточку предпринимателя. Правда, такие поступления все же не стоит учитывать при подведении итогов в Книге учета доходов и расходов и при определении суммы НДФЛ1.

1 С доходов, полученных от деятельности, не указанной при госрегистрации, НДФЛ уплачивается в особом порядке:

— если доход выплачивается предпринимателю

налоговым агентом (юридическим лицом или другим предпринимателем), то именно на налогового агента возлагается обязанность удержать с предпринимателя НДФЛ. Причем, если налоговый агент эту обязанность не выполнит, будет отвечать самостоятельно — предприниматель, получивший от него доход, освобождается от обязанности уплачивать НДФЛ;

— если доход выплачивается предпринимателю

гражданином, то в таком случае уже сам предприниматель обязан подать годовую декларацию о доходах и уплатить НДФЛ в размере 15% (17%) от суммы полученного дохода без уменьшения его на величину расходов.

Расходы.

О нюансах формирования расходов ФЛП-общесистемщика мы писали в статье «Частный предприниматель на общей системе налогообложения» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 2, с. 47.

Актуализируем основные правила. Итак, ФЛП-общесистемщики:

1) формируют расходы по перечню

операционных расходов, указанных в разд. ІІІ НК. В табл. 12 и 2 на с. 5 и 10 соответственно представлена информация о том, какие именно расходы предпринимателю можно учитывать при работе на общей системе налогообложения, а какие нет;

2) в расходы отчетного периода могут включать:

— расходы на покупку ТМЦ, которые

прямо соответствуют полученному доходу;

любые другие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (кроме стоимости ТМЦ), даже если их нельзя напрямую связать с полученным доходом (к примеру, заработная и арендная плата, оплата коммунальных услуг и т.п.);

3) могут уменьшить налогооблагаемые доходы только на те расходы, факт осуществления которых подтвержден

документом (п. 177.2 НК).

2 Приведенная таблица сформирована на основании норм разд. III НК, поэтому некоторые позиции расходов являются для предпринимателей новыми. К сожалению, в настоящий момент налоговики пока еще не дали достаточно разъяснений по поводу того, можно предпринимателям руководствоваться этими новыми положениями или нет.

Учитывать

расходы по нормам, как это было ранее, теперь нельзя;

4) должны иметь

подтверждающие документы относительно происхождения товара (п. 177.10 НК). То есть помимо расчетных и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов, предприниматель также должен иметь документы на товар: накладные, ТТН, чеки, квитанции, акты закупок, копии сертификатов качества, сертификатов соответствия и другие документы, подтверждающие происхождение товара;

5) со II квартала 2011 г. при исчислении чистого дохода не могут включать в расходы стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у предпринимателя-единоналожника (

даже если эти расходы фактически понесены в I квартале 2011 г. или ранее). Исключение составляют расходы, понесенные в результате приобретения работ, услуг у предпринимателя-единоналожника, осуществляющего деятельность в сфере информатизации;

6) расходы, понесенные в периоде пребывания на едином налоге, при наличии подтверждающих документов, могут учесть и в 2011 году, если такие расходы будут связаны с доходами 2011 года.

 

Ставка налога, порядок его расчета и уплаты.

Согласно п. 177.1 НК доходы ФЛП-общесистемщиков, полученные в течение календарного года от хоздеятельности, подлежат обложению НДФЛ по ставкам 15 % и 17 %.

При этом в соответствии с

п. 167.1 НК ставки 15 % и 17 % применяются к среднемесячному налогооблагаемому доходу.

Так, если предприниматель в 2011 году

получил среднемесячный налогооблагаемый доход:

в пределах 9410 грн. (10-кратный размер МЗП, установленный законом на 1 января 2011 года), то применяется ставка НДФЛ 15 %;

свыше 9410 грн., применяются две ставки: к доходу в размере 9410 грн. — 15 %, а к сумме дохода, превышающей 9410 грн., — 17 %.

Вместе с тем это не значит, что предприниматель обязан ежемесячно определять сумму НДФЛ и уплачивать его.

Напротив, окончательный расчет

чистого дохода предпринимателя и обязательств по НДФЛ производится по окончании отчетного года на основании поданной годовой декларации.

Происходит это так: после 31 декабря текущего года предпринимателю нужно будет вычислить НДФЛ за каждый месяц и сложить полученные суммы. А затем от итоговой суммы отнять НДФЛ, уплаченный в течение года в виде

авансовых платежей 3.

3 Напомним, что теперь предприниматель обязан

самостоятельно рассчитывать суммы авансовых платежей (ранее такой расчет проводился налоговым органом на основании поданной предпринимателем декларации о доходах). Подробно порядок расчета авансовых платежей для предпринимателей, которые ранее работали на общей системе, и тех, которые перешли на общую систему налогообложения или зарегистрированы предпринимателями только в 2011 году, рассмотрен в статье «Частный предприниматель на общей системе налогообложения» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 2, с. 47.

 

Таблица 1

Расходы предпринимателя на общей системе налогообложения

(с учетом норм закона № 3609)

Вид расходов

Норма НК

Когда отражаются в Книге учета доходов и расходов

В какой графе Книги учета доходов и расходов отражаются (в соответствии с приказом № 1025)

1

2

3

4

06.08.2011 г. вступил в силу Закон № 3609, который вносит существенные коррективы в НК, непосредственно касающиеся общесистемщиков.

В частности, ФЛП-общесистемщикам разрешается учитывать только операционные расходы, перечисленные в п. 138.1 НК, а именно в: пп. 138.4, 138.6 — 138.9 (в том числе «новый» п.п. 138.8.5, который пришел на смену п.п. 138.10.1), пп. 138.10.2 — 138.10.4, п. 138.11.

Здесь стоит также отметить, что некоторые из операционных расходов в другом разрезе классификации представлены также в п. 140.1 НК как расходы двойного назначения, однако пунктом 138.1 НК расходы двойного назначения отнесены к прочим расходам, а не к операционным. В такой ситуации, на наш взгляд, в расходы можно включать только те затраты, которые указаны в пп. 138.4, 138.6 — 138.9, 138.10.2 — 138.10.4, 138.11, даже если они и упомянуты в п. 140.1. А вот те статьи затрат, которые перечислены в п. 140.1, но не указаны в составе операционных, безопаснее в расходы не включать.

Все остальные расходы предпринимателям учитывать запрещено.

Стоимость купленного товара

П. 138.6

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения товара)

Графа 5

В момент получения дохода от их продажи

Графа 6

Стоимость доставки товара (если она не включена в цену товара)

П. 138.6

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Ввозная пошлина

П. 138.6

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые образуют основу изготовленной продукции (работы, услуги)

П.п. 138.8.1

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения сырья)

Графа 5

Смелый вариант — в момент передачи сырья и материалов в производство (независимо от даты продажи изготовленной из них продукции); осторожный вариант — в момент получения дохода от продажи продукции, изготовленной из такого сырья

Графа 6

Заработная плата и другие выплаты работникам (расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, премий, поощрений, компенсаций стоимости товаров, работ, услуг, любая другая оплата в денежной или натуральной форме)

П.п. 138.8.2 и п. 142.1

В момент выплаты денежных средств

Графа 9

Сумма единого социального взноса (ЕСВ), уплаченная предпринимателем как «за работников», так и «за себя»

Пп. 138.9 и 143.1, п.п. 138.10.4

В момент уплаты денежных средств

Графа 9

Выплаты гражданам за работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера1

П. 142.1

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то в момент подписания акта приема-передачи работ/услуг)

Графа 10

1 Справочно отметим, что теперь (после вступления в силу Закона № 3609) сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору, с которой удерживается НДФЛ, можно уменьшать на сумму ЕСВ в части удержаний.

Плата за аренду земельных участков

П. 138.9

В момент перечисления арендной платы

Графа 10

Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений

П.п. 138.8.5

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на охрану труда, технику безопасности

П.п. 138.8.5

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Суммы расходов, связанные с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, экологического управления окружающей средой, персонала установленным требованиям в соответствии с Законом о подтверждении соответствия

П.п. 138.8.5

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Внутреннее перемещение товаров и полуфабрикатов

П.п. 138.8.5

В момент выдачи товара на торговую точку

Графы 7 и 8

Недостачи, возникающие в производстве, потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли

П.п. 138.8.5

После оформления документа, подтверждающего обнаружение недостачи

Графа 10

Расходы на проведение годовых и других собраний, представительские расходы

П.п. 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Оперативная аренда имущества, в том числе основных средств (включая аренду легковых автомобилей)

Пп. 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на содержание управленческих помещений (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, охрана)

П.п. 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), стоянка, парковка легковых автомобилей1

П.п. 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

1 Такое «разрешение» подтверждает ГНАУ в ЕБНЗ, отмечая, что ФЛП-общесистемщик имеет право включить в состав расходов стоимость горюче-смазочных материалов, использованных на перевозку в рамках предпринимательской деятельности по путевым листам, и оплаченных услуг при условии документального подтверждения, что данные расходы связаны с предпринимательской деятельностью.

Стоимость страхования имущества (в том числе основных средств, хотя налоговики выступают против того, чтобы предприниматель включал в расходы стоимость страхования основных средств)

Пп. 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3

В момент уплаты страховых взносов

Графа 10

Расходы на охрану

П.п. 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на оплату услуг связи1 (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы)

П.п. 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

1 Примите к сведению! Реалии таковы, что расходы на услуги связи при отсутствии офисного или складского помещения в расходы предпринимателя не включаются. По крайней мере, практике известны случаи, когда налоговики не признавали такие расходы и соответственно доначисляли налоговые обязательства с применением штрафа и пени.

То есть предпринимателям, зарегистрированным по месту жительства (в своей квартире), можно порекомендовать полностью выделить под предпринимательскую деятельность либо мобильный телефон, либо отдельный городской номер. Список контрагентов и распечатка звонков с телефона будут подтверждением, что телефон использовался исключительно в предпринимательской деятельности. Радует, что против этого налоговики не возражают.

Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банка

П.п. 138.10.2

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Вознаграждения, выплачиваемые за консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги

П.п. 138.10.2

В момент уплаты денежных средств, а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи услуг

Графа 10

Расходы на упаковочные материалы
для упаковки товаров на складах

П.п. 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на ремонт тары

П.п. 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров

Пп. 138.10.3, 140.1.5

В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи результатов услуг)

Графа 10

Расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров (готовой продукции)

П.п. 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки

П.п. 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

П.п. 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на транспортировку готовой продукции между складами

П.п. 138.10.3

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы по операциям в иностранной валюте, потери от курсовых разниц:
— отрицательное значение курсовых разниц;
— отрицательная разница, возникающая при покупке или продаже валюты

Пп. 138.10.4, 153.1.3 и 153.1.4

В момент пересчета балансовой стоимости валюты, задолженности в инвалюте, при покупке или продаже инвалюты

Графа 10

Расходы на уплату сбора в ПФ при покупке безналичной иностранной валюты за гривню и другие обязательные платежи, связанные с приобретением инвалюты

Пп. 138.10.4 и 153.1.4

В момент перечисления средств для покупки инвалюты

Графа 10

Суммы начисленных налогов и сборов, упомянутых в НК или в других законодательных актах (кроме НДС, налога на доходы и платы за торговый патент)

П.п. 138.10.4

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе по вопросам законодательства, на приобретение литературы, оплату интернет-услуг и подписку специализированных периодических изданий

П.п. 138.10.4

В момент уплаты денежных средств

Графа 10

Суммы расходов, своевременно не отнесенные в состав расходов прошлых отчетных периодов в связи с потерей, уничтожением или порчей подтверждающих документов, если в отчетном периоде такие документы обнаружены или восстановлены

П. 138.11

В момент обнаружения (восстановления) подтверждающего документа

Графа 10 (если это любые прошлогодние расходы).

Графа 5, 9 или 10 (если это расходы текущего года (в зависимости от вида расходов))

Суммы расходов, неучтенные в прошлых налоговых периодах в связи с допущением ошибок и выявленные в отчетном периоде (при этом возможность учесть прошлогодние расходы для предпринимателя — под сомнением, если эти расходы не связаны с доходом текущего года)

П. 138.11

В момент обнаружения ошибки

Расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания

П.п. 140.1.11

В момент уплаты средств

Графа 10

Расходы на содержание медпункта

П.п. 140.1.11

В момент уплаты средств

Графа 10

Расходы налогоплательщика на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случаях, если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации

П.п. 140.1.31

В момент уплаты средств

Графа 10

Любые расходы на страхование рисков гибели урожая, транспортировки продукции; гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые являются основными средствами налогоплательщика2; финансовых, кредитных и других рисков, связанных с осуществлением хоздеятельности, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью наемных работников, обязательность которого не предусмотрена законодательством

П.п. 140.1.61

В момент уплаты страховых платежей

Графа 10

1

Еще раз обращаем внимание, что в связи с изменениями, внесенными в НК Законом № 3609, разрешение на включение в расходы перечисленных видов расходов под вопросом. Поэтому пока безопаснее все-таки перечисленные расходы не учитывать.

2 Отметим, что в п.п. 140.1.6 НК речь идет о так называемой автогражданке (ОСАГО) — обязательное страхование ответственности, которое подразумевает передачу финансовых рисков, понесенных в результате нанесения вреда не автомобилю владельца, а другим участникам дорожного движения.

Вместе с тем страхование по своей форме может быть не только обязательным, но и добровольным (ст. 5 Закона Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР). В отношении транспортных средств в этом случае стоит говорить о страховании КАСКО — это добровольное страхование транспорта, не включающее в себя страхование гражданской ответственности, страхование от несчастных случаев водителя или пассажиров. В частности, полное КАСКО включает страховую защиту транспортного средства от нанесения ущерба и хищения, а также «страхует» в ситуации, когда причиной наступления страхового случая явились не только действия третьих лиц, непредвиденные ситуации или стихийные бедствия, но и ошибочные действия самого страхователя, если они совершены ненамеренно, без злого умысла.

В ЕБНЗ налоговики отметили, что включать в расходы стоимость полного КАСКО нельзя. Их аргумент по-прежнему абсурдный: поскольку предприниматель не ведет бухгалтерский учет основных средств, он не имеет права включать в расходы затраты на КАСКО. Аналогичного мнения они придерживаются и в своих консультациях в отношении «автогражданки».

По нашему мнению, смелые налогоплательщики, опираясь на противоречивое толкование налоговиками норм НК (для целей п.п. 139.1.5 НК — они признают автомобиль предпринимателя основным средством, а для целей п.п. 140.1.6 НК — нет), могут отстоять свое право в суде (если конечно, ситуация с расходами двойного назначения, перечислеными в п. 140.1, сложится в пользу общесистемщиков).

Командировочные расходы, касающиеся наемных работников1

Пп. 138.8.5, 138.10.2, 138.10.3

После возвращения работника из командировки и предоставления им всех подтверждающих документов

Графа 10

1 В ЕБНЗ налоговики отмечают, что в случае если в командировку отправляется сам предприниматель, его затраты нельзя включать в расходы, поскольку он не является наемным работником.

Обратите внимание: Законом № 3609 предусмотрена новая редакция абз. 4 п.п. 140.1.7 НК. В частности, уточнено, что суточные должны определяться из расчета на календарный день, а не на сутки, как было ранее.

Значимость уточнения состоит в следующем. В І квартале (до 01.04.2011 г.) суммы суточных учитывались в составе расходов предпринимателя из расчета на каждый день командировки, включая дни отъезда и приезда (п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль). После 01.04.2011 г. (дата вступления в силу разд. ІІІ НК) отнесение сумм суточных в состав расходов необходимо было производить в соответствии с п.п. 140.1.7 НК из расчета на сутки.

Упоминание суток в качестве расчетного периода породило мнение, что количество суток в командировке необходимо определять по количеству ночей в командировке, поскольку фактически день отъезда и день приезда охватывают одну ночь, т. е. одни сутки. Однако в этом случае нарушаются права работника.

Радует, что после внесения изменений в НК этот вопрос разрешится.

Изменение суммы компенсации стоимости товара после его продажи (в том числе возврат товара)

П. 140.2

В момент получения средств за возвращенные товары

Уменьшение графы 5

Потери товара в пределах норм естественной убыли

П. 140.3

В момент обнаружения потерь (по результатам инвентаризации)

Графа 10

Амортизация основных средств и нематериальных активов1

Ст. 144 — 148, п. 138.8 и пп. 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3

В момент начисления амортизации

Графа 10

1 Следует отметить, что налоговики традиционно запрещают предпринимателям включать амортизацию в расходы на том основании, что ФЛП-общесистемщики не ведут бухгалтерский учет и не начисляют амортизацию. Нужно сказать, что после внесения Законом № 3609 изменений в НК аргументов, позволяющих отстоять предпринимателям право на амортизацию, практически не остается.

Причиной тому служит исключение п. 177.4 НК, согласно которому предприниматели не могли включать в расходы «<…> стоимость приобретенного движимого и недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, если такое имущество приобретено до государственной регистрации физлица субъектом хозяйственной деятельности и/или не используется в такой деятельности». Процитированная норма давала основания полагать, что специальный запрет на включение в расходы стоимости того имущества, которое было куплено до госрегистрации предпринимателя (п. 177.4 НК), существует именно потому, что стоимость всего остального имущества в расходы включать можно.

Со вступлением в силу Закона № 3609 «защищаться» п. 177.4 НК уже нельзя.

Таким образом, отражая амортизацию в расходах, нужно быть готовым к судебным спорам с налоговиками.

 

Таблица 2

Что запрещено включать в расходы

(с учетом норм Закона № 3609)

Вид расходов

Норма НК

1

2

Сумма процентов, уплаченных за пользование кредитами и займами

П.п. 138.10.5

Прочие расходы, в частности:

— суммы средств или стоимость товаров, (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в бюджет или неприбыльным организациям

П.п. 138.10.6

— суммы средств, перечисленные работодателями профсоюзам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу

П.п. 138.10.6

— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, музеям-заповедникам

П.п. 138.10.6

— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в пользу резидентов для целевого использования с целью производства национальных фильмов (в том числе анимационных) и аудиовизуальных произведений

П.п. 138.10.6

— расходы налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, которые находятся в его собственности

П.п. 138.10.6

— расходы на самостоятельное хранение, переработку, захоронение или приобретение услуг по сбору, хранению, перевозке, обезвреживанию, удалению и захоронению отходов от производственной деятельности налогоплательщика, которые предоставляются сторонними организациями

П.п. 138.10.6

— расходы на очистку сточных вод

П.п. 138.10.6

— другие расходы на сохранение экологических систем, которые находятся под негативным влиянием хозяйственной деятельности налогоплательщика

П.п. 138.10.6

— расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для осуществления хозяйственной деятельности (кроме тех, стоимость и срок использования которых отвечают признакам, установленным для основных средств, и которые подлежат амортизации в составе нематериальных активов)

П.п. 138.10.6

Сумма убытка, полученного от деятельности, не подлежащей патентованию (прошлогодний убыток включается в расходы I квартала отчетного года). Хотя вряд ли налоговики разрешат предпринимателю учесть любые убытки

П.п. 138.12.1 и п. 150.1

Суммы, уплаченные связанным лицам, включаются в расходы по ценам, не выше обычных (если договорная цена более чем на 20 % превышает обычную)

Пп. 138.12.1 и 153.2.2

Предприниматель — продавец товаров, работ, услуг не имеет права уменьшить сумму дохода отчетного периода на стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), если покупатель таковых без согласования с ним задерживает оплату их стоимости (или предоставление других видов компенсации)

Пп. 138.12.1 и 159.1.1

В случае покупки товаров (работ, услуг) у нерезидентов, которые имеют оффшорный статус, расходы на их покупку не учитываются даже в размере 85 % стоимости таких товаров (работ, услуг)

П.п. 138.12.1 и п. 161.2

Сумма средств или стоимость имущества, добровольно перечисленная (переданная) организациям работодателей и их объединениям в виде вступительных, членских и целевых взносов

П.п. 138.12.3

Расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям, и расходов, связанных с рекламой

П.п. 139.1.1

Суммы, перечисленные комитенту или принципалу, от продажи их товаров по договорам комиссии, агентским договорам и другим аналогичным договорам

П.п. 139.1.2

Суммы авансовой оплаты товаров, работ, услуг.

Для предпринимателей это ограничение означает, что в расходы можно включать (т. е. записать в графу 5 Книги УДР) стоимость только тех товаров (работ, услуг), которые уже получены и оплачены. Ведь если товары (работы, услуги):
получены, но не оплачены, покупатель не может отразить расходы, так как у него нет документа, подтверждающего факт уплаты средств1;
оплачены, но не получены (по работам/услугам — еще не подписан акт приема-передачи работ/услуг), предприниматель-покупатель не может отразить расходы, поскольку действует запрет из п.п. 139.1.3 НК

П.п. 139.1.3

1 Во избежание придирок от налоговиков по поводу неоприходования товара лучше все-таки при торговле за наличные записывать в графу 5 Книги учета доходов и расходов стоимость даже тех товаров, которые получены, но еще не оплачены поставщикам. Конечно, такие записи не соответствуют правилам заполнения Книги учета доходов и расходов, однако за данное нарушение предусмотрен небольшой штраф: 51 — 136 грн. (статья 1641 КоАП), а вот за неоприходование товара налоговики могут наложить штраф по ст. 20 Закона об РРО в двойном размере стоимости неоприходованного товара. Поэтому в настоящий момент приходится выбирать из двух зол меньшее.

Расходы на погашение основной суммы полученных ссуд, кредитов

П.п. 139.1.4

Расходы на приобретение, изготовление, строительство, реконструкцию, модернизацию и другое улучшение основных средств, а также на приобретение (изготовление) нематериальных активов, которые подлежат амортизации

П.п. 139.1.5

НДС, включенный в цену товара (работы, услуги), и налог на доходы физических лиц, удержанный с зарплаты работников или вознаграждения, выплачиваемого гражданам по договорам гражданско-правового характера.

Если предприниматель не зарегистрирован плательщиком НДС, он может включать в расходы НДС, уплаченный в составе стоимости товаров (работ, услуг), приобретение которых разрешено относить на расходы

П.п. 139.1.6

Расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами бухучета и налогообложения

П.п. 139.1.9

Стоимость торговых патентов, которая учитывается в уменьшение налогового обязательства предпринимателя

П.п. 139.1.10

Суммы штрафов и/или неустойки или пени, которые подлежат уплате по решению сторон договора или по решению госорганов, суда

П.п. 139.1.11

Расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, который уплачивает единый налог (кроме стоимости работ и услуг в сфере информатизации, приобретенных у единоналожника).

Обратите внимание: с 01.01.2011 г. по 01.04.2011 г. стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у единоналожников, можно было включать в расходы. Правда, налоговики настаивают на том, что для отражения расходов нужно было в течение I квартала 2011 года не только получить от единоналожника товары и оплатить их, но даже продать их (т. е. получить за них оплату от покупателей)

П.п. 139.1.12

Стоимость услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе, приобретенных у нерезидента

П.п. 139.1.13

Расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу

П.п. 139.1.14

Другие расходы хозяйственной деятельности, кроме операционных

П.п. 138.12.2, п. 177.4

 

Обратите внимание!

Законом № 3609 п. 167.1 НК дополнен абзацем следующего содержания:

«При подаче налоговой декларации за налоговый (отчетный) год плательщиками налога, определенными в <...> статьях 177 <...>, ставка налога 17 процентов применяется к части

среднемесячного годового налогооблагаемого дохода, превышающего десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного годового налогооблагаемого дохода рассчитывается как сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, указанных в абзаце первом этого пункта, деленная на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который осуществляется декларирование».

Таким образом, итоговый НДФЛ мы будем считать уже по новым правилам. Кстати, по всей видимости, такой подход хотя бы немного ослабит налоговую нагрузку.

А пока в течение года (т. е. до окончания отчетного налогового периода)

предприниматель уплачивает авансовые платежи по НДФЛ. Напомним, что теперь они ограничены минимальным пределом и не могут быть меньше чем 100 % годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошлый год (в сопоставимых условиях) (п.п. 177.5.1 НК). Кстати, устанавливать авансовый платеж в бо̀льшем размере можно, но не имеет смысла, ведь и ЕСВ (о нем поговорим дальше) в этом случае нужно будет уплачивать больше.

Напомним, что авансовые платежи

уплачиваются в бюджет по 25 % годовой суммы ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября). Причем предлог «до» означает, что последним днем уплаты фактически является 14 число соответствующего месяца. Кстати, если последний день уплаты НДФЛ совпадет с выходным или праздничным днем, платеж нужно будет осуществить заранее, до наступления выходных (праздничных) дней, поскольку перенос сроков уплаты НДФЛ НК не предусмотрен.

Стоит отметить, что со вступлением в силу

Закона № 3609 у общесистемщиков появилась реальная возможность уменьшить свои авансовые платежи по НДФЛ в течение года.

В частности,

п.п. 177.5.1 НК дополнен вторым абзацем, в соответствии с которым:

«В случае уменьшения суммы полученного дохода за предыдущий календарный квартал текущего года более чем на 20 процентов по сравнению с расчетной ожидаемой суммой дохода на такой квартал плательщик налога имеет право уменьшить сумму авансового платежа, подлежащую уплате в следующий срок, установленный этим подпунктом, пропорционально уменьшению суммы указанного дохода. Для такого уменьшения суммы авансового платежа физическим лицом — предпринимателем до наступления срока уплаты такого авансового платежа в орган государственной налоговой службы подается заявление в произвольной форме, содержащее расчет уменьшения суммы авансового платежа и краткое пояснение обстоятельств, вызвавших уменьшение суммы полученного дохода».

Суть нововведения состоит в следующем. Если предприниматель установил авансовые платежи, основываясь на чистом доходе прошлого года (или первого квартала работы на общей системе налогообложения), а со временем обнаружил, что в каком-то квартале его чистый доход гораздо меньше того, от которого считались авансовые платежи (снизился более чем на 20 %), он вправе уменьшить сумму авансового платежа пропорционально уменьшению дохода. Разумеется, для этого нужно в установленные сроки подать соответствующее заявление.

Окончательная сумма обязательств по НДФЛ

(определяется как разность между суммой НДФЛ, рассчитанной по итогам декларации, и суммой, фактически уплаченной за год в виде авансовых платежей и, в отдельных случаях, сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности) должна быть уплачена предпринимателем в течение 10 календарных дней, следующих за окончанием предельных сроков подачи годовой декларации. Излишне уплаченные суммы налога подлежат зачислению в счет будущих платежей по этому налогу или возврату налогоплательщику.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше