Темы статей
Выбрать темы

Общая система налогообложения. Что еще нужно платить?

Редакция НК
Статья

общая система налогообложения

 

 

Что еще нужно платить?

 

Помимо НДФЛ, ФЛП-общесистемщики уплачивают и другие налоги и сборы. О них сейчас и поговорим.

 

ЕСВ

Как известно, с 1 января 2011 года предприниматели на общей системе должны уплачивать ЕСВ как непосредственно

«за себя», так и за наемных работников (при их наличии). Порядок начисления и уплаты ЕСВ опереден Законом о ЕСВ (от 08.07.2010 г. № 2464-VI) и Инструкцией № 21-5 (утверждена постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г.). Основную информацию по взносу приведем в табл. 3 и 4.

 

Таблица 3

Ставки ЕСВ для предпринимателей и порядок расчета ЕСВ «за себя»

Виды страхования, которые
включает в себя ЕСВ

Ставка
ЕСВ

ПФУ
(33,2%)

ФБ
(1,5%)

ФВПТ
(1,9%)

ФНС
(1,51%)

База налогообложения

«Обязательное»1

34,7%

+

+

Чистый доход, полученный в течение месяца, но не ниже МЗП и не выше 15 ПМТЛ, установленных на соответствующий месяц. Сумма превышения не облагается2

Добровольное (по желанию):

«Обязательное» страхование + добровольное страхование в связи с временной потерей трудоспособности

36,6%

+

+

+

«Обязательное» страхование + добровольное страхование от несчастного случая

36,21%

+

+

+

«Обязательное» страхование + добровольное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и от несчастного случая

38,11%

+

+

+

+

1 Поскольку добровольное страхование редко встречается среди предпринимателей, далее будем говорить преимущественно об обязательной ставке ЕСВ — 34,7 %.

2

Для удобства читателей информацию о минимальном и максимальном страховом взносе приведем в табл. 4

 

Таблица 4

Размер минимального и максимального страхового взноса
 в зависимости от видов страхования, в которых
 ФЛП-общесистемщик принимает участие

Виды страхования, которые включает в себя ЕСВ

Ставка ЕСВ

Период

01.01.2011 — 31.03.2011

01.04.2011 — 30.09.2011

01.10.2011 — 30.11.2011

01.12.2011 — 31.12.2011

Размер МЗП и ПМТЛ, грн.

941,00

960,00

985,00

1004,00

ЕСВ min1, грн

ЕСВ max1,
грн.

ЕСВ min, грн

ЕСВ max,
грн.

ЕСВ min, грн

ЕСВ max, грн.

ЕСВ min, грн

ЕСВ max, грн.

«Обязательное» страхование, которое включает в себя пенсионное страхование и страхование на случай безработицы

34,7 %

326,53

4897,91

333,12

4996,80

341,80

5126,93

348,39

5225,82

«Обязательное» страхование + добровольное страхование в связи с временной потерей трудоспособности

36,6 %

344,41

5166,09

351,36

5270,40

360,51

5407,65

367,46

5511,96

«Обязательное» страхование + добровольное страхование от несчастного случая

36,21 %

340,74

5111,04

347,62

5214,24

356,67

5350,03

363,55

5453,23

«Обязательное» страхование + добровольное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и от несчастного случая

38,11 %

358,62

5379,23

365,86

5487,84

375,38

5630,75

382,62

5739,37

1 ЕСВ min (минимальный страховой взнос ЕСВ) — это сумма ЕСВ, которая определяется расчетным путем как произведение МЗП, действующей в отчетном месяце, и ставки ЕСВ.

ЕСВ max (максимальный страховой взнос ЕСВ) — сумма ЕСВ, которая определяется расчетным путем как произведение пятнадцати размеров ПМТЛ, действующего в отчетном месяце, и ставки ЕСВ.

 

Как видите, если предприниматель не заинтересован в случае болезни получить возмещение от Фонда социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности (далее — ФВПТ) и Фонда социального страхования от несчастных случаев (далее — ФНС), он может в этих фондах не страховаться и тем самым «сэкономить» (оптимизировать) свои платежи. Если же вопрос экономии средств не актуален, то предприниматель может застраховаться в упомянутых выше фондах и обеспечить себе право на получение соответствующих «больничных». Напомним, что, решив увеличить размер ставки ЕСВ, предприниматель должен подать органу ПФУ по месту проживания заявление по форме согласно приложению 2 к

Инструкции № 21-5, а также копии следующих документов: справки о присвоении идентификационного номера (при наличии), трудовой книжки (при наличии), документа, удостоверяющего личность, свидетельства о государственной регистрации1 — и заключить с ПФУ договор о добровольном страховании на срок не менее одного года.

1 В настоящее время свидетельство о государственной регистрации упразднено, однако его по-прежнему могут подавать предприниматели, зарегистрированные до 07.05.2011 г. (письмо ГНАУ от 17.05.2011 г. № 13663/7/29-1017), если они не вносили изменения в Госреестр после указанной даты. ФЛП-общесистемщики, зарегистрированные после 07.05.2011 г., для указанных целей применяют

извлечение из Госреестра.

Важно отметить, что

Закон № 3609 освобождает от уплаты ЕСВ «за себя» пенсионеров (по возрасту) и инвалидов, работающих на упрощенной системе налогообложения: указанные категории лиц смогут стать плательщиками ЕСВ «за себя» только на добровольных началах.

Тем не менее,

для общесистемщиков какая-либо норма, освобождающая их от уплаты ЕСВ или хотя бы снижающая сумму данного взноса, вообще не предусмотрена.

Согласно

п.п. 4.5.2 Инструкции № 21-5 ФЛП на общей системе налогообложения уплачивают ЕСВ «за себя» и членов своей семьи, которые принимают участие в осуществлении предпринимательской деятельности и получают от этого доход, в течение года до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября в виде авансовых платежей, размер которых составляет 25 % годовой суммы ЕСВ, исчисленной от суммы, определенной налоговым органом2 для уплаты авансовых платежей по НДФЛ общесистемщиком.

2 Согласно п.п. 177.5.1 НК с 1 января 2011 года предприниматели обязаны рассчитывать суммы авансовых платежей

самостоятельно.

Напомним порядок определения годовой суммы ЕСВ для уплаты авансовых платежей:

сумма прошлогоднего чистого дохода, рассчитанного в сопоставимых условиях (размер тот же, что и для расчета авансовых платежей по НДФЛ), умножается на ставку взноса 34,7 %. Если прошлогодний чистый доход равен нулю (а для предпринимателей, перешедших на общую систему в течение года, — если равен нулю чистый доход, полученный в первом квартале работы на общей системе налогообложения), то в течение года ему не нужно платить ни авансовые платежи по НДФЛ, ни авансовые платежи по ЕСВ. Пример, иллюстрирующий применение данного порядка, рассмотрен в одной из наших предыдущих публикаций.

Обратите внимание!

Уменьшить в течение года авансовые платежи по ЕСВ пропорционально уменьшению дохода, как это предусмотрено Законом № 3609 для НДФЛ, нельзя.

Окончательный расчет по ЕСВ осуществляется ФЛП-общесистемщиком

до 1 апреля года, следующего за отчетным, на основании данных годовой налоговой декларации. В частности, согласно п. 3.3 Инструкции № 21-5 ЕСВ за каждый месяц определяется так:

34,7 % от суммы дохода (прибыли), полученного в течение месяца от деятельности, которая подлежит обложению НДФЛ, и суммы дохода, который распределяется между членами семьи физических лиц — предпринимателей, которые принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности;

— если в течение месяца получен чистый доход (хотя бы 1 коп.), сумма

ЕСВ должна быть не меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль), т. е. не меньше чем 34,7 % от МЗП. Получается, что если за какой-то месяц чистого дохода не было (был равен нулю или получен убыток), ЕСВ за этот месяц уплачивать не нужно;

— рассчитанная сумма

ЕСВ за любой месяц не должна превышать 34,7 % от 15 размеров ПМТЛ.

Описанный выше расчет суммы ЕСВ осуществляется по окончании года исходя из показателей чистого дохода, полученных в каждом отдельном месяце отчетного года, которые предприниматель будет брать из ежемесячных итоговых сумм графы 12

Книги.

 

Таблица 5

Правила исчисления ЕСВ по итогам отчетного года

Показатель

Сумма чистого дохода (ЧД) в месяцах 2011 года

ЧД = 0

0 <ЧД < МЗП

МЗП < ЧД < ПМТЛ х 15

ЧД > ПМТЛ х 15

Сумма ЕСВ, грн

ЕСВ = 0

ЕСВ min

ЕСВ = ЧД х 34,7 %

ЕСВ мах

Расчет (на примере августа 2011 года)

ЧД = 0 грн.;

ЕСВ = 0 грн.

ЧД = 100 грн.;

ЕСВ = 941 грн. х 34,7 %= 333,12 грн.

ЧД = 5000 грн;

ЕСВ = 1735 грн.

ЧД = 20000 грн.;

ЕСВ = 14400 грн. х 34,7 % = 4996,80 грн.

 

Далее, от общей суммы ЕСВ, начисленной по итогам года, вычитаются суммы ЕСВ, уплаченные предпринимателем в течение года (ежеквартальные авансовые платежи по ЕСВ). В результате либо предприниматель доплачивает ЕСВ в ПФУ (до 1 апреля), либо ему возвращается излишне уплаченная сумма ЕСВ (или засчитывается в счет будущих платежей по ЕСВ).

Обратите внимание!

В настоящий момент прояснилась ситуация относительно отражения суммы ЕСВ в составе расходов ФЛП-общесистемщика: налоговики в ЕБНЗ не возражают против такого отражения.

В частности, в течение года фактически перечисленный авансовый платеж по ЕСВ относится на расходы

в месяце уплаты ЕСВ (отражается в графе 10 Книги учета доходов и расходов). Если по итогам года фактическое обязательство больше суммы авансовых платежей, сумма доплаты включается в расходы в месяце уплаты (при условии, что предприниматель останется на общей системе). При этом пока нет официальной версии, как быть предпринимателю, если по итогам года фактическое обязательство меньше суммы авансовых платежей. Если исходить из того, что сумма такой переплаты «всплывет» в результате проведения окончательного расчета по ЕСВ и подачи декларации, то логичнее такую переплату отражать как доход в месяце подачи декларации. Однако есть мнение, что при наличии переплаты следует откорректировать расходы. Признаемся: «затеваться» с корректировкой не хотелось бы, ведь тогда, помимо декларации, придется корректировать и формы пенсионной отчетности. Но как будут считать налоговики, пока неизвестно.

Кстати, помимо уплаты ЕСВ по наименьшей («обязательной») ставке, у предпринимателя есть еще одна возможность оптимизировать платеж. Заключается оптимизация в том, чтобы при составлении отчетности (годового отчета в ПФУ по форме

приложения 5 и приложения 6 к Порядку № 22-2) «сбросить» весь чистый доход квартала на доход одного месяца, а в остальных месяцах проставить нули. В результате этого предприниматели, работающие на общей системе налогообложения и имеющие высокий доход:

не будут уплачивать ЕСВ за те месяцы, в которых их чистый доход был равен нулю;

с пределом 15 ПМТЛ будут сравнивать не месячный, а квартальный доход. Если учесть, что сумма излишка дохода не облагается ЕСВ, то чем выше доход, тем больше экономический эффект. Обратите внимание: к такому «укрупненному» доходу предприниматель должен будет применить ставку НДФЛ 15 (17) % (ведь он будет превышать 10 МЗП, установленные законом на 1 января 2011 года). Однако даже в этом случае оптимизация позволяет существенным образом сэкономить на платежах в бюджет.

Также механизмом оптимизации могут воспользоваться и предприниматели с более «скромным» чистым доходом. В этом случае нюансы таковы (табл. 6 на с. 16):

 

Таблица 6

Распределение чистого дохода внутри квартала
при заполнении отчетности по ЕСВ

Условие

Способ распределения

Примечание

15 х ПМТЛ квартальная сумма чистого дохода 3 х МЗП

В каждом месяце указывается чистый доход в сумме не меньше МЗП1. При этом взносы в ПФУ рассчитываются так: за каждый из месяцев, в котором указан чистый доход, — 34,7 % х сумма чистого дохода

В пенсионный стаж включается полностью весь квартал

3 х МЗП квартальная сумма чистого дохода 2 х МЗП

В одном месяце квартала указывается чистый доход, равный «0,00», а в двух остальных — чистый доход, не меньший, чем МЗП1 соответствующего месяца. Тогда взносы в ПФУ определяются так:
— за тот месяц, в котором чистый доход равен нулю, взнос в ПФУ тоже равен нулю («0,00»);
— за каждый из месяцев, в которых указан чистый доход, — 34,7 % х сумма чистого дохода

В пенсионный стаж включаются два месяца квартала2

квартальная сумма чистого дохода 2 х МЗП

В двух месяцах квартала указывается чистый доход, равный «0,00», а в одном — остальной чистый доход1. В таком случае взносы в ПФУ определяются следующим образом:
— за те месяцы, в которых чистый доход равен нулю, взносы в ПФУ тоже равны нулю («0,00»);
— за тот месяц, в котором указан чистый доход, — 34,7 % х сумма чистого дохода, но не меньше 34,7 % х МЗП

В пенсионный стаж включается только один из трех месяцев квартала2

1Экономия состоит в том, что предпринимателю не приходится доплачивать ЕСВ до минимального размера за те месяцы, в которых чистый доход был меньше, чем МЗП.

2 Те месяцы, за которые взнос не уплачен, не включаются в пенсионный стаж предпринимателя.

 

Отметим, что оптимизировать налоговые платежи можно только при соблюдении ряда условий:

1)

применяется при окончательном расчете ЕСВ, т.е. по итогам года, и не влияет на размер текущих авансовых ежеквартальных платежей;

2)

предприниматель не обременен проблемой пенсионного стажа. Дело в том, что те месяцы, за которые взнос не уплачен, не включаются в пенсионный стаж предпринимателя (ст. 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV). Таким образом, предпринимателю можно оптимизировать, если он:

— либо работает по трудовому договору, помимо предпринимательской деятельности (тогда пенсионный стаж будет считаться полностью по месту работы);

— либо готов смириться с тем, что не весь прошлый год будет засчитан в его пенсионный стаж.

Обратите внимание: порядок начисления и удержания ЕСВ за наемных работников неоднократно рассматривался в наших предыдущих публикациях и аналогичен как для работодателей — юридических лиц, так для работодателей-предпринимателей. Вместе с тем стоит напомнить, что предприниматели-общесистемщики не указаны в

ч. 13 ст. 8 Закона о ЕСВ среди работодателей, которые могут начислять ЕСВ на заработную плату работников-инвалидов по «льготной» ставке 8,41 %. Следовательно, работодатели-предприниматели начисляют ЕСВ на зарплату инвалидов по обычной (как для работников, не являющихся инвалидами) ставке, установленной в зависимости от класса профессионального риска производства.

 

НДС

Общие положения

Для предпринимателей на общей системе налогообложения по-прежнему остаются актуальными вопросы обложения налогом на добавленную стоимость. В целом принципы уплаты и начисления НДС изменились с принятием

НК несущественно. Однако особенности подчеркнуть все же нужно.

Кто же будет попадать в категорию «ФЛП — плательщик НДС»?

 

img 1

 

Согласно

абз. 4 п.п. 14.1.139 НК лицом для целей обложения НДС являются физические лица (граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства), осуществляющие деятельность, относящуюся согласно законодательству к предпринимательской, или ввозящие товары на таможенную территорию Украины. Отдельно в НК выделены физические лица, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, которые не являются лицами для целей обложения НДС. Это значит, что единоналожники и фикспатентщики не могут зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС даже добровольно. Более того, согласно разъяснениям, приведенным в письме ГНАУ от 12.01.2011г. № 674/7/16-1417, существующая НДС-регистрация у таких ФЛП должна быть аннулирована согласно ч. «в» п.п. 184.1 НК.

Итак, чтобы стать плательщиком НДС, общесистемщику нужно зарегистрироваться в ГНИ.

Со вступлением в силу

НК такую обязанность имеют только ФЛП, у которых объем налогооблагаемых операций по поставке товаров или услуг за последние 12 месяцев превысил 300 тыс. грн. Важно, что согласно письму ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417 для этих целей учитываются только фактические поставки, а заключение договоров или наличие намерений осуществлять сделки на сумму, превышающую 300 тыс. грн., не является основанием для обязательной регистрации. Подавать регистрационное заявление ФЛП, подлежащие обязательной регистрации, должны не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут предельный объем 300 тыс. грн., при этом плательщиками НДС они становятся с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения 300-тысячного предела, причем согласно п. 183.10 НК без права отнесения сумм налога в налоговый кредит и получения бюджетного возмещения до момента регистрации плательщиком НДС. То есть налоговые обязательства у ФЛП возникают сразу при превышении 300-тысячного предела, а право на налоговый кредит — только после НДС-регистрации.

Добровольно ФЛП могут зарегистрироваться при соблюдении следующего требования: зарегистрироваться плательщиком НДС может только то ФЛП, которое фактически осуществляет налогооблагаемые операции при условии, что за последние 12 календарных месяцев объемы поставок товаров/услуг другим плательщикам НДС составляют не менее 50 % от общего объема поставок. Если более 50 % поставок осуществляется неплательщикам НДС,

зарегистрироваться добровольно нельзя. Не сможет добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС и тот предприниматель, который еще не проработал 12 календарных месяцев с даты государственной регистрации. Отдельно следует заметить, что, если после регистрации у добровольного плательщика объем поставок плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев совокупно будет меньше 50 %, налоговый орган может аннулировать НДС-регистрацию согласно п. 184.1 НК.

Таким образом, вновь созданное ФЛП-общесистемщик сможет (будет обязано) стать плательщиком НДС в двух случаях:

— при достижении в течение 12 календарных месяцев объема налогооблагаемых операций 300 тыс. грн.;

— по истечении 12 календарных месяцев, при условии, что объем налогооблагаемых операций меньше 300 тыс. грн., а объем поставок товаров/услуг плательщикам НДС — более 50 % общего объем поставок.

Пунктом

183.4 НК предусмотрена отдельная процедура регистрации для ФЛП, которые переходят на общую систему налогообложения с упрощенной системы. Такие ФЛП смогут стать плательщиками НДС одновременно с началом применения общей системы налогообложения, только если они удовлетворяют критериям обязательной или добровольной регистрации. В противном случае их ждет описанный выше механизм, предусмотренный для вновь созданных ФЛП.

Более того, согласно

п. 18 подраздела 2 раздела XX НК ФЛП, которые перешли на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения и не были зарегистрированы плательщиками НДС, подлежат обязательной регистрации с учетом требований п. 181.1 НК (условие о 300 тыс. грн.). Объем налогооблагаемых операций для них определяется начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.

 

Регистрация

Регистрация плательщиков НДС осуществляется согласно

Положению № 978. А сам механизм регистрации ФЛП в качестве плательщиков НДС заключается в следующем:

1) предоставление в орган налоговой службы по месту взятия его на учет необходимых документов для регистрации его плательщиком НДС;

2) выдача налоговым органам свидетельства о регистрации плательщика НДС.

 

Так, ФЛП, которые обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС, и те, кто добровольно хочет стать плательщиком этого налога, подают в налоговый орган1 заявление о регистрации ФЛП плательщиком НДС (по

ф. 1-ПДВ) согласно п. 5 Положения № 978. С целью подтверждения достоверности сведений о предпринимателе, указанных в регистрационном заявлении, к регистрационному заявлению могут быть (но не обязательно) приложены оригинал или копия выписки из ЕГР.

1 Имеется в виду налоговая инспекция, где предприниматель взят на учет в качестве налогоплательщика (т.е. по месту жительства). Напомним, что на учет в налоговой он становится по принципу «единого окна» — сразу же после регистрации его ФЛП.

Заявление для добровольной регистрации плательщиком НДС предприниматель должен подать не позже чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого ФЛП желает стать плательщиком НДС, а в самом заявлении можно указать желаемый день НДС-регистрации.

Заметьте, с целью проверки достоверности данных о предпринимателе налоговый орган может самостоятельно обратиться к государственному регистратору за получением извлечения из ЕГР.

Что касается порядка заполнения заявления, то никакой сложности здесь нет. Главное, чтобы данные в нем соответствовали действительности, т.е. они должны быть достоверными и отвечать сведениям, внесенным в ЕГР.

Помимо этого, при заполнении заявления ФЛП обязательно должен указать:

а) по какой причине осуществляется регистрация его плательщиком НДС;

б) способ получения свидетельства о налоговой регистрации: по почте или лично в налоговой инспекции.

Затем, в течение 10 календарных дней со дня получения заявления о регистрации налоговый орган обязан выдать предпринимателю или отправить по почте с уведомлением о вручении свидетельство о регистрации плательщика НДС по ф. 2-ПДВ.

При этом десятидневный срок, установленный для налоговой регистрации, начинается с первого календарного дня, следующего за днем получения налоговым органом заявления о регистрации плательщика налога. И как обычно, если последний день десятидневного срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, последним днем срока выдачи свидетельства является первый за ним рабочий день.

Возможен также случай, когда предприниматель в регистрационном заявлении указал первый способ получения свидетельства (лично), но по каким-либо причинам он так и не смог в течение 10 дней явиться в налоговую инспекцию, чтобы забрать документ. Что тогда делать? В этом случае налоговый орган должен отправить по почте свидетельство по адресу, указанному в регистрационном заявлении. Осуществляет такую передачу он во второй половине последнего дня десятидневного срока с послеплатой за счет получателя. Если же свидетельство так и не было вручено предпринимателю, оно возвращается в отделение того налогового органа, где оно оформлялось и выписывалось. Такое свидетельство хранится в регистрационной части учетного дела налогоплательщика. А получить свидетельство (и/или его копии) в налоговом органе ФЛП может в любое время вплоть до даты аннулирования НДС-регистрации.

Но следует помнить, что копии свидетельства, заверенные налоговым органом, должны размещаться в общедоступных для обзора местах помещения, поэтому мы бы не рекомендовали затягивать момент получения свидетельства, а отправляться в налоговую инспекцию, как того требует порядок.

Важно, что датой регистрации лица плательщиком НДС является дата, соответствующая дате осуществления записи в Реестре о такой регистрации. Эта дата будет отправной точкой для ФЛП, которые превысили предел 300 тыс. грн. Начиная с этой даты они получают право на налоговый кредит.

 

Аннулирование

Для уже зарегистрированных ФЛП-плательщиков НДС существует опасность лишиться такой регистрации. Согласно

п. 184.1 НК аннулирование регистрации плательщика НДС происходит в следующих случаях:

— по истечении 12 месяцев с даты регистрации плательщиком НДС общий размер облагаемых операций был меньше 300 тыс. грн. и плательщик подал соответствующее заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС (

ф. № 3-ПДВ);

— ФЛП-общесистемщик снимается с государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

— ФЛП-общесистемщик переходит на упрощенную систему налогообложения;

— ФЛП-общесистемщик, зарегистрированный как плательщик НДС, в течение 12 последовательных налоговых месяцев не подает органу государственной налоговой службы декларации по НДС и/или подает такую декларацию (налоговый расчет), которая (который) свидетельствует об отсутствии поставки/приобретения товаров, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита;

— ФЛП-общесистемщик лишается статуса субъекта хозяйствования по решению суда;

— ФЛП-общесистемщик освобождается от уплаты НДС по решению суда;

— регистрация в качестве плательщика НДС аннулирована (отменена, признана недействительной) по решению суда;

— смерть ФЛП-общесистемщика, объявление его умершим, признание недееспособным или без вести пропавшим, ограничение его гражданской дееспособности;

— в ЕГРПОУ присутствует запись об отсутствии ФЛП по его местонахождению (местожительству);

— окончание срока действия свидетельства о регистрации ФЛП в качестве плательщика НДС;

— ФЛП, зарегистрированный добровольно, достиг уровня объема поставок товаров/услуг другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев менее 50 % общего объема поставок.

Особое внимание следует обратить на последний пункт, который предпринимателю необходимо постоянно контролировать. При этом по всем пунктам, кроме первого, соответствующую инициативу об аннулировании свидетельства может принять как сам предприниматель, так и налоговый орган.

Подчеркнем, что в случае аннулирования свидетельства плательщика НДС по заявлению плательщика, согласно

п. 184.7 НК, если в последнем отчетном (налоговом) периоде в учете у плательщика НДС остаются товары и необоротные активы, при приобретении которых сумма НДС была включена в налоговый кредит, плательщик НДС не позднее даты предоставления заявления об аннулировании его регистрации, обязан признать условную поставку таких товаров и необоротных активов и начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены соответствующих товаров или необоротных активов.

Следует еще раз напомнить, что сумма НДС, уплаченная в составе приобретения товаров (работ, услуг),

не включается в состав расходов ФЛП-общесистемщика — плательщика НДС, а сумма НДС, полученная в составе выручки, — в состав его доходов.

 

Прочие налоги и сборы

Рассмотренные выше НДФЛ, ЕСВ и при определенных условиях НДС являются обязательными «спутниками» ФЛП-общесистемщика. Однако при осуществлении различных видов деятельности предприниматель может столкнуться с необходимостью уплачивать и иные налоги и сборы. Рассмотрим основные из них.

 

Таблица 7

Вид налога, сбора

Кто
уплачивает

Налоговый отчетный
период

Объект
налогообложения

База налогообложения

Ставка

Порядок
расчета

Срок
уплаты

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Плата за землю

(регулируется разделом XІІI НК)

ФЛП-общесистемщики, имеющие землю в собственности (платят земельный налог)

Отчетный год (с 1 января по 31 декабря) (ст. 285, п. 288.7 НК)

Земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании (постоянном пользовании), а также земельные доли (паи), находящиеся в собственности (п.п. 270.1.1 НК)

Нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии со ст. 289 НК, или площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена (ст. 271 НК)

Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от категории земельного участка, целевого назначения, места их расположения (в пределах или за пределами населенного пункта), а также от того, проведена ли денежная оценка земли

Самостоятельно рассчитывают сумму налога по состоянию на 1 января на основании налоговой декларации. Подробно порядок подачи такой декларации рассмотрен на с. 29

Уплачивать как земельный налог, так и арендную плату (сумму, рассчитанную за месяц) необходимо ежемесячно равными частями по «годовой» декларации в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца

В НК для физических лиц — плательщиков земельного налога предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты земельного налога (ст. 281 НК), временных льгот для отдельных плательщиков (подразд. 6 разд. ХХ НК), а также перечень земельных участков, не подлежащих обложению земельным налогом (независимо от того, кто является их собственником) (ст. 283 НК)

ФЛП-обще-системщики — землепользователи (платят арендную плату за землю)

Земельный участок, предоставленный в аренду (п. 288.3 НК)

Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды земли, в пределах, установленных пп. 288.5 и 288.6 НК.

Кроме того, арендаторы земли обязаны подавать в налоговую расчет арендной платы за землю (подробно см. на с. 29), в соответствии с которым и определяется размер месячного платежа

Сбор за специальное использование воды (сбор за спецводопользование) (регулируется разделом XVI НК)

Практически все ФЛП-общесистемщики1, включая даже тех, кто использует воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд

(ст. 323 НК, письмо ГНАУ от 04.01.11 г. № 12/7/15-0817)

Календарный квартал (п. 328.1 НК)

Специальное использование воды, полученной путем забора из водных объектов и/или от первичных либо других водопользователей (в том числе и для использования воды при изготовлении напитков) (п. 324.1 НК)

Фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения (п. 324.1 НК) 2

Ставки сбора за спецводопользование установлены ст. 325 НК.

В соответствии с п. 4 разд. ХІХ НК ВРУ должна предусмотреть проведение индексации путем внесения изменений в НК.

На сегодняшний день методика проведения индексации отсутствует

Исчисляется нарастающим итогом с начала года (ст. 326 НК) исходя из объема использованной воды с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения, установленных в разрешении на спецводопользование, годовых лимитов использования воды и ставок сбора. Размер сбора также зависит от того, установлены ли измерительные приборы для учета использованной воды3

В течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи Налоговой декларации4, по месту налоговой регистрации плательщика сбора (п. 328.4 НК)

Как разъяснила ГНАУ в ЕБНЗ, сбор за спецводопользование включается в состав расходов в пределах лимита использования воды, установленного в разрешении на спецводопользование 5. За сверхлимитное использование воды сбор взимается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после налогообложения, т. е. в расходы не включается (п. 328.8 НК)

1На наш взгляд, если ФЛП-общесистемщик зарегистрирован по месту жительства (в своей квартире) и использует воду лишь для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (не использует в предпринимательской деятельности), то уплачивать сбор за спецводопользование в соответствии с п.п. 324.4.1 НК он не должен, потому что не осуществляет специальное использование воды (ст. 47 и 48 Водного кодекса Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР).

Если предприниматель осуществляет свою деятельность в отдельном нежилом помещении, то за использованную воду в таком помещении он должен уплачивать сбор за спецводопользование, за исключением случая, когда такое помещение является арендованным, и при этом арендатор не заключал с водоканалом договор на поставку воды (от своего имени) (п. 326.2 НК).

2 Если у плательщика сбора отсутствуют измерительные приборы, то объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным.

3Если у плательщика сбора отсутствуют измерительные приборы для учета использованной воды, а возможность для их установки существует, то сбор такому плательщику нужно будет уплачивать в двукратном размере (п. 326.10 НК).

За сверхлимитное использование воды либо за использование воды без разрешения на спецводопользование сбор взимается в пятикратном размере (ст. 327 НК). Причем такие суммы сбора должны уплачиваться за счет прибыли, остающейся у водопользователя после налогообложения

(п. 328.8 НК).

4Подробно об отчетности по сбору за спецводопользование читайте на с. 29.

В 2011 году последним днем уплаты сбора является за І квартал — 20 мая 2011 года; за полугодие — 19 августа 2011 года; за три квартала —18 ноября 2011 года; за 2011 год — 17 февраля 2012 года.

5 Разрешение на спецводопользование выдается только тем субъектам хозяйствования, которые осуществляют забор воды непосредственно из водных объектов (т.е. первичным водопользователям). Всем остальным водопользователям (получающим воду от первичных водопользователей) лимиты использования воды устанавливаются в договорах на поставку воды. То же касается разрешения на спецводопользование, им его получать не нужно — достаточно договора.

Экологический налог за размещение отходов (эконалог) (регулируется разделом VІІI НК)

ФЛП-общесистемщики, которые размещают отходы в специально отведенных для этого местах или на объектах (кроме размещения отдельных видов отходов в виде вторсырья)1п.п. 240.1.3 НК

Календарный квартал (п. 250.1 НК)

Исходя из разъяснений ГНАУ:

«…отходы (в том числе <…> отходы производства: макулатура, металлический лом (черный и цветной), отходы древесины, полиэтилена и полипропилена, люминесцентные лампы и бытовые отходы и т. п.), которые временно размещаются (хранятся), в том числе на конец отчетного квартала, на собственной территории предприятия (до их передачи на утилизацию или размещение другому субъекту хозяйствования (специализированному предприятию и т. п.) в места удаления отходов.

Заметим, что исключение составляют объемы и виды (классы) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемые на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования,

которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов»

Ставки эконалога определены ст. 246 НК и в зависимости от уровня опасности варьируются в пределах от 0,25 до 700 грн./т2

Рассчитывается исходя из фактических объемов размещения отходов, ставок налога и корректирующих коэффициентов по формуле, приведенной в п. 249.6 НК

В течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи Налоговой декларации3 по месту размещения (п. 250.2 НК)

При подсчете суммы эконалога для предпринимателей есть немалая свобода действий. Так, проконтролировать объем образовавшихся отходов налоговикам очень сложно, поэтому и сумма эконалога зачастую будет определяться «на честном слове».

Что же касается класса отходов, то установить его можно, обратившись в органы Минприроды (хотя это может потребовать немало времени и средств) или попросив спецорганизацию по вывозу отходов указать в договоре на вывоз отходов их класс (без сомнений, такая организация должна была получить от Минприроды класс опасности на вывозимые ею отходы)

1Позиция ГНАУ на сегодняшний день бескомпромиссная: эконалог уплачивать обязан каждый предприниматель, у которого образуются отходы, даже если он передает их по договору спецорганизациям. Если при этом учесть, что отходы (пусть даже самые простые — макулатура, полиэтилен и прочие бытовые отходы) образуются у каждого субъекта хозяйствования, то с точки зрения налоговиков абсолютно все предприниматели теперь будут плательщиками эконалога (за отходы).

По нашему мнению, если предприниматель не занимается захоронением отходов, значит, он не размещает их в полном смысле этого слова и, следовательно, не должен уплачивать эконалог. Однако, несмотря и на другие аргументы в пользу неуплаты эконалога, на практике предпринимателям будет весьма сложно отстоять свою позицию.

2 На протяжении 2011 — 2012 гг. применяются ставки в размере 50 % от приведенных в ст. 246 НК, 2013 г. — 75 %, а в 2014 г. и в дальнейшем — 100 % (п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НК). Таким образом, в 2011 году за высокоопасные отходы установлена ставка эконалога (без учета коэффициентов) — 12,75 грн. за тонну, за среднеопасные — 3,20 грн. за тонну, за малоопасные — 1,25 грн. за тонну, за малоопасные и нетоксичные — 0,13 грн. за тонну, за люминесцентные лампы3,75 грн. за штуку (ст. 246 НК). И только за чрезвычайно опасные отходы ставка составляет 350 грн. за тонну. Хотя с последними предприниматели вряд ли сталкиваются, однако такая же ставка применяется и за размещение отходов, на которые не установлен уровень опасности.

Фиксированные ставки в зависимости от количества единиц отходов установлены для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением (431 грн./шт.) и люминесцентных ламп (7,5 грн./шт).

3 Подробно об отчетности по эконалогу читайте на с. 29.

Сбор за первую регистрацию транспортного средства

(регулируется разделом VІI НК)

Общесистемщики, которые регистрируют новое транспортное средство или транспортное средство, только что ввезенное на территорию Украины из стран зарубежья (ст. 231 НК)

Календарный год (ст. 236 НК)

Колесные транспортные средства (КТС)1.

Исключение составляют, в частности:
— машины и механизмы для сельскохозяйственных работ (коды 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД);
— прицепы (полуприцепы);
— мопеды;
— велосипеды

Для мотоциклов, легковых автомобилей (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем), автобусов (в том числе микроавтобусов), тракторов, грузовых автомобилей (в том числе седельных тягачей, других специализированных и специальных грузовых транспортных средств) — по объему цилиндров двигателя в куб. см;

— для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, — по мощности двигателя в кВт

Ставки сбора определены ст. 234 НК и приведены в статье «Сбор за первую регистрацию транспортного средства» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 1, с. 42

Сумма сбора исчисляется относительно каждого транспортного средства как произведение соответствующей базы налогообложения, ставки сбора и соответствующего коэффициента, указанного в п. 234.4 НК

Сбор уплачивается перед проведением первой регистрации транспортного средства в Украине (ст. 237 НК)

1. Согласно п. 6 Порядка № 1388 транспортные средства, принадлежащие ФЛП-общесистемщикам, регистрируются за ними как за физическими лицами.

2. С 14.08.2011 г. вступил в силу Закон Украины от 05.07.11 г. № 3565-VI, в соответствии с которым отменен техосмотр. В связи с этим интересна судьба п. 2 подразд. 9 разд. ХХ НК. По всей видимости, транспортный налог за 2010 г. с указанной даты уплачивать уже не нужно

1 Согласно ст. 232 НК объектом обложения сбором также могут являться суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины, а также самолеты и вертолеты, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины или в Реестре государственных воздушных судов Украины, за некоторыми исключениями (см. ниже). Но вряд ли такие указанные объекты будут встречаться у ФЛП-общесистемщика.

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (торговый патент) (регулируется ст. 267 НК)

Общесистемщики, осуществляющие патентуемые виды деятельности (см. графу 4).

Перечень лиц, которые освобождены от необходимости получать торговый патент, приведен в п.п. 267.1.2 НК

Месяц (квартал — для сферы развлечений)

торговая деятельность за наличные1 в пунктах продажи2;
— деятельность по предоставлению платных бытовых услуг3 (по перечню, утвержденному постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1258);
— торговля валютными ценностями в пунктах обмена валют;
— деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных денежных лотерей)

В соответствии с п.п. 267.3.1 НК ставки сбора устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами из расчета на календарный месяц в соответствующем размере от МЗП, установленной на 1 января календарного года (на 1 января 2011 года МЗП составляет 941 грн.).

При определении конкретного размера ставки учитываются местонахождение пункта продажи товаров (пункта предоставления платных услуг) и ассортимента товаров (вида платных услуг). Местные советы не могут устанавливать ставки данного сбора произвольно, а должны руководствоваться максимальным и минимальным пределами, определенными п. 267.3 НК.

Для более удобного представления границ для установления ставок сбора представим вспомогательную таблицу (табл. 8)

Не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу (кварталу).

За осуществление торговой деятельности с приобретением краткосрочного торгового патента — не позднее чем за один календарный день до начала осуществления такой деятельности

Также общесистемщики могут приобретать:
льготный торговый патент — торговый патент на осуществление торговой деятельности определенными видами товаров, указанных в ст. 267 НК (п.п. 14.1.146 НК);
краткосрочный торговый патент — это торговый патент на осуществление торговой деятельности, срок действия которого не превышает 15 календарных дней (п.п. 14.1.92 НК)

1Обратите внимание! Если предприниматель занимается торговлей и рассчитывается со своими покупателями исключительно в безналичной форме, он может работать без патента, даже находясь на общей системе налогообложения. Дело в том, что торговая деятельность подлежит патентованию только в том случае, когда продавец и покупатель рассчитываются наличными или с использованием платежных карточек (п.п. 14.1.246 НК). Поэтому «безналичная торговля» патентованию не подлежит.

2 Согласно п.п. 14.1.211 НК под пунктами продаж понимаются:

—магазин, другая торговая точка, расположенные в отдельном помещении, здании либо их части и имеющие торговый зал для покупателей или использующие для торговли его часть;
— киоск, палатка, другая малая архитектурная форма, которая расположена в отдельном помещении, но не имеет встроенного торгового зала для покупателей;
— автомагазин, развозка, другой вид передвижной торговой сети;
— лоток, прилавок, другой вид торговой точки в отведенном для торговой деятельности месте, кроме лотков и прилавков, предоставляемых в аренду субъектам хозяйствования — физическим лицам и расположенных в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности;
— стационарная, малогабаритная и передвижная автозаправочная станция, заправочный пункт, осуществляющий торговлю нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом;
— фабрика-кухня, фабрика-заготовительная, столовая, ресторан, кафе, закусочная, бар, буфет, открытая летняя площадка, киоск, другой пункт ресторанного хозяйства;
— оптовая база, склад-магазин, другие помещения, используемые для осуществления оптовой торговли за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек.

3

Независимо от того, каким образом ведутся расчеты за предоставленные бытовые платные услуги — в безналичной или наличной форме.

 

Таблица 8

Ставки сбора за осуществление некоторых видов
 предпринимательской деятельности (торговый патент)
в разрезе видов деятельности


п/п

Вид (особенности) деятельности

Пределы установления
ставок сбора

часть от размера
МЗП

грн.

1

2

3

4

1

Осуществление торговой деятельности и деятельности по предоставлению платных услуг (за месяц):

1.1

На территории г. Киева и областных центров

0,08 — 0,4

75 — 376

1.2

На территории г. Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров

0,04 — 0,2

38 — 188

1.3

На территории других населенных пунктов

от 0,02 до 0,1

от 19 до 94

1.4

Торговая деятельность нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом на стационарных, малогабаритных и передвижных автозаправочных станциях, заправочных пунктах

0,08 — 0,4

75 — 376

Кроме того, если пункт продажи товаров (предоставления услуг) находится в курортной местности или на территории, прилегающей к таможне, других пунктов перемещения через таможенную границу, органы местного самоуправления могут принять решение об увеличении ставки сбора, но не более 0,4 размера МЗП.

2

Осуществление торговой деятельности валютными ценностями (за месяц)

1,2

1129

3

Осуществление деятельности в сфере развлечений (за квартал):

3.1

Для использования игрового автомата (игрового автомата «кран-машина»; игрового автомата, на котором проводятся детские игры, другого игрового автомата, предназначенного для проведения платных игр)

1

941

3.2

Для использования игровых желобов (дорожек) кегельбана, боулинга, которые водятся в действие при помощи жетона, монеты или без них

2 (за каждый игровой желоб или дорожку)

1882

3.3

Для использования столов для бильярда, которые вводятся в действие при помощи жетона, монеты или без них (кроме столов для бильярда, которые используются для спортивных любительских соревнований)

1 (за каждый стол)

941

3.4

Для проведения других платных развлекательных игр

1 (за каждое отдельное игровое место)

941

4

Осуществление торговой деятельности с приобретением льготного торгового патента (за год)

0,05

47

5

Осуществление торговой деятельности с приобретением краткосрочного торгового патента (за 1 день)

0,02

19

 

Кроме того, предприниматель на общей системе

не освобождается от уплаты сбора за использование лесных ресурсов, платы за пользование недрами, хмелесбора и т.д.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше