Темы статей
Выбрать темы

О рассмотрении письма

Редакция НК
Письмо от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117

Эконалог за размещение отходов

Письмо Государственной налоговой администрации Украины вот 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117 «О рассмотрении письма»

 

<...>

1. В соответствии с заключенным договором в состав стоимости за услуги по вывозу отходов входит сумма экологического налога, начисляемая и уплачиваемая в бюджет предприятием, которое вывозит и фактически размещает отходы, на основании разрешения по месту их размещения. Должно ли предприятие начислять и уплачивать экологический налог за временное хранение отходов в случае заключения договора с предприятием (в том числе коммунальным) на услуги по вывозу и размещению в специально отведенных местах (свалках, полигонах и т. п.) отходов (в том числе бытовых)?

Пунктом 240.1 статьи 240 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — Кодекс) определено, что плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования — юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья (подпункт 240.1.3 пункта 240.1 статьи 240 Кодекса).

При этом в условиях пункта 240.5 статьи 240 Кодекса не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляют услуги в этой сфере.

В соответствии с подпунктом 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса объектом и базой налогообложения являются, в частности, объемы и виды (классы) отходов, размещаемые в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

Размещение отходов — это хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (подпункт 14.1.223 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).

В связи с этим обязанностью плательщика налога является исчисление, начисление и уплата в бюджет экологического налога, а также составление налоговой отчетности в случае наличия фактических объемов размещения отходов, соответственно хранения (временного размещения до утилизации или удаления) в течение отчетного квартала, кроме размещения объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемого на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов в условиях, определенных подпунктом 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса.

Поэтому начиная с 1 января 2011 года предприятие, несмотря на заключенный договор с другим предприятием (в том числе коммунальным) на услуги по вывозу и размещению в специально отведенных местах (свалках, полигонах и т. п.) отходов (в том числе бытовых), должно начислять и уплачивать экологический налог за временное размещение отходов.

2. За какой объем отходов необходимо уплачивать экологический налог предприятиям, временно хранящим отходы?

Исходя из вышеуказанных положений подпункта 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса, предприятия, временно размещающие отходы, должны уплачивать экологический налог за фактические объемы размещенных в течение отчетного квартала отходов.

 

Заместитель председателя комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины,
заместитель Председателя ГНС Украины С. Лекарь

 

Комментарий редакции

 

ГНАУ по-прежнему продолжает настаивать на том, что все субъекты хозяйствования, в деятельности которых образуются отходы (в том числе бытовые), если такие отходы находились на их территории в течение какого-то, даже незначительно времени, обязаны уплачивать эконалог за размещение отходов. Причем факт заключения договора со специализированным предприятием на вывоз отходов роли не играет.

Основной аргумент, используемый налоговыми органами, — понятие «размещение отходов», приведенное в п.п. 14.1.223 НК, в котором указано, что размещение отходов — это хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Исходя из этого ГНАУ считает, что хранение отходов до момента передачи специализированному предприятию является временным размещением отходов и соответственно подпадает под термин «размещение отходов». А значит, субъекты, которые осуществляют такое временное размещение отходов (в том числе бытовых), обязаны уплачивать эконалог.

По нашему мнению, такие доводы налоговиков безосновательны (наши аргументы по этому поводу см. в тематическом номере «Экологический налог. Акцизный налог» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 18, с. 8).

Поддерживает нашу позицию и Министерство экологии. Так, в своих письмах от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11, от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11 госорган разъясняет, что под размещением отходов следует понимать их хранение и захоронение в специально отведенных для этого местах или на объектах. Основное назначение специально отведенных мест или объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания. Основываясь на этом, в письме сделан вывод, что контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам и объектам.

Правда, в конце письма Минэкологии в отношении необходимости уплаты эконалога предложило обратиться за разъяснениями по этому вопросу к налоговикам, аргументируя это тем, что определение термина «размещение отходов», приведенное в п.п. 14.1.223 НК, существенно отличается от аналогичного термина, приведенного в Законе об отходах. Хотя, по нашему мнению, эти понятия являются тождественными.

Учитывая то, что ГНАУ настаивает на необходимости уплаты «бытового» эконалога, советуем тем плательщикам, которые не хотят доводить дело с налоговиками до суда, подавать отчетность по эконалогу за размещение бытовых отходов. При этом отметим, что первая судебная практика свидетельствует о незаконности требований налоговиков. Так, постановлением Донецкого окружного суда от 13.10.2011 г. по делу № 2а/0570/16902/2011 суд удовлетворил требования налогоплательщика и признал налоговую консультацию, ставшую предметом спора, недействительной, указав на то, что субъект хозяйствования, который не размещает отходы в специально отведенных местах и не имеет разрешения на использование таких мест, не является плательщиком экологического налога.

Однако не все субъекты готовы спорить с налоговиками. Тем более, что вышеназванное постановление было вынесено судом первой инстанции и может быть обжаловано. Поэтому для плательщиков актуальным остается вопрос, как рассчитать сумму экологического налога.

В письме от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11 Минэкологии дало свою официальную позицию в отношении того, как можно определить объем бытовых отходов и ставку эконалога для бытовых отходов.

Так, объем образованных бытовых отходов Минэкологии рекомендует определять, ориентируясь:

либо на Минимальные нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, приведенные в приложении 2 к Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070 (далее — постановление № 1070);

либо на Рекомендуемые нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные приказом МинЖКХ от 22.03.2010 г. № 75 (далее — приказ № 75)

При этом отметим, что согласно приказу Министерства региональной политики от 01.11.2011 г. № 271 нормы, утвержденные приказом № 75, утратили свою силу.

Поэтому при определении объема образования бытовых отходов остается ориентироваться на постановление № 1070. Приведем извлечение из него.

 

Наименование объекта

Минимальная суточная норма предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, килограммов (литров)

1

2

Твердые бытовые отходы

Предприятия, учреждения и организации

4. Гостиница, на одно место

0,5 (2,74)

Общежитие, на одно место

0,35 (1,65)

Санаторий, пансионат, дом отдыха, на одно место

0,7 (3,84)

Лечебно-профилактические заведения:

 

больница, на одну койку

0,35 (2,19)

поликлиника, на одно посещение

0,01 (0,06)

Склад, на 1 кв. метр площади

0,1 (0,22)

Административные и общественные учреждения и организации, на одно рабочее место

0,3 (1,3)

Учебные заведения:

 

высшее и среднее специальное, на одного студента

0,09 (0,48)

школа, на одного учащегося

0,08 (0,4)

школа-интернат, на одного учащегося

0,45 (2,2)

профтехучилище, на одного учащегося

0,4 (2)

детское дошкольное заведение, на одно место

0,28 (1,4)

Предприятия торговли, на 1 кв. метр торговой площади:

 

промтоварный магазин

0,15 (0,82)

продовольственный магазин

0,3 (1,5)

рынок

0,31 (1,1)

Заведения культуры и искусства, на одно место

0,08 (0,7)

Предприятия бытового обслуживания, на одно рабочее место

0,75 (3,4)

Вокзал, аэропорт, на 1 кв. метр площади зала ожидания

0,37 (1,7)

Кемпинг, автостоянка, на 1 кв. метр площади

0,03 (0,11)

Пляж (курортный сезон), на 1 кв. метр территории

0,04 (0,25)

Предприятия общественного питания, на одно место:

 

1) ресторан:

 

с отбором пищевых отходов

1 (5)

без отбора пищевых отходов

1,4 (6)

2) кафе, столовая:

 

с отбором пищевых отходов

0,43 (2,2)

без отбора пищевых отходов

0,5 (2,6)

Крупногабаритные отходы, на одного человека

0,08 (0,4)

Ремонтные отходы, на одного человека

0,11 (0,15)

Жидкие отходы, на одного человека

25 литров

Опасные отходы, на одного человека

0,01 (0,05)

 

Расчет объема образованных бытовых отходов осуществляется следующим образом:

Количество работников (чел.) х
х Минимальную норму образования отходов для учреждения и организации (кг, л) х
х Количество календарных дней : 1000.

Что касается ставок экологического налога за бытовые отходы, то, по мнению Минэкологии, бытовые отходы относятся к малоопасным, т. е. отходам IV класса опасности. Исходя из этого в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. ставка налога будет составлять 1,25 грн. за 1 тонну (ст. 246 НК, п. 2 подразд. 5 разд. XX НК).

 

Марина Казанова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше