НДФЛ: нюансы
В этой статье мы продолжаем знакомить читателей с «правилами игры» по Налоговому кодексу. В частности, речь пойдет о наиболее важных моментах, которые стоит учесть уже буквально на старте нового налогового года.
Яна Клыженко, экономист-аналитик
Важные цифры
В отношении НДФЛ
НК часто ссылается на размер прожиточного минимума, установленный для трудоспособного лица, и минимальной заработной платы.Обычно такие показатели определяются законом о госбюджете на соответствующий год. На данный момент
Закон о госбюджете на 2011 год принят. Прожиточный минимум установлен его ст. 21, а минимальная зарплата — ст. 22.Итак, на
2011 год в Законе о госбюджете на 2011 год указанные показатели установлены на одном уровне и составляют: с 1 января — 941 грн.; с 1 апреля — 960 грн.; с 1 октября — 985 грн.; с 1 декабря — 1004 грн.С учетом таких сведений показатели, которые в
НК привязаны к минимальной заработной плате или прожиточному минимуму, будут иметь следующее денежное выражение:
№ п/п | Показатель | Расчет | Размер |
1 | Предельный размер дохода, дающего право на НСЛ (абз 1 п.п. 169.4.1 НК) | Размер месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженный на 1,4 и округленный до ближайших 10 гривень | 941 грн. х 1,4 = |
* Данная величина также служит базой для расчета предельного размера дохода, с которого не взимается НДФЛ, в виде: | |||
2 | Средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые как помощь на погребение плательщика налога работодателем такого умершего плательщика налога по его последнему месту работы, из которых не удерживается НДФЛ (п.п. 165.1.22 НК) | Двойной размер суммы, определенной в абз. 1 п.п. 169.4.1 НК | 1320 грн. х 2 = 2640 грн.* |
* НДФЛ не взимается, если размер помощи не превышает 2640 грн. Сумма превышения при ее наличии окончательно облагается налогом по ставке 15 (17) % при ее начислении (выплате, предоставлении). | |||
3 | Предельный размер дохода для применения малопрогрессивной ставки налога (п. 167.1 НК) | Десятикратный размер МЗП, установленный законом на 1 января отчетного налогового года | 941 грн. х 10 = 9410 грн.* |
* Если доход за отчетный месяц: | |||
4 | Выигрыши и призы в государственную денежную лотерею, не облагаемые налогом (п.п. 165.1.46 НК) | 50 МЗП | с 1 января: 941 грн. х 50 = |
* Если сумма денежных средств, полученная в качестве выигрыша или приза:— меньше или равна указанным суммам за соответствующий период, НДФЛ не взимается; — больше, облагается по ставке 15 (17) %. Обратите внимание: при обложении НДФЛ выигрышей и призов, размер которых превышает указанные пределы за соответствующий период, стоит учитывать и предельный размер дохода для применения малопрогрессивной ставки налога. К примеру, если выигрыш в государственную денежную лотерею в январе составил 50000 грн., то с 9410 грн. налог будет удержан по ставке 15 %, а с 40590 грн. — по ставке 17 %. | |||
5 | Предельный размер вещественного подарка, стоимость которого не включается в налогооблагаемый доход (п.п. 165.1.39 НК) | 50 % одной МЗП (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года | 941 грн. х 50 % : 100 % = 470,50 грн. |
* Если стоимость подарка: | |||
6 | Предельный размер задолженности плательщика налога по заключенному гражданско-правовому договору, по которой истек срок исковой давности и которая не подлежит налогообложению (п.п. 164.2.7 НК) | 50 % месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года | 941 грн. х 50 % : 100 % =
|
* Если сумма задолженности: |
НСЛ-моменты
Как известно, некоторые налогоплательщики имеют право уменьшить свой налогооблагаемый доход, получаемый от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму НСЛ.
НСЛ бывает трех видов («обычная», «повышенная» и «максимальная»), при этом ее размер зависит от размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (из расчета на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.
Напоминаем, что со вступлением в силу
НК работодателям стоит произвести «ревизию» работников, к заработной плате которых можно применить НСЛ. Особое внимание нужно обратить на такие категории сотрудников:— лица, имеющие двоих детей в возрасте до 18 лет, — теперь они имеют право на получение «обычной» НСЛ в расчете на каждого ребенка;
— лица, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, — при выполнении законодательно установленных условий к их заработной плате (в расчете на каждого ребенка) может быть применена «обычная» НСЛ вместо «максимальной»;
— вдова или вдовец — «повышенная» НСЛ применяется только при наличии ребенка в возрасте до 18 лет (НСЛ предоставляется в расчете на каждого такого ребенка). Вдова или вдовец, у которых нет детей или есть дети старше 18 лет, права на НСЛ теперь не имеют;
— участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие
Закона № 3551. Такие работники согласно НК имеют право на «повышенную» НСЛ.С учетом приведенных выше сведений размеры НСЛ, применяемые в 2011 году, в зависимости от категории налогоплательщика представим в виде таблицы.
Категория налогоплательщика | Расчет размера НСЛ | Размер НСЛ*, грн. |
Любой плательщик налога (п.п. 169.1.1 НК, абз. 8 п. 1 р. XIX НК) | ПМ** х 100 % х 50 % | 470,50 |
Лицо, содержащее двоих и более детей в возрасте до 18 лет (п.п. 169.1.2 НК) | ПМ х 100 % х 50 % х | 470,50 х количество детей в возрасте до 18 лет |
Одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель, имеющие ребенка (детей) до 18 лет (п.п. «а» п.п. 169.1.3 НК) | ПМ х 150 % х 50 % х | 705,75 х количество детей в возрасте до 18 лет |
Лицо, содержащее ребенка-инвалида (детей-инвалидов) в возрасте до 18 лет (п.п. «б» п.п. 169.1.3 НК) | ||
Лицо, отнесенное законом к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (п.п. «в» п.п. 169.1.3 НК) | ПМ х 150 % х 50 % | 705,75 |
Учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты*** (п.п. «г» п.п. 169.1.3 НК) | ||
Инвалиды I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена п.п. «б» п.п. 169.1.4 НК (п.п. «ґ» п.п. 169.1.3 НК) | ||
Лица, которым присуждена пожизненная стипендия как гражданину, который подвергался преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов (п.п. «д» п.п. 169.1.3 НК) | ||
Участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551, кроме лиц, определенных в п.п. «б» п.п. 169.1.4 НК (п.п. «е» п.п. 169.1.3 НК) | ||
Герои Украины, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда или полные кавалеры ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу» (п.п. «а» п.п. 169.1.4 НК) | ПМ х 200 % х 50 % | 941,00 |
Участники боевых действий во время Второй мировой войны или лица, работавшие в то время в тылу, и инвалиды I и II группы из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551 (п.п. «б» п.п. 169.1.4 НК) | ||
Бывшие узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лица, признанные репрессированными или реабилитированными (п.п. «в» п.п. 169.1.4 НК) | ||
Лица, насильно вывезенные с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, которые находились в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками (п.п. «г» п.п. 169.1.4 НК) | ||
Лица, которые находились на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (п.п. «ґ» п.п. 169.1.4 НК) | ||
* Размер НСЛ рассчитан исходя из размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного Законом о госбюджете на 2011 год. |
В отношении НСЛ заметим еще один момент.
Согласно
п.п. 169.3.4 НК НСЛ предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором плательщик налога был уволен с места работы. Напоминаем: ранее, даже если увольнение осуществлялось последним днем отчетного месяца, работник утрачивал право на применение НСЛ к заработной плате, начисленной в таком отчетном месяце. Иными словами, для уволенных работников срок предоставления НСЛ продлен.Также вступило в силу
постановление № 1227. Данным документом предусмотрен перечень документов для применения НСЛ с учетом изменения круга лиц, к заработной плате которых может быть применена льгота.В частности, подача дополнительных документов предусмотрена для:
— вдовцов или вдов, имеющих ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;
— участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие
Закона № 3551;— Героев Украины, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда или полных кавалеров ордена Славы или Трудовой Славы, лиц, награжденных четырьмя и более медалями «За отвагу»;
— участников боевых действий во время Второй мировой войны или лиц, которые в то время работали в тылу и имеют соответствующие государственные отличия, и инвалидов I и II группы из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие
Закона № 3551.Кроме того, на сайте ГНАУ (
http://www.sta.gov.ua) размещен проект приказа «Об утверждении Порядка информирования работодателей плательщика налога о наличии нарушений применения налоговой социальной льготы, лишения плательщика налога или о восстановлении его права на налоговую социальную льготу и формы Уведомления о наличии нарушений». В отличие от существующей практики, когда налоговые органы информируют работодателя исключительно о случаях прекращения применения НСЛ (порядок информирования регулируется приказом № 461), согласно проектному документу налоговые органы должны будут информировать работодателей еще и о восстановлении права на НСЛ.
Штрафоопасная отчетность
В соответствии с п. 176.2 НК лица, исполняющие функции налоговых агентов, обязаны предоставлять в органы государственной налоговой службы два вида отчетов: налоговую декларацию и налоговый расчет.
В отношении налоговой декларации отметим, что в «докодексовой» практике такой формы не существовало вовсе, а потому впервые ее нужно будет подать по итогам января 2011 года. Напоминаем, что налоговая декларация должна быть подана в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца. Поскольку предельный срок предоставления декларации приходится на выходной, то, с учетом п. 49.20 НК, за январь декларацию необходимо подать не позднее 21 февраля 2011 года. В свою очередь, налоговое обязательство, определенное в налоговой декларации, подлежит уплате в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи декларации, т. е. уплатить налог нужно не позднее 2 марта 2011 года.
Вместе с тем на сегодняшний день форма налоговой декларации не утверждена.
Что касается налогового расчета, отметим следующее.
Налоговый расчет подается отдельно за каждый квартал (налоговый период) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала.
На сайте ГНАУ (http://www.sta.gov.ua) имеется проект приказа, которым утверждены форма нового налогового расчета (ф. № 1ДФ) и Порядок его заполнения. Однако впервые такой расчет нужно будет подавать за I квартал 2011 года (предельный срок подачи — 10 мая 2011 года). То есть за IV квартал 2010 года информацию о начисленных и выплаченных физическим лицам суммах доходов и суммах удержанных с них налогов следует подавать по форме, действовавшей в 2010 году (налоговый расчет по ф. № 1ДФ, утвержденной приказом № 451).
Обратите внимание: в соответствии с п.п. «ґ» п. 176.2 НК в случае неподачи или несвоевременной подачи налогового расчета налоговые агенты должны нести ответственность в соответствии с законом. Напомним, что старая ф. № 1ДФ в понимании Закона № 2181 не имела статуса налоговой декларации, а следовательно, штрафы, предусмотренные указанным Законом за непредоставление или несвоевременное предоставление этого отчета, не применялись (кроме административной ответственности, предусмотренной ст. 1634 КоАП).
Теперь же в соответствии с п. 119.2 НК неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного с них налога (чем и является налоговая декларация и новый налоговый расчет по ф. № 1ДФ) влекут за собой наложение штрафа в размере 510 гривень, а в случае повторного нарушения в течение года — 1020 гривень.
Кстати, информацию о сроках подачи и ответственности, предусмотренной за непредоставление или предоставление с нарушениями налогового расчета, стоит взять на вооружение и риелторам. Дело в том, что НК содержит предписание субъектам хозяйствования, осуществляющим посредническую деятельность, связанную с предоставлением услуг по аренде недвижимости (риелторам), отчитываться перед налоговой. На сайте ГНАУ уже размещен проект приказа, утверждающего форму, по которой должна быть предоставлена Информация о заключенных при посредничестве риелторов гражданско-правовых договорах (соглашениях) об аренде недвижимости.
При этом в п.п. 170.1.6 НК указано, что сроки подачи такой информации соответствуют срокам, предусмотренным для подачи налогового расчета. При этом за нарушение порядка и/или сроков подачи указанной информации риелтор несет ответственность, предусмотренную законом за нарушение порядка и/или сроков подачи налоговой отчетности.
В то же время «бояться» налоговым агентам стоит еще одной статьи НК, в частности ст. 126. В соответствии с п. 126.1 НК, если плательщик налогов не платит сумму самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных НК, такой плательщик налогов привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:
— при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;
— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.
Поскольку налоговые обязательства, определенные в налоговом расчете и в налоговой декларации, являются согласованными, следовательно, несоблюдение сроков их уплаты чревато для налоговых агентов вышеуказанными штрафами.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
НК
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.КоАП —
Кодекс об административных правонарушениях Украины от 07.12.84 г. № 8073-X.Закон о госбюджете на 2011 год —
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI.Закон № 3551 —
Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.Постановление № 1227 —
постановление КМУ «Об утверждении Порядка предоставления документов для применения налоговой социальной льготы» от 29.12.2010 г. № 1227.Приказ № 461
— приказ ГНАУ «Об утверждении форм заявлений и уведомления по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога» от 30.09.2003 г. № 461.