Темы статей
Выбрать темы

Военный сбор: памятка

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Сегодняшний материал поможет вам разобраться в том, какие выплаты следует облагать военным сбором, а какие нет. Сделать однозначные выводы, опираясь только на сами нормы НК, достаточно непросто, поэтому в помощники возьмем разъяснение из ЗІР. Благо, их в последнее время в категории 132 (точнее говоря, в подкатегории 132.02, которая интересует нас больше всего) появилось немало.

ВОЕННЫЙ СБОР: ЧТО ОБЛАГАТЬ, А ЧТО НЕ ТРОГАТЬ?

 

О введении нового сбора вы могли прочитать в рамках нашего прошлого информационно-аналитического выпуска («Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 17 (89), с. 10). Еще тогда мы вспоминали о нюансах обложения этим сбором некоторых выплат. Теперь же (благодаря нашим любезным налоговикам) ситуация стала яснее и в отношении многих других выплат. Поэтому все, что на момент отправления номера в печать представили нашему с вами вниманию фискалы в ЗІР, смотрите ниже (с нашими комментариями).

Для того, чтобы каждый раз не повторяться, мы выделили то, что повторяется в большинстве ответов. Ввиду того, что подкатегория 132.02 ЗІР (из которой взяты все приведенные ниже разъяснения) называется «объект налогообложения», практически во всех материалах фискалы напоминали нам с вами о нем. Поэтому:

объектом обложения сбором в соответствии с п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК являются доходы в форме:

— заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по ГПД;

— выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею;

— выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.

Кроме того, налоговики часто вспоминали следующие основные положения по военному сбору:

Ставка сбора составляет 1,5 % от объекта налогообложения.

Начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 НК. Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, согласно п.п. 168.1.1 НК обязан удерживать сбор из суммы такого дохода за его счет.

Поэтому, когда дальше в таблице вы встретите символ пропущенного текста (<…>), знайте: под ним «скрывается» что-то из вышеприведенного. Но перейдем уже к разъяснениям! При этом сразу заметьте: полужирным курсивным шрифтом выделены основные выводы авторов разъяснений (в большинстве случаев они полностью совпадают с короткими ответами на соответствующие вопросы в ЗІР).

 

№ п/П

ВИД ВЫПЛАТ

ОБЛАГАТЬ ЛИ ВОЕННЫМ СБОРОМ?

Разъяснение ГФСУ (ИЗ ЗІР)

1

2

3

4

1

Доходы, начисленные до 03.08.2014 г., а выплаченные после 03.08.2014 г.

Нет

С 3 августа 2014 года вступил в силу Закон Украины от 31 июля 2014 года № 1621 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» (далее — Закон), которым временно до 1 января 2015 года введен военный сбор.

<…>

Статьей 58 Конституции Украины определено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Таким образом, поскольку Закон вступил в силу с 03.08.2014 г. и налоговый агент обязан при начислении доходов, определенных в п.п. 1.2 п. 161 подраздела 10 Раздела ХХ Переходных положений Кодекса, удержать военный сбор, начисленные до 03.08.2014 г. доходы, но выплаченные после 03.08.2014 г., не подлежат обложению сбором

Надеемся, ваше предприятие выплачивает доходы в пользу работников или исполнителей по ГПД вовремя, потому обсуждение обложения (точнее говоря, необложения) указанных доходов военным сбором для вас неактуально. Если же такая ситуация все же сложилась в силу тех или иных обстоятельств, можете смело руководствоваться этим разъяснением. Кстати, именно такой порядок действий мы отмечали еще в прошлом информационно-аналитическом выпуске издания.

2

Доходы, начисленные после 03.08.2014 г. за периоды до 03.08.2014 г.

Да

С 3 августа 2014 года вступил в силу Закон Украины от 31 июля 2014 года № 1621-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты», которым введен военный сбор.

<…>

Учитывая изложенное, суммы доходов, начисленных после 03.08.2014 г. за периоды до 03.08.2014 г., подлежат обложению военным сбором на общих основаниях

Невыгодное для нас с вами разъяснение, и что поделаешь: «подчиниться» ему, к сожалению, придется. Когда у предприятия может возникнуть необходимость начисления (и соответственно обложения военным сбором) таких доходов? Например, если работник был уволен (до 03.08.2014 г.), а затем согласно решению суда восстановлен на работе. Из выплаты среднего заработка за время вынужденного простоя придется вычесть сумму военного сбора. При этом, внимание: из всей суммы выплаты. Хотя, если разобраться, часть этой суммы приходится на период до 03.08.2014 г. Но распределения на доход, начисленный за период до 03.08.2014 г., и за период, начиная с этой даты, делать в таком случае не придется. Что же, меньше волокиты, но больше в бюджет придется уплатить.

3

Доход, выплаченный ФЛ-П за выполнение ГПД

Нет

Согласно п.п. 1.1 п. 16 прим. 1 подраздела 10 Раздела XX Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями, (далее — НКУ) плательщиками сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 НКУ.

В соответствии с п. 162.1 ст. 162 НКУ плательщиками являются:

— физическое лицо — резидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;

— физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;

— налоговый агент.

<…>

Так, для целей Раздела IV НКУ заработная плата — основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону (п.п. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Учитывая указанное, сумма дохода, выплаченная физическому лицу — предпринимателю за выполнение ГПД, не подлежит обложению военным сбором

Мы упоминали об этом разъяснении еще в прошлом месяце, сейчас же вы имеете возможность ознакомиться не только с выводами, но и с доказательствами. Теперь понятно, что освобождение ФЛ-П от обложения военным сбором возможно потому, что, во-первых, только налоговые агенты и «обычные» физические лица являются плательщиками этого сбора, во-вторых, функции налогового агента предприятие при выплате доходов в пользу ФЛ-П не выполняет. Поэтому и такие выводы. По мнению редакции, недостаточно справедливая политика. Почему? Объясним. В среднем ФЛ-П получают доходы большие, нежели работники, выполняющие подобную работу, работая на предприятии или у того же ФЛ-П. Но дополнительный груз в виде военного сбора лег почему-то именно на плечи менее обеспеченных. Правда, винить в этом нужно не ГФСУ, предоставившую этот ответ, а авторов изменений в НК, благодаря которым стало возможным введение такого порядка обложения сбором.

4

Средний заработок работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период

Да

<…>

Статьей 2 Закона Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда» определена структура заработной платы: основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты. В частности, дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда, включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей предусмотрены ст. 119 КЗоТ, согласно которой на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если согласно действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Также в соответствии с частью второй ст. 39 Закона Украины от 25 марта 1992 года № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе» за гражданами Украины, проходящими военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчиненности и форм собственности.

То есть, сохранение и начисление среднего заработка работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей является гарантийной выплатой, которая входит в состав дополнительной заработной платы, а следовательно сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период является объектом обложения военным сбором на общих основаниях

А в отношении этого вопроса могут быть некоторые «но». Дело в том, что сумма пособия (в том числе в натуральной форме), предоставляемого военнослужащим, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII, и/или компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не входят в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога. Основание — п.п. «и» п.п. 165.1.1 НК. То есть правила обложения таких выплат НДФЛ и военным сбором, как считает ГФСУ, разные. Но не она ли напоминала в своих ответах так часто нам, что начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 НК? Последняя, напомним, регулирует такие правила для НДФЛ. То есть, какой-то дифференцированный (для военного сбора и НДФЛ) выходит у налоговиков подход к решению этого вопроса. А потому и не бесспорный…

5

Ежемесячные выплаты, осуществляемые работодателем согласно коллективному договору, в пользу работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком

Да

<…>

Определение понятия «заработной платы» приведено в части первой ст. 94 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) и ст. 1 Закона Украины от 24.03.1995 г.
№ 108/95-ВР «О труде»
(далее — Закон № 108): это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Статьей 2 Закона № 108 определена структура заработной платы, в состав которой входят основная и дополнительная заработная плата и другие поощрительные и компенсационные выплаты.

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями (ст. 97 КЗоТ).

Также в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности, участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом), и может предусматривать дополнительные в сравнении с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы (ст. 13 КЗоТ).

Кроме того, в соответствии со ст. 179 КЗоТ и ст. 18 Закона Украины от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» после окончания отпуска в связи с беременностью и родами по желанию женщины ей предоставляется отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. При этом предприятие за счет собственных средств может предоставлять женщинам частично оплачиваемый отпуск и отпуск без сохранения заработной платы для ухода за ребенком большей продолжительности. Мать ребенка или другое застрахованное лицо, которое фактически ухаживает за ребенком в период пребывания в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, по собственному желанию может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия в период отпуска для ухода за ребенком.

Следовательно, если работодателем осуществляются выплаты в пользу работников, которые находятся в отпуске для ухода за ребенком, имеющие систематический характер и относящиеся к структуре заработной платы, то такие выплаты являются объектом обложения военным сбором

Если на вашем предприятии предусмотрены такие выплаты, то вам уже повезло. И в таком случае даже то, что их ГФСУ велит облагать военным сбором, не будет слишком большой неприятностью. По правде говоря, к позиции налоговиков могут возникнуть определенные вопросы. Почему? Дело в том, что социальные помощи и выплаты за счет средств предприятия, установленные коллективным договором (работникам, находящимся в отпуске для ухода за ребенком, на рождение ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми), в соответствии с п. 3.4 Инструкции № 5 относятся к другим выплатам, не относящимся к ФОТ. В то же время фискалы считают, что такие выплаты следует относить к заработной плате. Как видите, палка о двух концах…

6

Помощь на погребение, выплачиваемая за счет средств работодателя и/или социальных фондов

Нет

<…>

Определение понятия заработной платы приводится в части первой ст. 94 Кодекса законов о труде и ст. 1 Закон Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда», а именно заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Частью первой ст. 91 КЗоТ предусмотрено, что предприятия в рамках своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные в сравнении с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Одна из таких льгот является выплатой работникам материальной помощи по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, которая носит разовый характер (например в связи с расходами на погребение) и не входит в состав заработной платы.

Кроме того, пособие на погребение предоставляется работникам в виде материального обеспечения в соответствии с нормами Закона Украины от 18 января 2011 года № 2240-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособной и расходами, обусловленными погребением» (далее — Закон № 2240), которым определены правовые основания для получения такой помощи, условия предоставления и размер. При этом материальное обеспечение в связи с расходами, обусловленными погребением, застрахованным лицам, указанным в части первой статьи 6 данного Закона, назначаются и предоставляются по основному месту работы (ст. 50 Закона № 2240).

Следовательно, в случае предоставления работодателем отдельным работникам материальной помощи по их заявлениям (в связи с расходами на погребение), которая носит разовый характер, и помощи на погребение в соответствии с нормами Закона № 2240, сумма таких выплат не входит в состав заработной платы, поэтому не рассматривается как объект обложения военным сбором

Здесь логика фискалов такова: выплата не входит в заработную плату (что подтверждает также п. 3.2 Инструкции № 5), а, значит, и не должна быть объектом обложения военным сбором. Мы также обеими руками «за»!

7

Материальная помощь разового характера, которая предоставляется работодателем работнику в связи с семейными обстоятельствами

Нет

<…>

В соответствии со ст. 3 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) к трудовым отношениям относятся отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязывается выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязывается выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (абз. 1 ст. 21 КЗоТ).

Определение понятия «заработной платы» приводится в части первой ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона Украины от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР «О труде»: это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Вместе с тем частью первой ст. 91 КЗоТ предусмотрено, что предприятия в рамках своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные в сравнении с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Одна из таких льгот — выплата работникам материальной помощи.

Учитывая определение понятия заработной платы и ее структуру, следует отметить, что если работодатель предоставляет отдельным работникам нецелевую благотворительную (материальную) помощь по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, которая носит разовый характер, например на решение социально-бытовых нужд, она не входит в состав заработной платы, поэтому не рассматривается как объект обложения военным сбором

Как видите, здесь фискалы пришли к такому же выводу, что и в предыдущем ответе, да еще и воспользовались подобными доказательствами. Кстати, прямое подтверждение невключения материальной помощи разового характера, предоставляемой предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, в ФОТ находим также в п. 3.31 Инструкции № 5.

Спорить с ними опять же не станем, тем более, что как в одном, так и в другом случае их позиция является выгодной для плательщиков. Вот только обратите внимание: идет речь о разовой нецелевой материальной помощи. Почему это так важно? Потому что для других видов матпомощи (в частности, для той, выплата которой имеет систематический характер) выводы могут быть кардинально противоположными.

8

Выплаты в связи с временной потерей трудоспособности

Да

Выплаты физическим лицам в виде помощи по временной нетрудоспособности осуществляются в соответствии с нормами Закона Украины от 18 января 2011 года № 2240-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (далее — Закон № 2240), которым определены правовые основания для получения такой помощи, установлены условия предоставления, продолжительность и размеры выплат.

Статьей 1 Закона № 2240 определено, что общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности предусматривает материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы (дохода) в результате временной потери трудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), беременности и родов за счет бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, формируемого путем уплаты страховых взносов работодателем.

Согласно ст. 4 и ст. 6 Закона № 2240 право на материальное обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности имеют, в частности, застрахованные лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования или у физических лиц. Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы (включая и время испытания и день увольнения), если иное не предусмотрено законодательством.

Виды материального обеспечения приведены в ст. 34 Закона № 2240, к которым относится: пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком) (ст. 35, 37 Закона).

В соответствии со ст. 35 Закона № 2240 установлено, что пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю заработной платы (дохода), в случае наступления у него одного из страховых случаев, определенных указанной статьей.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, выплачивается Фондом застрахованным лицам, начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности (установления другой группы, подтверждения ранее установленной группы инвалидности), независимо от освобождения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством.

Абзацем вторым ст. 2 КЗоТ установлено, что работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. Работники имеют право, в частности, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности.

Учитывая приведенное, выплаты по листкам нетрудоспособности (оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя и пособие по временной нетрудоспособности) с целью обложения военным сбором приравниваются к заработной плате

В прошлом информационно-аналитическом выпуске мы озвучили именно такую позицию по данному вопросу (причем несмотря на то что Инструкция № 5 не включает такие выплаты в ФОТ). Тем временем в ЗІР фискалы всеми правдами и неправдами пытались доказать, что больничные — своего рода «заменитель» зарплаты. Мы же придерживаемся такого видения сути вопроса: то, что является зарплатой для целей налогообложения, должно облагаться военным сбором.

9

Средства, перечисляемые работодателем на счет заведения здравоохранения на лечение работника и приобретение лекарственных средств

Нет

<…>

Определение понятия «заработной платы» приводится в части первой ст. 94 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) и ст. 1 Закона Украины от 24.03.1995 № 108/95-ВР «О труде» (далее — Закон № 108): это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Таким образом, если сумма средств на лечение работника и приобретение лекарственных средств не выплачивается (не компенсируется) работнику, а перечисляется работодателем на счет заведения здравоохранения, то такой доход следует рассматривать как предоставление работодателем целевой благотворительной помощи разового характера, не являющейся объектом обложения военным сбором

В ситуации, в которой фискалы, в принципе, могли занять как одну, так и другую позицию, они все же стали на сторону плательщиков, классифицировав такую выплату как разовую материальную помощь. Аргументация на этот раз (как и в ответе под № 7 в этой таблице) достаточно лаконична и сводится к тому, что, если идет речь о матпомощи такого вида, то оснований облагать ее сумму военным сбором нет. Как видите от того, является такая помощь целевой или нецелевой, порядок налогообложения не зависит. Решающее значение имеет периодичность ее выплаты (т. е. является материальная помощь разовой или систематической). И если выплата в пользу работника матпомощи имеет разовый характер, о военном сборе говорить не придется. Истину «глаголют»!

10

Социальная помощь по беременности и родам

Нет

<…>

Согласно п.п. 14.1.48 п. 14.1ст. 14 НКУ для целей Раздела IV НКУ заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Право работников на отдых определено ст2 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ), ст. 2 Закона Украины от 15 ноября 1996 года № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее — Закон № 504) и другими законами и нормативно-правовыми актами Украины.

Отпуск в связи с беременностью и родами является социальным отпуском (ст. 4 Закона № 504), который предоставляется женщинам на основании медицинского заключения в соответствии со ст. 179 КЗоТ и ст. 17 Закона № 504.

Финансирование пособия по беременности и родам осуществляется из средств государственного социального страхования (абзац 4 ст. 23 Закона № 504).

Так, в соответствии с частью 1 ст. 38 Закона Украины от 18 января 2001 года № 2240-ІІІ «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» (далее — Закон № 2240) пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска в связи с беременностью и родами.

То есть пособие по беременности и родам предоставляется за тот период, когда работница фактически находилась в социальном отпуске по беременности и родам и не получала заработной платы.

Кроме того, женщины, не застрахованные в системе общеобязательного государственного социального страхования, также имеют право на государственную помощь в связи с беременностью и родами, которая выплачивается на условиях, предусмотренных Законом Украины от 21.11.1992 г. № 2811-ХІІ «О государственной помощи семьям с детьми».

Учитывая указанное, сумма социальной помощи по беременности и родам не подлежит обложению военным сбором

Еще одно (не указанное налоговиками) доказательство нашей и их правоты — то, что указанная выплата не включается в ФОТ согласно п. 3.2 Инструкции № 5. Об освобождении от обложения сбором этой помощи вы также могли узнать еще из прошлого информационно-аналитического выпуска. С тех пор ситуация не изменилась, так что те женщины, кто или вот-вот выполнит самую главную в своей жизни миссию, или недавно это сделали, могут зря не волноваться: «декретные» облагать военным сбором никто не будет.

11

Страховые взносы, уплаченные работодателем за добровольное страхование (в том числе медицинское страхование) наемных работников

Да

<…>

Статьей 2 Закона Украины от 24.03.1995 № 108/95-ВР «О труде» определена структура заработной платы: основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты.

К другим поощрительным и компенсационным выплатам относятся, в частности, другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства, или осуществляемые сверх установленные указанными актами нормы.

Кроме того, частью первой ст. 91 Кодекса законов о труде предусмотрено, что предприятия в рамках своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные в сравнении с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Одной из таких льгот являются расходы предприятий в размере страховых взносов в пользу работников, связанных с добровольным страхованием.

Таким образом, если работодатель за свой счет осуществляет взносы по страховому полису добровольного страхования жизни (в том числе медицинского страхования) работника, что обусловлено условиями трудового договора (контракта) или предусмотрено нормами коллективного договора, сумма такого взноса является составляющей заработной платы такого работника, и такой доход облагается военным сбором на общих основаниях

Такую выплату, по мнению представителей ГФСУ (и согласно п.п. 2.3.4 Инструкции № 5), следует относить к «прочим денежным и материальным выплатам, не предусмотренным актами действующего законодательства». А это составляющая других поощрительных и компенсационных выплат и, как следствие, одна из составляющих заработной платы. Вполне справедливо, что их суммы нужно облагать военным сбором.

12

Арендная плата, выплачиваемая по договору аренды недвижимого (движимого) имущества физическому лицу

Нет

Гражданско-правовые отношения урегулированы Гражданским кодексом Украины (дальше — ГКУ), в соответствии со ст. 626 которого договором является договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Правовые отношения по найму (аренде) определены главой 58 ГКУ, согласно ст. 759 которой по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок, за пользование которым с нанимателя взимается плата, размер которой устанавливается договором найма (ст. 762 ГКУ).

Вместе с тем нормами ГКУ предусмотрено заключение других гражданско-правовых договоров, в частности договора подряда (ст. 837 ГКУ) и договора о предоставлении услуг (ст. 901 ГКУ), в соответствии с условиями которых одна сторона (подрядчик/исполнитель) обязуется выполнить роботу/предоставить услугу, а другая сторона (заказчик) — оплатить выполнение указанной работы/услуги, что в рамках бухгалтерского учета подтверждается первичными документами, в частности актами выполненных работ (актами приема-передачи).

В соответствии с п.п. 1.2 п. 16 прим. 1 подраздела 10 Раздела XX Налогового кодекса Украины объектом обложения военным сбором являются доходы, в частности в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.

Поскольку под объектом обложения военным сбором следует иметь доход, начисляемый плательщику налогов в связи с отношениями трудового найма на основании заключенных трудовых договоров (контрактов) и гражданско-правовых договоров, сумма дохода, начисленного (полученного, выплаченного) в виде арендной платы, которая выплачивается субъектом хозяйствования по договору аренды недвижимого (движимого) имущества физическому лицу, не является объектом обложения военным сбором

Слава Богу, налоговики разъяснили этот вопрос гуманно (по-человечески), хотя от них можно было ожидать чего угодно. Нормы НК, касающиеся военного сбора, прописаны настолько нечетко, что у субъектов хозяйствования были все основания побаиваться, не обяжут ли все выплаты, осуществляемые согласно ГПД, облагать этим сбором. Поэтому «под прицел» попали и взаимоотношения, возникающие между сторонами после заключения договоров аренды. Но волноваться арендаторам и арендодателям, как оказалось, нет оснований. Главную задумку авторов изменений к НК уловили и представители ГФСУ. А кратко выразить ее поможет ответ на один из вопросов той же подкатегории 132.02 ЗІР: «…обложению военным сбором подлежат доходы, полученные по ГПД, в частности договору подряда/договору о предоставлении услуг, выполнение работ/предоставление услуг по которым подтверждаются актами выполненных работ (актами приема-передачи), на основании которых осуществляется их оплата». То есть, выплаты по таким ГПД военным сбором облагают, в то время как выплаты по другим подобным договорам от обложения этим сбором освобождены.

13

Выходное пособие при увольнении наемного работника

Да

<…>

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями (ст. 97 КЗоТ).

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязывается выполнять работу, определенную этим соглашением, с соблюдением внутреннего трудового распорядка, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязывается выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (абз. 1 ст. 21 КЗоТ).

Общие основания, случаи и порядок прекращения трудового договора установлены ст. 36 45 КЗоТ. При прекращении трудового договора работнику выплачивается выходное пособие.

Выходное пособие — это денежная выплата работнику, уволенному с работы не по его вине, которая выплачивается работодателем на основаниях и в размерах, установленных ст. 44 КЗоТ.

Размеры выходного пособия, определенные ст. 44 КЗоТ, являются минимальными и дифференцируются в зависимости от основания, по которому осуществляется увольнение. Коллективным договором в рамках полномочий предприятия, учреждений, организаций могут устанавливаться более высокие размеры выходного пособия.

Согласно п. 1 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 г. № 100 (далее — Порядок № 100), сумма выходного пособия, выплачиваемого при увольнении работника, исчисляется из среднемесячной заработной платы.

Так, если средняя месячная заработная оплата определена законодательством как расчетная величина для начисления выплат и помощи, она исчисляется путем умножения среднедневной заработной платы, рассчитанной согласно абзацу первому этого пункта, на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (часть 2 п. 8 Порядка № 100). Кроме того, особенности определения состава расходов плательщика налога на прибыль предприятий на оплату труда установлены ст. 142 НКУ, в частности, п. 142.2 которой установлено, что в состав расходов плательщика налога включаются обязательные выплаты, предоставляемые работникам в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, сумма выходного пособия, являющаяся обязательной выплатой работнику предприятия в связи с прекращением трудовых отношений, подлежит обложению военным сбором на общих основаниях

То есть выходное пособие также необходимо облагать военным сбором. Хотя, заметьте, согласно п. 3.8 Инструкции № 5 такая выплата относится к прочим выплатам, не относящимся к ФОТ. Поэтому фискальная позиция налоговиков не безгрешна.

 

Мы постарались не только ознакомить вас с порядком обложения/освобождения от обложения военным сбором тех или иных выплат, но и объяснить логику представителей налоговых органов. В дальнейшем, уверены, будут появляться и другие разъяснения. С ними мы будем «разбираться» уже в следующих выпусках издания. А на сегодняшний день это все. Благодарим за внимание!

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Конституция Украины — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

ГФСУ — Государственная фискальная служба Украины.

ЗІР — общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на официальном сайте Государственной фискальной службы (http://zir.minrd.gov.ua).

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ФОТ — фонд оплаты труда.

ФЛ-П — физическое лицо — предприниматель.

ГПД — гражданско-правовой договор.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше