ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Чтобы внести изменения в учетные данные СХ, должны быть достаточные основания для этого. Такими основаниями являются (п. 66.1 НК):
— информация органов государственной регистрации. Именно это основание является наиболее весомым и самым распространенным, ведь недаром оно стоит на первом месте в этом перечне. Это связано с тем, что прежде чем стать на учет в контролирующем органе, СХ должен пройти государственную регистрацию. А уже непосредственно государственный регистратор передает все необходимые данные о лице в контролирующий орган*. То же касается и внесения изменений в Единый государственный реестр (далее — Единый госреестр). Если они происходят, СХ необходимо обратиться с ними к государственному регистратору, а тот, в свою очередь, сам позаботится о том, чтобы они попали в контролирующий орган. Например, в случае внесения изменений в учредительные документы юридического лица госрегистратор не позднее следующего рабочего дня с даты проведения государственной регистрации таких изменений передает контролирующему органу сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Единый госреестр (ч. 14 ст. 29 Закона о госрегистрации);
— информация банков и других финансовых учреждений об открытии (закрытии) счетов плательщиков налогов;
— документально подтвержденная информация, подаваемая плательщиками налогов;
— информация субъектов информационного обмена, уполномоченных совершать любые регистрационные действия в отношении плательщика налогов;
— решение суда, вступившее в законную силу;
— данные проверок плательщиков налогов.
* Кроме случаев, когда для плательщика налогов законом установлены особенности его государственной регистрации и сведения о котором не содержатся в Едином госреестре.
Дальше мы рассмотрим, собственно, порядок внесения изменений в учетные данные плательщиков налогов.
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
В общем случае
Если изменения возникают в учетных данных плательщика налогов, зарегистрированного в Едином госреестре, и эти данные содержатся в таком госреестре, то достаточно внести указанные изменения в записи Единого госреестра так, как этого требует Закон о госрегистрации, а заботливый госрегистратор уже передаст их в контролирующий орган. К изменениям в учетных данных плательщика налогов, которые связаны с изменениями данных такого плательщика в Едином госреестре, относятся изменения в:
— полном наименовании юридического лица и сокращенном в случае его наличия или в Ф. И. О. самозанятого лица;
— организационно-правовой форме юридического лица;
— местонахождении юридического лица или местожительстве физического лица*;
— перечне учредителей (участников) юридического лица и их личных данных (имени, названии, местожительстве, местонахождении и т. п.);
— видах деятельности;
— сведениях об органах управления юридического лица;
— фамилии, имени, отчестве, дате избрания (назначения) и регистрационном номере учетной карточки руководителя юридического лица;
— данных о размере уставного капитала юридического лица, в том числе в части каждого из учредителей (участников).
* Как внести изменения в учетные данные плательщика налогов в случае изменения его местонахождения/места пребывания с изменением административного района, см. ниже на этой странице.
Если плательщики налогов не включаются в Единый госреестр, то им самим необходимо позаботиться о внесении изменений в свои учетные данные в контролирующем органе. Так, такие плательщики налогов в случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, которые подаются для взятия на учет согласно гл. 6 разд. II НК и Порядку № 1588, кроме изменений, вносимых в Единый госреестр, и изменений, о которых плательщик налогов уведомил по основному месту учета, обязаны в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы подать контролирующему органу уточненные документы в таком же порядке, как и при постановке на учет. При этом дополнительное регистрационное заявление подается при внесении изменений следующим образом:
— заявление по форме № 1-ОПП (его подают юридические лица и обособленные подразделения) — с отметкой «Зміни»;
— заявление по форме № 5-ОПП (его должны подавать самозанятые лица) — с отметкой «Зміни»;
— заявление по форме № 1-РПП (его подают постоянные представительства нерезидента в Украине) — с отметкой «Перереєстрація, зміни».
Заметьте, что если изменяется местонахождение (местожительство) плательщика налогов, в результате чего изменяются административно-территориальная единица и контролирующий орган, в котором он состоит на учете, дело несколько усложняется. Что делать в таком случае, расскажет следующий подраздел статьи.
Если изменения касаются местонаходжения/места проживания СХ с изменением административного района
В этом случае простым внесением изменений в учетные данные плательщика налогов не отделаешься, здесь нужно провести более серьезные преобразования. Об этом говорит как п. 66.3 НК, так и п. 10.1 Порядка № 1588. Так, в случае проведения госрегистрации изменения местонахождения/места проживания плательщика налогов, вследствие которого изменяется административный район, а также при изменении налогового адреса плательщика налогов, контролирующими органами по предыдущему и новому местонахождению/месту проживания плательщика налогов проводятся процедуры соответственно снятия с учета/постановки на учет такого плательщика налогов. Как это происходит? Опять же все зависит от того, содержатся сведения о плательщике налогов в Едином госреестре или нет.
Так, в общем случае, т. е. когда данные о СХ вносятся в Единий госреестр, основанием для снятия с учета плательщика налогов в одном контролирующем органе и взятия на учет в другом является поступление хотя бы в один из этих органов данных, которые свидетельствуют о надлежащей государственной регистрации таких изменений органами государственной регистрации. А вот тем плательщикам налогов, сведения о которых не содержатся в Едином госреестре, следует уведомить контролирующий орган о таких изменениях самостоятельно. Для этого они должны в 10-дневный срок со дня регистрации изменения местонахождения (местожительства) подать контролирующему органу по новому местонахождению заявление по форме № 1-ОПП или по форме № 5-ОПП. Если этого не сделать, должностные лица плательщика налогов могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законом (абз. 3 п. 66.3 НК). Процедуры перевода плательщика налогов путем взятия на учет/снятия с учета (изменения основного места учета) начинаются и проводятся контролирующими органами в случае поступления хотя бы одного из следующих документов (п. 10.4 Порядка № 1588):
— сведений государственного регистратора о внесении изменений в сведения о местонахождении (местожительстве) плательщика налогов;
— заявления по форме № 1-ОПП или по форме № 5-ОПП с отметкой «Зміни», поданного плательщиком налогов в контролирующий орган по новому местонахождению.
Кратко приведем эти процедуры в таблице на с. 33.
ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ, СВЕДЕНИЯ О КОТОРЫХ | |
СОДЕРЖАТСЯ В ЕДИНОМ ГОСРЕЕСТРЕ | НЕ СОДЕРЖАТСЯ В ЕДИНОМ ГОСРЕЕСТРЕ |
1 | 2 |
В течение 20 дней после получения сведений или заявления контролирующий орган по предыдущему местонахождению/месту проживания плательщика налогов в электронном виде формирует и направляет в контролирующий орган по новому местонахождению/месту проживания такого плательщика уведомление по форме № 11-ОПП (с заполненными I и II разделами) | |
В течение 2 рабочих дней после поступления уведомления по форме № 11-ОПП контролирующий орган по новому местонахождению/месту проживания плательщика налогов осуществляет взятие его на учет (основное место учета)* | |
Контролирующий орган по новому местонахождению/месту проживания плательщика налогов вносит данные о взятии на учет в два экземпляра уведомлений по форме № 11-ОПП (заполняется III раздел) и направляет в контролирующий орган по предыдущему местонахождению/месту проживания | |
Контролирующий орган по предыдущему местонахождению/месту проживания в течение 2 рабочих дней снимает с учета плательщика налогов (основное место учета) | |
— | Плательщик налогов подает в контролирующий орган по основному месту учета обращение о получении новой справки по форме № 4-ОПП с указанием причин замены и прилагает к нему старую справку |
Контролирующий орган в течение 2 рабочих дней после получения такого обращения выдает (направляет) плательщику налогов новую справку по форме № 4-ОПП | |
Контролирующий орган по предыдущему местонахождению (неосновному месту учета) передает учетное дело плательщика налогов и другие документы об администрировании налогов, сборов контролирующему органу по основному месту учета вместе с одним экземпляром уведомления по форме № 11-ОПП (с заполненным IV разделом) в следующие сроки: — после окончания бюджетного периода в отношении плательщиков налогов, определенных в п. 10.13 Порядка № 1588; — в течение 2 рабочих дней после снятия с учета в других случаях | |
* Заметьте, что если до даты истечения одного месяца после получения документов об изменении местонахождения/места проживания плательщика налогов контролирующий орган по новому местонахождению/месту проживания не осуществил взятие такого плательщика на учет (основное место учета), то взятие на учет по новому местонахождению/месту проживания осуществляется автоматически в день истечения такого срока (абз. 2 п. 10.8 Порядка № 1588). |
Обратите внимание на то, что юридические лица — плательщики налогов до окончания года учитываются*:
-— в контролирующем органе по предыдущему местонахождению (неосновное место учета**) — с признаком того, что они являются плательщиками налогов до окончания года;
— в контролирующем органе по новому местонахождению (основное место учета) — с признаком того, что они являются плательщиками налогов со следующего года.
* Это не касается таких плательщиков налогов (см. разъяснение в подкатегории 119.06 ЗІР):
— юридических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования в соответствии с нормами ХК;
— обособленных подразделений юридических лиц;
— самозанятых лиц (ФЛП и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность).
** Подавать заявление для взятия на учет по неосновному месту учета не нужно (п.п. 1 п. 10.13 Порядка № 1588).
В связи с этим в контролирующем органе по предыдущему местонахождению/месту проживания (неосновному месту учета) плательщик налогов:
а) уплачивает все налоги и сборы, которые согласно законодательству должны уплачиваться на территории административно-территориальной единицы, соответствующей неосновному месту учета;
б) в отношении таких налогов подает налоговые декларации (расчеты, отчеты);
в) исполняет другие обязанности плательщика налогов.
Контролирующий орган по неосновному месту учета, в свою очередь, осуществляет администрирование таких налогов и сборов в отношении плательщика налогов (п. 7.3 Порядка № 1588).
Если изменяются сведения о главном бухгалтере юридического лица
Сведения о главном бухгалтере (бухгалтере или другом лице, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета плательщика налогов) обязательно вносятся в учетные данные плательщика налогов. Такими сведениями является: Ф. И. О. и регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта***. Вместе с тем, такие сведения не указываются в учредительных документах, поэтому в случае наступления изменений в таких сведениях на их передачу контролирующему органу госрегистратором нечего и надеяться. Этот груз полностью ложится на плечи плательщика налогов, независимо от того, вносятся ли сведения о таком плательщике в Единый госреестр. Поэтому схема внесения изменений в учетные данные плательщика налогов, приведенная на с. 31 — 32, в этом случае не действует. Поэтому поступить нужно следующим образом. Необходимо подать в контролирующий орган по основному месту учета регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Зміни» со сведениями о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юридического лица (п. 9.3 Порядка № 1588). Сделать это нужно в 10-дневный срок со дня взятия на учет или возникновения изменений в учетных данных плательщика налогов. Такой же порядок действий справедлив и в случае, когда изменяются сведения о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета обособленных подразделений юридического лица.
*** Для физических лиц —.плательщиков налогов, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта.
Если вносятся изменения в данные справки по форме № 4-ОПП
Напомним, что справка по форме № 4-ОПП формируется и направляется контролирующим органом по основному месту учета плательщику налогов в случае, если сведения о последнем не содержатся в Едином госреестре, в том числе в случае взятия на учет договоров о совместной деятельности и договоров управления имуществом (п. 3.10 Порядка № 1588). Так вот, если в данные, содержащиеся в этой справке, нужно внести изменения (например, изменить наименование (Ф. И. О.), местонахождение (местожительство) плательщика налогов, руководителя, контролирующего органа, в котором плательщик налогов состоит на учете, и т. п.), то такую справку вообще нужно заменить в контролирующем органе по основному месту учета. Чтобы получить новую справку по форме № 4-ОПП, плательщик налогов должен подать в контролирующий орган по основному месту учета обращение с указанием причин замены и приложенной к нему старой справкой (абз. 2 п. 9.4 Порядка № 1588). Контролирующий орган в течение 2 рабочих дней после такого обращения выдает (направляет) плательщику налогов новую справку.
Фискальщики в своем разъяснении, приведенном в подкатегории 119.06 ЗІР, указывают, что справка по форме № 4-ОПП должна быть заменена и в том случае, когда физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, проводит регистрацию как ФЛП. И неудивительно, потому что для физического лица, зарегистрированного как предприниматель и при этом осуществляющего независимую профессиональную деятельность, перед фамилией, именем и отчеством в форме № 4-ОПП обязательно указывается: «Физическое лицо — предприниматель» и указывается вид профессиональной деятельности, например, «Физическое лицо — предприниматель, адвокат» (п.п. 4 п. 1 Памятки приложения 2 к Порядку № 1588). А вот в справке по форме № 4-ОПП физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, перед Ф. И. О. указывается только вид профессиональной деятельности, например, «Частный нотариус», «Адвокат» и т. п. (п.п. 3 п. 1 Памятки приложения 2 к Порядку № 1588). Поэтому, чтобы внести соответствующие изменения, и нужно провести замену справки по форме № 4-ОПП. Процедура замены описана в предыдущем абзаце.
Использованные документы и сокращения
НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ХК — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.
Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.
ГФС — Государственная фискальная служба.
ЗІР — общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на официальном сайте ГФС (http://zir.minrd.gov.ua).
СХ — субъект хозяйствования.
Ф. И. О. — фамилия, имя, отчество.
ФЛП — физическое лицо — предприниматель.