Темы статей
Выбрать темы

Применение налоговой социальной льготы

Редакция ОТ
Статья

ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЛЬГОТЫ

 

Вопросы, касающиеся применения налоговой социальной льготы, как и ранее, являются актуальными для бухгалтеров предприятий, учреждений и организаций.

В данной статье хотелось бы обратить внимание на вопросы, которые на первый взгляд кажутся простыми, но с которыми наиболее часто сталкиваются, судя по почте, наши читатели. Для удобства читателей предоставляем материал в виде вопросов-ответов.

 

Наталья ИВЛЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 3551 —

Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.

Порядок № 2035 —

Порядок предоставления документов и их состав при применении налоговой социальной льготы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.12.2003 г. № 2035.

Инструкция № 5 —

Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5.

 

УСЛОВНОЕ СОКРАЩЕНИЕ

НСЛ — налоговая социальная льгота.

 

Какова периодичность подачи работодателю заявления, касающегося применения НСЛ?

Заявление о применении НСЛ вообще не подается работодателю, если работник работал по месту получения основного дохода (определенному в трудовой книжке) на дату вступления в силу

Закона № 889 (т. е. на 1 января 2004 года) и продолжает работать у такого работодателя. При этом работник имеет право только на применение обычного размера НСЛ.

Обращаем внимание на то, что для получения повышенной льготы работником обязательно подается заявление о ее применении с соответствующими документами.

Кроме того, без подачи заявления НСЛ начинает применяться к доходам при их начислении (выплате) в случаях, определенных в

частях «а» — «д» п.п. 6.3.3 Закона № 889 (плата за выполнение общественных работ за счет бюджета, бюджетная стипендия, заработная плата лиц, отбывающих наказание, заработная плата государственных служащих, заработная плата экипажей транспортных средств, находящихся за пределами Украины), независимо от срока начала получения таких доходов.

Во всех других случаях трудоустройства плательщик налога должен подать работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения НСЛ.

Если у работника возникают обстоятельства, дающие ему право на получение повышенной НСЛ, он должен также подать заявление, в котором указать о таком праве, и соответствующие подтверждающие документы

(п.п. 6.4.1 Закона № 889).

Таким образом, работнику предприятия, который уже пользуется на законных основаниях правом на НСЛ, не нужно ежемесячно или ежегодно подавать работодателю новое заявление на применение к его заработной плате НСЛ.

 

Каков порядок применения НСЛ в случае приема и увольнения работника на предприятии в одном месяце?

Порядок предоставления НСЛ установлен

ст. 6 Закона № 889 и конкретизирован Порядком № 2035.

В соответствии с

п. 4 Порядка № 2035 льгота начинает применяться работодателем с налогового месяца, в котором плательщик налога подал работодателю заявление о ее применении с соответствующими документами, и ее действие приостанавливается с налогового месяца, в котором плательщик налога подал заявление об отказе от льготы или прекратил трудовые отношения с таким работодателем.

Учитывая указанное, НСЛ применяется к суммам заработной платы, начисленной за количество отработанных дней в налоговом периоде (месяцы), в котором физическое лицо принято на работу (согласно приказу по предприятию), и не применяется к суммам заработной платы, начисленной за количество отработанных дней в месяце, когда такое физическое лицо уволено (согласно приказу по предприятию).

Из этого следует, что

НСЛ не применяется к заработной плате работника, если он был принят на работу и уволен с работы в том же месяце.

 

Работница предприятия является инвалидом III группы. Какую НСЛ следует применять к ее доходам?

К сожалению, согласно

п.п. 6.1.2 Закона № 889 только инвалиды I и II групп, в том числе с детства, имеют право на применение к своей месячной заработной оплате НСЛ в размере 150 %. То есть в 2009 году начисленная заработная плата в пределах установленного уровня (940 грн.) уменьшается на 453 грн. 75 коп.

Плательщики налога — инвалиды III группы, в том числе с детства, в

Законе № 889 не указаны как отдельная льготная категория. Поэтому при соблюдении установленного уровня заработной платы они имеют право на применение НСЛ в размере, определенном в п.п. 6.1.1 Закона № 889, т. е. в 2009 году их начисленная заработная плата в пределах установленного уровня уменьшается на 302 грн. 50 коп.

Аналогичное мнение выразила ГНАУ в

письме от 11.10.2006 г. № 5380/3/17-0715.

 

На предприятии работает ветеран войны — участник боевых действий в Афганистане. Какими льготами по налогу с доходов физических лиц он пользуется?

Да, действительно в соответствии со

ст. 12 Закона № 3551 предусмотрено освобождение от уплаты налога с доходов физических лиц этой категории лиц. Но этот Закон не является законом о налогообложении, а потому и не может устанавливать льготу по налогообложению.

Руководствоваться здесь следует нормами

Закона № 889, который в данном случае является специальным. Согласно его п. 22.2 в случае, если нормы других законов или других законодательных актов, содержащих правила налогообложения доходов (прибылей) физических лиц, противоречат нормам Закона № 889, приоритет имеют нормы именно Закона № 889.

Подпунктом 6.1.3 Закона № 889

максимальная налоговая социальная льгота предусмотрена для участников боевых действий во время Второй мировой войны и лиц, которые в то время работали в тылу.

Лица, являющиеся участниками боевых действий не во время Второй мировой войны, в том числе указанные в

статьях 4 и 6 Закона № 3551 (ветераны войны — участники боевых действий на территории других стран), в Законе № 889 не указаны как отдельная льготная категория.

Таким образом, на ветеранов войны — участников боевых действий в Афганистане не распространяется право на получение максимальной НСЛ (605 грн.). Они приравниваются к обычным плательщикам налога и согласно

п.п. 6.1.1 Закона № 889 имеют право на применение к заработной плате (если она не превышает 940 грн.) общей НСЛ в размере 302,5 грн.

Аналогичное разъяснение было предоставлено ГНАУ в

письме от 12.05.2009 г. № 2047/Щ/17-0714.

 

Работнику начислена заработная плата в размере 800 грн. и выплачен по гражданско-правовому договору доход в размере 900 грн.? Имеет ли право работник на НСЛ?

В этом случае необходимо обратиться к

п.п. 6.5.1 Закона № 889, которым установлено, что НСЛ применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает сумму, которая равна сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 грн.

Подпунктом «д» п. 1.3 Закона № 889

определено, что заработная плата — это доходы, начисленные (выплаченные, предоставленные) в результате осуществления плательщиком налога трудовой деятельности на территории Украины, от работодателя, независимо от того, является ли такой работодатель резидентом или нерезидентом.

К доходам, отличающимся от заработной платы, НСЛ не применяется.

Следовательно, по заработной плате в размере 800 грн. в месяц плательщик налога имеет право на НСЛ независимо от того, получает ли он другие доходы, отличающиеся от заработной платы, в том числе по гражданско-правовым договорам.

 

Кто считается одинокой матерью или одиноким отцом при применении НСЛ?

Сразу отметим, что статус «одинокая мать» или «одинокий отец» в соответствии с

Законом № 889 предоставляет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода на сумму НСЛ в размере, равном 150 % суммы обычной льготы в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. В 2009 году она составляет 453 грн. 75 коп., умноженные на количество детей (п.п. 6.1.2 Закона № 889).

Отвечая на вопрос по поводу определения понятия «одинокая мать» или «одинокий отец», обратимся к

Порядку № 2035.

Согласно

п. 12 Порядка № 2035 плательщик налога считается одинокой матерью или одиноким отцом (опекуном, попечителем), если на момент применения работодателем льготы, определенной частью «а» п.п. 6.1.2 Закона № 889, имеет на иждивении детей в возрасте до 18 лет и не находится в браке, зарегистрированном в соответствии с законом.

При этом для получения такой льготы плательщик налога обязан подать в бухгалтерию предприятия, кроме заявления о применении льготы, также копию свидетельства (дубликат свидетельства) о рождении ребенка (детей), копию свидетельства о разводе и копию паспорта с отметкой о расторжении брака.

Согласно нормам

Семейного кодекса Украины (с целью предоставления налоговой социальной льготы) «содержанием ребенка» следует считать в первую очередь его совместное проживание с одним из родителей. Документом, подтверждающим такое совместное проживание (содержание), может быть справка ЖЭКа, справка органа опеки, решение суда или нотариально удостоверенный договор между бывшими мужем и женой об осуществления родительских прав и исполнении обязанностей тем из них, кто проживает отдельно от ребенка, например мужем (статьи 109, 157 Семейного кодекса Украины), и т. п.

То есть для применения к доходу одинокой матери или отца НСЛ вместе с подачей заявления о ее применении подаются, кроме документов, определенных в

Порядке № 2035, документы, подтверждающие факт содержания ребенка или опеки над ним.

Аналогичное мнение выразила ГНАУ в

письмах от 26.10.2007 г. № 5191/К/17-0715, от 22.06.2004 г. № 11496/7/17-3117.

 

На предприятии работает муж и жена, имеющие троих детей в возрасте до 18 лет. Месячная заработная плата каждого составляет 2500 грн. Имеет ли каждый из родителей право на НСЛ?

В соответствии с

п.п. 6.1.2 «в» Закона № 889 плательщик налога, имеющий троих или более детей в возрасте до 18 лет, при соблюдении установленного уровня заработной платы имеет право на применение 150 % НСЛ в расчете на каждого ребенка.

Как предусмотрено

п.п. 6.5.1 Закона № 889, предельный размер дохода, дающий право на получение НСЛ одному из родителей, определяется как произведение 940 грн. и соответствующего количества детей.

В данном случае в семье трое детей в возрасте до 18 лет, каждый из родителей работает и получает заработную плату. В таком случае предельный размер дохода, позволяющий воспользоваться повышенным размером НСЛ одному из родителей, составляет 2820 грн. в месяц (940 грн. х 3 (трое детей в возрасте до 18 лет) = 2820 грн.).

Следовательно, только один из двух работающих родителей имеет право на применение повышенной НСЛ. Поэтому работникам предприятия необходимо определиться, кто из них будет пользоваться повышенной льготой. При этом работнику, который будет пользоваться льготой, необходимо подать заявление, в котором указать, что муж (жена) не пользуется правом на увеличение размера дохода кратно количеству детей.

Также отметим, что у работника, пользующегося повышенной НСЛ, сохраняется право на дополнительное получение обычной НСЛ непосредственно на себя. На это обращала внимание ГНАУ в

письме от 29.03.2007 г. № 1560/к/17-0715.

Что касается другого члена семьи, о котором идет речь в вопросе, то он не имеет права ни на повышенную, ни на обычную НСЛ, поскольку размер его месячной заработной платы (2500 грн.) превышает уровень, дающий право на применение НСЛ (940 грн.).

 

На летний период к работе привлекаются студенты. Как быть с НСЛ?

Действующим законодательством предусмотрено право применения НСЛ в размере, равном 150 % суммы обычной льготы. В настоящее время он составляет 453 грн. 75 коп. в месяц.

Вместе с тем существуют определенные условия, при которых в соответствии с

ч. «б» п.п. 6.3.3 Закона № 889 НСЛ не может быть применена к другим доходам плательщика налога, если он получает в течение отчетного налогового месяца одновременно такие доходы, как стипендия, денежное или имущественное (вещественное) обеспечение, получаемые учащимися, студентами, аспирантами, ординаторами, адъюнктами, которые выплачиваются из бюджета.

Если же учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты, которым в соответствии с условиями их обучения не предусмотрена выплата стипендии из бюджета, независимо от того, получают они какую-либо другую стипендию (спонсорскую, от предприятия, направившего их на учебу, и т. п.) и одновременно с учебой работают и получают заработная плату, то они при соблюдении условий, касающихся размера заработной платы, имеют право на применение к ней НСЛ в размере 150 % (453 грн. 75 коп. в месяц).

При этом они должны предоставить работодателю справку из учебного заведения о том, что они там учатся и не получают стипендию из бюджета.

Аналогичное разъяснение было предоставлено ГНАУ в

письме от 06.07.2004 г. № 12428/7/17-31117.

 

Недавно стало известно, что работник предприятия имеет статус предпринимателя. Какие действия необходимо предпринять бухгалтеру?

Действительно, НСЛ не может быть применена к другим доходам плательщика налога, если он получает в течение отчетного налогового периода одновременно доходы, перечисленные в

п.п. 6.3.3 Закона № 889. К этому перечню (часть «е») относятся доходы субъектов предпринимательской деятельности.

ГНАУ в

письмах от 15.06.2007 г. № 12131/7/17-0717, от 21.05.2007 г. № 6194/5/17-0716 выразила мнение, что не столь важен фактический результат деятельности предпринимателя за соответствующий налоговый период (прибыли или убытки) или вообще отсутствие деятельности, поскольку ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины определено, что предпринимательство — это систематическая, инициативная на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли.

Исходя из приведенного работник учреждения, зарегистрированный как субъект предпринимательской деятельности, не имеет права на применение НСЛ к получаемым им доходам в виде заработной платы, как это предусмотрено

п.п. 6.3.3 «е» Закона № 889.

Исправить эту ситуацию возможно следующим образом. Работник подает в бухгалтерию заявление об отказе от льготы и уплачивает соответствующую сумму недоплаты налога и штрафа в размере 100 процентов суммы такой недоплаты за счет предстоящей выплаты дохода, а при недостаточности суммы такой выплаты — за счет последующих выплат (

абзац второй п.п. 6.3.4 Закона № 889).

 

Применяется ли НСЛ к суммам пособия, которое выплачивается по листкам нетрудоспособности в связи с временной потерей трудоспособности?

По мнению ГНАУ

(письмо от 06.07.2004 г. № 4207/ч/17-3115), пособие в связи с временной потерей трудоспособности рассматривается с целью обложения налогом с доходов физических лиц как заработная плата.

Аргумент в пользу этого мнения приводится следующий. Пособие в связи с временной потерей трудоспособности предоставляется в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует работнику потерю заработной платы за время нетрудоспособности в соответствии с

Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III. Также выплаты по листкам нетрудоспособности подлежат налогообложению в составе месячного дохода на общих основаниях.

Но по нашему мнению, применение НСЛ к суммам выплат в связи с временной потерей трудоспособности является спорным, и вот почему.

НСЛ применяется к начисленному месячному доходу плательщика в виде заработной платы. В понимании

п. 1.3 Закона № 889 доходами в виде зарплаты считаются доходы, начисленные (выплаченные, предоставленные) в результате осуществления плательщиком налога трудовой деятельности на территории Украины, от работодателя. Порядок осуществления плательщиком налога трудовой деятельности и порядок начисления, выплаты ему вознаграждения в результате осуществления такой деятельности регулируются Кодексом законов о труде Украины, Законом Украины «Об оплате труда» и другими законодательными и нормативными актами, в том числе разработанными в соответствии с указанными Кодексом и Законом, в частности Инструкцией № 5.

Кроме того, согласно

п. 1.1 Закона № 889 под термином «заработная плата» понимаются другие поощрительные и компенсационные выплаты или другие выплаты и вознаграждения, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма в соответствии с законом.

В соответствии с

Законом Украины «Об оплате труда» и Инструкцией № 5 зарплата по своей структуре состоит из основной заработной платы, дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат. Что касается выплат, связанных с временной потерей трудоспособности, в соответствии с п.п. 3.2 Инструкции № 5 они не относятся к фонду оплаты труда.

Следовательно, мы считаем, что больничные не могут рассматриваться как заработная плата в понимании

Закона № 889.

 

В каком случае утрачивается право на НСЛ?

Прежде всего отметим, что в случае превышения месячной заработной платы сверх установленного предельного размера (940 грн.) право на применение НСЛ автоматически утрачивается независимо от категории плательщика налога.

Также такие случаи имеют место при подаче работником заявления о применении НСЛ более чем одному работодателю. То есть право на применение НСЛ имеется только по одному месту получения дохода в виде заработной платы.

Следует обратить внимание на то, что плательщик налога, пользовавшийся НСЛ более чем у одного работодателя, утрачивает право на получение НСЛ

по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение НСЛ восстанавливается (абзац первый п.п. 6.3.4 Закона № 889).

Таким образом, с месяца, в котором возникает такое нарушение требований

ст. 6 Закона № 889, до момента его устранения работник утрачивает право на НСЛ.

Факт получения НСЛ с нарушением требований

Закона № 889 следует рассматривать как получение плательщиком дохода без уплаты налога.

При этом, учитывая положения

п.п. 6.3.5 п. 6.3 в. 6 Закона № 889, работодатель, который на основании надлежащим образом полученного заявления о применении льготы применяет такую льготу, не несет никакой ответственности за нарушение таким работником требований Закона № 889, за исключением случаев, когда работодатель и работник являются связанными лицами или когда судом установлен факт сговора между ними, направленного на уклонение от налогообложения.

 

Как восстановить право на НСЛ, если работник его утратил в связи с нарушением требований к применению НСЛ (пользовался льготой у двух работодателей)?

Работник может восстановить право на применение НСЛ.

Восстановление права осуществляется в случае, если он подает заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором произошло такое нарушение.

При этом каждый работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штрафа в размере 100 процентов суммы такой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому плательщику налога, а при недостаточности суммы такой выплаты — за счет последующих выплат (

абзац второй п.п. 6.3.4 Закона № 889).

Право на применение НСЛ восстанавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются.

После погашения недоплаты по налогу и штрафа работник подает заявление исключительно

по одному месту начисления (выплаты) дохода по его выбору.

 

Каков механизм информирования плательщика о наличии нарушений порядка получения (применения) НСЛ и что делать налоговому агенту в таком случае?

ГНАУ приказом «Об утверждении форм заявлений и уведомления по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога» от 30.09.2003 г. № 461

установила порядок периодического информирования органами государственной налоговой службы плательщиков налога о наличии нарушений ими порядка получения (применения) НСЛ, выявленных на основании анализа данных налоговой отчетности или данных документальных проверок.

Согласно этому порядку орган государственной налоговой службы составляет уведомление о наличии нарушений по форме «ФП» и направляет (вручает) его плательщику налога в случае получения плательщиком НСЛ в течение любого налогового месяца более чем по одному месту начисления (выплаты) дохода в виде заработной платы.

Уведомление считается направленным (врученным), если оно вручено лично гражданину или направлено письмом (с отметкой о вручении) по адресу его местожительства или по адресу последнего известного местонахождения с уведомлением о вручении.

В случае невозможности вручения уведомления ГНИ размещает его на доске налоговых объявлений (уведомлений). При этом день размещения такого уведомления на доске считается днем его вручения гражданину.

Хотя

приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461 не утверждены ни порядок, ни форма уведомления работодателя, органы ГНС все же периодически уведомляют не только плательщиков налога, но также и их работодателей о случаях нарушений Закона № 889 их работниками. Об этом шла речь в письме ГНАУ от 28.12.2007 г. № 2666 /7/ 17-0117.

Налоговики считают, что получение налоговым агентом информации о нарушении плательщиком налога норм

Закона № 889 и потеря им права на получение НСЛ является основанием для проведения работодателем соответствующей работы, а именно:

— если НСЛ была ошибочно отражена налоговыми агентами в налоговом расчете по ф. № 1ДФ или в этом расчете не проставлена дата увольнения с одного места работы и дата приема на другом месте работы, то таким налоговым агентам необходимо подать уточненный расчет по ф. № 1ДФ;

— если имело место нарушение требований

п.п. 6.3.1 Закона № 889, то налоговый агент прекращает начисление НСЛ и осуществляет перерасчет налога за весь период такого нарушения (часть «б» п.п. 6.5.2 Закона № 889) с учетом требований абзаца второго п.п. 6.3.4 Закона № 889.

 

Какова ответственность предусмотрена для работодателя, если работник неправомерно пользовался НСЛ?

Вся ответственность за нарушение норм

Закона № 889 по неправомерному получению НСЛ полностью возлагается на физическое лицо — плательщика налога, который подал заявление о применении льготы одновременно по нескольким местам работы.

Согласно положениям

п.п. 6.3.5 Закона № 889 работодатель, который на основании полученного заявления плательщика налога о применении НСЛ применяет льготу, не несет никакой ответственности за нарушение таким плательщиком налога требований п.п. 6.3.1 Закона № 889, за исключением случаев, когда работодатель и плательщик налога являются связанными лицами или когда суд устанавливает факт сговора между ними, направленного на уклонение от налогообложения.

Если работник, нарушивший нормы

Закона № 889, желает в дальнейшем восстановить право на применение НСЛ, то он должен осуществить действия в соответствии с п.п. 6.3.4 Закона № 889 (подать заявления об отказе от льготы, уплатить недоплату налога и штраф, после чего самостоятельно выбрать (одно) место применения НСЛ и подать заявление о применении льготы).

ГНАУ в

письме от 28.12.2007 г. № 2666/7/17-0117 рекомендовала налоговым агентам в случае наличия информации о нарушении работником норм Закона № 889, в частности потери права на получение НСЛ, прекратить начислять льготу с месяца, в котором такая информация была получена работодателем, и осуществить перерасчет начисленной заработной платы и предоставленных НСЛ за весь период нарушения.

Если работник и работодатель являются связанными лицами или судом установлен факт сговора между ними с целью уклонения от уплаты налогов, то предоставление плательщику НСЛ (с момента возникновения нарушения до его устранения) будет рассматриваться налоговиками как осуществление денежных выплат в пользу работника без предварительного начисления и уплаты налога или как неполное удержание налога. Такой работодатель должен будет уплатить сумму недоплаты налога, а также, учитывая требования

п.п. 17.1.9 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III, штраф в двойном размере такой недоплаты налога.

Административная ответственность налогового агента в таких случаях предусмотрена ст. 1644 Кодекса Украины об административных правонарушениях и влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц от двух до трех и в случае повторного нарушения — от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше