Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Редакция ОТ
Статья

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

 

Не всегда предприятия, учреждения и организации, использующие труд наемных работников, соблюдают требования нормативно-правовых актов по охране труда. Некоторые руководители безответственно относятся к обязанностям по созданию здоровых и безопасных условий труда, зачастую рассматривают эти вопросы как второстепенные.

В то же время согласно ст. 3 Конституции Украины «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью…».

Вообще об охране труда в современном понимании можно говорить только начиная со времен провозглашения равенства людей в эпоху буржуазных революций и развития капиталистических отношений в производстве, хотя с некоторыми ее элементами мы встречаемся уже в античные времена, когда Аристотель (384 — 322 гг. до Рождества Христова) изучал условия труда, а Гиппократ (460 — 377 гг. до Рождества Христова) обратил внимание на вредное воздействие пыли, образующейся при добыче руды, на организм рудокопов.

Об ответственности, предусмотренной действующим законодательством Украины за нарушение законодательства об охране труда, и пойдет далее речь.

 

Константин БОНДАРЕНКО, ведущий специалист по пожарной безопасности и охране труда

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТ —

Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

УКУ —

Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г.

Закон об охране труда

— Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

 

В 1992 году впервые не только в Украине, но и на поприще бывшего СССР был принят

Закон об охране труда, определяющий основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и принципы государственной политики в этой сфере, регулирующий отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливающий единый порядок организации охраны труда в стране.

Главной целью охраны труда является создание на каждом рабочем месте безопасных условий труда, безопасной эксплуатации оборудования, уменьшение или полная нейтрализация действия вредных и опасных производственных факторов на организм человека и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Важное место в охране труда занимает именно законодательное регулирование охраны труда.

Основным законом, гарантирующим право граждан на безопасные и здоровые условия труда, является

Конституция Украины (ст. 43). Реализация этих прав осуществляется путем выполнения требований, изложенных в законодательных актах по охране труда, а именно в:

КЗоТ;

Законе № 1105;

— Законе об охране труда;

— Законе Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII;

— Законе Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII;

— Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XIII;

— Законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII;

— Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02.95 г. № 39/95-ВР;

— Законе Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.95 г. № 255/95-ВР;

— Законе Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Контроль и надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда, по безопасности проведения работ возложены на Государственной комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (далее — Госгорпромнадзор),

Положение о котором утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2006 г. № 1640.

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к

дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону (ст. 44 Закона об охране труда).

 

1. Дисциплинарная ответственность

регулируется КЗоТ и предусматривает такие виды наказания, как выговор и увольнение (ст. 147).

2.

Административная ответственность — это ответственность должностных лиц и работников перед органами государственного надзора, заключающаяся в применении к ним штрафных санкций.

Государственный надзор осуществляется путем проведения должностными лицами Госгорпромнадзора плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования, по результатам которых составляется соответствующий акт и предписание. При выявлении нарушений, которые могут угрожать жизни и здоровью работников, работы на предприятии или эксплуатация оборудования прекращаются, а должностные лица, допустившие нарушение, привлекаются к административной ответственности путем наложения штрафов.

Должностные лица предприятий могут быть привлечены к административной ответственности за:

— нарушение требований законодательства о труде и охране труда;

— уклонение от участия в переговорах о составлении, изменении или дополнении коллективного договора;

— нарушение или невыполнение коллективного договора;

— непредоставление информации для осуществления коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора;

— невыполнение законодательных требований органов государственного надзора за охраной труда, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Госпожарнадзора, Минтруда;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов по безопасному проведению работ в сферах производства;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывных материалов в сферах производства;

— невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды.

При повторном выявлении нарушений, составляющих угрозу здоровью и жизни работников, материалы проверки направляются в правоохранительные органы для соответствующего реагирования.

Также согласно

ст. 23 Закона № 1105 страховые эксперты по охране труда Фонда социального страхования от несчастных случаев имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных этим Законом.

Согласно

Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.99 г. № 1109, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на водном, железнодорожном, воздушном транспорте и их заместители, а также главные государственные санитарные врачи объектов с особым режимом работы в пределах соответствующих административных территорий (объектов) имеют право выдавать постановления о наложении штрафа и в предусмотренных законом случаях применять финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства.

Статья 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях

предусматривает, что нарушение требований законодательных и других нормативных актов по охране труда влечет наложение штрафа на виновных лиц в следующих размерах:

— на работников — от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Лица, на которых наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы (

ст. 43 Закона об охране труда).

 

3.

Материальной ответственностью предусмотрено возмещение убытков, причиненных предприятиями работникам (или членам их семей), пострадавшим от несчастного случая либо профзаболевания.

Статья 130 КЗоТ

предусматривает, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате нарушения возложенных на них трудовых обязанностей.

При этом права и законные интересы работников гарантируются путем установления ответственности только за прямой действительный ущерб, только в пределах и порядке, предусмотренных законодательством, и при условии, что такой ущерб причинен предприятию, учреждению, организации виновными противоправными действиями (бездействием) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полный размер причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При наличии указанных оснований и условий материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или криминальной ответственности.

На работников не может быть возложена ответственность за ущерб, относящийся к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за неполученную предприятием, учреждением, организацией прибыль и за ущерб, причиненный работником, находившимся в состоянии крайней необходимости.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно покрыть его полностью или частично. С согласия собственника или уполномоченного им органа работник может передать для покрытия причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

Статья 132 КЗоТ

предусматривает, что за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Материальная ответственность сверх среднего месячного заработка допускается только в случаях, указанных в законодательстве.

Однако

ст. 134 КЗоТ предусматривает случаи, на основании которых работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации. Приведем некоторые из них:

— между работником и предприятием, учреждением, организацией согласно

ст. 1351 КЗоТ заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

— имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

— ущерб нанесен действиями работника, имеющими признаки действий, преследуемых в уголовном порядке;

— ущерб нанесен работником, бывшим в нетрезвом состоянии;

— ущерб нанесен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;

— в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей;

— ущерб нанесен не при выполнении трудовых обязанностей.

 

4. Уголовная ответственность

за нарушение правил охраны и безопасности труда предусмотрена УКУ.

Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью пострадавшего, наказывается штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на такой же срок.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового (

ст. 271 УКУ).

Кроме того,

УКУ предусмотрена ответственность за нарушение специальных правил безопасности, которые касаются выполнения работ повышенной опасности и требуют квалификации согласно ст. 272 — 275 УКУ.

Ответственность за преступления, предусмотренные

ст. 271 — 275 УКУ, наступает независимо от формы собственности предприятия, на котором работает виновное лицо.

Верховной Суд Украины разъяснил сроки, применяемые в диспозиции указанных статей. Понятие «вред здоровью пострадавшего» включает случаи, связанные с нанесением лицу средней тяжести или легких телесных повреждений. Понятие «угроза гибели людей или наступления иных тяжких последствий» следует понимать как изменение в состоянии производственных объектов, в результате которых «

возникает реальная опасность для жизни людей или реальная опасность причинения (наступления) ущерба указанным в этих статьях благ». А тяжесть вероятных последствий определяется в зависимости от размера материального ущерба, ценности благ, подвергавшихся угрозе, количества лиц, которые могут пострадать от опасных действий и т. д.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше