Темы статей
Выбрать темы

Государственная помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

Редакция ОТ
Статья

Государственная помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

 

Одним из видов государственной помощи является помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Кому она предоставляется, в каком размере — эти и другие вопросы рассмотрим на страницах нашей газеты.

Ксения БОНДАРЕНКО, специалист по социальным вопросам

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 2811 — Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.

Порядок № 1751 — Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751.

Методика № 486 — Методика исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, утвержденная совместным приказом Минтруда, Минэкономики, Минфина, Госкомстата и Госкоммолодежьспорта от 15.11.2001 г. № 486/202/524/455/3370 и зарегистрированная в Минюсте 07.02.2002 г. под № 112/6400.

 

Кому предоставляется помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста?

Согласно ст. 13 Закона № 2811 помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (далее — помощь) предоставляется лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком. Это может быть один из родителей ребенка, усыновитель, опекун, дедушка, бабушка или другой родственник.

 

С какой даты и на какой период назначается помощь?

Период назначения помощи зависит от категории, к которой относится лицо, которому предоставляется помощь, а именно (п. 18 Порядка № 1751):

1) для лиц, которые не работают, обучаются, состоят на учете в центре занятости или являются субъектами предпринимательской деятельности помощь назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня, следующего после окончания отпуска в связи с беременностью и родами, и по день достижения ребенком трехлетнего возраста включительно;

2) для работающих лиц — со дня наступления отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста по день его окончания;

3) усыновителям и опекунам помощь назначается с соблюдением вышеприведенных условий и не ранее чем со дня принятия решения об усыновлении или установлении опеки.

Рассмотрим примеры.

Пример 1. За помощью обращается неработающее лицо. Отпуск в связи с беременностью и родами заканчивается 10 октября 2011 года.

Ситуация 1

При обращении за помощью 28 сентября 2011 года — помощь будет назначена с 11 октября 2011 года, т. е. со дня возникновения права на помощь (со дня, следующего после окончания отпуска в связи с беременностью и родами).

Ситуация 2

При обращении за помощью 8 ноября 2011 года — помощь будет назначена с 8 ноября 2011 года, т. е. со дня обращения.

Пример 2. За помощью обращается физическое лицо, которому по месту работы предоставлен отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с 19 октября 2011 года.

Помощь будет назначена с 19 октября 2011 года независимо от даты обращения, главное, чтобы обращение состоялось в течение срока действия отпуска.

Обращаем внимание, что если лицо увольняется с работы или приступает к работе ранее достижения ребенком трехлетнего возраста на условиях полного рабочего времени, отпуск для ухода за ребенком прекращается и соответственно право на получение помощи утрачивается.

 

Какой день считается днем обращения за назначением помощи?

Днем обращения за назначением помощи считается день приема органом труда и социальной защиты населения соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если к заявлению не приложены все необходимые документы, орган труда и социальной защиты населения уведомляет заявителя о том, какие документы должны быть поданы дополнительно. Если они будут поданы не позднее, чем в течение одного месяца со дня получения указанного уведомления, днем обращения считается день приема заявления.

 

В какой орган труда и социальной защиты населения необходимо обращаться за получением помощи?

Заявление и документы, необходимые для назначения помощи, подаются в управление труда и социальной защиты населения (далее — управление) по месту регистрации лица, претендующего на получение помощи, или месту его фактического проживания при условии подачи справки о неполучении указанной помощи в управлении по месту регистрации.

 

Какие документы необходимо подать для получения помощи?

Для получения помощи в минимальном размере достаточно подать в управление следующие документы (п. 20 Порядка № 1751) :

1) заявление, составляемое по форме, утвержденной Минтруда;

2) копию свидетельства о рождении ребенка;

и в зависимости от того, к какой категории относится заявитель:

3) копию или извлечение из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста для лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности и хозяйствования;

4) справку работодателя о предоставлении отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, к которой при отсутствии печати прилагается выписка или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей — для наемных работников физических лиц — предпринимателей;

5) справку с места работы о начале исполнения трудовых обязанностей в режиме неполного рабочего времени или дома — для лиц, работающих в режиме неполного рабочего времени или дома;

6) копию трудовой книжки лица, осуществляющего уход за ребенком, — для неработающих лиц;

7) справку с места обучения — для обучающихся лиц;

8) справку о том, что выплата пособия по безработице или материальной помощи по безработице не производится, — для неработающих лиц, состоящих на учете в центре занятости;

9) выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей — для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

10) копию решения об усыновлении или установлении опеки для усыновителей и опекунов.

Кроме вышеперечисленных документов, лицо, обращающееся за получением помощи, при себе должно иметь: паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность) и идентификационный код.

 

В каком размере назначается помощь?

Помощь может назначаться в минимальном размере и в размере, зависящем от дохода семьи.

Для получения помощи в минимальном размере достаточно предоставить вышеуказанные документы. Помощь в минимальном размере назначается на весь срок, т. е. со дня назначения помощи до дня достижения ребенком трехлетнего возраста включительно.

В 2011 году минимальный размер помощи составлял 130 гривень в месяц.

Для получения помощи в размере, превышающем минимальный, необходимо подать в управление следующие документы:

1) заявление, составляемое по форме, утвержденной Минтруда;

2) справку о составе семьи;

3) декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи);

4) справки о доходах каждого члена семьи.

Помощь в размере, превышающем минимальный, назначается с месяца обращения и выплачивается в течение шести календарных месяцев. Если лицо, которому назначена помощь, после окончания указанного срока не подтвердило право на назначение помощи в размере, превышающем минимальный, помощь выплачивается в минимальном размере.

 

Как определяется увеличенный размер помощи?

Помощь в размере, превышающем минимальный, зависит от дохода семьи, определяемого согласно Методике № 486.

Обращаем внимание, что подавляющее большинство видов дохода (в том числе и все виды государственных социальных выплат) учитываются при определении размера помощи. Не включаются в совокупный доход семьи:

1) уплачиваемые лицом алименты;

2) часть помощи при рождении и при усыновлении ребенка, выплачиваемой единовременно;

3) помощь на погребение;

4) единовременная помощь, предоставляемая по решениям органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций независимо от форм собственности;

5) жилищная субсидия;

6) денежное обеспечение военнослужащих срочной службы;

7) расчетная сумма дохода от земельной доли (пая), выделенной в результате деления на паи земли, не используемой по уважительным причинам (в частности в результате преклонного возраста, инвалидности, наличия малолетних детей и т. п.) семьями, состоящими из лиц преклонного возраста, инвалидов, а также многодетными семьями с малолетними детьми;

8) суммы, уплачиваемые предприятиями, учреждениями и организациями по договорам добровольного медицинского страхования своих работников;

9) помощь общественных и благотворительных организаций;

10) единовременное вознаграждение женщинам, которым присвоено почетное звание Украины «Мать-героиня».

Также в совокупный доход не включается соответствующая помощь, для назначения которой исчисляется совокупный доход.

Например, при определении размера помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста не включается сумма полученной помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста за предыдущие шесть месяцев.

В соответствии со ст. 15 Закона № 2811 размер помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста определяется как разница между прожиточным минимумом, установленным для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 гривень.

Приведем пример расчета размера помощи.

Пример 3. Семья состоит из четырех человек: жена, муж и двое детей (12 лет и 1,5 года). Жена осуществляет уход за ребенком и получает в минимальном размере помощь в сумме 130 гривень, муж работает, получает заработную плату 1500 гривень в месяц.

В декабре 2011 года женщина обращается за помощью в размере, превышающем минимальный.

Управлением произведен следующий расчет помощи:

 

№ п/п

Показатель

Расчет

1

Совокупный доход семьи за шесть месяцев, предшествовавших месяцу обращения(с июня по ноябрь 2011 года)

1500 грн. х 6 мес. = 9000 грн.

2

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека

9000 грн. : 6 мес. : 4 человека = 375 грн.

3

Размер помощи

1004 грн.* - 375 грн. = 629 грн.

 

* 1004 гривни — прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 декабря 2011 года, установленный статьей 21 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI. — Примеч. ред.

 

Таким образом, семья ежемесячно на период с 1 декабря 2011 года по 31 мая 2012 года будет получать помощь в размере 629 грн.

При установлении Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» новых размеров прожиточного минимума**, размер помощи будет перечислен без дополнительного обращения получателя помощи.

** Размеры прожиточного минимума на 2012 год см. на с. 4 сегодняшнего номера. — Примеч. ред.

 

Предоставляется ли помощь в увеличенном размере семьям, в состав которых входят частные предприниматели?

Порядок назначения помощи в увеличенном размере един для всех категорий получателей. В отношении лиц-предпринимателей особенность заключается в исчислении их совокупного дохода. Доход этих лиц определяется на основании данных государственных налоговых инспекций (п. 5.4 Методики № 486).

С принятием Налогового кодекса Украины , которым предусмотрено представление частными предпринимателями декларации по итогам календарного года, стало невозможным получение от налоговой инспекции справок о доходах от предпринимательской деятельности за два квартала, предшествующие месяцу обращения, особенно, когда обращение происходит во ІІ, ІІІ или ІV кварталах года. Поэтому по поручению Кабинета Министров Украины совместным приказом Минсоцполитики, Минэкономразвития и Минфина от 11.11.2011 г. № 435/218/1430, который вступил в силу 23.12.2011 г., внесены изменения в Методику № 486.

Отныне предусмотрено, что при отсутствии данных государственных налоговых администраций, доходы физических лиц — предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, определяются на основании данных Книги учета доходов и расходов по установленной форме. При этом размер среднемесячного дохода исчисляется исходя из чистого дохода за предыдущие шесть месяцев, деленного на 6 (п. 7.15 Методики № 486).

На практике это происходит следующим образом. Лицо, обращающееся за получением помощи в размере, превышающем минимальный, в Декларации о доходах и имущественном состоянии указывает доходы члена семьи, полученные от предпринимательской деятельности. Для подтверждения задекларированных доходов предоставляется справка государственной налоговой инспекции или Книга учета доходов и расходов, которая должна быть пронумерована, прошнурована, иметь печати и подписи должностных лиц налоговой инспекции. Специалист управления социальной защиты сверяет данные, указанные в Декларации, и записи в Книге.

 

Прекращается ли предоставление помощи лицам, работающим в избирательной комиссии?

Изменения действующего законодательства по этому вопросу состоялись с 01.07.2011 г., с даты вступления в силу постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми» от 22.06.2011 г. № 661.

С тех пор выплата помощи не прекращается лицам, работающим в избирательной комиссии, в том числе в день голосования, дни установления итогов голосования и результатов выборов.

 

Возможно ли переоформить выплату помощи на другое лицо при выходе матери ребенка на работу ранее, чем ребенку исполнилось три года?

Если мать ребенка до достижения ребенком трехлетнего возраста приступила к исполнению трудовых обязанностей на условиях полного рабочего времени, или обучается и не может осуществлять уход за ребенком, или обратилась в центр занятости за содействием в трудоустройстве и ей назначены пособие по безработице или материальная помощь по безработице, то выплату помощи можно переоформить на другое лицо, осуществляющее уход за ребенком.

Обращаем внимание! Переоформление документов по выплате помощи возможно только на трудоспособное лицо, которое не получает пенсию и состоит в семейных отношениях с ребенком.

Для переоформления выплаты помощи лицо, претендующее получать помощь, подает в управление следующие документы:

1) заявление, составляемое по форме, утвержденной Минтруда;

2) справку, предусмотренную п. 20 Порядка № 1751, в зависимости от того, к какой категории относится заявитель;

и в зависимости от оснований один из следующих документов:

3) справку с места работы о начале исполнения лицом, получавшим помощь, трудовых обязанностей на условиях полного рабочего времени;

4) справку с места обучения лица, получавшего помощь;

5) справку с центра занятости о пребывании лица, получавшего помощь, на учете в центре занятости и назначении ему пособия по безработице или материальной помощи по безработице.

Если лицо претендует получать помощь в размере, превышающем минимальный, предоставляются дополнительно документы, указанные выше.

Следует отметить, что если мать ребенка обучается с отрывом от производства или осуществляет предпринимательскую деятельность, нет законных оснований для переоформления выплаты помощи на другое лицо.

Как переоформить помощь по новому месту проживания, чтобы не потерять средства?

При изменении местожительства получателем помощи выплата ее продолжается органом труда и социальной защиты населения по новому месту проживания со дня (месяца) обращения, но не ранее, чем со дня регистрации (п. 54 Порядка № 1751).

Получателю помощи необходимо знать, что в случае прекращения регистрации и переезда в другую местность у органа труда и социальной защиты населения есть все законные основания прекратить выплату ему помощи с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли указанные обстоятельства.

Поэтому только от заявителя зависит, получит ли он все надлежащие ему средства. Особенно это актуально при получении помощи в размере, превышающем минимальный.

Предлагаем следующий порядок действий для заявителя.

Сразу после регистрации по новому месту подать в орган труда и социальной защиты населения следующие документы:

1) заявление и пакет документов, необходимых для назначения помощи в размере, превышающем минимальный;

2) заявление по запросу личного дела от органа труда и социальной защиты населения по предыдущему месту получения помощи.

При соблюдении указанного, органом труда и социальной защиты населения по новому месту регистрации будет назначена помощь в размере, превышающем минимальный, с месяца обращения и выплачена с учетом выплаченной помощи по предыдущему месту регистрации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше