Темы статей
Выбрать темы

О выделении дополнительных средств на индексацию заработной платы работникам здравоохранения и отдельных вопросах социальной защиты работников здравоохранения

Министерство финансов Украины
Письмо от 28.05.2015 г. № 31-09020-12-10/17452

Министерство финансов во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 07.05.2015 № 18959/1/1-15 рассмотрело обращение Профессионального союза работников здравоохранения о выделении дополнительных средств на индексацию заработной платы работникам здравоохранения и отдельных вопросах социальной защиты работников здравоохранения и по вопросам компетенции сообщает.

Об индексации заработной платы

В соответствии с Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» (с изменениями, внесенными Законом Украины от 28.12.2014 № 76-VIII) индексация денежных доходов населения осуществляется в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования.

В соответствии с пунктом 14 Заключительных положений Закона Украины от 28.12.2014 № 76-VII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» Кабинету Министров Украины по результатам первого полугодия 2015 года и с учетом экономической ситуации поручено утвердить порядок проведения индексации заработной платы, денежного обеспечения, пенсионных и социальных выплат.

Учитывая указанное, по результатам первого полугодия 2015 года с учетом возможности доходной части государственного бюджета будет решаться вопрос утверждения порядка проведения индексации заработной платы, денежного обеспечения, пенсионных, социальных выплат и его финансового обеспечения.

Об обеспечении выплат медицинским и фармацевтическим работникам, предусмотренных постановлениями Кабинета Министров Украины от 11 мая 2011 г. № 524 «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы», от 20 марта 2013 г. № 174 «Некоторые вопросы оплаты труда работников противотуберкулезных заведений», от 27 марта 2013 г. № 199 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских работников системы экстренной медицинской помощи» и от 30 декабря 2013 г. № 977 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медицинскую помощь»

Выплаты, предусмотренные работникам заведений здравоохранения в соответствии с вышеуказанными постановлениями Кабинета Министров Украины, не отменяются.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2014 № 95 «Некоторые вопросы оплаты труда работников заведений здравоохранения» устанавливается норма об осуществлении выплат, предусмотренных постановлениями Кабинета Министров Украины от 20.03.2013 № 174, от 27.03.2013 № 199, от 30.12.2013 № 977, в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Заместитель Министра Р. Качур

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Индексация выплат из бюджета в 2015 году: мнение Минфина

Полученное послание от главного финансового регулятора государства взбудоражило и без того накалившуюся атмосферу в вопросах индексации для бюджетных учреждений и заведений. Речь идет о письме Минфина от 24.06.2015 г. № 31-09010-09-8/21023 (см. с. 5 этого номера), которое было направлено в адрес Департаментов финансов областных и Киевской городской государственных администраций. Соответственно по «разнарядке сверху» его в начале июля 2015 года довели к сведению бюджетных учреждений и заведений.

В результате у бухгалтеров-бюджетников возникла паника: «Что делать с индексацией? Можно ли не платить? Не придется ли возвращать уже выплаченные суммы индексации?». Давайте попытаемся ответить на них через призму законодательных норм.

Прежде всего напомним о новых нормах, действующих в вопросах начисления индексации с 1 января 2015 года для выплат из бюджета.

Ключевой момент — обновленная редакция ст. 5 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-ХІІ (далее — Закон об индексации). Появившаяся в этой статье новая ч. 6 предписывает: проведение индексации денежных доходов населения осуществляется в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования на соответствующий год. То есть в профильном «индексационном» Законе для источника финансирования выплат из бюджета появилась привязка к возможностям финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Изменения внесены п. 31 разд. I Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VІІІ (далее — Закон № 76).

Чтобы реализовать на практике эту норму в 2015 году, законодатель также предусмотрел, что:

по результатам первого полугодия 2015 года и с учетом экономической ситуации Кабмин должен утвердить порядок проведения индексации зарплаты, денежного обеспечения, пенсионных и социальных выплат ( п. 14 разд. ІІІ «Заключительные положения» Закона № 76). При этом в другой норме порядок именуется как особый порядок проведения индексации в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней на 2015 год (п. 9 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VІІІ, далее — Закон о Госбюджете-2015);

— нормы и положения Закона об индексации в 2015 году применяем в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов соцстрахования (п. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015). Продублировали эту норму без привязки к конкретному году и в п. 26 разд. VІ «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Как видим, проблема в индексации бюджетных выплат как раз и упирается в появление особого правительственного порядка для 2015 года. Финансовый экватор текущего года бюджетники перешагнули без появившихся «ограничительных» правил от Кабмина.

Естественно, что руководствовались для начисления индексации действующим Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078). Иных правил для индексации зарплаты, стипендий и денежного обеспечения на сегодняшний день попросту не существует. И сам Порядок № 1078 никем не отменен.

Но особо остро стал вопрос, когда индексы официальной инфляции за период февраль — апрель 2015 года побили все рекорды и положенные к начислению суммы индексации увеличились с космической скоростью. В Минфин стали поступать обращения по поводу выделения дополнительных средств на индексацию бюджетных выплат.

В конце апреля 2015 года главное финансовое ведомство всего лишь сообщало, что индексировать бюджетные выплаты в 2015 году надо в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. При этом в письме от 28.04.2015 г. № 31-07010-04-2/14373 Минфин информировал сферу образования, что:

— предложения увеличить расходы на образовательную отрасль для индексации зарплаты и стипендии в полном объеме требуют изыскания существенных дополнительных бюджетных средств из государственного и местного бюджетов. Неинфляционные источники покрытия указанных расходов отсутствуют;

— скорректировать нормы утвержденного Госбюджета-2015 можно по итогам трех кварталов при условии, что запланированные показатели поступления госбюджета будут превышены более чем на 15 %. Это предусмотрено действующими нормами ст. 52 и 53 БКУ.

Но со временем позиция Минфина ужесточалась. Уже через месяц, в письме от 28.05.2015 г. № 31-09020-12-10/17452 (см. с. 6 этого номера) по поводу выделения дополнительных средств на индексацию зарплаты работникам здравоохранения Минфин заявляет: «по результатам первого полугодия 2015 года с учетом возможностей доходной части государственного бюджета будет решаться вопрос утверждения порядка проведения индексации зарплаты, денежного обеспечения, пенсионных, социальных выплат и его финансового обеспечения».

Проходит еще месяц — и на обращения местных органов исполнительной власти Минфин вовсе категорично резюмирует (письмо от 24.06.2015 г. № 31-09010-09-8/21023): «проведение индексации в текущем году должно осуществляться после принятия Кабмином особого порядка индексации в 2015 году».

Есть ли на такие заявления законодательные аргументы у Минфина? Ведь если проведение индексации не требует привлечения дополнительных средств из бюджета, то нет запрета ее проводить. Обоснуем нашу позицию.

1. Индексация — государственная соцгарантия.

Статья 18 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 г. № 2017-III определяет индексацию дохода как государственную социальную гарантию, которая предоставляется для социальной поддержки населения в условиях роста цен.

2. Индексация — часть зарплаты.

В составе дополнительной зарплаты индексация входит в фонд оплаты труда ( ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР). Как одна из основных гарантий по оплате труда эта выплата носит обязательный характер. Это следует из норм ст. 95 Кодекса законов о труде Украины и ст. 33 Закона об оплате труда. Поэтому и выплачивать ее необходимо в полном объеме и своевременно. Ответственность за невыплату индексации (выплату не в полном объеме) расценивают как нарушение трудового законодательства.

3. До появления особого порядка индексации для выплат из госсредств действуют правила Порядка № 1078.

Главное трудооплатное ведомство подтверждает, что для определения сумм индексации и величины прироста индекса используем действующий Порядок № 1078 (см. письмо Минсоцполитики от 02.04.2015 г. № 4744/0/14-15/13 // «ОТ», 2015, № 13, с. 8). При этом выплату сумм индексации для бюджетников ведомство рекомендует осуществлять в пределах финансовых ресурсов ее источников (см. письмо Минсоцполитики от 29.04.2015 г. № 77/10/136-15).

Подводим итог сказанному: до принятия соответствующего особого порядка (постановления КМУ) нет законодательных оснований не проводить индексацию денежных доходов населения.

Конечно же, проводить фактические расходы учреждения на заработную плату необходимо только в пределах фонда заработной платы, утвержденного сметой, чтобы соблюсти требования ч. 1 ст. 51 БКУ. Поэтому и начислять индексацию необходимо только в пределах бюджетных ассигнований.

В то же время письмо Минфина от 24.06.2015 г. № 31-09010-09-8/21023 дает повод для не совсем оптимистичных прогнозов: похоже, Министерство не собирается выделять дополнительные средства на выплату индексации, даже в нарушение законодательных норм. Кроме этого, не допускает возможности образования кредиторской задолженности в случае, когда выделенных бюджетных ассигнований не хватает на выплату работникам индексации в полном размере.

Людмила ТРОХИМЕНКО, заместитель главного редактора (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше