Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменения в статью 25 Закона Украины «Об отпусках»

Верховная Рада Украины
Закон Украины от 15.01.2015 г. № 121-VIII

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Часть первую статьи 25 Закона Украины «Об отпусках» <...> дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18) работникам на период проведения антитеррористической операции в соответствующем населенном пункте с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, но не более семи календарных дней после принятия решения о прекращении антитеррористической операции».

II. Заключительные положения

1. Данный Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования*.

* Закон вступил в силу 01.02.2015 г. — Примеч. ред.

2. Установить, что расчет суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленный предпоследним абзацем части пятой, абзацем третьим части шестой статьи 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (с изменениями, внесенными Законом Украины от 28 декабря 2014 года № 77-VIII), осуществляется без учета работников, которым предоставлены отпуска без сохранения заработной платы в соответствии с пунктом 18 части первой статьи 25 Закона Украины «Об отпусках».

 

Президент Украины П. Порошенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

И на старуху бывает проруха: законодатель изменил незыблемые «отпускные» нормы

С начала года законодатели так и «сыплют» на нас изменения, дополнения и новшества в нормативно-правовой сфере. Их свежая порция главным образом касается предоставления отпусков, но затрагивает и другие аспекты.

Новое основание для отпуска «за свой счет». Нормотворцы выполнили свои прошлогодние обещания. Речь идет о предоставлении отпусков «за свой счет» работникам, места работы которых находятся в районах проведения АТО.

Напомним, что с оформлением отсутствия на работе таких «тружеников» возникали немалые дилеммы. Так, большинство работников в беспокойных восточных регионах не могут выходить на работу на этой территории, поскольку такие «явки» угрожают их здоровью/жизни или же учреждения попросту не могут обеспечить их нормальными условиями работы. Как быть? Вначале Минсоцполитики (письмо от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13 // «ОТ», 2014, № 14, с. 8) рекомендовало таких работников отправлять во всевозможные отпуска — ежегодные, социальные на детей, без сохранения зарплаты. Увы, отпуска не резиновые…

Что делать после окончания всех оснований для их использования? Тут работодатели выкручивались как могли — оформляли простои, переводили работников в другие филиалы (при возможности), табелировали работников как отсутствующих по невыясненным причинам (см. спецвыпуск «ОТ», 2014, № 18/1, с. 20). Само же Министерство молчало, но клятвенно заверило в наличии проекта некого закона. По его словам, принятие такого закона позволит указанным работникам оформлять отпуска «за свой счет» на весь период проведения АТО (письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. № 8946/0/14-14/1 // «ОТ», 2014, № 17, с. 9).

Говорили об этом еще летом-осенью 2014 года, но официальный документ, то бишь комментируемый Закон, получили только сегодня. Его нормы принесли новое основание для предоставления отпуска без сохранения зарплаты. Теперь оно прописано в п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон № 504).

Важно! Работники могут оформлять отпуска за «свой счет» на весь период проведения АТО в соответствующем населенном пункте. К продолжительности такого отпуска прибавляется время, необходимое для возвращения к месту работы (но не более 7 календарных дней) после принятия решения о прекращении АТО.

Рассмотрим некоторые факты, которые следуют из этого нового основания для неоплачиваемого отпуска:

— работники могут воспользоваться отпуском «за свой счет» только после вступления в силу комментируемого Закона, т. е. с 01.02.2015 г. Не надо объяснять, что решение законодателей явно задержалось, ведь реально его ждали еще летом. Сейчас же проблематично разыскать разъехавшихся работников для получения от них согласия на отпуск без сохранения зарплаты по п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504. Но все же, отпуск «за свой счет» — верное решение при оформлении отсутствующих работников из-за нахождения учреждения на территории проведения АТО;

— на отпуск по новому основанию могут рассчитывать исключительно работники, место работы которых находится на территории проведения АТО. Если работник проживает на такой территории, но учреждение, в котором он работает, находится вне зоны АТО, то он не может воспользоваться нормой п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504;

— населенные пункты, считающиеся территорией АТО, на данный момент не утверждены. Правительство вроде бы определило перечень таких неспокойных регионов (распоряжение КМУ от 30.10.2014 г. № 1053-р), но потом приостановило его действие (распоряжение КМУ от 05.11.2014 г. № 1079-р). Как сегодня узнать, находится ли учреждение-работодатель в зоне АТО? По нашему мнению, информацию именно о проведении АТО в том или ином населенном пункте можно получить, обратившись с запросом в Штаб Антитеррористического центра при СБУ. Так, в письме указанного Штаба от 16.12.2014 г. № 33/8428 сказано: письменная информация о проведении АТО предоставляется гражданам официальным письмом Штаба Антитеррористического центра при СБУ по результатам рассмотрения их обращений.

ЕСВ-исключения при отпуске «за свой счет» в районе АТО. Законодатель не ограничился новым основанием для предоставления отпуска без сохранения зарплаты. В Заключительных положениях комментируемого Закона параллельно с таким новшеством сразу идут и уточнения об уплате ЕСВ за работников, которые находятся в неоплачиваемом отпуске согласно п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504.

Работодатель (на территории проведения АТО) таких работников не обязан выполнять нашумевшие требования, установленные предпоследним абзацем ч. 5 и абзацем третьим ч. 6 ст. 8 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464). Узнайте подробности из консультации специалиста на с. 20 этого номера и статьи экспертов в «ОТ», 2015, № 2, с. 6.

Обратите внимание! Работодатели-учреждения зоны АТО за работников, которые находятся в отпуске «за свой счет» на основании п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504, не обязаны выполнять требование о начислении ЕСВ исходя из минзарплаты даже в случаях, когда база начисления меньше «минималки» (действует с 01.02.2015 г.).

Например, работник часть месяца находился в отпуске без сохранения зарплаты по новому основанию, а часть месяца отработал (хотя бы один день). В таком случае базой начисления ЕСВ будет фактически начисленная зарплата. Если же работник весь месяц был в отпуске без сохранения зарплаты, то работодатель вообще не начисляет ЕСВ ввиду отсутствия самой базы начисления. Подтверждает такие выводы и специалист ГСФУ (см. с. 20 этого номера).

Не лишним будет отметить: работодатели — плательщики ЕСВ, находящиеся на учете в органах доходов и сборов на территории АТО, освобождаются, в частности от начисления и уплаты ЕСВ (п. 93 разд. VIII Закона № 2464). Но поскольку, как уже указывалось ранее, территория АТО четко не определена, выполнить такую норму невозможно. То есть такие работодатели начисляют и уплачивают ЕСВ в общем случае.

Заключительные положения комментируемого Закона, конечно, хороши для работодателя. Работнику же они пользы не принесут.

Важно! В общем случае период пребывания работника в отпуске без сохранения зарплаты по основанию п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона № 504 попросту не засчитается в страховой стаж для оплаты временной нетрудоспособности, для пенсионного обеспечения и на случай безработицы.

Дело в том, что в страховой стаж месяц включается как полный, если сумма уплаченных взносов не меньше минимального страхового взноса (Минзарплата х Процентный размер ЕСВ). Если же была уплата ЕСВ, недотягивающая до минимального страхового взноса, то в таком случае месяц включается в страховой стаж пропорционально фактически уплаченному ЕСВ (ст. 21 Закона Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV, ст. 24 Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV, ст. 21 Закона Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III).

Инвалид с детства — новое основание для соцотпуска и отпуска «за свой счет». Давненько в порядке предоставления соцотпуска на детей не было изменений. Такое упущение поправил Закон Украины от 15.01.2015 г. № 120-VIII.

Основное его нововведение — это внесение новых дополнительных оснований для предоставления соцотпуска работающим лицам, предусмотренного ст. 1821 КЗоТ и ст. 19 Закона № 504 (ср. ). Так, с 01.01.2015 г. право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней (при наличии двух и более оснований — 17 календарных дней) имеют:

— мать инвалида с детства подгруппы А I группы;

— отец инвалида с детства подгруппы А I группы, воспитывающий его без матери (в том числе в случае продолжительного пребывания матери в лечебном заведении);

— лицо, взявшее под опеку инвалида с детства подгруппы А I группы.

Обратите внимание! В перечисленных основаниях для предоставления соцотпуска не говорится о ребенке-инвалиде. То есть отпуск по таким основаниям работнику предоставляют даже в случае, если инвалиду, матерью (отцом, опекуном) которого он является, уже исполнилось 18 и более лет.

Более того, если работник до прекращения трудовых отношений не воспользуется соцотпуском по таким основаниям, то при увольнении ему выплатят денежную компенсацию за неиспользованные дни этого соцотпуска (см. откорректированные нормы ст. 83 КЗоТ и ст. 24 Закона № 504). Рассчитывают оплату дней отпуска по такими основаниям и компенсацию за его неиспользование согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (ст. 21 Закона № 504). Увы, в эти нормы закралась неточность: в них речь идет о совершеннолетнем ребенке-инвалиде с детства подгруппы А I группы. Нардепы и в двух соснах умудрились заблудиться: очевидно, слова «совершеннолетний ребенок» — это ошибка и в указанных нормах являются лишними. Надеемся, именно такого подхода будут придерживаться и чиновники.

Фигурирует инвалид с детства подгруппы А I группы и в основании для предоставления отпуска без сохранения зарплаты (расширен п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 504). Но тут уже говорится о нем, как о ребенке, и указан конкретный возраст — до 18 лет. Соединяем воедино все указанные акценты и получаем: мать или другие лица, указанные в ч. 3 ст. 18 и ч. 1 ст. 19 Закона № 504, ухаживающие за ребенком с категорией «ребенок-инвалид подгруппы А» имеет право взять отпуск без сохранения зарплаты до достижения таким ребенком 18 лет. Эта норма также действует с 01.01.2015 г.

Мамочки, вышедшие на работу, потеряют 130 грн. С 01.02.2015 г. работницы-мамочки, вышедшие на работу независимо от режима работы — полный или неполный рабочий день, утратят право на получение помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (130 грн.). Об этом свидетельствует исключение соответствующего предложения из ч. 8 ст. 179 КЗоТ и ч. 4 ст. 18 Закона № 504.

Отметим, что такую «символическую» помощь и так уже получают далеко не все. Ее выплату прекратили с 01.07.2014 г. Исключение составляют женщины, у которых до 01.07.2014 г. в семье родился первый ребенок (детали — в статье «ОТ», 2014, № 13, с. 17).

Уточнен пакет документов для получения помощи при рождении ребенка (41280 грн.). С 01.02.2015 г. заявление для получения такой помощи следует подавать по форме, установленной Минсоцполитики (ранее — в произвольной форме). Отметим, что пока Министерство не утвердило такую форму. Рассмотренные изменения фигурируют в ст. 11 Закона Украины от 21.11.92 г. № 2811-XII.

 

Людмила БЕЛЕВЦОВА,
эксперт по вопросам оплаты труда

Теги отпуск
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше