Темы статей
Выбрать темы

О понижающем коэффициенте к ставке ЕСВ, допбазе начисления ЕСВ и страховом стаже

Государственная фискальная служба Украины
Письмо от 23.10.2015 г. № 22347/6/99-99-17-03-03-15

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо о применении понижающего коэффициента к размеру единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) и в пределах компетенции сообщает.

Частью второй статьи 19 Конституции Украины определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Работа ГФС направлена на реализацию задач, определенных Законом Украины от 08 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464), актами Президента Украины и поручениями Кабинета Министров Украины по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения граждан.

С целью привлечения большего количества плательщиков единого взноса к применению понижающего коэффициента разработаны изменения к Закону № 2464, которые внесены Законом Украины от 02 марта 2015 года № 219-VIII «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда)» (далее — Закон № 219), вступившим в силу с 13 марта 2015 года.

Пунктом 1 части первой ст. 7 Закона № 2464 предусмотрено, что единый взнос начисляется:

для плательщиков, в частности указанных в п. 1 (кроме абзаца седьмого) части первой ст. 4 Закона № 2464, — на сумму начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее — Закон № 108), и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам;

для плательщиков, указанных в абзаце седьмом п. 1 части первой ст. 4 Закона № 2464, — в частности, на оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемую за счет средств работодателя, и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам.

Размер единого взноса установлен ст. 8 Закона № 2464.

При этом п. 95 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 определено, что по 31 декабря 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам размер единого взноса, установленный частью пятой и абзацем вторым части шестой ст. 8 Закона № 2464 для плательщиков единого взноса, определенных в абзацах втором, третьем, четвертом и седьмом п. 1 части первой ст. 4 Закона № 2464, применяется с понижающим коэффициентом (далее — коэффициент) при соблюдении определенных условий.

Закон № 108 определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труды работников, состоящих в трудовых отношениях на основании трудового договора с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и хозяйствования, с отдельными гражданами, а также сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда и направлен на обеспечение воспроизводительной и стимулирующей функций заработной платы.

В ст. 1 Закона № 108 указано, что заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу.

Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Структура заработной платы определена ст. 2 Закона № 108, в которую включаются: основная заработная плата; дополнительная заработная плата; другие поощрительные и компенсационные выплаты.

При этом минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ) ( ст. 3 Закона № 108).

Статьей 8 Закона Украины от 28 декабря 2014 года № 80-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» минимальная заработная плата в 2015 году установлена в месячном размере: с 01 января — 1218,00 гривень, с 01 сентября — 1378,00 гривень.

Вместе с тем в соответствии с частями пятой и шестой ст. 8 Закона № 2464, если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход, денежное обеспечение), сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса, установленной для соответствующей категории плательщика.

Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы и фактически начисленной за отчетный месяц не может быть рассмотрена как доход физического лица (работника), поскольку такая разница не является выплатой за выполненную работу.

При этом указанная разница является базой для начисления единого взноса, однако не является базой для удержания единого взноса (удержание осуществляется с фактически начисленной заработной платы).

Если хотя бы по одному застрахованному лицу осуществляется доначисление сумм единого взноса до размера минимальной заработной платы (исключением является доначисление до минимальной базы начисления при расчете больничных, отпускных и пособия по беременности и родам), коэффициент страхователем не применяется вообще.

Для того чтобы применить коэффициент, страхователь должен осуществить начисление заработной платы (дохода) не меньше законодательно установленного минимального размера застрахованному лицу в соответствии со структурой, определенной статьей 2 Закона № 108.

В страховой стаж засчитываются периоды (сроки), в течение которых лицо подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию.

То есть только при начислении страхователем заработной платы (дохода) не менее минимальной и соответственно уплаты единого взноса в сумме не менее минимального страхового взноса застрахованному лицу страховой стаж засчитывается в полном объеме*.

* Аналогичный вывод содержится также в письмах ГФСУ от 27.10.2015 г. № 22623/6/99-99-17-03-03-15, от 23.10.2015 г. № 22348/6/99-99-17-03-03-15. А вот в письме от 20.07.2015 г. № 1882/2/99-99-17-03-01-10 ГФСУ пошла дальше и указала на то, что допбаза не является доходом работника и соответственно не защищает прав застрахованных лиц, т. е. не учитывается для расчета пенсий и соцвыплат. По мнению налоговиков, начисление ЕСВ на допбазу не что иное, как дополнительный источник поступлений средств в бюджет ПФУ и фондов соцстрахования. — Примеч. ред.

И. о. Председателя С. Билан

Теги ЕСВ
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше