Темы статей
Выбрать темы

«Выборные» выплаты: есть ли им место в расчете отпускных

Неля СИНЬКО, начальник отдела оплаты труда во внебюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
Работник (основное место работы) нашего учреждения выполнял полномочия секретаря участковой избирательной комиссии на платной основе во время проведения местных выбо- ров. На период выполнения им таких полномочий (с 05.10.2015 г. по 26.10.2015 г.) мы освободили его от выполнения должностных обязанностей. За этот период ему по месту работы не начислялась зарплата, но он получал выплаты от избиркома. С 09.11.2015 г. такой работник находился в ежегодном отпуске продолжительностью 10 календарных дней. Должны ли мы учесть выборные выплаты при расчете отпускных? Размер начисленной зарплаты за ноябрь 2014 года — октябрь 2015 года составляет 42885,71 грн., в том числе и зарплата за 6 отработанных дней октября (с 01.10.2015 г. по 02.10.2015 г. и с 27.10.2015 г. по 30.10.2015 г.). (вопрос из электронной почты редакции: ot@id.factor.ua)

К выполнению полномочий членов избирательных комиссий на платной основе могут привлекаться в том числе и лица, у которых есть постоянное место работы (работают на условиях трудового договора у работодателя). По месту работы они освобождаются от выполнения должностных обязанностей на весь срок выполнения ими полномочий членов избирательных комиссий. На этот период у работодателя за ними сохраняют стаж работы, а вот оплату труда не осуществляют ( ч. 3 ст. 28 Закона Украины «О местных выборах» от 14.07.2015 г. № 595-VIII, далее — Закон № 595)(ср. ) .

Однако такие лица получат выплаты за счет избирательных комиссий. Оплатные моменты во время проведения местных выборов изложены в Порядке оплаты труда членов территориальных и участковых избирательных комиссий по местным выборам, начисления и выплаты единовременного денежного вознаграждения, утвержденном постановлением КМУ от 08.09.2015 г. № 687 (далее — Порядок № 687). В общем случае месячная зарплата членов избирательных комиссий, выполняющих свои полномочия на платной основе и имеющих постоянное место работы, должна быть не ниже средней зарплаты по основному месту работы, но и не выше размера зарплаты соответствующего сельского, поселкового, городского головы или председателя соответствующего совета (п. 11 Порядка № 687)*.

* Об определении размера оплаты мы рассказывали в статье «Местные выборы — 2015: оплатные тонкости для членов избирательных комиссий» // «ОТ», 2015, № 19, с. 10. — Примеч. ред.

При этом свои обязанности в избирательной комиссии на платной основе они исполняют на основании гражданско-правовых договоров (далее — ГПД), заключенных между ними и избирательной комиссией ( ч. 3 ст. 28 Закона № 595, п. 9 Порядка № 687).

Учитывая вышеизложенное, выплаты, которые члены избирательных комиссий получают по ГПД, не будут учитываться при расчете средней зарплаты для начисления отпускных**.

** Следовательно, тут не применяется п. 3 постановления КМУ «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий всеукраинского референдума» от 28.07.2004 г. № 966: заработная плата, начисленная за время работы в избирательных комиссиях, включается в фактический заработок по основному месту работы для исчисления средней зарплаты в случаях, предусмотренных законодательством. — Примеч. ред.

Также следует учесть положения абз. 6 п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100): «Период, в течение которого работники в соответствии с действующим законодательством или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода».

Важно! Период (календарные дни), в течение которого согласно приказу работодателя работник был освобожден от выполнения должностных обязанностей в связи с выполнением обязанностей члена (председателя, заместителя председателя, секретаря) избирательной комиссии на платной основе, исключается из расчетного периода для исчисления отпускных*. Также исключаются «выборные» выплаты, полученные на основании ГПД.

* Не засчитают такой период и в стаж работы, который дает право на ежегодный (основной, дополнительный за «тяжело-вредные» условия труда и за особый характер труда) отпуск. Все в дело в том, что в этот период работник не выполняет свои должностные обязанности по месту работы и за ним не сохраняют заработок. — Примеч. ред.

По условиям, приведенным в вопросе, расчетным периодом для исчисления отпускных является ноябрь 2014 года — октябрь 2015 года. Рассчитаем сумму отпускных.

1. Количество календарных дней в расчетном периоде составило: 365 - 11- 22 = 332 (к. дн.),

где 365 — количество календарных дней в периоде ноябрь 2014 года — октябрь 2015 года;

11 — количество праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ, приходящихся на период ноябрь 2014 года — октябрь 2015 года;

22 — количество календарных дней, когда работник осуществлял полномочия секретаря участковой комиссии на платной основе и согласно приказу работодателя был освобожден от выполнения должностных обязанностей по месту работы.

2. Рассчитываем среднедневную зарплату: 42885,71 грн. : 332 к. дн. = 129,17 грн./к. дн.

3. Сумма отпускных за 10 календарных дней ежегодного отпуска, предоставляемых в ноябре 2015 года, составляет: 10 к. дн. х 129,17 грн./к. дн. = = 1291,70 грн.

Обратите внимание! Поскольку за период участия в выборах на платной основе члену избирательной комиссии выплачивают вознаграждение по ГПД, то такую выплату не учтут при расчете средней зарплаты за два месяца (для оплаты дней командировки, выплаты выходного пособия, «военных» выплат мобилизованным работникам).

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ

Отметим несколько слов о работниках, которые привлекались к работе в избирательной комиссии на безоплатной основе (эпизодически, а также в дни выборов и установления итогов голосования). По месту основной работы за ними сохраняли среднюю зарплату в период выполнения ими своих полномочий в качестве членов избирательных комиссий ( п. 5 ч. 5 и п. 4 ч. 6 ст. 28 Закона № 595).

Такую среднюю зарплату следует учесть при расчете суммы отпускных ( абз. 4 п. 3 Порядка № 100), а дни привлечения к выполнению обязанностей члена избирательной комиссии войдут в расчетный период. При этом указанную среднюю зарплату не берут во внимание при определении выплат, рассчитываемых из заработка за последние два месяца ( абз. 2 п. 4 Порядка № 100). Дни освобождения работника от должностных обязанностей для участия в работе избирательной комиссии (безоплатная основа) исключаются из расчетного периода при определении выплат, рассчитанных на основании заработка за последние два месяца.

Подчеркнем: по месту работы в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, включается период привлечения к работе в избирательной комиссии на безоплатной основе ( п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР). Однако такой период выпадет из стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный отпуск за «тяжело-вредные» условия труда и за особый характер труда ( ч. 2 ст. 9 указанного Закона).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше