Темы статей
Выбрать темы

В сентябре выплатили помощь на оздоровление в размере «старого» оклада: как быть

Коновал Светлана, главный специалист отдела оплаты труда в бюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
Начало отпуска работника нашего учреждения припало на 07.09.2015 г. Мы выплатили ему помощь на оздоровление в размере должностного оклада, действующего до последнего повышения. Дело в том, что на момент начисления такой помощи не было обнародовано постановление Правительства о повышении должностных окладов работников отдельных отраслей бюджетной сферы. Нужно ли после вступления в силу указанного постановления осуществить перерасчет ранее выплаченной помощи на оздоровление? В нашем учреждении оплата труда осуществляется на основании ЕТС.

Повышенные размеры должностных окладов (тарифных ставок) для всех работников с оплатой по Единой тарифной сетке (ЕТС) приведены в постановлении КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 16.09.2015 г. № 731* (далее — постановление № 731). В нем указано, что такие размеры должностных окладов применяются с 01.09.2015 г. С учетом такой даты введения в действие новых размеров должностных окладов озвученный вопрос вполне понятен.

* Новые размеры должностных окладов (тарифных ставок) мы приводили в «ОТ», 2015, № 18, с. 5. Также см. с. 4 этого номера. — Примеч. ред.

«Обязательная» помощь на оздоровление. Некоторым категориям работников бюджетной сферы выплата помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска осуществляется в обязательном порядке. Это касается, в частности, медицинских и фармацевтических работников ( абз. 4 п. 2 постановления КМУ от 11.05.2011 г. № 524), педагогических и научно-педагогических работников ( абз. 11 ч. 1 ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII)**.

** См. перечень работников-бюджетников, для которых помощь на оздоровление носит обязательный характер, в спецвыпуске «ОТ», 2015, № 12/1, с. 14. — Примеч. ред.

Внимание! Одна из особенностей выплаты такой «обязательной» оздоровительной помощи (прослеживается во всех нормативно-правовых актах, регулирующих ее предоставление): помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада, действующего на момент ухода работника в ежегодный отпуск.

Получается: если дата начала ежегодного отпуска — 07.09.2015 г., то выплатить помощь на оздоровление следует в размере должностного оклада, действующего по состоянию на сентябрь. Как видим, начало отпуска пришлось на первые дни сентября 2015 года. Действительно, на тот момент постановление № 731 еще не вступило в силу. Поэтому вполне закономерно, что помощь на оздоровление была выплачена в размере должностного оклада, действующего до последнего повышения. Однако, как уже было акцентировано, в постановлении № 731 четко указано, что новые размеры должностных окладов следует применять с 01.09.2015 г.

Важно! Если в сентябре «обязательная» помощь на оздоровление была выплачена в размере должностного оклада, применяемого с 01.01.2015 г. (т. е. без учета повышения), то впоследствии необходимо осуществить ее перерасчет.

По сути, размер такой оздоровительной помощи следует «подтянуть» к размеру должностного оклада, действующего с 01.09.2015 г. согласно постановлению № 731.

Пример 1. Должностной оклад медсестры поликлиники первой квалификационной категории (8-й тарифный разряд по ЕТС) до последнего повышения составлял 1397 грн., а после повышения — 1660 грн. Такой работник не имеет права на повышения к должностному окладу. Он воспользовался ежегодным отпуском с 07.09.2015 г., к которому ему выплатили помощь на оздоровление в размере 1397 грн. В связи с применением постановления № 731 именно с 01.09.2015 г. работнику нужно пересчитать размер помощи на оздоровление — доначислить 263 грн. (1660 - 1397).

Подчеркнем: рассмотренные правила доначисления помощи на оздоровление касаются только ситуаций, когда работник реализовал право на ежегодный отпуск в сентябре 2015 года.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, но с одним отличием: начало ежегодного отпуска работника — 17.08.2015 г. В таком случае ему должны были выплатить помощь на оздоровление в размере 1397 грн., ведь именно такой должностной оклад для работника 8-го тарифного разряда действовал по состоянию на август 2015 года. Не нужно производить перерасчет такой помощи в связи с повышением должностных окладов с сентября 2015 года.

Пример 3. Работнику 8-го тарифного разряда, который реализовал право на ежегодный отпуск в сентябре 2015 года, выплачена помощь на оздоровление в размере 1660 грн. (новый размер согласно постановлению № 731). С октября 2015 года ему установлено повышение к должностному окладу в связи с вредными условиями труда. В результате повысился размер его должностного оклада. Однако оснований для перерасчета помощи на оздоровление нет, поскольку на момент ухода в ежегодный отпуск у работника не было права на такое повышение.

Отдельно отметим: указанный подход также касается госслужащих и должностных лиц органов местного самоуправления при выплате «обязательной» помощи на оздоровление в размере должностного оклада ( ст. 35 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII, ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III). Имеются в виду случаи, когда должностные оклады госслужащих устанавливаются на уровне минимальной заработной платы. Таким работникам необходимо пересчитать помощь на оздоровление исходя из нового размера минзарплаты — 1378 грн.

Если же при уходе в отпуск в сентябре 2015 года им была начислена и выплачена помощь на оздоровление в размере среднемесячной зарплаты ( п.п. 3 п. 2 постановления КМУ от 09.03.2006 г. № 268), то пересчитывать ее не надо, поскольку в расчетном периоде (июль — август 2015 года) повышения оклада не было.

Заметим: не проводится перерасчет и размера помощи на оздоровление (носит необязательный характер) рабочим, обслуживающим госорганы и органы местного самоуправления ( п.п. «з» п. 2 приказа Минтруда от 02.10.96 г. № 77).

«Необязательная» помощь на оздоровление. Условиями оплаты труда в отдельных отраслях бюджетной сферы предусмотрена выплата материальной помощи, в том числе и на оздоровление, в сумме не более одного должностного оклада в год (кроме материальной помощи на погребение). Это негарантированная выплата, решение о ее предоставлении принимает руководитель учреждения (в отношении руководителя — решение принимает вышестоящий орган). Такая норма прописана в п.п. «б» п. 4 постановления КМУ от 30.08.2002 г. № 1298. Аналогичное положение продублировано в нормативных документах об условиях оплаты труда для разных бюджетных отраслей.

Важно! Поскольку такая помощь предоставляется за счет фонда оплаты труда, ее перерасчет не осуществляется или осуществляется при наличии экономии фонда оплаты труда.

То есть суммы материальной помощи на оздоровление необязательного характера, начисленные исходя из размеров «старых» окладов, по решению руководителя могут быть доначислены («подтянуты» к новому размеру должностного оклада) только при наличии денежных средств на эти цели в сметах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше