Темы статей
Выбрать темы

Судьба зарплатных выплат работников-«бойцов»: изучаем нюансы

Ушакова Лилия, Гуль Татьяна, эксперты по вопросам оплаты труда
К сожалению, 2016 год не принес мирного облегчения. Все так же не прекращается АТО в Донецкой и Луганской областях, по-прежнему наши бойцы отстаивают границы родной страны там и берегут наш покой здесь. Работодателей, которые столкнулись с мобилизацией своих работников, не счесть, поэтому и вопросы, связанные с ней, поднимались на страницах нашей газеты не раз. Казалось бы — все уже переговорено и разъяснено. Но с начала 2016 года изменилось законодательство и появились «сюрпризы» для работодателей относительно их мобилизованных работников. Обо всем этом вы узнаете из сегодняшней статьи.

Трудовое законодательство выдвигает определенные гарантии по сохранению места работы (должности), средней зарплаты к работникам, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, на особый период. Более того, до 01.01.2016 г. государство брало на себя все расходы по сохраняемому среднему заработку таких лиц. Но в 2016 году ситуация развернулась на 180 градусов …

2016 год без компенсации

Увы, но начало 2016 года не порадовало работодателей мобилизованных работников. В очередной раз за их счет решили «подлатать дыры» в бюджете наши законодатели. Итог — из ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ исключили обещания компенсировать среднюю зарплату работников-«бойцов» из бюджета. Таким образом, с 01.01.2016 г. работодатели, в том числе и предприниматели, обязаны сохранять место работы (должность) и средний заработок за работниками:

— призванными на срочную военную службу (далее — срочники), военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период (далее — мобилизованные), или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения (далее — контрактники) на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации;

— призванными во время мобилизации, на особый период, и подлежащими увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжившими военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту (далее — тоже контрактники), не более чем на срок заключенного контракта.

Однако

средний заработок, начисленный за период с 1 января 2016 года, из бюджета не компенсируют.

Все за счет работодателя.

Кстати, о том, что компенсации среднего мобилизационного заработка не стоит ждать, свидетельствует Закон о Госбюджете-2016, а точнее отсутствие заложенных расходов на компенсацию среднего заработка мобилизованным.

Нет компенсации → налогообложение по всем правилам

Нормы НКУ и Закона № 2464 освобождают от обложения только тот средний заработок мобилизованных «солдат предприятия», который подлежит компенсации. Поэтому средний заработок, начисленный работникам-«бойцам», в том числе и мобилизованным, за периоды 2016 года, облагайте как обычную заработную плату. Ведь такой средний заработок компенсации уже не подлежит. С его суммы удерживайте НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %), сверху начисляйте ЕСВ (в общем случае 22 %).

Выплачивайте средний заработок как и ранее два раза в месяц, вместе с зарплатой другим работникам.

С отчетностью тоже проблем не будет. Как советуют специалисты ГФСУ и ПФУ, средний заработок мобилизованных работников, срочников и контрактников, начисленный за месяцы 2016 года, отражайте:

— в Налоговом расчете по форме № 1ДФ (с признаком дохода в разделе I формы «101», как обычную зарплату);

— в таблице 6 Отчета по форме № Д4 с кодом категории застрахованного лица «47» в графе 9.

Получили компенсацию за 2014 — 2015 годЫ: Что с налогами?

Вы отражали в учете и облагали средний заработок работника-«бойца» как обычную зарплату. Но вот, о чудо, вам его компенсировали из бюджета. Что делать? Ответ на этот вопрос зависит от того, чей заработок был компенсирован.

Если компенсировали средний заработок мобилизованного работника. Компенсируемый средний заработок, начисленный мобилизованному работнику за месяцы 2014 — 2015 годов, не облагается НДФЛ, ВС и ЕСВ (см. п.п. 165.1.1 НКУ, п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и ч. 7 ст. 7 Закона № 2464).

Новшеств по «переводу» такой выплаты из облагаемой в необлагаемую не было. Поэтому действуйте по алгоритму, предложенному ранее (см. «ОТ», 2015, № 11, с. 26).

Чтобы «перевести» выплату с облагаемой «просто зарплаты» в необлагаемую компенсацию, вы:

1) проводите добровольный перерасчет по НДФЛ и ВС по такому работнику. Результат перерасчета отражаете в форме № 1ДФ за тот отчетный квартал, в котором он был проведен. В разделе I формы № 1ДФ сумму:

— отсторнированных зарплаты и НДФЛ отражаете с минусами в графах 3а, 3, 4а, 4 с признаком дохода «101»;

— полученной компенсации за месяцы 2014 — 2015 годов — с признаком дохода «128» с нулями в графах 4а и 4;

2) определяете суммы ЕСВ, которые были излишне начислены/удержаны с суммы среднего заработка мобилизованного работника.

В таблице 1 Отчета по форме № Д4 суммы, на которые был уменьшен ЕСВ, проставляете в соответствующих корректировочных строках 7, 7.1, 7.3. В строке 7.4 указываете сумму среднего заработка, которая была компенсирована из бюджета. Кроме того, нужно заполнить строку без номера «Зміст помилки».

Заметьте: на сумму излишне начисленного/удержанного ЕСВ уменьшится общая сумма обязательств по ЕСВ, которая указывается в строке 8.

В таблице 6 на работника формируете корректировочную строку, указывая:

— в графе 9 — прежний код категории застрахованного лица «47», т. е. исправлять его на «48» не нужно («01» если отражали такой средний заработок по «зарплатному» коду);

— в графе 10 — код типа начислений «3»;

— в графе 11 — месяц, за который был начислен заработок, компенсация которого получена из бюджета;

— в графе 18 — сумму среднего заработка, на которую излишне начислен ЕСВ за соответствующий месяц;

— в графах 20 и 21 — излишне удержанную и начисленную суммы ЕСВ соответственно.

Графы 15 (количество календарных дней нахождения в трудовых отношениях) и 17 (общая сумма начисленной заработной платы) не заполняете.

Если компенсировали средний заработок контрактника или срочника. Как мы сказали, на 2016 год в Госбюджете не заложены расходы по выплате компенсации среднего заработка работникам, призванным на военную службу... То есть надеяться, что вам поступят денежные средства на компенсацию расходов по выплате такого среднего заработка за период 2015 года, не стоит (даже если вы в конце 2015 года подали соответствующий отчет на компенсацию в районное отделение УТСЗН).

Но если вам повезет и денежная компенсация чудесным образом окажется на счете, как поступить? Или же другая ситуация: компенсация среднего заработка срочников и контрактников за период мобилизации 2015 года поступила в прошлом году, но корректировки налогов и взносов не проводили, поскольку официальных разъяснений не было, а законодательные нормы скупы? Изменится ли судьба налогообложения среднего заработка срочников и контрактников, начисленного и уплаченного до 01.01.2016 г.? Давайте разбираться.

НДФЛ и ВС. Отметим, что в прошлом году п.п. 165.1.1 НКУ освобождал от налогообложения компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка только мобилизованных работников. О том, что под эту норму можно «притянуть» и компенсированный средний заработок срочникам и контрактникам, никаких разъяснений и подтверждений не было. В связи с этим средний заработок срочников и контрактников облагали НДФЛ и ВС даже после того, как появилась возможность компенсировать этот заработок из бюджета (для контрактников — с 08.02.2015 г., для срочников и демобилизованных, перешедших на контракт, — с 11.06.2015 г.).

Недавно появилось разъяснение фискалов, что компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка контрактников (а значит, и срочников) за период до 01.01.2016 г. не облагаются НДФЛ и ВС. А значит, работодатели могут вернуть излишне начисленный НДФЛ и ВС (см. письмо ГФСУ от 12.02.2016 г. № 3036/6/99-95-42-02-16 на с. 5 этого номера).

Но мы бы не советовали бухгалтерам спешить и делать перерасчет налогов, чтобы вернуть их из бюджета. Дело в том, что фискалы в последнее время любят ссылаться на п. 52.2 НКУ, согласно которому пользоваться индивидуальной консультацией может лишь налогоплательщик, которому она предоставлена. То есть другие налогоплательщики (у которых нет в арсенале такой индивидуальной консультации) не могут воспользоваться этими рекомендациями.

Поэтому наш совет: получите такую консультацию от налоговиков и можете смело возвращать начисленный и уплаченный НДФЛ и ВС с компенсированных из бюджета сумм среднего заработка срочников и контрактников.

Ну а если вы начислили средний заработок срочникам и контрактникам за период до 01.01.2016 г., но компенсацию из бюджета так и не получили, то пересчитать НДФЛ и ВС и вернуть эти суммы из бюджета не получится. Как говорится: нет компенсации — нет возврата пересчитанных налогов и сборов .

ЕСВ. В отношении возможности перерасчета сумм ЕСВ, уплаченных с начисленного и возмещенного с бюджета среднего заработка срочникам и контрактникам, вообще без вариантов — в 2015 году средний заработок, начисленный срочникам и контрактникам, должен быть обложен ЕСВ без всяких перерасчетов в дальнейшем.

Судьба отпускных и больничных после демобилизации

Начнем с отпускных. Здесь все просто и ясно. Период службы работника-«бойца», как и средний заработок, начисленный ему за этот период, участвуют в расчете отпускных. При этом не имеет значения, был он компенсирован из бюджета или нет.

Также период военной службы в связи с мобилизацией включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялись место работы (должность) и заработная плата, полностью или частично, включается в стаж работы, дающий право на такой отпуск. А то, что за работниками сохраняется и место работы, и средний заработок, на законодательных основаниях сомнений нет. Такая гарантия (как для основных работников, так и для совместителей) предусмотрена ст. 119 КЗоТ.

Пример 1. Работник находился на военной службе по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, с 02.06.2014 г. по 17.07.2015 г. С 20 июля 2015 года он приступил к работе. С 18.04.2016 г. уходит в ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня. Общая сумма заработной платы в расчетном периоде (апрель 2015 года — март 2016 года) составила 36104,35 грн., в том числе средний заработок за период мобилизации 10800 грн.

В расчете средней зарплаты для оплаты отпускных будет участвовать вся сумма заработной платы, начисленная в расчетном периоде, в том числе и средний заработок. Также при исчислении среднедневной зарплаты общее количество календарных дней в расчетном периоде уменьшаем на число праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ, и не уменьшаем на количество календарных дней нахождения работника на военной службе по призыву в связи с мобилизацией.

Среднедневная зарплата равна:

36104,35 грн. : (365 к. дн. - 11 к. дн.) = 101,99 грн.

Сумма отпускных составит:

101,99 грн. х 24 к. дн. = 2447,76 грн.

А вот с больничными немного сложнее. Здесь на первое место выходит вопрос с взиманием ЕСВ со среднего заработка. При чем тут ЕСВ? Сейчас объясним.

Ситуация 1. Если со среднего заработка работника-«бойца» не взимали ЕСВ. В расчете средней зарплаты для оплаты периода временной нетрудоспособности участвуют начисленные в расчетном периоде выплаты, которые вошли в базу взимания ЕСВ в составе заработной платы ( п. 3 Порядка № 1266). Следовательно, средний заработок работника-«бойца», с которого не взимали ЕСВ, не участвует в расчете средней зарплаты для оплаты больничных.

А как же дни (месяцы), за которые начислен необлагаемый средний заработок? Их также нужно исключать из расчетного периода как дни (месяцы), не отработанные по уважительным причинам. Именно так предлагает поступить главное трудооплатное ведомство (см. письмо Минсоцполитики от 15.12.2015 г. № 696/18/99-15 // «ОТ», 2016, № 5, с. 24).

Важно! Поскольку с компенсируемого среднего заработка мобилизованного работника не взимали ЕСВ, период, за который он начислен, не войдет в страховой стаж для расчета больничных.

Это скажется и на сумме больничных. Дело в том, что если при подсчете страхового стажа окажется, что за последние 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности работник заработал себе страховой стаж менее 6 месяцев, необходимо будет выполнить требования ч. 4 ст. 19 Закона № 1105. То есть ему сумму больничных нужно будет исчислить исходя из начисленной заработной платы, с которой уплачивался ЕСВ, но в расчете на месяц не выше размера МЗП, установленной законом на день наступления страхового случая.

Для того чтобы выполнить это требование, необходимо фактическую среднедневную зарплату (Сфакт) с учетом % оплаты больничного в зависимости от страхового стажа сравнить с показателем минимальной среднедневной зарплаты (Смзп). Как рассчитать этот показатель? Разделить МЗП, установленную законом на день наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44).

Если фактическая среднедневная зарплата с учетом % оплаты больничного в зависимости от страхового стажа окажется выше минимальной среднедневной, то дни болезни оплачивайте по минимальной среднедневной зарплате. Если фактическая среднедневная зарплата с учетом % оплаты больничного в зависимости от страхового стажа не превысит минимальную среднюю зарплату — дни болезни оплачивайте по дневной выплате (см. также схему ниже).

img 1

Порядок оплаты больничного листа, если страховой стаж работника за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая менее 6 месяцев

Ситуация 2. Если со среднего заработка работника-«бойца» взимали ЕСВ. В этом случае и сумму среднего мобилизационного заработка, и дни (месяцы), за которые он начислен, включают в расчет среднедневной заработной платы для оплаты периода временной нетрудоспособности. Войдет этот период и в страховой стаж работника.

Пример 2. Работник находился на военной службе по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, с 02.02.2015 г. по 18.03.2016 г. С 21 марта 2016 года он приступил к работе. Средний заработок за период с 02.02.2015 г. по 31.12.2015 г. был компенсирован из бюджета и ЕСВ с него не взимали. За период мобилизации с 01.01.2016 г. по 18.03.2016 г. на средний мобилизованный заработок начисляли ЕСВ. С 11.04.2016 г. по 20.11.2016 г. он болел. Страховой стаж работника более 8 лет.

Временная нетрудоспособность наступила 11 апреля 2016 года, а значит, расчетным периодом является апрель-2015 — март-2016. Данные о начисленной заработной плате в расчетном периоде представим в таблице.

Месяцы расчетного периода

Начисленная зарплата, грн.

Количество дней в расчетном периоде

Апрель-2015 — декабрь-2015

11907 — мобилизационный средний заработок

275

Январь-2016 — март-2016

3339 — мобилизационный средний заработок,

572,73 — зарплата за отработанное время

91

Итого

15818,73

366

Со среднего заработка за период мобилизации (апрель — декабрь 2015 года) не взимали ЕСВ, поэтому его не включаем в расчет средней зарплаты для оплаты больничного. Также не будут участвовать в расчете и календарные дни за этот период.

То есть в расчете остается средний заработок за период мобилизации с 01.01.2016 г. по 18.03.2016 г. и заработная плата за отработанное время с 21 по 31 марта 2016 года.

Найдем среднедневную зарплату:

(3339 грн. + 572,73 грн.) : (366 к. дн. - 275 к. дн.) = = 42,99 грн.

Однако на протяжении последних 12 месяцев перед временной нетрудоспособностью страховой стаж оказался меньше 6 месяцев. Это означает, что необходимо сравнить рассчитанную фактическую среднедневную зарплату со средним заработком исходя из МЗП (1378 грн. : 30,44 к. дн. = = 45,27 грн.).

Как видим, фактическая среднедневная зарплата с учетом % оплаты больничного в зависимости от страхового стажа не превысила среднюю зарплату исходя из МЗП (42,99 грн. < 45,27 грн.), поэтому период временной нетрудоспособности оплачиваем исходя из фактической средней зарплаты. Сумма больничных составит:

— за счет работодателя: 42,99 грн. х 5 к. дн. = = 214,95 грн.;

— за счет ФСС: 42,99 грн. х 5 к. дн. = 214,95 грн.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о Госбюджете-2016 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Порядок № 1266 — Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ВС — военный сбор.

МЗП — минимальная заработная плата.

УТСЗН — управление труда и социальной защиты населения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше