Темы статей
Выбрать темы

Топ-новость: с 1 мая 2016 года повышаем должностные оклады бюджетникам

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: t.gul@id.factor.ua)
С 1 мая 2016 года, как и было запланировано в Законе о Госбюджете на 2016 год, увеличится размер минимальной зарплаты. Ожидаемо, что должностные оклады бюджетников должны были повысить. И это действительно случилось. Правительство увеличило размеры должностных окладов бюджетникам. Какими же они будут с 1 мая 2016 года? Как их повышение отразится на расчете отдельных выплат? Обо всем расскажем в сегодняшней статье.

С 1 мая 2016 года нас ждут новые размеры минимальной зарплаты (далее — МЗП) и прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица. Их размеры одинаковые — 1450 грн., и продержатся они 7 месяцев — с мая по ноябрь.

Статьей 3 Закона об оплате труда установлено, что оплата труда за выполненную работником месячную, а также часовую норму труда (объем работ) не может быть меньше МЗП, установленной законодательством. При этом к минзарплате не относят доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. То есть должностной оклад, установленный в штатном расписании, не может быть ниже законодательно установленной МЗП. Все это означает, что время от времени работодатели пересматривают должностные оклады своих работников.

Но в этот раз Правительство, идя в ногу с повышенными размерами соцгарантий, подготовилось заранее и приняло решение повысить должностные оклады работникам учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы. Такое решение утверждено постановлением № 288* (вступило в силу с 13.04.2016 г.), а само повышение произойдет с 1 мая 2016 года.

* См. с. 4 этого номера.

Этот документ касается работников, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки (далее — ЕТС). О них и расскажем в первую очередь.

Должностные оклады по ЕТС: размеры и расчет

Как следует из постановления № 288, с 1 мая 2016 года в штатном расписании должностные оклады (тарифные ставки) работников по ЕТС должны быть установлены в повышенном размере. К такой категории работников-бюджетников относятся работники медицинских заведений, учреждений образования, учреждений соцзащиты и т. д. с оплатой труда по основополагающему постановлению № 1298. В среднем оклады увеличились на 6,5 %. Размер новых окладов по ЕТС вы найдете на с. 4 этого номера.

Также постановлением № 288 утвержден новый размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС. С 01.05.2016 г. размер «базового» должностного оклада составляет 1185 грн. До этого (с 01.12.2015 г. и до 01.05.2016 г.) размер «базового» должностного оклада составлял 1113 грн.

Размер «базового» должностного оклада используют для расчета должностных окладов (тарифных ставок) работников остальных тарифных разрядов по ЕТС. Формулу такого расчета можно представить так:

img 1

Однако с 1 мая 2016 года работникам 1 — 4-го тарифных разрядов по ЕТС оклады повышены на 10 % по сравнению с размером их окладов по состоянию на 01.09.2015 г., которые были им установлены согласно постановлению КМУ от 16.09.2015 р. № 731:

— 1 тарифный разряд: 1378 грн. + 1378 грн. х 10 % = 1516 грн.;

— 2 тарифный разряд: 1383 грн. + 1383 грн. х 10 % = 1521 грн.;

— 3 тарифный разряд: 1393 грн. + 1393 грн. х 10 % = 1532 грн.;

— 4 тарифный разряд: 1403 грн. + 1403 грн. х 10 % = 1543 грн.

Подробности такого увеличения окладов для работников 1 — 4-го тарифных разрядов найдете в комментарии специалиста Минсоцполитики на с. 5 этого номера.

Для остальных работников по ЕТС должностные оклады рассчитаны по представленной выше формуле («базовый» должностной оклад х тарифный коэффициент).

Отметим, что повышение должностных окладов должно быть проведено в пределах расходов на оплату труда, предусмотренных Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII и утвержденных в сметах бюджетных учреждений, заведений и организаций. Неправда ли, до боли похожая ситуация с «обнулением» индексации, которую тоже проводили вместе с увеличением должностного оклада и в рамках утвержденных смет. По сути, получается, что должностной оклад повысили, но в связи с тем, что нужно «втиснуться» в рамки утвержденных смет, другие зарплатные выплаты будут уменьшены (например, премии и надбавки).

10-процентное повышение минимального должностного оклада отдельным категориям

Кабмин вспомнил о работниках некоторых бюджетных учреждений, чьи оклады в штатном расписании по состоянию на 30 апреля 2016 года установлены в размере МЗП. Для них с 1 мая 2016 года должностные оклады повышаются на 10 %. Соответствующие изменения (дополнения) внесены постановлением № 288 в п. 1 постановления № 939 и в п. 1 постановления № 1013. Каких учреждений это коснется, вы можете узнать из консультации специалиста Минсоцполитики на с. 5 этого номера.

Госслужба с повышением, ОМС — без

Госслужащие. С 1 мая 2016 года стартует Закон № 889. Согласно ему произойдет реформирование госслужбы, в том числе оплаты труда госслужащих**.

** О новшествах, которые произойдут в государственной службе, читайте в спецвыпуске «ОП», 2016, № 8/1, с. 15.

И работников госорганов, и бухгалтеров в первую очередь волнуют вопросы оплаты труда. Новая нормативная база о госслужбе предполагает установление зарплаты отдельно для госслужащих и отдельно для работников госорганов, которые выполняют функции по обслуживанию. Под данный закон уже принято соответствующее постановление КМУ, определяющее должностные оклады государственных служащих, — постановление № 292 (см. с. 7 этого номера). Другими словами, для госслужащих должностной оклад с 1 мая 2016 года будет определяться по новым правилам и по новым размерам. Отметим, что схема должностных окладов на должностях госслужащих утверждена в приложении 1 к постановлению № 292. Согласно этому приложению наименьший размер должностного оклада установлен для специалиста госоргана (9 группа оплаты труда), расположенного на территории одного или нескольких районов, городов областного значения, и составляет 1723 грн. То есть у таких работников должностной оклад останется на уровне декабря 2015 года.

Что касается работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию такого органа, то схема их должностных окладов с учетом юрисдикции госорганов представлена в приложении 1 к постановлению КМУ от 06.04.2016 г. № 268 (см. с. 17 этого номера). В нем также размеры окладов работников колеблются от 1723 грн. до 3620 грн. А значит, кому-то из работников, обслуживающих госорганы, повезло и его оклад повысится по сравнению с декабрем 2015 года, а у кого-то останется на том же уровне.

Должностные лица ОМС. Что касается окладов должностных лиц органов местного самоуправления, то в первую очередь отметим, что согласно п. 11 ст. 3 Закона № 889 действие этого нового Закона не распространяется на должностных лиц местного самоуправления, а также служащих, работающих в этих госорганах. Это значит, что оклады должностных лиц органов местного самоуправления и служащих остаются на прежнем уровне и с 1 мая 2016 года не меняются.

Напомним, что оклады должностных лиц органов местного самоуправления определяются органом местного самоуправления по схемам должностных окладов, приведенных в приложении 54 к постановлению № 268, а служащих — в приложении 55. По состоянию на сегодняшний день должностные оклады, прописанные в данных приложениях, повышались несколько раз: на 45 % (с 1 февраля 2008 года) и на 25 % (с 1 декабря 2015 года). Исключение составляют должностные оклады работников, приведенные в приложении 54, — их с 1 декабря 2015 года должны были увеличить на 45 %, 50 % и 25 %. При этом декабрьскому 25%-му повышению подлежали должностные оклады, установленные в штатном расписании с учетом постановления КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, финансируемых из бюджета» от 20.05.2009 г. № 482, т. е. дотянутые до «минималки».

Важно: для тех работников, у которых должностные оклады на 30.11.2015 г. были установлены в штатном расписании на уровне МЗП (1378 грн.), должностной оклад с 1 декабря 2015 года составил 1723 грн. (1378 грн. x 1,25).

Таким образом, с 1 мая 2016 года оклады должностных лиц органов местного самоуправления, а также служащих, работающих в этих органах, остаются на уровне, определенном в декабре 2015 года.

Рабочие с оплатой по приказу № 77 — оклады не ниже минималки

Напомним, что приказом Минтруда от 31.05.2010 г. № 117 изменен подход к установлению должностных окладов рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, оплата труда которых осуществляется согласно приказу № 77. Так, размеры месячных окладов (тарифных ставок), указанные в приложениях 1 — 3 к этому приказу (схемные оклады), изменяются пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда. При этом те должностные оклады, которые меньше размера МЗП, в штатном расписании устанавливаются на уровне минзарплаты.

Этот подход продолжает действовать и сейчас.

Поскольку размер МЗП с 1 мая 2016 года составляет 1450 грн., а повышение базового тарифа по ЕТС с 1113 грн. до 1185 грн. (коэффициент 1,06469) не сильно повлияет по увеличение новых схемных окладов, в штатном расписании должностные оклады большинства «обслуживающих» рабочих следует установить на уровне «минималки», т. е. в размере 1450 грн.

По нашей информации, специалистами Минсоцполитики планируются изменения к приказу № 77 с целью увеличения размера должностного оклада «обслуживающих» рабочих и их дифференциации по наименованиям должностей. Но это только проект. О претворении его в жизнь мы обязательно расскажем на страницах нашей газеты.

Майское повышение — на что следует обратить внимание

На что повлияет новый размер базового тарифа ЕТС. Повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда до 1185 грн. (базового тарифа ЕТС) повлияет не только на размеры должностных окладов работников по ЕТС, но и на выплаты, которые рассчитываются исходя из его размера. Речь идет о почасовой оплате труда работников:

— всех отраслей экономики за проведение учебных занятий, определенной приложением 5 к постановлению № 1298;

— которые привлекаются заведениями, учреждениями и организациями для проведения консультаций, определенной п. 2.3 Условий № 308/519.

Индексация зарплаты. Поскольку с 1 мая 2016 года повышены должностные оклады, то этот месяц становится базовым для всех работников, оплата труда которых определяется по ЕТС. Согласно п. 5 Порядка № 1078 в месяце повышения оклада (тарифной ставки) значение индекса потребительских цен (далее — ИПЦ) принимают за 1 или 100 %, а исчисление прироста ИПЦ осуществляют с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло повышение оклада (тарифной ставки). Другими словами, май 2016 года становится базовым, а рассчитывать прирост ИПЦ начнем с июня 2016 года. Можно сказать, что на индексацию зарплаты бюджетники могут даже не надеяться как минимум три месяца, а учитывая нынешнюю тенденцию уровня инфляции, этот срок может быть продлен еще на пару месяцев.

Для тех работников, у кого в мае не повысились должностные оклады, т. е. они остались на уровне декабря-2015, базовым месяцем остается декабрь 2015 года (например, должностные лица ОМС). Однако учитывая, что прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации, право на индексацию зарплаты в мае 2016 года еще не наступило. Поэтому для них продолжают дальнейший расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом начиная с января 2016 года до тех пор, пока он не превысит порог в 103 %.

Корректировка средней зарплаты для расчета отпускных. Согласно п. 10 Порядка № 100 в случае увеличения должностных окладов (ставок) предусмотрена корректировка сумм выплат, исчисляемых исходя из средней заработной платы. Такая корректировка средней зарплаты проводится при исчислении:

— отпускных (компенсации за неиспользованный отпуск);

— выплат, рассчитанных из двухмесячного периода (оплата за период командировки по средней, материальная помощь на оздоровление в размере средней зарплаты, выходное пособие, оплата за период прохождения курсов повышения квалификации и т. д.).

Это означает, что при повышении должностных окладов, как в расчетном периоде, так и в периоде, на протяжении которого за работником сохраняется средний заработок, зарплата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения ( абз. 1 п. 10 Порядка № 100).

Исходя из откорректированной таким образом заработной платы в расчетном периоде, определяется среднедневной (часовой) заработок. Если повышение тарифных ставок и окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (окладов) ( абз. 2 п. 10 Порядка № 100). То есть корректировке подлежит только средний заработок в части дней после повышения должностного оклада.

Коэффициент повышения рассчитывают путем деления оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на оклад (тарифную ставку) до повышения. Для каждого работника необходимо рассчитывать свои коэффициенты корректировки.

Важно: бюджетные организации обязаны соблюдать требования п. 10 Порядка № 100. Непроведение корректировки заработной платы является нарушением законодательства об оплате труда.

Поскольку с 1 мая 2016 года произошло увеличение окладов работников бюджетных организаций, должностные оклады которых определяются на основе ЕТС, такая корректировка средней зарплаты для них особенно актуальна.

Для того чтобы облегчить работу бухгалтера, связанную с необходимостью проведения корректировки средней зарплаты для отпускных работников с оплатой труда по ЕТС, мы подготовили специальную таблицу (см. с. 32 этого номера). В ней приведены уже рассчитанные коэффициенты корректировки средней зарплаты при уходе в отпуск в мае 2016 года.

Отдельно несколько слов скажем о расчете отпускных для госслужащих после 01.05.2016 г. Дело в том, что в п. 2 Порядка № 100, в частности в абзацах седьмом и восьмом установлены особые положения по расчету отпускных для госслужащих. Так, в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно актам законодательства период до изменений структуры заработной платы исключается из расчетного периода.

В случае когда изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления произошло в период, на протяжении которого за работников сохраняется средняя зарплаты, а также когда зарплата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней зарплаты производится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов.

Понятие «изменение структуры заработной платы» было представлено Минтруда в письме от 07.09.2009 г. № 538/13/84-09. В нем это ведомство разъяснило, что зарплата согласно действующему законодательству состоит из основной зарплаты, дополнительной зарплаты и других поощрительных и компенсационных выплат. Все эти элементы заработной платы имеют определенный удельный вес в общей сумме зарплаты. Если происходит изменение (увеличение, уменьшение) удельного веса составляющих зарплаты путем отмены определенных выплат, что приводит к увеличению удельного веса окладов, или увеличению части основной заработной платы (окладов) и уменьшению части других выплат, то происходит изменение структуры заработной платы.

По нашему мнению, с 1 мая 2016 года произойдет изменение структуры заработной платы госслужащих. Следовательно при расчете средней зарплаты согласно Порядку № 100 следует руководствоваться нормами абз. 7 и 8 п. 2 этого Порядка. Однако для разъяснения практического применения данных положений в условиях реформирования оплаты труда госслужащих с 1 мая 2016 года мы обратились к специалистам Минсоцполитики. Поэтому в одном из ближайших номеров обязательно вернемся к этому вопросу.

Больничные после повышения окладов и минзарплаты. При исчислении средней зарплаты для оплаты периода временной нетрудоспособности или отпуска в связи с беременностью и родами руководствуйтесь Порядком № 1266 (ср. ). В целом повышение должностных окладов не скажется на расчете «больничной» средней зарплаты. Так, зарплату, начисленную в расчетном периоде, до 1 мая 2016 года не корректируют на коэффициент повышения должностных окладов (ставок), как это осуществляют при расчете средней по Порядку № 100. Дело в том, что такая корректировка не предусмотрена Порядком № 1266. Поэтому при повышении окладов перерасчет начисленных и выплаченных больничных/декретных не проводят. Даже в том случае, если в мае 2016 года бухгалтера по каким-либо причинам начислят зарплату работникам в старом размере, а позже осуществят ее перерасчет и доначислят определенную сумму работнику, никаких «перебросок» доначисленных сумм зарплаты к месяцам, за которые они начислены, не делайте. Все корректировки будут включены в тот месяц расчетного периода, в котором произошло доначисление. Именно так предлагает поступать Минсоцполитики (см. п. 6 разд. ІІІ Примеров исчисления средней заработной платы (дохода) по видам общеобязательного государственного социального страхования, утвержденных приказом Минсоцполитики от 21.10.2015 г. № 1022 // «ОТ», 2015, № 21, с. 3).

Но в некоторых случаях придется использовать повышенный с 1 мая 2016 года должностной оклад. Так, п. 28 Порядка № 1266 предусмотрено: если страховой случай наступил в первый рабочий день или в расчетном периоде нет данных по уважительным причинам*, пособие рассчитывают исходя из должностного оклада или его части. Поэтому если в мае 2016 года работник был принят на работу и в первый рабочий день заболел, то средняя зарплата для оплаты больничного будет рассчитываться уже из нового оклада, размер которого установлен с 1 мая 2016 года. Или если в расчетном периоде перед наступлением страхового случая не будет данных для расчета по уважительным причинам, то среднюю «больничную» зарплату будут рассчитывать исходя из нового должностного оклада.

* Временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до 3 (6) лет, отпуск без сохранения зарплаты.

Также при расчете средней зарплаты для оплаты периода временной нетрудоспособности или отпуска в связи с беременностью и родами с учетом ограничений, предусмотренных п. 4 ст. 19 Закона № 1105, может быть использован новый размер МЗП, установленный законодательством (1450 грн.). Напомним, что если на протяжении 12 месяцев перед наступлением страхового случая страховой стаж работника оказался меньше 6 месяцев, сумму пособия определяют исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, но в расчете на месяц:

— не выше МЗП, установленного законом в месяце наступления страхового случая — для оплаты больничных;

— не выше двукратного размера МЗП и не меньше размера МЗП, установленного законом в месяце наступления отпуска в связи с беременностью и родами — для оплаты декретных.

То есть в случае, когда болезнь или «декретный» отпуск наступили с мая 2016 года и страховой стаж работника за последний год перед наступлением страхового случая оказался меньше 6 месяцев, для выполнения требования п. 4 ст. 19 Закона № 1105 и сравнения фактически рассчитанной средней зарплаты со средней зарплатой, исчисленной исходя из МЗП, будет применяться новый размер МЗП — 1450 грн.

Матпомощь на оздоровление. Как правило, при уходе в ежегодный отпуск работникам бюджетной сферы предоставляют материальную помощь на оздоровление. Для некоторых работников такая помощь является обязательной, поскольку ее предоставление предусмотрено законодательством.

Например, матпомощь на оздоровление в размере месячного должностного оклада является обязательной для медицинских и фармацевтических, педагогических и научно-педагогических работников, работников библиотек. Поскольку с 01.05.2016 г. повысились должностные оклады, то и обязательная матпомощь на оздоровление при предоставлении ее к отпуску таким работникам начиная с 1 мая 2016 года будет выплачиваться в размере такого увеличенного оклада.

Учтите: если материальная помощь является обязательной (гарантированной) выплатой и «привязана» к ежегодному отпуску, ее размер определяют на дату ухода в отпуск. Поэтому если работнику предоставляют ежегодный отпуск начиная с мая 2016 года с выплатой обязательной материальной помощи на оздоровление в размере оклада, то размер такой матпомощи определяйте исходя из должностного оклада, установленного с 1 мая 2016 года.

Итак, с 1 мая 2016 года у большинства работников бюджетной сферы будут повышены должностные оклады. Поэтому бухгалтерам придется работать как пчелкам: привести штатные расписания в соответствие с нормативно-законодательными актами, начислить зарплату за май уже с учетом новых окладов, учесть повышение при расчете средней зарплаты, пересмотреть базовые месяцы для индексации зарплаты. А если у вас возникнут вопросы, не опускайте руки — мы всегда готовы прийти к вам на помощь и ответить на них!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 889Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 3723 — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Постановление № 288 — постановление КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы и внесении изменений в некоторые постановления КМУ» от 06.04.2016 г. № 288.

Постановление № 1298постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 939 — постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы» от 25.10.2008 г. № 939.

Постановление № 1013постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Постановление № 292 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Приказ № 77приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1078Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 1266 — Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше