Темы статей
Выбрать темы

Оплата труда госслужащих и не только по new-правилам: сборник актуальных консультаций

Коновал Светлана, главный специалист отдела оплаты труда в бюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
С 01.05.2016 г. сфера госслужбы работает по новой нормативной базе. В частности, с этой даты госслужащим, на которых распространяется действие Закона № 889, оплата труда осуществляется в соответствии с новыми правилами. И этот переход неизбежно сопровождается массой вопросов, возникающих непосредственно при воплощении норм на практике. Как определить оклад для отдельных должностей госслужбы, какой предельный размер стимулирующих выплат, что с выплатой надбавки за выслугу лет, изменились ли условия оплаты труда рабочих госоргана? Это далеко не полный перечень наболевших вопросов, на которые в этой статье отвечает специалист Минсоцполитики.

Сразу отметим, что в этой статье поговорим о госслужащих, на которых распространяется действие Закона № 889. Кроме того, коснемся и других категорий работников, обслуживающих госорган.

Надбавка за выслугу лет: определяем окончательный размер

Нужно ли исчисленный размер надбавки за выслугу лет округлять до целой гривни? Например, для главного специалиста (стаж госслужбы — более 10 лет) госоргана, юрисдикция которого распространяется на территорию одной области, рассчитанный размер надбавки за выслугу лет составляет 982,20 грн. (3274 грн. х 30 %). В таком случае окончательный размер этой надбавки составляет 982,20 грн. или с учетом округления 982 грн.?

Сначала поговорим о нормативных предписаниях по исчислению надбавки за выслугу лет на госслужбе. Так, в ч. 1 ст. 52 Закона № 889 указано: «Надбавка за выслугу лет на государственной службе устанавливается на уровне 3 % должностного оклада государственного служащего за каждый календарный год стажа государственной службы, но не более 50 % должностного оклада».

Таким образом, при наличии стажа госслужбы более 1 года размер надбавки за выслугу лет составляет 3 % должностного оклада, более 2 лет — 6 % должностного оклада и т. д. При этом максимальный размер этой надбавки в 50 % должностного оклада полагается тем госслужащим, которые имеют стаж госслужбы 17 и более лет*.

* Подробнее по этому поводу см. консультацию специалиста Минсоцполитики в «ОТ», 2016, № 8, с. 27. — Примеч. ред.

Собственно, это и все правила исчисления надбавки за выслугу лет, следующие из ч. 1 ст. 52 Закона № 889. Других нормативных предписаний по поводу ее начисления нет. Законодательством не предусмотрено округление до одной гривни размера исчисленной надбавки за выслугу лет. Отдельно отметим, что современная нормативная база в сфере госслужбы вообще не предусматривает такого округления при определении размера надбавок и стимулирующих (компенсационных) выплат, исчисляемых в процентном соотношении к должностному окладу.

Внимание! Если при исчислении надбавки за выслугу лет ее размер составляет гривни с копейками, то работнику начисляется ее фактический рассчитанный размер без округления.

Таким образом, в рассматриваемом случае размер надбавки за выслугу лет за стаж госслужбы составляет 982,20 грн., т. е. в гривнях с копейками.

Также добавим, что, как и ранее, надбавку за выслугу лет выплачивают за фактически отработанное время. Если право на увеличение размера «выслужной» надбавки возникло в течение календарного месяца, то размер такой надбавки изменяется со дня приобретения права на повышение.

Госслужащие в заведениях соцзащиты: перечень выплат

В заведении соцзащиты населения есть госслужащие. Можно ли им и после 01.05.2016 г. начислять надбавку за особый характер труда, предусмотренную постановлением № 732?

Действительно, с 20.09.2015 г. постановлением № 732* введена надбавка за особый характер труда работникам структурных подразделений по вопросам соцзащиты населения местных госадминистраций и исполнительных органов городских и районных в городах советов, выполняющих функции по предоставлению различных видов социальной помощи. Необходимость для ввода этой надбавки связывалась с увеличением нагрузки работников заведений соцзащиты населения и незначительным повышением их «схемных» должностных окладов. Напомним, что оплата труда госслужащих заведений соцзащиты населения осуществлялась в соответствии с постановлением № 268.

* Постановление и комментарий специалиста Минсоцполитики см. в «ОТ», 2015, № 19, с. 6. — Примеч. ред.

Подчеркнем, что постановление № 732 было принято в период действия Закона № 3723. При этом, как известно, с 01.05.2016 г. действует новый Закон о госслужбе — Закон № 889 и разработанная в соответствии с его нормами подзаконная нормативная база.

Так, с 01.05.2016 г. согласно ст. 50 Закона № 889 зарплата госслужащего, на которого распространяется действие данного Закона, состоит из:

— должностного оклада;

— надбавки за выслугу лет;

— надбавки за ранг госслужащего;

— выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего (при выполнении такого дополнительного объема работ);

— выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы (при выполнении такого дополнительного объема работ);

— премии (в случае установления).

Кроме того, госслужащим, подпадающим под действие Закона № 889, согласно новой нормативной базе могут осуществляться следующие выплаты: денежная помощь при предоставлении ежегодного основного отпуска (ст. 57), материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов** (ч. 2 ст. 54), а также дополнительные стимулирующие выплаты (надбавка за интенсивность труда и надбавка за выполнение особо важной работы), предусмотренные Положением № 289.

** Порядок предоставления и размер такой помощи должен утвердить КМУ. На момент подготовки материала в номер соответствующий проект акта подан на рассмотрение в Кабмин.

Как видим, согласно новой нормативной базе среди составляющих зарплаты госслужащих нет надбавки за особый характер труда, предусмотренной постановлением № 732. Более того, нормы актов КМУ, определявшие условия оплаты труда госслужащих до вступления в силу Закона № 889, с 01.05.2016 г. не применяются***.

*** Об этом, в частности, шла речь в письме Минсоцполитики от 27.05.2016 г. № 7696/0/14-16/13 // «ОТ», 2016, № 13, с. 3. Но Минсоцполитики в письме от 03.06.2016 г. № 8072/0/14-16/13 («ОТ», 2016, № 13, с. 8) допускает выплату надбавки за допуск к государственной тайне из-за того, что она внедрена на законодательном уровне. — Примеч. ред.

Внимание! С 01.05.2016 г. госслужащим органов соцзащиты населения не выплачивается надбавка за особый характер труда, предусмотренная постановлением № 732. Зато им могут осуществляться стимулирующие выплаты, предусмотренные Положением № 289, премии.

Так, руководители структурных подразделений по вопросам соцзащиты населения могут стимулировать труд работников за дополнительную нагрузку путем установления им надбавок за интенсивность труда и за выполнение особо важной работы и премирования****. Сейчас эти выплаты осуществляются в рамках фонда оплаты труда и предельными размерами не ограничиваются.

**** О премировании госслужащих категорий «Б» и «В» идет речь в Типовом положении о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденном приказом Минсоцполитики от 13.06.2016 г. № 646 // «ОТ», 2016, № 14, с. 6. — Примеч. ред.

Размер стимулирующих выплат: есть ли предел

Установлен ли на нормативном уровне предельный размер стимулирующих выплат, которые могут осуществляться госслужащим?

Положением № 289 предусмотрено осуществление следующих дополнительных стимулирующих выплат: надбавки за интенсивность труда и надбавки за выполнение особо важной работы. Данное Положение разработано по требованию п. 14 Заключительных и переходных положений Закона № 889. Причем в приведенной норме Закона № 889 указано: дополнительные стимулирующие выплаты, предусмотренные Положением № 289, могут осуществляться в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Закона, а именно с 01.05.2016 г. по 30.04.2018 г.

Собственно в п. 14 Заключительных и переходных положений Закона № 889 и п. 2 Положения № 289 о размере дополнительных стимулирующих выплат сказано, что их осуществляют в пределах экономии фонда оплаты труда. Других норм по этому поводу нет.

Важно! Дополнительные стимулирующие выплаты устанавливаются госслужащим соответствующими руководителями госорганов в пределах экономии фонда оплаты труда и конкретными размерами не ограничиваются.

Уточним, что в общем случае решение о предоставлении дополнительных стимулирующих выплат для госслужащего принимает руководитель госслужбы в госоргане ( п. 2 Положения № 289). Тогда как государственному секретарю КМУ, государственным секретарям министерств, другим руководителям госорганов и их заместителям, являющимся госслужащими, дополнительные стимулирующие выплаты могут устанавливаться по решению КМУ ( п. 7 Положения № 289).

Отмечаем, что на данный момент с целью уточнения механизма принятия решений об установлении стимулирующих выплат государственному секретарю КМУ, государственным секретарям министерств, другим руководителям госорганов и их заместителям, являющимся госслужащими, подготовлен проект постановления о внесении изменений в п. 7 Положения № 289.

Двойная должность: как установить оклад

В каком размере устанавливать оклад госслужащему, занимающему двойную должность? Например, для должностей «заместитель директора департамента — руководитель отдела в составе департамента», «заместитель руководителя самостоятельного управления — руководитель отдела в составе самостоятельного управления» госоргана, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины.

С 01.05.2016 г. для установления размеров должностных окладов должности госслужащих разделены на группы оплаты труда ( ст. 51 Закона № 889). В 2016 году при распределении должностей госслужбы по группам оплаты труда и установлении им конкретных размеров должностных окладов следует руководствоваться приложениями 1 и 3 к постановлению № 292.

При этом на практике встречаются случаи, когда должность госслужащего имеет двойное название. Тогда как вышеуказанными приложениями такая особенность не учтена.

Обратите внимание! Если работник занимает должность, имеющую двойное название, размер должностного оклада определяется по первому названию должности.

Возвращаемся к обстоятельствам, изложенным в вопросе. Так, согласно приложению 1 к постановлению № 292 в госоргане, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, должностной оклад по должности:

— заместителя директора департамента составляет 7754 грн. (группа оплаты труда 5);

— заместителя руководителя самостоятельного управления составляет 7409 грн. (группа оплаты труда 5);

— руководителя отдела в составе департамента, руководителя отдела в составе самостоятельного управления составляет 6031 грн. (группа оплаты труда 6).

Поскольку при двойной должности должностной оклад устанавливают по первому названию должности, в 2016 году должностной оклад по должности «заместитель директора департамента — руководитель отдела в составе департамента» устанавливают в размере 7754 грн. (как по должности заместителя директора департамента), а «заместитель руководителя самостоятельного управления — руководитель отдела в составе самостоятельного управления» — в размере 7409 грн. (как по должности заместителя руководителя самостоятельного управления).

Руководитель и администратор Центра предоставления админуслуг: определяем оклад

По какой группе оплаты труда устанавливать должностной оклад руководителю и администратору Центра предоставления административных услуг районной государственной администрации?

В 2016 году при отнесении должности госслужбы к соответствующей группе оплаты труда следует руководствоваться приложениями 1 и 3 к постановлению № 292.

При этом руководителя Центра предоставления административных услуг районной государственной администрации следует рассматривать как руководителя самостоятельного структурного подразделения, должность которого относится к группе оплаты труда 4. Таким образом, должностной оклад руководителя Центра предоставления административных услуг районной государственной администрации определяется по группе оплаты труда 4 как для госоргана, юрисдикция которого распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения.

Теперь переходим к определению должностного оклада для администратора Центра предоставления административных услуг районной государственной администрации. Отметим, что законодательной базой (в частности, законами Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI, «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV) предусмотрена именно должность «администратор».

Однако эта должность не приведена в приложениях 1 и 3 к постановлению № 292. Тем временем в приложении 3 к постановлению № 292 приведена должность «государственный администратор», которая отнесена к группе оплаты труда 6.

Поэтому на это время (до внесения соответствующих уточняющих изменений в постановление № 292) должностной оклад для должности администратора Центра предоставления административных услуг районной государственной администрации устанавливают на уровне должностного оклада для должности государственного администратора, т. е. по группе оплаты труда 6*.

* Такой вывод приведен и в письме Минсоцполитики от 27.05.2016 г. № 7696/0/14-16/13 // «ОТ», 2016, № 13, с. 3. — Примеч. ред.

Конкретный размер должностного оклада руководителя Центра предоставления административных услуг и администратора этого Центра определяется главой районной государственной администрации. Это предусмотрено п. 4 примечания приложения 1 к постановлению № 292, в соотвествии с которым установление должностных окладов госслужащим по приравненным должностям в пределах групп оплаты труда 4 — 6 осуществляется руководителем госслужбы в соответствующем госоргане.

Отметим, что на сегодняшний день прорабатывается вопрос о внесении правок в приложение 3 к постановлению № 292, которыми предусматривается изменить должность «государственный администратор» на должность «администратор».

Выплата при выполнении обязанностей временно отсутствующего госслужащего

Ограничен ли период, в течение которого может осуществляться выплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего? Допустимо ли поручить исполнять обязанности временно отсутствующего госслужащего работнику, должность которого отнесена к другой категории персонала?

Для начала напомним: под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с временной нетрудоспособностью, командировкой, отпуском, выполнением общественных обязанностей и т. п., когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). Работники исполняют обязанности временно отсутствующего работника одновременно с выполнением своих основных обязанностей в пределах установленной графиком работы продолжительности рабочего дня.

С 01.05.2016 г. выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего устанавливается руководителем госслужбы госслужащему по представлению его непосредственного руководителя в размере 50 % должностного оклада временно отсутствующего госслужащего ( ч. 3 ст. 52 Закона № 889).

Важно! Из указанной нормы следует: законодательством не предусмотрено ограничение периода осуществления выплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего.

Как видим, в ч. 3 ст. 52 Закона № 889 идет речь о возможности выполнения обязанностей временно отсутствующего госслужащего исключительно другим госслужащим. Следовательно, не допустимо поручать выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего работнику, не имеющему статуса госслужащего*.

* Вместе с тем отметим, что сейчас остаются действующими Мероприятия по экономному и рациональному использованию государственных средств, приведенные в приложении к постановлению КМУ от 01.03.2014 г. № 65. Так вот, п. 12 этих Мероприятий предусмотрен запрет на установление доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, в том числе и в сфере госслужбы. По имеющейся информации, прорабатывается вопрос об отмене указанного постановления. — Примеч. ред.

Отстранение госслужащего: до и после 01.05.2016 г.

Госслужащего отстранили от выполнения полномочий по должности на период служебного расследования с 02.02.2016 г. Сохранять ли ему зарплату за время такого отстранения? Изменилась ли ситуация с 01.05.2016 г. после внедрения новой нормативной базы в сфере госслужбы?

По состоянию на 02.02.2016 г. основные общие принципы деятельности, а также статус госслужащих, работающих в государственных органах и их аппарате, регулировались Законом № 3723, который с 01.05.2016 г. утратил силу, кроме отдельных положений. Поэтому в вопросе оплаты времени отстранения от выполнения полномочий по должности, пришедшегося на период до 01.05.2016 г., следует руководствоваться ст. 22 Закона № 3723.

Этой статьей гарантировалось сохранение заработной платы госслужащему, отстраненному от выполнения полномочий по должности на период служебного расследования.

В то же время отметим о норме абз. 4 п. 4 Порядка проведения служебного расследования в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденного постановлением КМУ от 13.06.2000 г. № 950: в случае закрытия производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.

С 01.05.2016 г. действует Закон № 889, статьей 72 которого предусмотрены новые правила отстранения госслужащего от выполнения должностных обязанностей. Ими установлен следующий механизм оплаты времени указанного отстранения: в случае закрытия дисциплинарного производства без привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности ему оплачивается в размере средней заработной платы время отстранения от выполнения должностных обязанностей в установленном порядке.

Помощь на оздоровление рабочим: определяемся с нормативной базой

В каком размере должна выплачиваться помощь на оздоровление рабочим (водителю, уборщику), работающим в госоргане, с 01.05.2016 г.? То есть выплата этой помощи должна осуществляться им согласно постановлению № 268 (2016 г.) (определяет условия оплаты труда работников, выполняющих функции по обслуживанию) или согласно приказу № 77 (регулирует оплатные аспекты для рабочих, обслуживающих, в частности, органы исполнительной власти)?

Сразу отметим, что положения приказа № 77 и постановления № 268 (2016 г.) не связаны между собой и регулируют вопрос оплаты труда разных категорий персонала госоргана.

Так, постановление № 268 (2016 г.) касается руководящих работников, профессионалов, специалистов и технических служащих, выполняющих функции по обслуживанию госорганов, в том числе и тех, которые с 01.05.2016 г. утратили статус госслужащего. Этим категориям работников могут выплачиваться две материальные помощи в год в размере, не превышающем должностной оклад работника каждая. В обязательном порядке — материальная помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска, а также по решению руководителя госслужбы в госоргане в пределах фонда оплаты труда — материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов.

Внимание! Действие постановления № 268 (2016 г.) не распространяется на работников рабочих профессий (водителей, уборщиков и т. п.).

Для рабочих, обслуживающих органы государственной власти и местного самоуправления, оплатные вопросы как до 01.05.2016 г., так и после этой даты урегулированы приказом № 77. Так вот, п.п. «з» п. 2 этого приказа для таких рабочих предусмотрена выплата материальной помощи в размере среднемесячного заработка. Решение о ее предоставлении принимает руководитель в пределах установленного фонда оплаты труда и предельной численности работников.

Таким образом, рабочим, занятым обслуживаниям госорганов, может быть выплачена материальная помощь в размере среднемесячной зарплаты на год* в соответствии с п.п. «з» п. 2 приказа № 77. При этом в такой годовой предельный размер материальной помощи включена материальная помощь на оздоровление, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов и т. п. Помните: материальная помощь, предусмотренная п.п. «з» п. 2 приказа № 77, не имеет обязательного характера.

* Доначисление помощи в следующем финансовом году действующим законодательством не предусмотрено. На это обратили внимание специалисты Минсоцполитики в письме от 15.03.2016 г. № 272/13/84-16. — Примеч. ред.

Использованные документы

Закон № 889Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 3723 — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 268 (2016 г.) — постановление КМУ «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 268.

Положение № 289 — Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденное постановлением КМУ от в 06.04.2016 г. № 289.

Постановление № 292 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292.

Постановление № 732 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения местных государственных администраций и исполнительных органов городских и районных в городах советов» от 16.09.2015 г. № 732.

Приказ № 77приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше