Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения

Кабинет Министров Украины
Постановление от 17.07.2013 г. № 509

В соответствии с частью четвертой статьи 265 Кодекса законов о труде Украины и частью девятой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения» Кабинет Министров Украины постановляет:

Утвердить Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения (прилагается).

Премьер-министр Украины Н. Азаров

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509

Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения

1. Настоящий Порядок определяет механизм наложения на субъектов хозяйствования и работодателей штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, предусмотренных частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины и частями второй — седьмой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения» (далее — штрафы).

2. Штрафы налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями (далее — уполномоченные должностные лица).

Штрафы могут быть наложены на основании:

решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполнявшим работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации;

акта о выявлении при проверке субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа.

3. Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа (далее — дело).

4. Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о ее рассмотрении.

5. В случае поступления от субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого возбуждено дело, обоснованного ходатайства об отложении его рассмотрения, срок рассмотрения дела может быть продлен Главой Гоструда, его заместителями, но не более чем на 10 дней.

6. О рассмотрении дела Гоструда и ее территориальные органы в письменном виде уведомляют субъектов хозяйствования и работодателей не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения заказным письмом или телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения уведомления их представителям, о чем на копии уведомления, которая остается в Гоструда или ее территориальном органе, делается соответствующая отметка, удостоверенная подписью такого представителя.

7. Дело рассматривается при участии представителя субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого оно открыто. Дело может быть рассмотрено без участия такого представителя в случае, когда он поинформирован в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка и от него не поступило обоснованное ходатайство об отложении его рассмотрения.

8. Рассмотрение дела начинается с представления уполномоченного должностного лица, рассматривающего его. Указанное лицо разъясняет лицам, принимающим участие в рассмотрении дела, их права и обязанности. При рассмотрении дела заслушиваются лица, принимающие участие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и решается вопрос об удовлетворении ходатайства.

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо на основании акта, указанное в пункте 3 настоящего Порядка, принимает соответствующее решение.

Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, установленной Минсоцполитики, один из которых остается в Гоструда или ее территориальном органе, второй — отправляется в течение трех дней субъекту хозяйствования или работодателю, в отношении которого принято постановление, или выдается его представителю, о чем на нем делается соответствующая отметка, удостоверенная подписью такого представителя. В случае отправления экземпляра постановления по почте в материалах дела делается соответствующая отметка.

9. Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель уведомляет Гоструда или ее территориальный орган.

10. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

11. Не уплаченные в добровольном порядке штрафы взыскиваются:

в судебном порядке региональными центрами занятости на основании материалов дела, которые передаются им территориальными органами Гоструда (по штрафам, предусмотренным частями второй, пятой и шестой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения»);

в судебном порядке территориальными органами Гоструда (по штрафам, предусмотренным частями третьей, четвертой и седьмой статьи 53 указанного Закона);

органами государственной исполнительной службы (по штрафам, предусмотренным частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины).

Порядок взаимодействия территориальных органов Гоструда и региональных центров занятости определяется Минсоцполитики.

12. Гоструда и ее территориальные органы ведут учет дел, принятых по результатам их рассмотрения решений и сведений об уплаченных в добровольном порядке штрафах.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Финансовые санкции за нарушение трудового законодательства: изучаем Порядок наложения

Норма ст. 265 КЗоТ о повышенных размерах штрафов за нарушения законодательства о труде действует с 01.01.2015 г. До недавнего времени такие штрафы оставались всего лишь задекларированными в трудовом законодательстве. Почему? Главным образом это связано с предписанием ч. 4 ст. 265 КЗоТ: штрафы, указанные в ч. 2 этой статьи, налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями, начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями в порядке, установленном КМУ. Именно этого Порядка и не хватало для применения к работодателям штрафов за нарушение ими трудового законодательства.

Ситуация изменилась с 10.02.2016 г. С этой даты вступило в силу постановление КМУ от 03.02.2016 г. № 55 (далее — постановление № 55), которым и определен механизм наложения штрафов, прописанных в ч. 2 ст. 265 КЗоТ. Отметим: отдельного Порядка для этого нет. Дело в том, что постановлением № 55 внесены уточнения по поводу наложения штрафов за нарушение трудового законодательства в уже существующий правительственный порядок о наложении штрафов за нарушение законодательства о занятости.

То есть с 10.02.2016 г. для наложения штрафов, предусмотренных ч. 2 ст. 265 КЗоТ и ч. 2 — 7 ст. 53 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI, обращаются к единому нормативному документу — Порядку наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509 (с учетом изменений, внесенных постановлением № 55, далее — Порядок № 509). Теперь сосредоточимся на «трудовых» штрафах.

Внимание! В общем случае работодателя могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства по результатам проверки Гоструда на основании акта проверки, в котором и зафиксированы выявленные правонарушения.

Итак, есть акт, в котором отражены нарушения трудового законодательства. Что дальше? Рассмотрим последующую цепочку событий на схеме ниже.

img 1

Важно! Без проведения проверки Гоструда штрафы согласно ст. 265 КЗоТ могут налагаться на работодателя на основании решения суда.

При этом решение суда должно касаться оформления трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы на условиях полного рабочего времени, установленного на предприятии, в учреждении или организации. Об этом идет речь в ч. 5 ст. 265 КЗоТ и в дополненном п. 2 Порядка № 509. На практике такое возможно, если работник самостоятельно обратился в суд за защитой своих трудовых прав, а судебная инстанция приняла решение об оформлении трудовых отношений и установила период работы, чем подтвердила факт правонарушения. В таком случае штраф может быть наложен без проведения проверки на основании решения суда. Кстати, в таком случае суд примет еще и решение о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней зарплаты по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной зарплаты, а также о начислении и уплате налога на доходы физических лиц и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за установленный период работы ( ст. 235 КЗоТ).

Орган государственной исполнительной службы обеспечивает выполнение постановления Гоструда в отношении уплаты штрафа работодателем ( ч. 6 ст. 265 КЗоТ). Впрочем, орган государственной исполнительной службы подключится в процесс взыскания штрафов по ст. 265 КЗоТ только в том случае, если работодатель добровольно не уплатит такой штраф согласно постановлению Гоструда (п. 11 Порядка № 509).

Обратите внимание! Штрафы, предусмотренные ч. 2 ст. 265 КЗоТ, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям ( ч. 3 ст. 265 КЗоТ).

Значит, на штрафы по ст. 265 КЗоТ не распространяется правило по взиманию административно-хозяйственных санкций, установленное ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV. Напомним: такие штрафы могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения.

То есть специалисты Гоструда при выявлении правонарушения могут принять решение о наложении штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, на работодателя, и «преградой» для этого не может быть прошедший срок с даты совершения правонарушения и/или даты его выявления.

Тогда возникает вопрос о «цене» штрафа. Если речь идет о нарушении трудового законодательства после 01.01.2015 г. (после появления штрафов, прописанных в ст. 265 КЗоТ), то размер штрафа во всех случаях привязан к размеру минимальной зарплаты, установленной на момент выявления правонарушения. Исключение составляет лишь абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ — размер штрафа за нарушение прочих требований законодательства о труде просто привязан к минимальной зарплате без привязки к размеру минзарплаты на дату выявления нарушения. Однако органы Гоструда и в этом случае будут связывать их с размером минимальной зарплаты, установленным законодательством на дату выявления нарушения.

А если нарушение по факту произошло до 01.01.2015 г.? В этом случае финансовые санкции к работодателю не применяются, ведь до указанной даты их вовсе не существовало. Однако такое утверждение касается лишь разовых (не длящихся) нарушений. Если же речь идет о длящихся нарушениях трудового законодательства (начавшихся до 01.01.2015 г., но длящихся и выявленных после этой даты), то в этом случае работодатель будет нести ответственность согласно законодательству, действующему на момент выявления нарушения. То есть в этом случае его могут оштрафовать согласно ст. 265 КЗоТ, а размер штрафа будет зависеть от размера минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения.

Помните! Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде ( ч. 7 ст. 265 КЗоТ). Например, работодатель не подал Уведомление о приеме работника на работу по форме, утвержденной постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413, и в связи с этим на него наложили штраф. Так вот, несмотря на уплаченный штраф, работодатель обязан подать такое Уведомление.

Напоследок отметим: правонарушения, указанные в ст. 265 КЗоТ, приведены и в ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП). Грозят штрафы, предусмотренные ст. 41 КУоАП, должностным лицам предприятий, организаций и учреждений, а также физическим лицам — предпринимателям. При этом дела о привлечении должностных лиц к ответственности согласно ч. 1 — 4 и 7 ст. 41 КУоАП рассматривает суд ( ст. 221 этого Кодекса).

Елена КОНОВАЛОВА, заместитель директора Департамента — начальник отдела по вопросам трудовых отношений Государственной службы Украины по вопросам труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше