Темы статей
Выбрать темы

Год 2016: начинаем с новых социально-экономических и налоговых показателей

Рудая Татьяна, Трохименко Людмила, Белевцова Людмила, Гуль Татьяна
Все помнят, как заканчивался 2014-й и начинался 2015 год — чуть больше года назад буквально под «елочку» депутаты приняли главную смету страны и ряд бюджетообразующих законов. Поэтому с начала 2015 года все принялись изучать новинки бюджетного, налогового и трудового законодательства. Можно утверждать, что прошедший год был достаточно сложным для бухгалтеров. К сожалению, в наступившем 2016 году расслабиться также не получится. Правительство решило сохранить многие прошлогодние непопулярные решения, кроме этого, добавятся новые бюджетные «сюрпризы», произойдет реформирование налоговых ставок. Чем руководствоваться в своей работе бухгалтеру — читайте в сегодняшней консультации.

И по традиции главный финансовый документ — Закон о Госбюджете-2016 — был принят за несколько дней до 2016 года — 24.12.2015 г. (опубликован 31 декабря 2015 года в газете «Голос України» № 250). Вместе с ним в последнюю неделю перед Новым годом депутаты проголосовали также и за ряд других важных законов ( Закон № 909, Закон № 911). Рассмотрим, как они повлияют на трудо-оплатные показатели. Начнем с государственной сметы на этот год — Закона о Госбюджете-2016.

Основные соцстандарты: прожитминимум и минимальная зарплата

С 1 января 2016 года размеры ПМ и МЗП остаются неизменными — на уровне, который был установлен еще с 1 сентября 2015 года. Вместе с тем планируется, что в течение 2016 года эти показатели все же увеличатся дважды: с 1 мая и с 1 декабря.

Ниже в таблице приведем размеры ПМ в расчете на месяц, определенные ст. 7 Закона о Госбюджете-2016.

Социальные и демографические группы населения

Размер ПМ в 2016 году, грн.:

январь — апрель

май — ноябрь

декабрь

Дети в возрасте до 6 лет

1167

1228

1313

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1455

1531

1637

Трудоспособные лица

1378

1450

1550

Лица, утратившие трудоспособность

1074

1130

1208

Общий показатель

1330

1399

1496

Размер МЗП в 2016 году будет составлять ( ст. 8 Закона о Госбюджете-2016):

Размер МЗП

Период

январь — апрель

май — ноябрь

декабрь

Месячный

1378

1450

1550

Почасовой

8,29

8,69

9,29

От размера ПМ зависит также и размер государственной помощи малообеспеченным семьям. Так, ст. 9 Закона о Госбюджете-2016 уровень обеспечения ПМ (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентом соотношении к ПМ и составляет для:

— трудоспособных лиц — 21 %;

— детей — 85 %;

— лиц, утративших трудоспособность, — 100 %.

Так же, как и в 2015 году, в 2016-м размер государственной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения ПМ для семьи.

Статьей 9 Закона о Госбюджете-2016 предусмотрено, что в 2016 году уровень обеспечения ПМ (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в дошкольных учебных заведениях согласно Закону о дошкольном образовании увеличивается в соответствии с ростом ПМ.

Должностные оклады работников бюджетной сферы

Не так давно на всю страну прогремело постановление № 1013 (см. «ОТ», 2015, № 24, с. 3), согласно которому с 1 декабря 2015 года были повышены:

— должностные оклады работников, которые рассчитываются по Единой тарифной сетке (кроме 1 — 3-го тарифных разрядов);

— на 25 % должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих в органах исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры и других органах;

— на 10 % должностные оклады отдельных работников (работников государственных нотариальных контор и нотариальных архивов, Центра адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза и его региональных отделений, Национальной школы судей Украины, Координационного центра по предоставлению правовой помощи и его территориальных отделений).

С 1 января 2016 года должностные оклады бюджетников подниматься не будут . Увеличение должностных окладов можно ожидать только лишь в мае 2016 года.

Порог индексации: 101 % 103 %

Напомним: помимо повышения должностных окладов работников бюджетной сферы, декабрь 2015 года ознаменовался принятием обновленных правил индексации денежных доходов согласно постановлению № 1013 (ср. ). Более того, п. 3 указанного постановления предписал бюджетным работодателям обнулить работникам зарплатную индексацию декабря-2015 за счет увеличения окладов, пересмотра размеров надбавок, доплат и премий. Мы подробно освещали эти вопросы в газете «ОТ», 2015, № 24, с. 9.

Однако новыми правилами индексации денежных доходов, заработавшими с 1 декабря 2015 года, законодатели не ограничились. Теперь поправки дошли и до порога для проведения индексации доходов.

С 1 января 2016 года ч. 1 ст. 4 Закона об индексации действует в новой редакции (изменения внесены согласно п. 21 Закона № 911):

«Индексация денежных доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, установленный в размере 103 процента.»

То есть порог индексации в размере 101 % увеличили до 103 %. Такая поправка означает, что необходимость индексации для зарплат, денежного обеспечения, стипендий, пенсий, выплат по соцстрахованию теперь будет возникать при более высоком индексе инфляции.

Например, согласно абз. 2 п. 3 постановления № 1013 для проведения дальнейшей индексации зарплат работников бюджетной сферы (после обнуления декабря-2015) необходимо считать прирост индекса потребительских цен с января 2016 года. Тогда право на индексацию зарплаты для бюджетных работников может наступить в марте-2016, если индекс инфляции за январь 2016 года (будет известен в начале февраля 2016 года) превысит установленный порог индексации. По обновленным законодательным нормам он теперь должен превысить 103 %.

Следовательно, при небольшой инфляции право на индексацию будет наступать гораздо реже или же рассчитанные индексы будем пересчитывать намного реже.

Предположим, что после повышения окладов в декабре 2015 года индексы инфляции за январь, февраль и март 2016 года будут равны 101 %. Тогда рассчитанный нарастающим итогом индекс инфляции (1,01 х 1,01 х 1,01 х 100 % = 103,03 %) превысит порог индексации только в марте-2016. Право на индексацию с учетом этого коэффициента индексации (3 %) будем применять аж для индексации зарплаты за май 2016 года. При старом пороге мы бы индексировали уже зарплату за апрель 2016 года на 2 %.

Вот так законодатели решили экономно использовать государственные средства и привести в соответствие с финансовыми возможностями бюджетов всех уровней действие положений, в частности, ст. 4 Закона об индексации (на это указано в пояснительной записке к проекту данного Закона).

Для индексации зарплаты работников хозрасчетных предприятий увеличение порога индексации до 103 % приводит к тому, что коэффициенты индексации для января и февраля 2016 года останутся на уровне декабря 2015 года.

Заметим: Комитет Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения на своем заседании 16.12.2015 г., рассмотрев проект Закона № 911 (законопроект № 3628 от 11.12.2015 г.), поданный Кабмином, высказал свои замечания к положениям, которые требуют соответствующей доработки. В частности, это касалось и повышения порога индексации со 101 % до 103 %. По выводам Комитета, повышение порога индексации до 103 % приведет к ухудшению покупательной способности граждан в условиях постоянного роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги, нарушению установленных Конституцией Украины гарантий по обеспечению достаточного жизненного уровня населения страны и еще большему его обнищанию.

Однако, как видим, замечания Комитета остались неуслышанными. Законодатели не нашли лучших вариантов для достижения конечной цели принятия Закона № 911 — создания условий для стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики. Так что «стабилизируемся и совершенствуемся» дальше — без особых надежд на индексацию.

Ожидаем, что соответствующие поправки для нового порога индексации (103 %) скоро будут внесены и в п. 11 Порядка № 1078 (на это Кабмину законодатели отвели 3 месяца).

Размер пенсий в 2016 году

Минимум и максимум размера пенсий. Государством гарантирован минимальный размер пенсии по возрасту. Он равен ПМ для лиц, утративших трудоспособность ( ст. 28 Закона о пенсионном страховании).

Каким будет минимальный размер пенсии в 2016 году, приведем ниже в таблице.

Период 2016 года

Минимальный размер пенсии, грн.

Январь — апрель

1074

Май — ноябрь

1130

Декабрь

1208

Статьей 85 Закона № 1788 установлен и максимальный размер пенсии. Вместе со всеми надбавками, повышениями, дополнительными пенсиями, целевой денежной помощью, пенсией за особые заслуги перед Украиной, индексацией и другими доплатами к пенсии, установленными законодательством, кроме доплат к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной, пенсия не должна превышать 10 ПМ, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Поскольку норма не содержит привязки к размеру такого ПМ именно по состоянию на 1 января соответствующего года, то рассмотренный максимум должен изменяться каждый раз, когда происходит изменение размера ПМ для лица, утратившего трудоспособность. То есть пенсионерам должны ограничивать размер их пенсии в январе — апреле 2016 года — 10740 грн., в мае — ноябре — 11300 грн., в декабре — 12080 грн.

Однако в 2016 году для лиц, которым пенсия назначена начиная с 01.01.2016 г., действует специальное правило: максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством (кроме доплат к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной)) не могут превышать 10740 грн. (новое предложение ч. 3 ст. 85 Закона № 1788, п. 2 Заключительных положений Закона № 911).

Как видим, пенсионный ограничитель для пенсионеров-новичков на весь 2016 год зафиксирован в едином размере и не будет колебаться в текущем году. При этом по проведенным нами подсчетам он равен 10-кратному размеру ПМ для нетрудоспособного лица (1074* грн. х 10), установленного ст. 7 Закона о Госбюджете-2016 по состоянию на 01.01.2016 г.

* Размер ПМ для лиц, утративших трудоспособность, в указанном периоде 2016 года ( ст. 7 Закона о Госбюджете-2016).

Поскольку отдельных уточнений нет, то считаем, что указанные максимальные размеры пенсии касаются пенсии работающих и неработающих пенсионеров.

Отдельно отметим, что для назначения пенсии за выслугу лет начиная с 2016 года для работников отдельных сфер вводится дополнительный критерий, связанный с возрастом кандидата на назначение такой пенсии. В частности, это затронет работников образования, здравоохранения, социального обеспечения ( п. «е» ч. 1 ст. 55 Закона № 1788). Так, с 2016 года для назначения такой пенсии у лица должен быть стаж работы в соответствующей сфере и на соответствующих должностях, который, к тому же, должен достичь в общем случае 55 лет (для лиц, родившихся с 01.01.71 г.). Обратите внимание: указанный возрастной критерий снижен в зависимости от года рождения лица, претендующего на указанный вид пенсии.

Работающие пенсионеры и размер пенсии. Изначально меры по ограничению размера пенсий для работающих пенсионеров вводились временно на период с апреля по декабрь 2015 года. Но, увы, такая мера перекочевала и в 2016 год. Об этом свидетельствуют уточнения в многочисленные законы, в том числе и в ст. 85 Закона № 1788. Сам же ограничитель не изменился.

Так, если размер пенсии работающего пенсионера превышает 150 % ПМ, установленного для лиц, утративших трудоспособность, то размер его пенсии составляет 85 % от назначенного размера. При этом размер пенсии не может быть менее 150 % ПМ, установленного для лиц, утративших трудоспособность (как такое ограничение реализуется на практике, см. в «ОТ», 2015, № 7, с. 4). То есть уменьшаются пенсии, размер которых в 2016 году превышает:

— в январе — апреле — 1611 грн. (1074* грн. х 150 %);

* Размер ПМ для лиц, утративших трудоспособность, в указанном периоде 2016 года ( ст. 7 Закона о Госбюджете-2016).

— в мае — ноябре — 1695 грн. (1130* грн. х 150 %);

— в декабре — 1812 грн. (1208* грн. х 150 %).

Это означает, что пенсии, размер которых превышает 1611 грн. (1074 грн. х 150 %), будут уменьшать на 15 % (100 - 85). При этом работающему пенсионеру гарантируют выплату его неприкасаемого размера пенсии — 1611 грн. Так, если пенсия пенсионера-«трудяги» составляет 1900 грн., то в январе — апреле 2016 года из-за того, что он работает, его пенсия уменьшится до 1615 грн. (1900 грн. х х 85 %), при этом ее размер превысил установленный нижний предел (1611 грн.).

В то же время определен круг работающих пенсионеров, которым вообще не будет выплачиваться пенсия в 2016 году. Так, лицам, которые работают, в частности, на должностях и условиях, предусмотренных законами Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ, «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII, «О судоустройстве и статусе судьей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI, назначенные пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачиваются.

Как и в прошлом году, указанные ограничения не касаются инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие п. 1 ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII. Кроме того, п. 3 Заключительных положений Закона № 911 предусмотрены должности работников, на которых не распространяются ограничения по выплате пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания. Данное освобождение, к примеру, действует в течение особого периода для лиц, проходящих военную службу или занимающих должности в Минобороне, СБУ, Нацгвардии и т. п., или для лиц, участвующих в АТО.

Налогообложение зарплаты и других выплат

Законом № 909 с 1 января 2016 года внесены изменения в НКУ и Закон № 2464 касательно уплаты НДФЛ и ЕСВ. Начнем с НДФЛ.

Ставка НДФЛ. С 1 января 2016 года ставка НДФЛ по таким распространенным выплатам, как заработная плата, прочие поощрительные и компенсационные выплаты или другие выплаты и вознаграждения, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) налогоплательщику в связи с трудовыми отношениями и по ГПД, составляет 18 % независимо от суммы выплаты ( п. 167.1 НКУ).

Напомним, что в 2015 году по таким выплатам ставка НДФЛ определялась в зависимости от суммы выплаты и составляла 15 (20) %. Так, если база налогообложения в календарном месяце не превышала 10-кратный размер МЗП или была равна такой сумме (в 2015 году — 12180 грн.), то ставка НДФЛ составляла 15 %. Если база налогообложения в календарном месяце превышала 10-кратный размер МЗП, то к сумме, равной этому размеру, применялась ставка 15 %, а к сумме превышения — 20 %.

Заметим: в связи с тем, что в 2015 году ставки НДФЛ применялись в зависимости от размера базы налогообложения, по итогам 2015 года физическому лицу в определенном случае нужно будет подать годовую декларацию. А подает такую годовую декларацию физическое лицо в случае, когда его среднемесячный годовой налогооблагаемый доход превышает 10-кратный размер МЗП.

Важно! С 1 января 2016 года суммы зарплаты, больничных и других выплат, которые выплачиваются работнику в связи с трудовыми отношениями, суммы вознаграждения по ГПД облагаются по единой ставке НДФЛ — 18 %.

Поскольку на 2016 год установили единую ставку НДФЛ, то у физических лиц отпала необходимость в подаче налоговой декларации в связи с получением значительных сумм дохода. Однако следует учесть, что годовую декларацию не нужно будет подавать именно по итогам 2016 года. Соответствующие изменения были внесены в пп. 167.1 и 176.1 НКУ.

НСЛ. С начала этого года планировалось повышение размера НСЛ не только за счет увеличения размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц) на 1 января 2016 года по сравнению с 1 января 2015 года, но и за счет увеличения самого размера НСЛ. Однако внесенные изменения нарушили такой ход событий. Прежде чем рассмотреть НСЛ-новинки — 2016, напомним, как ранее определяли размер НСЛ.

В соответствии с п.п. 169.1.1 НКУ было установлено, что обычная НСЛ определяется на уровне 100 % размера ПМ для трудоспособного лица (в размере на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года. При этом в п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ было установлено, что до 31 декабря 2015 года обычная НСЛ определялась в размере 50 % размера ПМ для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

Получается, что с 1 января 2016 года планировалось повышение обычной НСЛ до 100 % ПМ для трудоспособного лица. Но этим планам не суждено сбыться . Законодатели окончательно их похоронили, прописав непосредственно в п.п. 169.1.1 НКУ размер обычной НСЛ на уровне 50 % размера ПМ для трудоспособного лица. Остальные размеры НСЛ (повышенная и максимальная) «пляшут» от размера обычной НСЛ.

Итак, размеры НСЛ на 2016 год таковы:

Вид НСЛ (норма НКУ)

Размер НСЛ, грн.

Обычная НСЛ ( п.п. 169.1.1)

689,00

Обычная НСЛ на детей ( п.п. 169.1.2)

689,00 х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ на детей ( пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3)

1033,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ ( пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3)

1033,50

Максимальная НСЛ ( пп. «а» — «г» п.п. 169.1.4)

1378,00

Норма о предельном размере дохода, дающего право на применение НСЛ, в НКУ осталась неизменной. Так, в общем случае НСЛ применяется к начисленной зарплате (другим приравненным к ней в соответствии с законодательством выплатам, компенсациям и вознаграждениям), не превышающей суммы, равной размеру ПМ, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. ( абз. 1 п.п. 169.4.1 НКУ). Таким образом, с 1 января 2016 года такой предел составляет 1930 грн.

Напомним, что предельный доход, дающий право на применение НСЛ на детей одному из родителей, определяется кратно количеству детей и в 2016 году будет составлять 1930 грн. x количество детей.

Налогообложение пенсии. Законодатели оставили ставку 15 % для обложения части пенсии, которая превышает три размера МЗП (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года.

Если в 2015 году облагалась часть суммы пенсии, превышающей 3654 грн., то в 2016 году по ставке 15 % облагается часть суммы пенсии, превышающей 4134 грн. ( п. 167.4 и п.п. 164.2.19 НКУ).

Налогообложение стипендии. Согласно п.п. 165.1.26 НКУ сумма стипендии (включая сумму ее индексации, начисленной согласно закону), которая выплачивается из бюджета учащемуся, студенту, курсанту военного учебного заведения, ординатору, аспиранту или адьюнкту, включается в налогооблагаемый доход, но не выше суммы, определенной в абз. 1 п.п. 169.4.1 НКУ. Сумма превышения при ее наличии подлежит налогообложению по ставке, определенной п. 167.1 НКУ.

Таким образом, в 2016 году сумма стипендии, не превышающая 1930 грн. в месяц, не облагается НДФЛ. В случае, если сумма стипендии из бюджета выше 1930 грн. в месяц, сумма превышения облагается НДФЛ по ставке 18 %.

Перейдем к рассмотрению изменений во взимании ЕСВ.

ЕСВ-удержания. Начиная с 1 января 2016 года удержания ЕСВ с доходов физических лиц взиматься не будут. Соответствующие изменения внесены в ст. 4, 7 и 8 Закона № 2464. Причем ни с каких доходов ЕСВ больше не удерживается (ни с зарплаты — 3,6 %, 6,1 %, 2,85 %, ни с больничных/декретных — 2 %, ни с вознаграждения по ГПД — 2,6 %).

ЕСВ-начисления. Как и ожидали, значительно уменьшилась ставка начисления ЕСВ. Если ранее для бюджетников ставка ЕСВ в части начислений составляла 36,3 %, то с 1 января 2016 года она будет 22 %. Причем такая единая ставка ЕСВ (22 %) применяется как к зарплате, так и к больничным/декретным и вознаграждению по ГПД. Отметим, что для предприятий ставка начисления ЕСВ также составляет 22 % и теперь не зависит от класса профессионального риска.

Важно! С 1 января 2016 года единая ставка ЕСВ в части начислений (22 %) применяется и к сумме зарплаты, и к больничным и декретным, вознаграждению по ГПД. Удержаний ЕСВ нет.

Однако имейте в виду, что остались льготные пониженные ставки для работников-инвалидов (8,41 %). Часть 13 ст. 8 Закона № 2464 не тронули. Для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности УТОГ и УТОС (ставка ЕСВ «сверху» для работников 5,3 %), а также для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (ставка ЕСВ «сверху» для работающих инвалидов 5,5 %) все осталось по-прежнему ( ч. 14 ст. 8 Закона № 2464).

Внимание! Начисление ЕСВ осталось без изменений:

— для работников-инвалидов — в размере 8,41 % базы обложения;

— для работников УТОГ и УТОС5,3 % базы обложения;

— для работников-инвалидов общественных организаций инвалидов5,5 % базы обложения.

Такое снижение ставок начисления ЕСВ очень многих обрадовало. Но не будем забывать, что уменьшение ЕСВ в части начислений планировалось еще в прошлом году. Пунктом 95 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 было предусмотрено, что с 2016 года к ставкам начисления ЕСВ будет применяться понижающий коэффициент 0,6. То есть бюджетные организации могли бы использовать сниженную «зарплатную» ставку в размере 21,78 % (36,3 % х х 0,6). Но законотворцы пошли по другому пути и просто снизили сами ставки ЕСВ, уровняв их при этом почти для всех категорий плательщиков ЕСВ.

Приведем ниже в таблице наиболее распространенные ставки, применяемые работодателями при начислении доходов физическим лицам в 2016 году.

Категории плательщиков ЕСВ

Ставка ЕСВ, %

«сверху»

«снизу»

Зарплата

Обычных работников бюджетных организаций, учреждений

22

Обычных работников органов госвласти

Обычных работников хозрасчетных предприятий

Работников-инвалидов

8,41

Работников УТОГ, УТОС

5,3

Работников-инвалидов общественных организаций инвалидов

5,5

Больничные, декретные

Обычных работников

22

Работников-инвалидов

8,41

Работников УТОГ, УТОС

5,3

Работников-инвалидов общественных организаций инвалидов

5,5

Вознаграждение по ГПД (кроме ГПД, заключенного с предпринимателем)

Для всех работодателей

22

Для предприятий УТОГ и УТОС

5,3

Начисление ЕСВ с МЗП. В течение всего года мы разбирались с премудростями выполнения новых положений ч. 5 ст. 8 Закона № 2464, которую нужно было применять с 1 января 2015 года. Речь идет об уплате ЕСВ с МЗП.

Напомним, что в 2015 году нам нужно было выполнять такое условие. В случае если база начисления ЕСВ (кроме вознаграждения по ГПД) не превышала размера МЗП, установленного законом на месяц, за который начислялась заработная плата (доход), сумма ЕСВ рассчитывалась как произведение размера МЗП, установленного законом на месяц, за который начисляется зарплата (доход), и ставки ЕСВ, установленной для определенной категории плательщика.

С 1 января 2016 года в это правило внесено уточнение. Теперь положение об обязательности уплаты ЕСВ с МЗП звучит так:

«Единый взнос для плательщиков, указанных в статье 4 этого Закона, установлен в размере 22 процента к указанной статьей 7 этого Закона базы начисления единого взноса.

В случае если база начисления единого взноса не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и ставки единого взноса.

При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам с доходов не по основному месту работы ставка единого взноса, установленная этой частью, применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера.»

Анализируя изменения, внесенные в уплату ЕСВ с МЗП, можно сделать такие выводы:

1. Обязанность начисления ЕСВ с МЗП осталась и в 2016 году.

2. Если у вас работает внешний совместитель, то к его доходу требование по начислению и уплате ЕСВ с МЗП не относится. Кстати, так было и раньше. Только раньше это правило действовало на основании официальных разъяснений фискалов, а сейчас четко прописано непосредственно в Законе № 2464.

3. Как видим, теперь нет привязки, что база обложения для сравнения с МЗП определяется без учета вознаграждения по ГПД. Спешим заверить, что это не значит, что теперь и в отношении вознаграждения по ГПД действует правило уплаты ЕСВ с МЗП.

Дело в том, что требование об уплате ЕСВ с МЗП действует только по основному месту работы. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 основное место работы — место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора, где находится (оформлена) его трудовая книжка, в которую вносится соответствующая запись о работе. Это значит, что если физическое лицо выполняет работы (предоставляет услуги) для юридического лица по ГПД, при этом такое юридическое лицо не является основным местом работы физлица, ЕСВ начисляется на начисленное вознаграждение независимо от его суммы. То есть в данном случае выполнять требование об уплате ЕСВ с МЗП не нужно.

Если же работы (услуги) по ГПД выполняет для учреждения (организации) работник, для которого такое учреждение (организация) является основным местом работы, то в общую базу начисления ЕСВ за месяц нужно включить как зарплату (больничные, декретные) по основному месту работы, так и сумму вознаграждения по ГПД. И уже потом сравнить с суммой МЗП за месяц. И если такая общая сумма будет меньше МЗП, ЕСВ нужно будет начислять с МЗП.

Максимальная величина базы начисления ЕСВ. С 1 января 2016 года максимальная величина базы начисления ЕСВ на месяц составляет 25 размеров ПМ для трудоспособного лица, установленного законом. Раньше было 17 размером ПМ для трудоспособного лица.

В связи с тем что в течение 2016 года размер ПМ для трудоспособного лица будет меняться, будет изменяться и размер максимальной величины базы начисления ЕСВ.

Приведем в таблице максимальный размер дохода, с которого взимают ЕСВ:

Период 2016 года

Размер максимальной величины базы начисления ЕСВ, грн.

Январь — апрель

34450

Май — ноябрь

36250

Декабрь

38750

Из-за того, что максимальная база повышена до 25 размеров ПМ, работодатель не будет платить больше сумму начисленного ЕСВ, поскольку ставка ЕСВ значительно снизилась. Поэтому даже после увеличения максимальной базы взимания ЕСВ до 25 ПМ работодатель будет платить меньше.

Лучше всего сами за себя говорят цифры (см. таблицу ниже):

Показатели

По-старому

По-новому

Максимальная величина базы начисления ЕСВ, грн.

23426 (17 х 1378)

34450 (25 х 1378)

Ставка ЕСВ в части начислений, %

36,3

22

Сумма ЕСВ «сверху», грн.

8503,64

7579,00

Экономия налицо: работодатель будет платить меньше почти на 1000 грн. (7579 - 8503,64).

Смена размера ЕСВ. Законом № 909 исключили норму о том, что предложения относительно изменения размера ЕСВ вносятся Кабмином одновременно с проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий год ( абз. 2 ч. 28 ст. 8 Закона № 2464). Так что изменить ставки ЕСВ теперь смогут в любой момент.

Военный сбор (ВС). В 2016 году ВС остается на уровне 2015 года — 1,5 %. База та же. Законодатели не сумели отказаться от такого сбора. Уж очень «удачно» в прошлом году законотворцы прописали «временную» норму о том, что ВС будут удерживать из доходов физических лиц до завершения реформирования Вооруженных Сил Украины. Как у нас быстро проводят подобные реформы, всем известно… А посему ВС прочно засел в нашу бухгалтерскую жизнь.

Обобщим информацию, касающуюся налогообложения наиболее распространенных выплат работникам. Приведем ниже в таблице ставки НДФЛ, ЕСВ и ВС, которыми предстоит пользоваться бухгалтеру в 2016 году.

Вид выплаты

Обычные работники

Работники-инвалиды

начисления

удержания

начисления

удержания

ЕСВ

НДФЛ

ВС

ЕСВ

НДФЛ

ВС

Зарплата

22 %

18 %

1,5 %

8,41 %

18 %

1,5 %

Больничные

22 %

18 %

1,5 %

8,41 %

18 %

1,5 %

Декретные

22 %

x

x

8,41 %

x

x

Вознаграждение по ГПД, кроме ГПД с предпринимателями

22 %

18 %

1,5 %

22 %

18 %

1,5 %

Вид выплаты

Работники УТОГ, УТОС

Работники-инвалиды общественных организаций инвалидов

начисления

удержания

начисления

удержания

ЕСВ

НДФЛ

ВС

ЕСВ

НДФЛ

ВС

Зарплата

5,3 %

18 %

1,5 %

5,5 %

18 %

1,5 %

Больничные

5,3 %

18 %

1,5 %

5,5 %

18 %

1,5 %

Декретные

5,3 %

x

x

5,5 %

x

x

Вознаграждение по ГПД, кроме ГПД с предпринимателями

5,3 %

18 %

1,5 %

22 %

18 %

1,5 %

Налогообложение переходящих выплат

Нельзя, конечно, обойти стороной такой животрепещущий вопрос, как налогообложение переходящих выплат. Речь идет об отпускных, больничных, декретных. И конечно же, такой извечный для бюджетников вопрос, как корректировка зарплаты за декабрь 2015 года вследствие вновь открывшихся обстоятельств — болезни работника.

Официальных разъяснений вначале января, конечно же, ждать не приходится, поэтому выскажем свое мнение по данному вопросу.

Полагаться будем на положения НКУ, Закона о ЕСВ и соответствующие подзаконные документы.

ЕСВ. Ни для кого не секрет, что после таких революционных изменений по размеру ставки ЕСВ и отмены удержаний ЕСВ, положения Инструкции № 449 и Порядка № 435 претерпят существенные изменения. Однако в части правил обложения переходящих выплат, по нашему мнению, они не изменятся.

Итак, что мы имеем по переходящим выплатам в Инструкции № 449?

В соответствии с п.п. 4 п. 1 разд. IV этой Инструкции за прошлые периоды ЕСВ рассчитывается по ставкам, действовавшим на день начисления зарплаты (дохода), на которую начисляется ЕСВ.

Что это значит? Это значит, что выплаты, которые начислены в январе 2016 года за декабрь 2015 года, должны облагаться по новой ставке ЕСВ (22 %) и соответственно с них не будет удержаний. В частности, это касается переходящих больничных, приходящихся и на декабрь 2015 года, и на январь 2016 года. То же самое касается и суммы декретных. Если, например, по больничному листку отпуск в связи с беременностью и родами наступил в последних числах декабря 2015 года, а сумму декретных бухгалтер начисляет в январе 2016 года, то всю сумму декретных, в том числе и приходящихся на декабрь 2015 года, нужно облагать ЕСВ только лишь начислениями сверху по ставке 22 %. Единственное что, в данной ситуации мы настоятельно рекомендуем зафиксировать момент получения листка нетрудоспособности по беременности и родам бухгалтером в январе 2016 года подписью в том числе и беременной работницы. Это будет подтверждением для проверяющих того, что листок нетрудоспособности по беременности и родам был получен бухгалтерией именно в январе 2016 года. Имейте в виду, что и решение комиссии по социальному страхованию должно быть датировано январем 2016 года.

Аналогично поступайте и с доначисленными зарплатными выплатами (забытыми начисленными премиями и пр.). В январе такие выплаты включаются в фонд оплаты труда января 2016 года и облагаются ЕСВ сверху по ставке 22 %.

Теперь рассмотрим обратную ситуацию. Это касается выплат, которые были начислены в декабре 2015 года, но приходятся и на месяцы 2016 года. Такие выплаты должны были быть обложены по ставкам ЕСВ, действовавшим на момент начисления.

Таким образом, по отпускным, начисленным в декабре 2015 года, но приходящимся на январь 2016 года, по декретным, начисленным в декабре 2015 года, но приходящимся и на месяцы 2016 года, никакие пересчеты сумм начисленного тогда ЕСВ (36,3 %, 3,6 %, 32,3 % и 2 % соответственно) производить не нужно.

Информация для обложения ЕСВ больших зарплат. Применение максимальной базы начисления ЕСВ за каждый месяц производится отдельно. Согласно нормам п.п. 2 п. 3 разд. IV Инструкции № 449 применение максимальной базы для начисления ЕСВ к выплатам, период которых больше одного месяца (больничные, пособие по беременности и родам, отпускные), осуществляется отдельно за каждый месяц.

То есть для сравнения с максимальной базой начисления ЕСВ такие переходящие выплаты нужно условно отнести к месяцу, за которые они начислены. При этом имейте в виду, что сумма максимальной базы начисления ЕСВ за декабрь 2015 года составляла 23426 грн. (17 x 1378 грн.), а за январь 2016 года — 34450 грн. (25 x 1378 грн.).

НДФЛ. Для целей обложения НДФЛ, ставка которого с 1 января 2016 года выросла с 15 % до 18 %, начисленные в январе 2016 года переходящие выплаты включаются в месячный налогооблагаемый доход января и соответственно должны облагаться по ставке НДФЛ 18 %.

Вместе с тем следует учесть, что согласно абз. 3 п.п. 169.4.1 НКУ если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за период ее сохранения согласно законодательству, в том числе за время отпуска или пребывания на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение НСЛ, и в других случаях налогообложения такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.

Поэтому для тех работников, которые имеют право на НСЛ, для целей определения такого права, а также для целей определения правильности суммы удержанного НДФЛ переходящие выплаты (отпускные и декретные) будут условно разнесены по тем месяцам, к которым они относятся. В результате такого перерасчета к месячному облагаемому доходу за декабрь 2015 года (зарплата + отпускные декабря; зарплата + больничные декабря) будет применена НСЛ, действующая в 2015 году, и НДФЛ 15 %. К месячному облагаемому доходу за январь 2016 года (отпускные января + зарплата января; больничные января + зарплата января) должна быть применена НСЛ, действующая в 2016 году, и НДФЛ 18 %.

Для остальных работников, которые не пользуются НСЛ, можно при определении НДФЛ по их зарплате и переходящим выплатам воспользоваться положениями п.п. 169.4.3 НКУ. Согласно указанным положениям работодатель имеет право осуществить перерасчет сумм доходов, удержанного налога за какой-либо период, независимо от того, имеет налогоплательщик право на применение НСЛ или нет. Если работодатель воспользуется этими положениями, то НДФЛ к доходам, относящимся к декабрю 2015 года, будет применяться по ставке 15 %, а к доходам, относящимся к январю 2016 года, — по ставке 18 %.

Отдельно скажем о ситуации, характерной для бюджетников, — сторнировка зарплаты за прошлый месяц в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

Согласно п. 9 разд. IV Порядка № 435 если начисление зарплаты осуществляется за предыдущий период, в частности, в связи с уточнением количества отработанного времени, обнаружением ошибок, суммы доначисленной зарплаты включаются в зарплату месяца, в котором были проведены такие доначисления.

Внесение отрицательных значений сумм начисленной зарплаты (дохода) допускается только лишь при отражении сумм перерасчетов зарплаты (дохода), связанных с уточнением количества отработанного времени в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, и помощи по беременности и родам, начисленным в предыдущих периодах.

Таким образом, в данной ситуации бухгалтеру необходимо откорректировать сумму зарплаты за рабочие дни, приходящиеся на период болезни, за декабрь 2015 года и соответственно сумму начисленного ЕСВ как в части начислений (36,3 %), так и в части удержаний (3,6 %). А сумма больничных, приходящихся на период болезни в декабре 2015 года, которая начислена в январе 2016 года, должна быть обложена по новым правилам: только начисления ЕСВ сверху по ставке 22 %. Нельзя также забывать о необходимости перечисления в бюджет разницы между суммой начисленной зарплаты за период болезни в декабре 2015 года и суммой оплаты первых пяти дней нетрудоспособности, приходящихся на декабрь 2015 года. Также нужно будет перечислить в бюджет разницу между суммой начисленного ЕСВ (36,3 %) на зарплату за дни болезни работника в декабре 2015 года и суммой ЕСВ (22 %), начисленной на больничные, приходящиеся на декабрь 2015 года.

Гарантии работникам-бойцам

Отдельно стоит поговорить о «солдатах» учреждения, организации, предприятия, а именно: о гарантиях, которые работодатель должен был выполнять в 2015 году и должен будет выполнять в 2016-м. Также рассмотрим и налоговые последствия выполнения таких гарантий.

Здесь история, как говорится, длинная. Начнем с самого начала…

Изначально идея была такая. Работодатель обязан был сохранить работнику-бойцу место работы (должность) и средний заработок. Причем средний заработок должен быть компенсирован из бюджета. Однако, идея — идеей, а ее реализация это совсем другое.

В 2014 — 2015 годах ст. 119 КЗоТ переписывалась ни один раз. В нее буквально по крупицам вносили изменения, чтобы все бойцы, призванные в особый период и имеющие постоянное место работы, получили полный пакет гарантий у работодателя: сохранение места работы (должности) + компенсацию из бюджета среднего заработка. Кроме того, им выплачивали денежное обеспечение из госбюджета согласно Закону № 2011.

По факту средний заработок начислял и выплачивал работодатель, а потом уже из госбюджета ему компенсировали расходы на выплату такого заработка. Причем с названной компенсацией с самого начала не заладилось.

Сначала очень долго ждали принятия соответствующего порядка по выплате компенсации — Порядка № 105. Но и он, когда был принят, к сожалению, оказался не совершенен. Последними изменениями, внесенными в Порядок № 105 (см. «ОТ», 2015, № 22, с. 4), Правительство постаралось все исправить — по максимуму охватить всех работников-бойцов гарантией по сохранению среднего заработка и его компенсацией. Напомним: согласно этим изменениям работодатели получили возможность компенсировать понесенные расходы в размере начисленного среднего заработка контрактникам (с 8 февраля 2015 года), срочникам (с 11 июня 2015 года) и мобилизованным (с 18 марта 2014 года за 2014 год).

Как видите, Порядок № 105 просто не поспевал за изменениями в ст. 119 КЗоТ. А какие проблемы возникали с ЕСВ, НДФЛ и ВС…

Дело в том, что внося изменения в КЗоТ законодатели не побеспокоились о соответствующих изменениях в НКУ и в Закон № 2464. Так, в п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ от обложения НДФЛ были освобождены компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. Как видим, в указанной норме речь шла об освобождении от обложения НДФЛ (и как следствие — от обложения ВС) суммы компенсации в пределах среднего заработка только лишь мобилизованных работников. А вот о срочниках и контрактниках речи не шло.

По взиманию ЕСВ та же история. Согласно ч. 7 ст. 7 Закона № 2464 в редакции, действовавшей до 01.01.2016 г., ЕСВ не начисляется на выплаты и не удерживается с выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. Получается, что и в этой норме ничего не было сказано об освобождении от ЕСВ среднего заработка, начисляемого работникам-контрактникам и работникам-срочникам.

Конечно, складывалась совершенно нелогичная ситуация: механизм начисления среднего заработка работникам-контрактникам и работникам-срочникам и компенсации его из бюджета такие же, как и среднего заработка мобилизованных работников, а порядок налогообложения — разный.

Видимо, понимая эту недоработку, законодатели Законом № 909 внесли изменения в положения ч. 7 ст. 7 Закон № 2464. Эти положения теперь выглядят так:

«Не начисляется на выплаты и не удерживается единый взнос с выплат, которые компенсируются из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятых на военную службу по контракту, в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения.»

Таким образом, получается, что на средний заработок мобилизованных работников, работников-срочников и работников-контрактников, компенсируемый из бюджета, ЕСВ не начисляется и с него не удерживается.

Сразу возникает вопрос: а зачем указывать в этом положении удержания ЕСВ, если с 1 января 2016 года удержаний нет?

Судя по всему, изменения, которые законодатели внесли Законом № 909 в ч. 7 ст. 7 Закона № 2464, были направлены на освобождение от уплаты ЕСВ как в части начислений, так в части удержаний среднего заработка работников-контрактников, работников-срочников, начисленного в 2015 году и подлежащего компенсации. Теперь у работодателей работников-срочников и работников-контрактников появилась возможность вернуть уплаченный ЕСВ как в части начислений, так и в части удержаний с их среднего заработка.

К сожалению, как всегда, законодатели не потрудились внести соответствующее изменение и в п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ. В нем как было упомянуто освобождение от обложения ЕСВ суммы компенсации среднего заработка мобилизованных работников, так и осталось. Очень надеемся, что фискалы не будут подходить формально к этому вопросу и все же разъяснят положительно, что от НДФЛ и соответственно ВС освобождены суммы компенсации среднего заработка не только мобилизованных работников, но и работников-контрактников и работников-срочников.

Итак, практически все нормы относительно работников-бойцов согласованы, но нас настигло внеземное решение чиновников.

В 2016 год мы вступили с обновленными ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ (изменения внесены Законом № 911). Что уготовил законодатель в 2016 году?

Вступать в 2016 год относительно работников-бойцов мы планировали с одними изменениями, а по факту получились совершенно другие. Изначально хотели, чтобы работодатели с 1 января 2016 года для работников-бойцов сохраняли только лишь рабочее место (должность), а средний заработок не сохраняли. При этом работники-бойцы, как и в 2015 году, должны были получать денежное обеспечение как военнослужащие за счет средств госбюджета.

Однако согласно измененной редакции ст. 119 КЗоТ работодатели обязаны сохранять работникам-бойцам как рабочее место (должность), так и средний заработок. Но с 01.01.2016 г. ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ больше не содержат упоминаний о компенсации из госбюджета работодателям расходов на выплату среднего заработка «солдатам» учреждений.

Намеренное ли это упущение или банальная недоработка? Пока уточнений на этот счет нет. Подчеркнем: в действующей редакции Закона о Госбюджете-2016 не предусмотрены выплаты на компенсацию расходов, понесенных работодателями в связи с сохранением за работниками-бойцами среднего заработка. Потому считаем, что

с 1 января 2016 года работодатели продолжают сохранять рабочее место (должность) работнику-бойцу и средний заработок. Но компенсировать средний заработок, начисленный начиная с января 2016 года, работодателям не будут.

Кроме того, и в 2016 году работникам-бойцам будут выплачивать денежное обеспечение за счет средств госбюджета. Такое предписание со ссылкой на Закон № 2011 теперь прямо зафиксировано в ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ.

Поэтому констатируем: в соответствии со ст. 119 КЗоТ с 01.01.2016 г. гарантии для работников-бойцов, по сути, остались неизменными: у работодателя им сохраняют место работы (должность) и средний заработок, а по месту службы им выплачивают денежное обеспечение. По всей видимости, «потеряли» именно работодатели — им теперь не будут компенсировать расходы на выплату среднего заработка «солдатам» учреждений.

Что касается круга лиц, в отношении которых должны быть выполнены указанные выше гарантии, то тут все осталось без изменений. Итак, работодатель (предприятие, учреждение, организация, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный производственный кооператив независимо от подчиненности и формы собственности, физические лица — предприниматели) сохраняет место работы и средний заработок за:

— работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей нацбезопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения — на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации;

— работниками, которые были призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период, и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту на срок действия контракта.

Также помните: в ч. 5 ст. 119 КЗоТ оговорены особые периоды, в течение которых работодатель обязан сохранять гарантии, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ.

А как такое изменение ст. 119 КЗоТ повлияет на налогообложение среднего заработка? Как мы уже указывали, в действующих нормах НКУ и Закона о ЕСВ речь идет об освобождении от обложения среднего заработка, подлежащего компенсации. Поскольку по факту мы имеем, что средний заработок работникам-бойцам не компенсируется, то он облагается сверху — ЕСВ (22 %), снизу — НДФЛ (18 %) и ВС (1,5 %). Вот такие получились последствия изменения нормы ст. 119 КЗоТ с 1 января 2016 года.

Суточные для хозрасчетных предприятий

Хозрасчетные предприятия в командировочных расходах не так стеснены, как бюджетники. Они могут устанавливать суточные на время командировки в неограниченном размере. Но только лишь определенная часть суточных освобождена от налогообложения. Так, для командировок в пределах Украины освобождаются от налогообложения суточные в размере не более 0,2 размера МЗП, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете на каждый день такой командировки; для заграничных командировок — не более 0,75 размера МЗП, установленной на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете на каждый день такой командировки.

Приведем максимальный размер суточных для работников хозрасчетных предприятий в 2016 году, мимо которого «пройдет» НДФЛ и ВС:

Для командировок

Размер суточных, не подлежащих налогообложению, грн.

В пределах Украины

275,60

За границу

1033,50

Волна сокращений штатов — 2016: кого затронет

В 2016 году тенденция последних двух лет по сокращению штатов в бюджетном секторе сохраняется. Откуда такие сведения? Вначале давайте посмотрим на п. 5 Заключительных положений Закона № 911, в котором Правительству дано поручение: пересмотреть типовые и примерные штаты бюджетных учреждений с целью сокращения руководствующего, административного, управленческого, хозяйственно-обслуживающего персонала, водителей, работников, обслуживающих общественные здания, минимум на 10 %. На это задание КМУ отведено 3 месяца с момента вступления в силу Закона № 911, а именно с 1 января 2016 года.

Это означает, что КМУ вправе пересмотреть типовые (примерные) штаты любого бюджетного учреждения или дать такое задание ведомству, ответственному за утверждения типовых (примерных) штатов в определенной бюджетной сфере. Если, по мнению Правительства, какие-то должности окажутся «лишними», то их исключат из типовых (примерных) штатов.

Заметим, что поручение, выданное Правительству согласно п. 5 Заключительных положений Закона № 911, касается абсолютно всех бюджетных учреждений (см. определение такого термина в п. 12 ч. 1 ст. 2 БКУ). Но на этом законодатель не поставил точку и акцентирует внимание на сокращениях работников в сфере образования.

Основной удар придется на общеобразовательные учебные заведения. Так, областным госадминистрациям, Киевской городской госадминистрации, органам местного самоуправления поручено провести сокращения работников общеобразовательных учебных заведений минимум на 10 %. Не попадут под сокращение в рамках этого предписания лишь педработники ( п.п. 4 п. 6 Заключительных положений Закона № 911).

Но и на долю педработников может прийти испытание сокращением. В п. 4 Заключительных положений Закона № 911 указано: с 01.09.2016 г. финансирование общеобразовательных учебных заведений (кроме заведений начальной школы), количество учащихся в которых составляет менее 25 лиц, за счет образовательной субвенции не осуществляется. Кроме того, в 2016 году продолжаются мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений, в частности, путем объединения малокомплектных школ ( п.п. 5 п. 6 Заключительных положений Закона № 911). В результате таких оптимизационных процессов отдельные педработники могут оказаться не востребованными. Следовательно, в данном случае сокращения педколлектива не избежать. При этом ни факт, что управления образования смогут их трудоустроить в порядке перевода…

Модернизация ожидает и сеть профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации — их собираются укрупнять. Это снова-таки чревато последствиями в виде сокращения численности работников. И если в Законе № 911 напрямую о таком последствии не упоминается, то в ст. 27 Закона о Госбюджете-2016 прямо оговаривается. Однако там установлен барьер в сокращении персонала — не более 10 % ежегодно.

Помните! Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников ( п. 1 ст. 40 КЗоТ) — особая процедура, к проведению которой трудовое законодательство выдвигает ряд требований. В частности, работодатель обязан предупредить работника о таком увольнении не позднее чем за 2 месяца до увольнения ( ст. 492 КЗоТ). Провести процедуру сокращения персонала поможет статья в «ОТ», 2014, № 10, с. 22.

Использованные документы и сокращения

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон о Госбюджете-2016 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII.

Закон № 909Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 24.12.2015 г. № 909-VIII.

Закон № 911 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24.12.2015 г. № 911-VIII.

Закон об индексации — Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII (в редакции Закона Украины от 06.02.2003 г. № 491-IV).

Закон № 2464Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

Закон о пенсионном страхованииЗакон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 1788 — Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-ХІІ.

Закон № 2011Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-ХІІ.

Постановление № 1013 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 105 — Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105.

Порядок № 435Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435.

Инструкция № 449 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная приказом Минфина от 20.04.2015 г. № 449.

ВС — военный сбор.

ГПД — гражданско-правовой договор.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМ — прожиточный минимум.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

НСЛ — налоговая социальная льгота.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше