Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины

Постановление от 20.01.2016 г. № 79

Кабинет Министров Украины постановляет:

Внести в постановления Кабинета Министров Украины изменения (прилагаются).

Премьер-министр Украины А. Яценюк

Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 20.01.2016 г. № 79

Изменения, вносимые в постановления Кабинета Министров Украины

1. В разделе 1 перечня заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 г. № 909 (ЗП Украины, 1994 г., № 4, ст. 70; Офіційний вісник України, 2002 г., № 39, ст. 1820; 2004 г., № 46, ст. 3052), в графе «Наименование должностей» позицию «Общеобразовательные учебные заведения, военные общеобразовательные учебные заведения, музыкальные и художественные школы» после слов «заведующие учебной и учебно-воспитательной частью» дополнить словами «, заведующие филиалами, их заместители по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе».

2. Раздел III приложения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. № 346 (Офіційний вісник України, 1997 г., число 16, с. 73; 2001 г., № 13, ст. 550; 2012 г., № 54, ст. 2162), после позиции

«Директор4 56»

дополнить следующими позициями:

«Заведующий филиалом 56

Заместитель заведующего филиалом по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе 56».

3. Абзац первый раздела «Должности педагогических работников» перечня должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июня 2000 г. № 963 (Офіційний вісник України, 2000 г., № 24, ст. 1015; 2001 г., № 19, ст. 812; 2004 г., № 2, ст. 58; 2005 г., № 48, ст. 3013; 2006 г., № 8, ст. 454; 2007 г., № 48, ст. 1972), после слова «заведующий» дополнить словами «, заведующий филиалом, заместитель заведующего филиалом по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе».

4. Подраздел 2 раздела I приложения 2 к постановлению Кабинета Министров Украины от 30 августа 2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (Офіційний вісник України, 2002 г., № 36, ст. 1699; 2005 г., № 40, ст. 2544; 2015 г., № 55, ст. 1806) в графе «Должность» после слов и цифр «высших учебных заведений I и II уровня аккредитации» дополнить словами «, их филиалов».

5. Положение об образовательном округе, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 777 (Офіційний вісник України, 2010 г., № 65, ст. 2290), изложить в следующей редакции:

«Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 27.08.2010 г. № 777

(в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 20.01.2016 г. № 79)

Положение об образовательном округе

1. Настоящее Положение определяет правовой статус, порядок образования и основные принципы деятельности образовательного округа (далее — округ).

Округ — объединение учебных заведений, заведений культуры, физической культуры и спорта (далее — субъекты округа). В состав округа могут входить опорные общеобразовательные учебные заведения (далее — опорные заведения), их филиалы. К деятельности округа могут привлекаться также другие юридические лица, их обособленные подразделения.

2. Учредителями (соучредителями) образовательного округа (опорного заведения, его филиалов) могут быть представительские органы местного самоуправления объединенных территориальных громад, районные советы (далее — учредители).

Опорное заведение является юридическим лицом, имеет счета в органах Казначейства, самостоятельный баланс, штамп, печать и имеет в своем составе филиалы. Количество учащихся (воспитанников) опорного заведения (без учета учащихся (воспитанников) филиалов), как правило, составляет не менее 360 человек.

Филиал не является юридическим лицом и действует на основании положения, утвержденного в установленном порядке. Филиал выполняет функции начальной школы, а также может по решению учредителя выполнять функции основной школы.

3. Округ (опорное заведение, его филиалы) в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О местном самоуправлении в Украине», другими законодательными актами, постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказами МОН, других центральных органов исполнительной власти, настоящим Положением, решениями учредителя и собственными учредительными документами.

4. Округ (опорное заведение, его филиал) создается с целью:

создания единого образовательного пространства;

обеспечения равного доступа лиц к качественному образованию;

создания условий для получения лицами общего среднего образования, внедрения допрофильной подготовки и профильного обучения, углубленного изучения отдельных предметов, обеспечения всестороннего развития лица, а также допрофессионального обучения независимо от места их проживания;

рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов субъектов округа, их модернизации.

Главными задачами округа (опорного заведения, его филиалов) является концентрация и эффективное использование имеющихся ресурсов, их направление на удовлетворение образовательных потребностей учащихся (воспитанников), создания единой системы воспитательной работы.

5. Учредители для принятия решения о создании образовательного округа (опорного заведения, его филиалов):

проводят анализ сети подчиненных учебных заведений, заведений культуры, физической культуры и спорта с учетом их кадрового потенциала и уровня материально-технического обеспечения;

изучают состояние внедрения допрофильной подготовки и профильного обучения в учебных заведениях, которые будут входить в состав округа, и качество предоставления указанных образовательных услуг;

прогнозируют расходы на укрепление материально-технической базы учебных заведений, приобретение школьных автобусов с целью организации подвоза учащихся (воспитанников) и педагогических работников к месту обучения, работы и к местожительству, введения в случае необходимости дополнительных должностей педагогических работников;

организуют проведение информационно-разъяснительной работы среди общественности по образованию округа (опорных заведений, их филиалов).

6. Учредитель определяет опорные заведения среди подчиненных ему общеобразовательных учебных заведений на конкурсной основе в соответствии с утвержденными им условиями.

При проведении конкурса обязательно учитываются:

образовательные потребности учащихся (воспитанников) в обеспечении определенных направлений специализации;

способность обеспечить на надлежащем уровне организацию допрофильной подготовки и профильного обучения;

уровень обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами;

наличие надлежащей материально-технической базы (надлежащим образом оборудованных спортивных объектов, кабинетов физики, химии, биологии, географии и пр., лабораторий, учебных мастерских, компьютерного и мультимедийного оборудования, скоростного доступа к Интернету);

укомплектование библиотечного фонда учебниками, научно-методической, художественной и справочной литературой;

удобство и наличие автомобильных дорог с твердым покрытием для обеспечения безопасного подвоза учащихся (воспитанников) и педагогических работников к месту обучения, работы и местожительству.

7. Учредитель принимает решение (соучредители заключают договор о совместной деятельности или учредительный договор) об образовании округа (опорного заведения, его филиала) в порядке, определенном законодательством, в котором указываются:

перечень субъектов округа (опорных заведений, их филиалов);

права, обязанности, порядок взаимодействия субъектов округа (опорных заведений, их филиалов);

особенности организации учебно-воспитательного процесса в субъектах округа (опорных заведениях, их филиалах);

организация подвоза учащихся (воспитанников) и педагогических работников к месту обучения, работы и к местожительству в соответствии с расписанием уроков субъектов округа (опорного заведения, его филиалов);

питание учащихся (воспитанников) субъектов округа (опорного заведения, его филиалов);

вопрос обеспечения надлежащей материально-технической базой субъектов округа (опорного заведения, его филиалов);

другие вопросы деятельности округа (опорного заведения, его филиалов).

8. Опорное заведение, его филиалы действуют на основании учредительных документов (устава опорного заведения, положения о филиале), разрабатываемых в соответствии с Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, Законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», Положением об общеобразовательном учебном заведении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 778 (Офіційний вісник України, 2010 г., № 65, ст. 2291), настоящего Положения, других нормативно-правовых актов и утверждаемых учредителями опорного заведения.

9. Учредитель создает, изменяет тип, ликвидирует и реорганизовывает опорное заведение, его филиалы (в том числе путем реорганизации подчиненных учебных заведений) в соответствии с требованиями законодательства.

10. Зачисление (перевод) учащихся (воспитанников) в опорное заведение и его филиалы осуществляется в соответствии с законодательством и оформляется приказом руководителя опорного заведения.

11. Опорное заведение и его филиалы избирают формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», другими актами законодательства и своими учредительными документами с учетом специфики собственной образовательной деятельности, профиля (специализации) и других особенностей организации учебно-воспитательного процесса. Дистанционное, вечернее (заочное), индивидуальное обучение и обучение экстерном организуются в порядке, определенном МОН.

Филиалы, расположенные в селах и поселках, с соблюдением педагогических и санитарно-гигиенических требований и по согласованию с директором опорного заведения могут создавать в своем составе объединенные классы (классы-комплекты) начальной школы. Положение об объединенном классе (классе-комплекте) начальной школы в филиале опорного заведения утверждает МОН.

12. Учебные (рабочие и индивидуальные) планы опорного заведения и его филиалов разрабатываются руководством опорного заведения на основе типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных МОН, с учетом особенностей контингента учащихся, их потребностей в получении общего среднего образования, имеющегося образовательного уровня и утверждаются в установленном порядке.

Объем педагогической нагрузки педагогических работников опорного заведения, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс в опорном заведении и его филиалах, определяется директором опорного заведения в соответствии с законодательством и утверждается учредителем или уполномоченным им органом управления образования.

13. Структура учебного года (продолжительность учебных занятий, деление на четверти, семестры (триместры) и режим работы опорного заведения устанавливаются его директором в пределах времени, предусмотренного рабочим учебным планом.

Расписание уроков опорного заведения, его филиалов составляется в соответствии с учебным планом с соблюдением педагогических, санитарно-гигиенических и режимных требований и утверждается директором опорного заведения.

14. Руководство опорным заведением осуществляют директор и его заместители. Директор опорного заведения осуществляет полномочия, определенные Положением об общеобразовательном учебном заведении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 778, другими актами законодательства, уставом опорного заведения.

Руководство филиалом опорного заведения осуществляет заведующий филиалом и его заместители в соответствии с законодательством, уставом опорного заведения и положением о филиале.

15. Материально-техническая база опорного заведения, его филиалов включает здания, сооружения, землю, коммуникации, оборудование, транспортные средства, другие материальные ценности, стоимость которых отражена в балансе опорного заведения. Опорное заведение, его филиал могут иметь в своем составе интернат с частичным или полным содержанием учащихся (воспитанников) за счет учредителя.

Опорное заведение должно быть обеспечено надлежащим образом оборудованными спортивными объектами, кабинетами физики, химии, биологии, географии и другими, лабораториями, учебными мастерскими, компьютерным и мультимедийным оборудованием, скоростным доступом к Интернету.

16. Опорное заведение, его филиал имеют штатное расписание, которое разрабатывается и утверждается учредителем на основании Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных МОН.

Финансирование опорного заведения, его филиала осуществляется его учредителем или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством. Порядок ведения бухгалтерского учета и делопроизводства определяется законодательством.

17. Государственный надзор (контроль) за деятельностью субъектов округа, опорного заведения, его филиала осуществляется в порядке, определенном законодательством.».

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Образовательный округ: деятельность и оплата труда педработников

Одной из новаций 2016 года, предусмотренной п. 6 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24.12.2015 г. № 911-VIII, является создание образовательных и культурных округов.

Как предусмотрено законодательством, создание таких округов имеет целью удовлетворение потребностей населения в высококачественных образовательных и культурных услугах.

Так, создание образовательных и культурных округов должно обеспечить:

— реформирование системы заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в интересах каждого ребенка; преобразование существующих школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в детские дома для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, или в общеобразовательные учебные заведения; перепрофилирование заведений и оптимальное их использование;

— продолжение работы по оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений, других отраслей бюджетной сферы, в первую очередь оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений с сокращением их количества (ориентировочно на 5 % за счет объединения малокомплектных школ, изменения их типа и/или степени, реорганизации и т. п.), повышение наполняемости классов, групп;

— модернизацию сети профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации с учетом необходимости их укрупнения и осуществления подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями региона и рынка труда, использование потенциала таких учебных заведений для осуществления подготовки и переподготовки незанятого населения;

— построение новой модели предоставления услуг музеями и библиотеками, расширение перечня услуг по организации досуга населения с использованием новейших технологий; создание на базе библиотек государственной и коммунальной собственности центров обслуживания граждан, основной задачей которых является удовлетворение потребностей граждан в публичной информации, обеспечение их доступа к государственным и региональным электронным информационным ресурсам, предоставление консультативных услуг по вопросам электронного оформления обращений в органы государственной власти.

В двухмесячный срок (т. е. в течение января — февраля 2016 года) необходимо было утвердить планы создания образовательных и культурных округов, объединения учебных заведений, заведений культуры, других бюджетных учреждений (с сохранением финансовой самостоятельности) для рациональной концентрации и эффективного использования материальных, финансовых, кадровых ресурсов региона.

Таким образом, вскоре будут созданы образовательные округи в новом формате. Это влечет за собой и обновление нормативной базы, регламентирующей их деятельность. Именно поэтому комментируемым постановлением (вступило в силу 24.02.2016 г.) изложено в новой редакции Положение об образовательном округе, утвержденное постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 777 (далее — Положение).

В п. 1 обновленного Положения указано: в состав образовательного округа могут входить опорные общеобразовательные учебные заведения (далее — опорные заведения), их филиалы. При этом филиал выполняет функции начальной школы, а также по решению учредителя может выполнять функции основной школы (п. 2 Положения).

По сути, опорные заведения и их филиалы в процессе функционирования руководствуются нормативной базой, разработанной для общеобразовательных учебных заведений, а именно при организации своей деятельности (п. 11 Положения), разработке учебных (рабочих, индивидуальных) планов и определении объема педагогической нагрузки (п. 12 Положения), составлении и утверждении штатного расписания (п. 16 Положения).

С нормативным обеспечением определились. Далее поговорим о кадровом обеспечении для опорных заведений и их филиалов.

Руководство опорным заведением осуществляют директор и его заместители. Поскольку речь идет об общем среднем образовании, то директору опорного заведения и его заместителям оплата труда должна осуществляться как для аналогичных должностей в обычных общеобразовательных учебных заведениях.

Руководство филиалом опорного заведения осуществляет заведующий филиалом и его заместители. Такие должности являются новыми в сфере общего среднего образования. Поэтому комментируемым постановлением урегулированы трудооплатные нюансы для должностей заведующего филиалом и его заместителей. Для этого внесены изменения в ряд нормативных документов образовательной отрасли. Кстати, судя по изменениям, представленным в комментируемом постановлении, в штат филиала опорного заведения вводятся должности заместителей заведующего таким филиалом по учебно-воспитательной (учебной, воспитательной) работе. Чем руководствоваться при начислении зарплаты таким работникам? Давайте изучать.

Прежде всего отметим: должности заведующего филиалом опорного заведения и его заместителей отнесены к должностям педагогических работников. Соответствующая правка уже есть в Перечне должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденном постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Поскольку должности заведующего филиалом опорного заведения и его заместителей признаны педагогическими, то занимающие их работники имеют право на ежегодный основной отпуск продленной продолжительности. И это также учтено комментируемым постановлением путем внесения правок в разд. III приложения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденному постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346 (ср. ). Так, работники по должностям заведующего филиалом опорного заведения и его заместителей имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Кстати, работа на должностях заведующего филиалом опорного заведения и его заместителей, как и работа на других педагогических должностях, дает право на пенсию за выслугу лет. Соответствующее изменение внесено комментируемым постановлением в Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением КМУ от 04.11.93 г. № 909.

Теперь об оплатных нюансах для заведующего филиалом опорного заведения и его заместителей.

Должностной оклад заведующего филиалом опорного заведения. Должностной оклад заведующему филиалом опорного заведения устанавливают на уровне 12 — 16-го тарифных разрядов, т. е. как и для директора общеобразовательного учебного заведения. Дополнения по этому поводу внесены в приложение 2 к постановлению КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — постановление № 1298).

Отметим, что тарифные разряды для педагогических работников указаны также в приложениях к приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557). Так вот, согласно приложению 7 к данному приказу установление тарифного разряда для директора общеобразовательного учебного заведения зависит еще и от количества учащихся в заведении: до 300 учащихся — 12 — 14-й тарифный разряд, от 301 до 1000 учащихся — 14 — 15-й тарифный разряд, более 1000 учащихся — 15 — 16-й тарифный разряд.

Еще раз подчеркнем: согласно приложению 2 к постановлению № 1298 диапазон тарифных разрядов для заведующего филиалом опорного заведения определен как для директора общеобразовательного заведения. Поэтому допускаем, что дополнительным критерием для определения тарифного разряда для заведующего филиалом опорного заведения будет количество учащихся в этом заведении (как это предусмотрено приложением 7 к приказу № 557 по должности директора общеобразовательного учебного заведения), но в пределах 12 — 16-го тарифных разрядов. Однако это станет понятно только после правок к приказу № 557 по поводу тарифного разряда заведующего филиалом опорного заведения, которых непременно следует ожидать.

Должностной оклад заместителя заведующего филиалом опорного заведения. При определении оклада заместителя заведующего филиалом опорного заведения, по нашему мнению, следует руководствоваться п. 2 постановления № 1298 и п. 3 приказа № 557: должностные оклады заместителей руководителей учебных заведений, заместителей руководителей структурных подразделений учебных заведений устанавливают на 5 — 15 % ниже, чем должностной оклад соответствующего руководителя. В пользу этого вывода служит тот факт, что комментируемым постановлением не определены предписания для определения должностного оклада или тарифного разряда заместителя заведующего филиалом опорного заведения.

Оплата труда других педагогических работников, работающих в опорных заведениях и их филиалах, осуществляется по тем же нормам законодательства, как и для педработников обычных общеобразовательных учебных заведений.

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик

Людмила БЕЛЕВЦОВА,эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше