Темы статей
Выбрать темы

О применении некоторых положений Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII в части порядка оформления потери статуса государственного служащего отдельными категориями работников государственных органов в связи со вступлением в силу данного Закона с 1 мая 2016 года

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления
Разъяснение*

* Разъяснение размещено на официальном веб-портале Верховной Рады Украины (rada.gov.ua) 25 апреля 2016 года. — Примеч. ред.

В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления рассмотрено обращение Национального агентства Украины по вопросам государственной службы о предоставлении разъяснения о применении некоторых положений Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII в части порядка оформления потери статуса государственного служащего отдельными категориями работников государственных органов в связи со вступлением в силу данного Закона с 1 мая 2016 года. Необходимость такого разъяснения вызвана многочисленными обращениями государственных органов и их должностных лиц из-за расхождений в понимании и применении отдельных норм указанного Закона и законодательства о труде.

Позиция Комитета основывается на положениях Конституции Украины, Кодекса законов о труде Украины, законов Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889) и «О государственной службе» от 16.12.1993 г. № 3723-ХII (далее — Закон № 3723).

Рассматривая затронутый вопрос, Комитет исходил из следующего.

В соответствии с разделом ХI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889 он вступает в силу с 1 мая 2016 года (пункт 1) и одновременно с этим признается утратившим силу Закон № 3723 (пункт 2).

При этом частью третьей статьи 3 Закона № 889 определены должности, не относящиеся к должностям государственной службы и перечень которых сравнительно с положениями Закона № 3723 значительно сужен.

В соответствии со статьей 32 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и пр. — работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.

Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 36 КЗоТ (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).

Учитывая указанные положения законодательства о труде, действие которого распространяется на государственных служащих, которые были приняты на соответствующие должности и проходили службу в соответствии с требованиями Закона № 3723, работники государственных органов, имевшие статус государственных служащих согласно указанному Закону и со вступлением в силу новой редакции Закона № 889 утратившие такой статус, должны уведомляться об изменении существенных условий труда в первый рабочий день после 1 мая 2016 года в порядке, предусмотренном статьей 32 КЗоТ.

Учитывая положение части третьей статьи 22 Конституции Украины о недопущении сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы, Комитет считает, что на период предупреждения этой категории работников оплата их труда, льготы, гарантии, компенсации, а также обязательства, которые они имели в связи с наличием статуса государственного служащего, должны быть за ними сохранены в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 мая 2016 года.

Кроме того, Законом № 889 устанавливается новая категория работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, на которых не распространяется действие данного Закона.

При этом под функциями по обслуживанию понимается деятельность работников государственного органа, не предусматривающая осуществления полномочий, непосредственно связанных с выполнением заданий и функций, определенных частью первой статьи 1 Закона № 889.

Критерии определения перечня должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, в соответствии с частью четвертой статьи 3 Закона № 889 утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере государственной службы. А перечень должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере государственной службы, по представлению руководителя государственной службы в соответствующем органе.

В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 6 апреля 2016 г. № 271 «Об утверждении критериев определения перечня должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию» государственным органам, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, на территорию одной или нескольких областей, города Киева или Севастополя, на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, дано поручение в месячный срок со дня вступления в силу Закона № 889 (т. е. до 1 июня 2016 года) разработать в соответствии с утвержденными данным постановлением критериями и подать Национальному агентству Украины по вопросам государственной службы для утверждения перечни должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию. Таким образом, предупреждение лиц, занимающих такие должности, состоится после вступления в силу Закона № 889.

В связи с этим и учитывая положение абзаца третьего пункта 5 раздела ХI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889, Комитет считает, что работники государственных органов, должности которых будут содержаться в перечне должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, должны оставаться государственными служащими после 1 мая 2016 года, пользоваться всеми правами, предусмотренными действовавшим ранее законодательством, и продолжать исполнять свои должностные обязанности на время до завершения срока предупреждения об изменениях в организации труда.

При подготовке настоящего Разъяснения народными депутатами Украины — членами Комитета, а также представителями центральных органов исполнительной власти, в частности Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, выражена согласованная позиция о необходимости законодательного урегулирования затронутого вопроса. В то же время авторским коллективом народных депутатов Украины с привлечением заинтересованных представителей государственных органов наработан и зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе» (реестр. № 4370 от 04.04.2016), которым предусматривается урегулирование порядка предупреждения и утраты статуса государственного служащего.

Таким образом, Комитет считает, что затронутый Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы вопрос может быть законодательно урегулирован путем принятия Верховной Радой Украины положительного решения по указанному законопроекту.

Комментарий редакции

Госслужащий работник госоргана, выполняющий функции по обслуживанию: что с гарантиями

С 1 мая 2016 года вступил в силу Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889). Согласно этому Закону работники госорганов разделены на госслужащих и работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию. Причем на последних действие Закона № 889 не распространяется.

Это означает, что их не касаются оплатные положения и другие гарантии, предусмотренные для госслужащих (например, право на ежегодный дополнительный отпуск и др.).

Так, оплата труда работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию, в 2016 году должна проводиться по отдельному документу — постановлению КМУ от 06.04.2016 г. № 268 (сам документ и комментарий к нему см. в «ОТ», 2016, № 8, с. 17).

С 1 мая 2016 года главной задачей руководителя госоргана является разграничение должностей, которые относятся к категории госслужащих, и должностей, которые относятся к категории работников госоргана по обслуживанию.

Разобраться с группой должностей, которые подпадают под определение обслуживающего персонала госоргана, призваны помочь Критерии определения перечня должностей работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, утвержденные постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 271 (далее — постановление № 271, Критерии, см. «ОТ», 2016, № 8, с. 16). Однако Критерии не содержат конкретных наименований должностей, которые являются обслуживающим персоналом госорганов. Они только ориентируют в направлениях деятельности, которые можно считать функциями по обслуживанию.

В связи с этим руководитель госоргана, ориентируясь на Критерии, должен самостоятельно определить перечень должностей работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию. Далее такой перечень передается на утверждение:

— Нацагентству по вопросам госслужбы, если такой перечень разработан госорганом, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины;

— соответствующим территориальным органам Нацагентства по вопросам госслужбы, если такой перечень разработан госорганом, юрисдикция которого распространяется на территорию одной или нескольких областей, г. Киева или г. Севастополя, на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения.

Об этом сказано в п. 2 постановления № 271 (с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 20.04.2016 г. № 305). При этом на такое определение-утверждение отводится месячный срок. Как указано в комментируемом разъяснении, процедура по разработке и утверждению перечня должностей работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию, должна быть завершена до 01.06.2016 г.

Формально эта дата полностью согласовывается с требованием п. 2 постановления № 271. Но мы считаем, что с утверждением указанного перечня затягивать не стоит и рекомендуем его согласовать с Нацагентством или его территориальным органом как можно раньше. Почему так спешно? Дело в том, что фактически такой перечень вам понадобится уже сейчас. Ведь только на его основе вы сможете четко разделить должности госслужбы и должности работников госоргана, выполняющих функции по обслуживанию.

При этом некоторые должности, до 01.05.2016 г. согласно Закону Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (далее — Закон № 3723) считавшиеся должностями госслужбы, с 01.05.2016 г. согласно Закону № 889 перейдут в категорию должностей работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию. Данный переход отразится на оплате труда и гарантиях работников, которые окажутся в такой ситуации. Невооруженным глазом видим: здесь речь идет об изменении существенных условий труда.

Как выполнить законодательные предписания, обязательные при наличии такого явления? Что ж, на сегодняшний день этот вопрос на законодательном уровне не урегулирован. Дело в том, что в Законе № 889 есть свои условия, касающиеся изменений существенных условий труда. Вместе с тем Закон № 889 не содержит каких-либо предписаний по их применению в отношении лиц, которые с 01.05.2016 г. из категории госслужащих переходят в категорию работников обслуживающего персонала госорганов. Поэтому в сложившейся ситуации на данный момент все дороги ведут к нормам КЗоТ. На это же обращают внимание специалисты Комитета ВРУ в комментируемом разъяснении. Ими предложен такой выход:

Работники госорганов, имевшие статус госслужащих в соответствии с Законом № 3723 и со вступлением в силу Закона № 889 утратившие такой статус, должны быть уведомлены об изменении существенных условий труда в первый рабочий день после 01.05.2016 г. в порядке, предусмотренном ст. 32 КЗоТ.

То есть в случае, если работник до 01.05.2016 г. занимал должность госслужащего, а с 01.05.2016 г. эта должность будет считаться должностью работника госоргана, выполняющего функции по обслуживанию, необходимо выполнить требования ст. 32 КЗоТ в части предписаний об изменении существенных условий труда. Как видим, пока ничего не остается, как руководствоваться трудовым законодательством, а именно КЗоТ.

Одно из требований ч. 3 ст. 32 этого Кодекса: об изменении существенных условий труда работника нужно предупредить не позднее чем за два месяца. Поскольку Закон № 889 вступает в силу 01.05.2016 г., то рекомендовано предупредить работника об изменении его статуса (госслужащий → работник обслуживающего персонала) и обо всех трудооплатных моментах, следующих из этого, в первый рабочий день после 01.05.2016 г. Как это реализовать на практике, остается загадкой, поскольку процедура разработки-утверждения перечня работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию, может длиться аж до 01.06.2016 г. А ведь без наличия такого перечня двигаться дальше, а именно предупреждать об изменении существенных условий труда работников, у которых меняется статус (госслужащий → работник обслуживающего персонала), не представляется возможным…

Важно! На период предупреждения за работниками, для которых статус госслужащего сменяется на статус работника обслуживающего персонала, сохраняются оплата труда, льготы, гарантии и компенсации, которые для них действовали до 01.05.2016 г.

То есть в период предупреждения такие работники по-прежнему считаются госслужащими с оплатой труда и предоставлением льготно-гарантийного пакета, как это предусмотрено Законом № 3723.

По окончании двухмесячного срока со дня предупреждения об изменении существенных условий труда, связанных с изменением статуса госслужащего на статус работника обслуживающего персонала, такой работник должен принять решение: продолжить работу в госоргане на новой должности или же уволиться.

В случае, если работник согласен продолжить работу в госоргане на должности работника, выполняющего функции по обслуживанию, то его переводят на соответствующую должность, т. е. трудовые отношения с ним не прекращают. Если работник отказывается работать на должности работника госоргана, выполняющего функции по обслуживанию, то в общем случае в последний день двухмесячного срока со дня предупреждения его увольняют на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ с выплатой выходного пособия в размере не ниже среднемесячного заработка. Это следует из комментируемого разъяснения.

Подводим итог. Если с 01.05.2016 г. госслужащий утрачивает такой статус и относится к категории работников обслуживающего персонала, то условие об изменении существенных условий труда сейчас следует выполнять согласно нормам КЗоТ. Отметим, что по поводу судьбы гарантий работников, которые переходят из состава госслужащих в состав работников, обслуживающих госорган, в настоящее время зарегистрирован законопроект под № 4370. Этим законопроектом планируется прописать процедуру при изменении существенных условий труда для указанных лиц в самом Законе № 889. Так, соответствующие изменения планируется внести в Заключительные и переходные положения Закона № 889. Подчеркнем: данные новации пока содержатся только в законопроекте. Обретет ли он статус закона? Поживем — увидим.

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: l.belevtsova@id.factor.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше