Темы статей
Выбрать темы

Выплаты за допнагрузку госслужащим: кому и за что

Коновал Светлана, главный специалист отдела оплаты труда в бюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
В госоргане один из госслужащих — руководитель отдела находится на больничном, а должность руководителя (госслужащего) еще одного отдела — вакантна. В связи с этим обязанности таких руководителей выполняют их заместители. Можно ли в таком случае заместителям руководителей осуществлять выплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего и за выполнение обязанностей по вакантной должности госслужбы? Устанавливается ли выплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего руководителю отдела, который выполняет обязанности руководителя другого отдела в составе одного департамента?

Для начала отметим, что в вопросе идет речь о выплате за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего и о выплате за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы. Эти выплаты являются одними из составляющих зарплаты госслужащего ( ч. 2 ст. 50 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII, далее — Закон № 889). Рассмотрим их детальнее.

В ч. 3 ст. 52 Закона № 889 указано: выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего устанавливается руководителем госслужбы госслужащему по представлению его непосредственного руководителя в размере 50 % должностного оклада временно отсутствующего госслужащего.

Согласно общепринятому подходу в области трудового законодательства под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника следует понимать замену работника, временно отсутствующего в связи в временной нетрудоспособностью, командировкой, отпуском, выполнением общественных обязанностей, когда за ним согласно действующему законодательству сохраняется место работы (должность). При этом работник выполняет обязанности временно отсутствующего коллеги одновременно с выполнением своих основных обязанностей по занимаемой должности в рамках продолжительности рабочего дня, установленной графиком работы.

Подчеркнем: ч. 3 ст. 52 Закона № 889 не ограничен период, в течение которого может осуществляться выплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего. В то же время не допустимо поручать выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего работнику, не имеющему статуса госслужащего (т. е. другим, нежели госслужащим, категориям персонала в госоргане).

Теперь поговорим о выплате за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы. Согласно ч. 4 ст. 52 Закона № 889 такая выплата устанавливается руководителем госслужбы по представлению непосредственного руководителя тем госслужащим, между которыми распределены обязанности по вакантной должности госслужбы. При этом указанную выплату осуществляют пропорционально дополнительной нагрузке за счет экономии фонда должностного оклада по соответствующей вакантной должности.

Отметим: ч. 4 ст. 52 Закона № 889 также не предусмотрено ограничение периода, в течение которого может осуществляться выплата в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы.

Также подчеркнем: в норме ч. 4 ст. 52 Закона № 889 указано о том, что выплата в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности госслужбы осуществляется за счет экономии фонда должностного оклада по вакантной должности. Следовательно, имеется в виду экономия в размере 100 % фонда должностного оклада.

Однако конкретный размер рассматриваемой выплаты, который может быть установлен отдельному госслужащему, выполняющему обязанности по вакантной должности госслужбы, зависит как от объема, сложности и качества выполняемой дополнительной работы, так и от количества госслужащих (ведь это может быть не один госслужащий), на которых возложены дополнительные обязанности по вакантной должности госслужбы.

Теперь возвращаемся к первой ситуации, указанной в вопросе: допустимо или нет осуществлять ранее рассмотренные выплаты заместителям руководителей, если они выполняют дополнительную нагрузку в связи с временным отсутствием их руководителей или в случае вакантной должности такого руководителя? Считаем, что это не допустимо.

В п. 13 Общих положений Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, указано: производные должности, названия которых образованы с помощью слова «заместитель», имеют такие же квалификационные характеристики, что и базовые. Задания, обязанности, знания и квалификационные требования этих работников при разработке должностных инструкций определяются на основании квалификационных характеристик соответствующих базовых профессий.

При этом конкретный перечень должностных обязанностей заместителей руководителя (в том числе заместителей руководителей отдела) определяет соответствующий руководитель путем распределения (делегирования) заданий, обязанностей и ответственности вместе с необходимыми для этого полномочиями. Выходит, что именно заместитель (заместители) руководителя должен отвечать за качественное и своевременное выполнение обязанностей соответствующего руководителя во время его отсутствия.

Важно! В случае выполнения заместителем руководителя отдела обязанностей временно отсутствующего соответствующего руководителя отдела или выполнение обязанностей по вакантной должности соответствующего руководителя отдела выплаты за дополнительную нагрузку, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 52 Закона № 889, не осуществляются.

То есть в таком случае не устанавливаются выплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего и выплата за выполнение обязанностей по вакантной должности госслужбы. Причина: в должностные обязанности заместителя руководителя отдела и так входит задание по выполнению обязанностей руководителя отдела в случае его отсутствия (временного или по причине вакантности его должности). Следовательно, здесь не идет речь о дополнительной нагрузке.

А вот если обязанности руководителя отдела на время его временного отсутствия или в связи с вакантностью должности руководителя выполняет главный специалист отдела, то ему могут осуществляться выплаты за дополнительную нагрузку: за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего и за выполнение обязанностей по вакантной должности госслужбы. Для этого должны выполняться требования, установленные ч. 3 и 4 ст. 52 Закона № 889.

Переходим к рассмотрению второй ситуации, изложенной в вопросе: может ли руководитель одного отдела выполнять обязанности временно отсутствующего руководителя другого отдела с предоставлением соответствующей выплаты?

При таких обстоятельствах руководитель отдела должен выполнять обязанности руководителя другого отдела, временно отсутствующего, в рамках своего рабочего времени по основной должности. Поскольку речь идет о руководящем составе госслужбы, учитывая задачи и обязанности руководителя отдела по организации и руководству структурным подразделением, такая дополнительная нагрузка может отрицательно сказаться на функционировании отделов.

Считаем, что руководитель отдела не может выполнять обязанности временно отсутствующего руководителя другого отдела.

В таком случае не осуществляется выплата за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего госслужащего, предусмотренная ч. 3 ст. 52 Закона № 889.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше