Темы статей
Выбрать темы

Сроки давности и «трудовые» штрафы

Тубелец Алексей, главный специалист отдела по вопросам регулирования трудовых отношений Юридического департамента Минсоцполитики
Существуют ли сроки давности для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о труде на основании ст. 265 Кодекса законов о труде Украины?

Напомним, что Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII (далее — Закон № 77) внесены изменения в ст. 265 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ) (изменения вступили в силу 01.01.2015 г.).

Этими изменениями регламентирована, в частности, ответственность работодателя в виде штрафа за нарушение трудового законодательства.

Указанные штрафы являются финансовой санкцией и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Вместе с тем сроки давности при применении финансовой санкции ст. 265 КЗоТ не определены. Следовательно, в данном случае применяются общие сроки давности.

Так, в соответствии со ст. 114 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), которой определены сроки давности для применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов), предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к плательщикам налогов соответствуют срокам давности для начисления налоговых обязательств (1095 дней или три года).

Указанные финансовые санкции применяются к работодателям за правонарушения, которые были совершены (1) после вступления в силу изменений, внесенных Законом № 77 в ст. 265 КЗоТ, или (2) ранее, но являются длящимися.

Если правонарушение имеет разовый характер и допущено после 31.12.2014 г., то, по нашему мнению, штраф будет наложен на работодателя не позднее чем через три года со дня его совершения.

Отметим, что сегодня штрафы, указанные в ч. 2 ст. 265 КЗоТ, могут быть наложены на работодателей должностными лицами Гоструда на основании:

— акта о выявлении в ходе проверки работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа;

— решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполнявшим работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени, в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации.

Важно! Уплата штрафа не освобождает от необходимости устранения нарушений законодательства о труде.

комментарий редакции

Сразу скажем, что позиция Минсоцполитики, озвученная ее специалистом в этом разъяснении, не нова (см., например, «Праця i зарплата» от 09.12.2015 г. № 46, с. 2). Но несмотря на то, что формально финансовые санкции со ст. 265 КЗоТ не соответствуют определению штрафной санкции (финансовой санкции, штрафа) из п.п. 14.1.265 НКУ, мы спорить с Минсоцполитики не будем. Почему? Потому что для работодателя лучше вывод о сроке давности в три года со ссылкой на НКУ, чем о том, что в этом случае срок давности не применяется вообще.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше