Темы статей
Выбрать темы

Начинаем новый год с новыми трудооплатными показателями

Трохименко Людмила, заместитель главного редактора (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua)
Установление минимальной зарплаты в размере 3200 грн. и внедрение реформы по оплате труда с 1 января 2017 года было проанонсировано нашим Правительством еще несколько месяцев назад. И вот пресловутый законопроект № 5130 обрел свою официальную форму — Закон № 1774. В чем суть новых «фишек»? С чем теперь придется работать на «трудооплатном поле»? Давайте разбираться вместе.

Сначала расскажем о размере новых основных социальных стандартов. Традиционно они определены в Законе о Госбюджете-2017.

ОСНОВНЫЕ СОЦСТАНДАРТЫ

Размеры МЗП и прожиточного минимума утверждены Законом о Госбюджете-2017.

Что касается прожиточного минимума, то его размеры с 1 января 2017 года остаются неизменными — на уровне, который был установлен с 1 декабря 2016 года. Вместе с тем запланировано, что в течение 2017 года этот показатель все же увеличится дважды: с 1 мая и с 1 декабря.

Далее в таблице приведем размеры прожиточного минимума в расчете на месяц, определенные ст. 7 Закона о Госбюджете-2017.

Социальные и демографические группы населения

Размер прожиточного минимума в 2017 году, грн.:

январь — апрель

май — ноябрь

декабрь

Дети в возрасте до 6 лет

1355

1426

1492

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1689

1777

1860

Трудоспособные лица

1600

1684

1762

Лица, утратившие трудоспособность

1247

1312

1373

Общий показатель

1544

1624

1700

А вот размер МЗП, как и обещали наши законодатели, с 1 января 2017 года увеличился в 2 раза по сравнению с декабрем-2016.

Размер МЗП в 2017 году будет составлять ( ст. 8 Закона о Госбюджете-2017):

Месячный

Почасовой

3200 грн.

19,34 грн.

Как видим, впервые за долгие годы ситуация изменилась в корне:

— «минималку» оторвали от «трудоспособного» прожитминимума. Как заявляют чиновники, это поможет восстановить покупательную способность «минималки», ведь ее размер в текущем году приблизили к фактическому уровню прожитминимума (а не к задекларированному). То есть человек, который полностью отработал рабочий месяц, получая МЗП, по задумке властей cможет обеспечить свои минимальные потребности на проживание;

— размер МЗП не будет меняться при каждом повышении ПМТЛ на протяжении года. Весь 2017 год будет действовать один размер МЗП3200 грн. (месячный) и 19,34 грн. (почасовой).

Но! Вся соль заключается в том, что отныне все по-другому: и в определении термина МЗП, и в его применении.

МИНЗАРПЛАТА: ОБНОВЛЕНИЕ ВО ВСЕМ

С 2006 года в «трудооплатном» сознании прочно закрепились постулаты о том, что:

— минимальный должностной оклад работника не может быть меньше законодательного уровня МЗП;

— понятия «доплаты до минималки» не существует.

Но все течет, все меняется… и порой возвращается на «круги своя».

С 1 января 2017 года МЗП получила сразу и новую форму (размер), и новое содержание (трактование). С размерами мы уже ознакомились, теперь осветим ее новую сущность, которую привнес Закон № 1774.

Для этого приведем соответствующие обновленные нормы ч. 1 и 2 ст. 3 Закона об оплате труда и ч. 1 и 2 ст. 95 КЗоТ и сравним их с прежней редакцией.

Нормы ч. 1 и 2 ст. 3 Закона об оплате труда и ч. 1 и 2 ст. 95 КЗоТ

старая редакция (до 01.01.2017 г.)

новая редакция (с 01.01.2017 г.)

Минимальная заработная плата — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также часовую норму труда (объем работ). В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты

Минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата устанавливается одновременно в месячном и часовом размерах

Как видим, во-первых, исчезла привычная привязка этого термина (МЗП) к законодательно установленному размеру заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может проводиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ).

Во-вторых, отсутствует норма о невключении в МЗП доплат, надбавок и других поощрительных выплат.

Но! Не все так просто: появилось новое требование, связанное с начислением зарплаты. Речь идет о новой норме — гарантиях обеспечения МЗП ст. 31 Закона об оплате труда.

Внимание! Размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера МЗП.

Далее предписания этой нормы устанавливают перечень выплат, которые не учитывают при сравнении с МЗП:

— доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья;

— доплаты за работу в ночное время;

— доплаты за работу в сверхурочное время;

— надбавки за разъездной характер работ;

— премии к праздничным и юбилейным датам.

Если общая сумма начисленной заработной платы работника за полностью отработанный месяц (выполненную норму труда) окажется меньше МЗП, то работодателю придется доплачивать до МЗП.

Важно! Доплата до МЗП — новая возможная выплата в структуре заработной платы работника.

Доплата до МЗП как доплата, предусмотренная законодательством, будет составляющей фонда оплаты труда в составе дополнительной зарплаты ( п.п. 2.2.1 Инструкции № 5).

В пропорциональном размере (пропорционально выполненной норме труда) доплату до МЗП рассчитывают для работников, которым установлено неполное рабочее время и которые не выполнили месячную (часовую) норму труда (в том числе по причине отпуска, временной нетрудоспособности, приема на работу / увольнения с работы и т. д.). Это также предусмотрено нормами новой ст. 31 Закона об оплате труда.

Кроме этого, в ч. 4 ст. 95 КЗоТ и ч. 3 ст. 3 Закона об оплате труда уточнили, что МЗП является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, которые используют труд наемных работников, по любой системе оплаты труда.

Таким образом, с 01.01.2017 г. независимо от того, какую систему оплаты труда применяет работодатель, за выполненную месячную (часовую) норму труда он должен начислить работнику зарплату не меньше МЗП.

Более детальный анализ установления доплаты до МЗП, нюансов ее расчета в отдельных ситуациях мы привели в статье «Дотянуться… до МЗП» на с. 13 этого номера.

МИНИМАЛЬНЫЕ ОКЛАДЫ: КАКИЕ ОНИ

Мы уже выяснили: с 1 января 2017 года уровень МЗП будет обеспечиваться не только за счет должностного оклада, но и за счет различных доплат, надбавок, премий. То есть теперь минимальный должностной оклад работника никак не связан с МЗП. Более того, он может быть меньше МЗП (3200 грн.). А все потому, что кроме оклада в сравнении с минимальным размером оплаты труда будут участвовать и другие выплаты, которые входят в фонд оплаты труда, кроме перечисленных в новой ст. 31 Закона об оплате труда (плюс выплаты за неотработанное время и другие исключения, о которых вы узнаете на с. 13 этого номера).

Какой теперь ориентир для минимальных должностных окладов? И тут новинка!

С 1 января 2017 года минимальный должностной оклад привязали к ПМТЛ на начало года (новая редакция ст. 96 КЗоТ, ст. 6 Закона об оплате труда):

Внимание! Должностной оклад (тарифная ставка) работника не может быть меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.

Следовательно, с 01.01.2017 г. в штатных расписаниях предприятий, учреждений и организаций минимальный должностной оклад работника устанавливают в размере, не меньше 1600 грн.

При этом пп. 3 и 5 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 1774 содержат также важные нормы, указывающие на то, что МЗП теперь никак не должна быть связана с установлением зарплатных составляющих.

Важно! С 01.01.2017 г. МЗП не применяется в качестве расчетной величины для определения должностных окладов и зарплаты работников, а также других выплат.

Если в нормах коллективных договоров и соглашений всех уровней в качестве расчетной величины используется МЗП, то в трехмесячный срок после вступления в силу Закона № 1774 в такие колдоговоры и соглашения придется внести изменения.

До внесения соответствующих изменений в колдоговоры и соглашения всех уровней в качестве расчетной величины применяется ПМТЛ.

МИНОКЛАДЫ В ГОСОРГАНАХ

Законом № 1774 внесли изменения в ряд законов, которые ранее регламентировали в государственных органах установление должностных окладов в привязке к МЗП. Теперь обновленные редакции таких норм привязывают должностные оклады госслужащих уже к ПМТЛ, установленному на 1 января календарного года. В частности, с 01.01.2017 г.:

— должностной оклад прокурора местной прокуратуры устанавливается в размере 12 ПМТЛ на 1 января ( ч. 3 ст. 81 Закона Украины «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII, п. 44 Закона № 1774);

— должностной оклад судьи местного суда — 15 ПМТЛ на 1 января ( п. 24 разд. ХІІ Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI, п. 53 Закона № 1774);

минимальный размер должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, не может быть меньше 2 ПМТЛ на 1 января ( абз. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе) и с 01.01.2017 г. составляет 1,25 размера ПМТЛ на 1 января календарного года ( п. 14 разд. ХІ Закона о госслужбе, п. 51 Закона № 1774). Следовательно, с 1 января 2017 года минимальный оклад госслужащего составит 2000 грн. (1600 х 1,25).

Дополним, что для 2017 года конкретные схемы должностных окладов для госслужащих и работников, выполняющих функции по обслуживанию госорганов, должен утвердить Кабмин соответствующим постановлением. Ждем!

СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА — МОГУТ БЫТЬ ЛЮБЫЕ

Хозрасчетные предприятия самостоятельно избирают формы и системы оплаты труда ( ст. 97 КЗоТ). Однако такой выбор должен быть согласован с работниками в установленном законодательством порядке.

В рамках тарифной системы оплаты труда украинская практика сформировала две распространенные формы оплаты труда: повременную и сдельную, каждая из которых подразделяется на системы. Например, системами сдельной оплаты труда являются: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, непрямая сдельная, аккордная, коллективная (бригадная) сдельная, а повременной — простая повременная, повременно-премиальная и т. д. Также в современных условиях некоторые предприятия используют в оплате труда систему грейдов.

С 1 января 2017 года действуют новые редакции ст. 96 КЗоТ и ст. 6 Закона об оплате труда. Вместо прежнего названия «тарифная система оплаты труда» звучит новое — «системы оплаты труда». Что устанавливают новые нормы?

Системы тарифные и не только. Теперь прямо зафиксировано, что системами оплаты труда являются тарифная и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников. Это значит, что на законодательном уровне отменили монополию тарифной системы оплаты труда и работодатели получили право использовать любые другие, в том числе бестарифные, оплатные системы. Однако это не означает «уравниловку» в оплате труда всех работающих: любая избранная система оплаты труда должна обеспечить дифференциацию в оплате работников.

Появилась норма о «месте прописки» таких других систем оплаты труда и порядке их внедрения. Так, применяемую на предприятии систему оплаты труда необходимо зафиксировать в коллективном договоре, а если колдоговор не заключался — в нормативном акте работодателя, изданном после проведения консультаций с профкомом/профпредставителем.

Если на предприятии нет первичной профсоюзной организации, работодатель проводит переговоры со свободно избранными и уполномоченными представителями/представителем работников.

Структура тарифной системы. Законодатели также уточнили элементы традиционной тарифной системы оплаты труда. Установлено, что тарифная система оплаты труда включает: тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и профессиональные стандарты (квалификационные характеристики).

Таким образом, структура тарифной системы оплаты труда наряду с квалифхарактеристиками пополнилась таким термином, как «профессиональный стандарт». Именно согласно профессиональному стандарту (квалификационной характеристике) работодатель относит выполняемые работы к определенным тарифным разрядам и присваивает квалификационные разряды рабочим.

Заметим, что определение этого термина впервые появилось в 2012 году в ст. 331 Закона о профтехобразовании:

«Профессиональный стандарт — утвержденные в установленном порядке требования к квалификации работников, их компетентностям, которые определяются работодателями и служат основой для формирования профессиональных квалификаций. Профессиональные стандарты соотносятся с уровнями национальной и отраслевых рамок квалификаций и группируются по отраслевым признакам.»

Другими словами, профессиональный стандарт является своего рода «паспортом профессии» с описанными трудовыми функциями и трудовыми действиями. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов определяет КМУ, а квалификационных характеристик — Минсоцполитики.

Построение тарифной сетки (схемы окладов). На основе тарифной ставки рабочего 1-го разряда и квалификационных характеристик (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов) формируют тарифную сетку (схему окладов).

Следовательно, утратила силу норма о том, что тарифная ставка рабочего 1-го разряда устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер МЗП.

При этом, как мы уже говорили, в новой редакции абз. 8 ч. 6 Закона об оплате труда и абз. 8 ст. 96 КЗоТ установили законодательные требования к минимальному должностному окладу (ставке)не меньше ПМТЛ на 1 января календарного года (т. е. в 2017 году не меньше 1600 грн.).

Схемы окладов бюджетников. Схемы должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируются на основе:

— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ;

— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

Согласно постановления КМУ от 28.12.2016 г. № 1037 (см. с. 3 этого номера) с 01.01.2017 г. должностной оклад работника 1-го тарифного разряда по ЕТС равен ПМТЛ на 1 января календарного года, т. е. составляет 1600 грн. (в декабре-2016 этот показатель составлял 1335 грн.). В результате с 01.01.2017 г. увеличиваются должностные оклады работников с оплатой по ЕТС, которые рассчитываются на основе «базового» тарифа ЕТС с применением тарифных коэффициентов. По сравнению с декабрем-2016 возрастут оклады всех работников со 2-го по 25-й разряды по ЕТС (кроме оклада работника 1-го тарифного разряда, он останется неизменным — 1600 грн.).

НОВЫЕ «ТРУДОВЫЕ» ШТРАФЫ И КОНТРОЛЕРЫ

Легализовать отношения в сфере занятости и оплаты труда, бороться с выплатой зарплат «в конвертах», неоформлением по трудовому договору работников и другими нарушениями трудового законодательства решили путем усиления ответственности работодателей за препятствие инспекторам по труду в их проверках.

«Недопускные» финансовые штрафы. Как известно, ст. 265 КЗоТ предусматривает ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и содержит размер финансовых штрафов. Теперь в этой норме появились новые абз. 6 и 7 ч. 2, где прописали применять к работодателю штрафы за:

недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — в размере 3 МЗП, установленных законом на момент выявления нарушения. Тут подразумевают все случаи недопущения инспекторов к проверке, кроме ситуаций, когда темой проверки является неоформление трудовых договоров с работниками и выплата зарплат «в конвертах»;

недопуск к проверке относительно нарушений, связанных с фактическим допуском работника к работе без оформления трудового договора (в том числе неподача в ГФСУ Уведомления о приеме на работу), — в размере 100 МЗП, установленных законом на момент выявления нарушения. Такой штраф «светит» работодателю за недопуск инспекторов к проверкам на предмет всех нарушений трудового законодательства, указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ (ср. ). В том числе сюда относят и оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов (подразумевается выплата зарплаты «в конвертах»).

Новые полномочия ОМС. Помимо пополнения перечня финансовых трудовых штрафов, законодатели внедрили новый механизм контроля выполнения норм законодательства о труде. Он заключается в предоставлении полномочий по осуществлению контроля этих вопросов ОМС.

Согласно новым ч. 2 ст. 17 и ч. 3 ст. 18 Закона о местном самоуправлении ОМС с 01.01.2017 г. могут проводить проверки соблюдения законодательства о труде и занятости населения на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в коммунальной собственности. При этом на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также у физлиц-предпринимателей, использующих труд наемных работников, — соответствующие проверки по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти.

Кроме того, согласно новой ч. 3 ст. 18 Закона о местном самоуправлении исполнительные органы советов городов областного значения и объединенных территориальных громад могут даже (!) налагать финансовые санкции (штрафы) за нарушение законодательства о труде и занятости населения. Однако пока не известно, какому порядку взыскания штрафов они при этом будут следовать. Напомним: Гоструда руководствуется Порядком взыскания штрафов за нарушения законодательства о труде и занятости населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509 (с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 03.02.2016 г. № 55). Таким образом, параллельно с инспекторами Гоструда «бдить» соблюдение трудового законодательства будут и ОМС.

Как заявили чиновники, предоставление «трудоконтрольных» полномочий ОМС усилит мотивацию контролирующих органов в легализации отношений в сфере занятости и оплаты труда. Видимо, тут подразумевают тот факт, что соответствующие финансовые штрафы за «трудовые» нарушения будут поступать в доход соответствующего бюджета.

Подробно об ответственности работодателей с учетом новаций-2017 мы расскажем в следующем номере нашего издания.

Итак, новые трудооплатные «фишки», которые установлены Законом № 1774, мы изучили. Теперь приведем те цифры, которые понадобятся нам в 2017 году в связи с установлением новых размеров МЗП и ПМТЛ.

НОВЫЕ РАЗМЕРЫ НСЛ, МИНИМАЛЬНОГО И МАКСИМАЛЬНОГО СОЦВЗНОСА, БОЛЬНИЧНЫХ И ДЕКРЕТНЫХ

НСЛ. Размеры НСЛ и предельной зарплаты для ее применения в 2017 году изменились. Это связано с изменением размера ПМТЛ на 1 января 2017 года по сравнению с этим же показателем на 1 января 2016 года. Представим новые размеры НСЛ и предельной зарплаты на с. 12.

Порядок предоставления НСЛ в 2017 году не изменился. Но! Круг фактических пользователей НСЛ существенно сузился. Подробнее — в статье нашего специалиста на с. 25 сегодняшнего номера.

ЕСВ. Порядок начисления и взимания ЕСВ в 2017 году не изменился. Но есть те величины, которые важны при определении суммы ЕСВ, подлежащей уплате.

Это:

— максимальная величина базы начисления ЕСВ;

— минимальный страховой взнос, установленный для определенных категорий работников (кстати, категории таких работников тоже не изменились).

Итак, представим эти величины на с. 12.

Размеры НСЛ в 2017 году

Вид НСЛ (норма НКУ)

Размер НСЛ, грн.

Предельный размер зарплаты для применения НСЛ, грн.

Обычная ( п.п. 169.1.1)

800

2240

Обычная «на детей» ( п.п. 169.1.2)

800 х количество детей в возрасте до 18 лет

Для одного родителя: 2240 х количество детей в возрасте до 18 лет. Для второго — 2240

Повышенная «на детей» ( пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3)

1200 х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная ( пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3)

1200

2240

Максимальная ( п.п. 169.1.4)

1600

2240

Максимальная величина базы начисления ЕСВ в 2017 году

Период 2017 года

Максимальный размер дохода, с которого взимают ЕСВ, грн.

С 1 января

40000 (1600 x 25)

С 1 мая

42100 (1684 x 25)

С 1 декабря

44050 (1762 x 25)

Минимальный страховой взнос в 2017 году

Категория работников

Размер минимального страхового взноса в расчете на месяц, грн.

Работодатели начисляют на базу начисления ЕСВ, определенную по основному работнику (не инвалиду), с которой взимается взнос по ставке 22 %

704 (3200 x 22 %)

Суммовые ограничения для больничных и декретных. Как в прошлом году, так и в наступившем продолжают действовать максимальные и минимальные «границы» для сумм больничных и декретных. Они «привязаны» к размеру ПМТЛ, действовавшему в последнем месяце расчетного периода, и к размеру МЗП на момент наступления страхового случая.

Напомним, что у нас действуют специальные ограничения для страховых выплат — для тех работников, страховой стаж которых на протяжении последних 12 месяцев составляет менее 6 месяцев.

Общие ограничения действуют для всех остальных застрахованных лиц.

Представим эти «границы» для страховых выплат.

«Границы» больничных и декретных для работников

Вид ограничения

Начало временной нетрудоспособности

Минимальный размер в расчете на месяц

Максимальный размер в расчете на месяц

Больничные

Специальное

Январь — декабрь 2017 года

3200

Общее

Январь — май 2017 года

40000(1)

Июнь — декабрь 2017 года

42100(2)

Пособие по беременности и родам

Специальное

Январь — декабрь 2017 года

3200(3)

6400

Общее

Январь — май 2017 года

3200(3)

40000(1)

Июнь — декабрь 2017 года

3200(3)

42100(2)

(1) Кроме того, среднедневная заработная плата не может превышать 1314,06 грн. (40000 грн. : 30,44).
(2) Также учтите, что среднедневная зарплата не может превышать 1383,05 грн. (42100 грн. : 30,44).
(3) По разъяснению специалистов Минсоцполитики, приведенному в письме от 13.10.2016 г. № 334/18/99-16 (см. «ОТ», 2016, № 21, с. 6), минимальный размер по декретным для работников-совместителей соблюдать не нужно. Для них декретные рассчитываются исходя из фактически начисленной зарплаты. Подробнее — в статье нашего специалиста в «ОТ», 2016, № 21, с. 8.

Ну что ж, первое знакомство с новшествами 2017 года произошло. А подробный анализ начнем уже сегодня (см. последующие статьи).

Использованные документы и сокращения

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ.

Закон о Госбюджете-2017 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21.12.2016 г. № 1801-VІІІ.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о профтехобразовании — Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР.

Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VІІІ.

Закон о местном самоуправленииЗакон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 1774 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 г. № 1774-VІІІ.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособного лица.

ОМС — органы местного самоуправления.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

НСЛ — налоговая социальная льгота.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше