Темы статей
Выбрать темы

Об ответственности за нарушение требований относительно размера зарплаты за первую половину месяца

Государственная служба по вопросам труда
Письмо от 03.04.2018 г. № 2547/4/4.1-ДП-18

Департамент по вопросам труда Гоструда рассмотрел письмо редакции газеты «Оплата труда» от 26.01.2018 № 06 и сообщает.

Статьей 115 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины) предусмотрено, что заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов — представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней, и не позже семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата. Размер заработной платы за первую половину месяца определяется коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов — представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не меньше оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины «Об оплате труда» нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время; за время простоя, который имел место не по вине работника; при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников младше восемнадцати лет, при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т. п.) и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для направляемых на повышение квалификации, на обследование в медицинское заведение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу; при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров и т. п.), а также гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях и т. п. устанавливаются Кодексом законов о труде Украины и другими актами законодательства Украины.

Нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные частью первой статьи 12 Закона Украины «Об оплате труда» и Кодексом законов о труде Украины, являются минимальными государственными гарантиями.

Таким образом, нарушение требований части третьей статьи 115 КЗоТ Украины относительно размера заработной платы за первую половину месяца не меньше оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника является минимальной государственной гарантией.

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда в соответствии с абзацем четвертым части второй статьи 265 КЗоТ Украины влечет за собой наложение штрафа на юридическое и физическое лицо — предпринимателя, использующего наемный труд, в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

Вместе с тем сообщаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, имеют лишь информационный характер и не устанавливают правовых норм.

Директор И. Дегнера

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Аванс выплачивался работнику в неполном размере: в какой сумме грозит штраф?

Действующим законодательством, а именно ст. 115 Кодекса законов о труде Украины (далее — КзоТ), определено, что зарплата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позднее семи дней после окончания периода, за который производится выплата.

Размер зарплаты за первую половину месяца не может быть меньше оплаты за фактически отработанное время из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.

А что будет, если работодатель выплатит аванс в неполном размере? Чем это грозит работодателю?

С этим вопросом наша редакция обратилась сразу в два ведомства — в Минсоцполитики и в Гоструда.

Специалисты данных ведомств в ответе разошлись.

Так, за такое нарушение работодателю грозит, по мнению:

Минсоцполитики — штраф в трехкратном размере минимальной заработной платы* (на сегодня 3723 грн. x 3) — за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, прочих выплат, предусмотренных законодательством, более чем за один месяц, выплату их в неполном объеме (абзац третий ч. 2 ст. 265 КЗоТ);

* Напомним, что при определении суммы штрафа по ст. 265 КЗоТ размер минимальной заработной платы определяется на момент выявления нарушения. — Примеч. ред.

Гоструда — штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы за каждого работника, в отношении которого допущено нарушение, — за несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда (абзац четвертый ч. 2 ст. 265 КЗоТ).

Заметим, что мнения данных ведомств расходятся уже не в первый раз**. И, к сожалению, в данном случае мы не согласны с обоими. Далее поясним почему и начнем с вывода Гоструда.

** Например, можно вспомнить их недавнее расхождение позиции в предельных сроках наложения штрафов по ст. 265 КЗоТ: Гоструда настаивала, что каких-либо ограничений для наложения таких штрафов нет (см. письмо от 29.12.2017 г. № 12291/4/4.1-ДП17 // «ОТ», 2018, № 7, с. 6), в то время как по мнению Минсоцполитики такой срок должен ограничиваться 1095 днями (см. письмо от 05.01.2018 г. № 8/0/22-18/134 // «ОТ», 2018, № 4/1, с. 5)) — Примеч. ред.

Для начала отметим, что штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы налагается за несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда. Строго говоря, в законодательстве нет определения термина «минимальные гарантии в оплате труда». Вместе с тем ст. 11 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) указывает, что минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы, как минимальные гарантии в оплате труда, определяются генеральным соглашением. Фактически — по букве закона — данная норма привязывает термин «минимальные гарантии в оплате труда» лишь к минимальным размерам ставок (окладов) заработной платы.

Но! В ч. 1 ст. 12 Закона об оплате труда содержится также и другой термин «минимальные государственные гарантии» — и даже приводится их состав — это нормы и гарантии, предусмотренные как ч. 1 ст. 12 Закона об оплате труда (к слову, в ней об авансах работникам нет ни слова), так и КЗоТ. Заметим, что в вопросе ответственности за несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда Гоструда традиционно (в том числе на официальных сайтах своих местных управлений) ссылается именно на эту ст. 12 Закона об оплате труда. Таким же образом данное ведомство поступило и в комментируемом письме. Подобный подход чиновников объясним — ведь ссылка на КЗоТ в ст. 12 Закона об оплате труда позволяет им существенно расширить перечень оснований для применения штрафа в десятикратном размере минимальной зарплаты. Но, увы, он не отвечает ни законодательству, ни здравому смыслу.

Во-первых, как мы уже отмечали, штраф в десятикратном размере минимальной зарплаты применяется за несоблюдение именно минимальных гарантий в оплате труда, а не минимальных государственных гарантий. Это разные термины, и любые аналогии здесь неуместны.

Во-вторых, если и говорить об аналогиях, то можно вспомнить вывод Гоструда по вопросу занижения суммы индексации. В нем чиновники пояснили, что если индексация начисляется, но в неправильном размере, то штраф применяется не в десятикратном размере МЗП, а лишь в размере одной минимальной зарплаты — как за прочее нарушение трудового законодательства (абзац 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) (см. «Штраф за занижение суммы индексации работнику» сегодняшнего номера). Учитывая это, аналогичный подход Гоструда следовало бы применить и в отношении авансов в заниженном размере.

В-третьих, если исходить из позиции Гоструда и использовать в качестве основы ст. 12 Закона об оплате труда, то под нарушение минимальных гарантий в оплате труда подпадает практически любое нарушение КЗоТ. Вместе с тем законодатель в ст. 265 КЗоТ специально разграничил нарушения на разные виды и предусмотрел за них разные санкции. При этом, поскольку такое нарушение, как занижение суммы аванса работнику, не выделено в ст. 265 КЗоТ отдельно, за него, по нашему мнению, штраф должен налагаться в размере одной минимальной заработной платы — как за прочее нарушение трудового законодательства (см. также выше аналогию с неправильно определенной суммой индексации). Заметим, что подобная логика встречается также в судебной практике: в частности, Харьковский апелляционный административный суд в определении от 16.01.2018 г. по делу № 816/1758/17, проанализировав состав ст. 11 и 12 Закона об оплате труда, пришел к выводу, что доплата за вредные условия труда не относится к минимальным гарантиям по оплате труда (поскольку не названа в ст. 12 Закона), а потому если она не выплачивается, штраф применяется в размере одной минимальной заработной платы.

В-четвертых, насколько нам известно, специалисты Гоструда в устных разъяснениях полностью соглашаются с тем, что за нарушение сроков выплаты заработной платы и прочих выплат, предусмотренных законодательством, более чем за один месяц штраф применяется в трехкратном размере минимальной заработной платы (а если менее одного месяца — в однократном размере минимальной заработной платы). Исходя из этого, получается, что штраф за невыплату заработной платы ниже, чем за выплату аванса в заниженном размере. Не абсурд ли это?

Что касается позиции Минсоцполитики, то приведенные нами аргументы подходят и для позиции данного ведомства. Ведь занижение суммы аванса еще нельзя считать выплатой заработной платы в неполном объеме, поскольку ошибка может быть связана лишь с неправильными расчетами, и недостающая сумма будет выплачена в составе заработной платы за оставшуюся часть месяца. Поэтому повторимся: по нашей оценке, такое нарушение должно квалифицироваться как прочее нарушение трудового законодательства, и штраф за него должен применяться в размере одной минимальной заработной платы.

Учитывая вышеизложенное, надеемся, что чиновники пересмотрят свою позицию. А до такого пересмотра обратим внимание, что из двух зол вывод Минсоцполитики, учитывая предложенный им размер штрафов, является меньшим.

При этом также заметим, что за рассматриваемое нарушение штраф грозит не только, собственно, работодателю (по ст. 265 КЗоТ — см. выше), но и его должностным лицам — на основании ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (даже несмотря на то, что Гоструда в комментируемом письме об этом даже не вспомнила). Размер такого штрафа составит в общем случае от 30 до 100 ннмдг (т. е. от 510 до 1700 грн.).

Виталий Смердов, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше