Темы статей
Выбрать темы

О корректировке заработной платы в соответствии с п. 10 Порядка № 100 в случае отсутствия коллективного договора

Государственная служба по вопросам труда
Письмо от 17.05.2018 г. № 3933/4.1/4.1-ДП-18

Департамент по вопросам труда Гоструда рассмотрел письмо <…> и сообщает.

В соответствии со статьей 97 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины) формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Таким образом, законодательством о труде определен порядок утверждения условий оплаты труда при условии отсутствия коллективного договора.

Порядок исчисления средней заработной платы (далее — Порядок) утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100. Действие этого Порядка распространяется на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности.

В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняются средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения. На хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы и других выплат осуществляется с учетом их финансовых возможностей.

Таким образом, по нашему мнению, отсутствие коллективного договора не является основанием для непроведения корректировки заработной платы.

В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 разъяснения по вопросам исчисления средней заработной платы во всех случаях ее сохранения предоставляются Министерством социальной политики, а в случае когда выплаты по средней заработной плате осуществляются из бюджета или общественных фондов потребления — при участии Министерства финансов и соответствующих фондов.

Дополнительно сообщаем, что полномочия Гоструда определены Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 11.02.2015 г. № 96, в соответствии с которым Гоструда реализует государственную политику в сферах промышленной безопасности, охраны труда, гигиены труда, обращения со взрывчатыми материалами промышленного назначения, осуществления государственного горного надзора, а также по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, в связи с временной потерей трудоспособности, на случай безработицы в части назначения, начисления и выплаты пособия, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Гоструда осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами, в том числе их структурными и обособленными подразделениями, не являющимися юридическими лицами, и физическими лицами, которые используют наемный труд, и обеспечивает работодателей и работников информацией и разъяснениями относительно эффективных средств соблюдения законодательства и предотвращения возможным его нарушениям.

В случае возникновения дополнительных вопросов предлагаем Вам обратиться в Министерство социальной политики, которое является органом, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику, в частности в сфере труда и социальной политики, трудовых отношений.

Вместе с тем сообщаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, имеют лишь информационный характер и не устанавливают правовых норм.

Заместитель директора Е. Коновалова

Комментарий редакции

Минсоцполитики и Гоструда в унисон: корректировка касается каждого работодателя

Отпускная пора в самом разгаре. Ушедшие в отпуск работники могут насладиться заслуженным отдыхом, а правильный и точный расчет отпускных — задача бухгалтера. Не ошибиться в расчете поможет Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). В нем, в частности, сказано и о корректировке зарплаты в случае повышения окладов. Огорчает лишь тот факт, что в Порядке есть много белых пятен.

Сначала напомним, что такое корректировка средней заработной платы (п. 10 Порядка № 100).

«В случае повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируется на коэффициент повышения тарифных ставок, должностных окладов».

То есть условием для проведения корректировки является повышение окладов, состоявшееся в расчетном периоде или в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок.

Корректировке средней зарплаты отведен только п. 10 Порядка № 100. Да и сам Порядок был утвержден более 20 лет назад и всех ситуаций он не учитывает. Именно поэтому у бухгалтеров возникают вопросы относительно корректировки. Ответы, как обычно, ищем у профильных ведомств.

Так, Минсоцполитики в письмах от 17.05.2018 г. № 838/0/101-18 и от 10.05.2018 г. № 766/0/101-18, а также Гоструда в письме от 17.05.2018 г. № 3933/4.1/4.1-ДП-18 (см. в этом номере) разъясняют некоторые моменты корректировки зарплаты в случае повышения окладов, которые прямо не прописаны в Порядке № 100. Кратко прокомментируем основные выводы этих писем.

Вывод 1

Нормы Порядка № 100 распространяются на предприятия, учреждения и организации, а также на физических лиц-предпринимателей, которые заключают с работниками трудовые договоры.

Дело в том, что право на отпуска имеют только лица, состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также работающие по трудовому договору у физлица (ст. 2 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР). Порядок оплаты отпусков разрабатывается Кабмином. И это — Порядок № 100. Он же разработан и во исполнение КЗоТ, положения которого регулируют трудовые отношения.

И хотя в самом Порядке № 100 прямо не сказано о физлицах-предпринимателях, заключающих трудовые договоры со своими работниками, его положения распространяются и на них. Другими словами, все работодатели, в том числе и работодатели-предприниматели, обязаны проводить корректировку среднего заработка, предусмотренную п. 10 Порядка № 100.

Вывод 2

Корректировку средней зарплаты проводят и в случае отсутствия коллективного договора.

Корректировка средней зарплаты предусмотрена для того, чтобы работники в случае повышения окладов при исчислении средней зарплаты во всех случаях ее расчета в соответствии с нормами Порядка не теряли в заработке. В п. 10 Порядка № 100 сказано, что корректировку проводят в случае повышения окладов в соответствии с актами законодательства или согласно условиям коллективного договора (соглашения). Но не всегда размеры должностных окладов устанавливаются в колдоговоре. Если колдоговор не заключался, то условия и размеры окладов могут устанавливаться в приказе работодателя.

Таким образом, отсутствие колдоговора не является основанием для непроведения корректировки. Если оклады работникам были повышены на основании приказа (распоряжения) руководителя, корректировать среднюю зарплату нужно.

Вывод 3

Физлица-предприниматели, как и хозрасчетные предприятия, могут уменьшить коэффициент корректировки исходя из своих финансовых возможностей.

Мы уже выяснили, что корректировка средней зарплаты касается всех без исключения работодателей. Но если финансовое положение коммерческого работодателя оставляет желать лучшего, то коэффициент корректировки можно уменьшить. Для этого руководитель издает соответствующий приказ, в котором нужно озвучить причины, не позволяющие провести корректировки в полном объеме (в частности, снижение рентабельности, объемов производства; недостаточность оборотных средств и т. п.). И, конечно же, такой приказ должен быть согласован с профсоюзным комитетом или другим уполномоченным представлять интересы работников органом.

Подчеркнем: не проводить корректировку вообще работодатель не имеет права (см. также письмо Минсоцполитики от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416). А вот уменьшить коэффициент корректировки в случае тяжелого финансового положения предприятия (физлица-предпринимателя) можно.

Вывод 4

При расчете коэффициента корректировки количество знаков после запятой Порядком № 100 не установлено.

Коэффициент корректировки рассчитывают так: оклад после повышения делят на оклад до повышения.

Но сколько знаков после запятой оставлять после расчета? Порядок № 100 на этот счет молчит. Минсоцполитики на этот вопрос отвечает так (см. письмо от 10.05.2018 г. № 766/0/101-18): Порядком № 100 количество знаков после запятой не ограничено. То есть их может быть любое количество. Но чем больше знаков после запятой мы оставим, тем «ближе» к нужному получится результат. Сами специалисты Минсоцполитики в своих консультациях рекомендуют оставлять 4 знака после запятой*.

* См. «ОТ», 2013, № 11, с. 22.

Татьяна ГУЛЬ, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше