Темы статей
Выбрать темы

Об ответственности за не начисление индексации зарплаты и начисление в меньшем размере

Государственная служба по вопросам труда
Письмо от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18

Департамент по вопросам труда Гоструда рассмотрел письма редакции газеты «Оплата труда» от 04.04.2018 г. № 20 и № 21 и сообщает.

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда в соответствии с абзацем четвертым части второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) влечет за собой наложение штрафа на юридическое и физическое лицо — предпринимателя, который использует наемный труд, в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

Указанные штрафы налагаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509.

Процедура осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде определена Порядком осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.2017 г. № 295 (далее — Порядок).

Пунктами 27 — 29 Порядка предусмотрено, что в случае наличия нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездной инспекции, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездной инспекции, по результатам которой вносит предписание и/или принимает меры по привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности. В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не применяются.

Меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда применяются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездной инспекции.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины «Об оплате труда» нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время; за время простоя, который имел место не по вине работника; при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников младше восемнадцати лет, при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т. п.) и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для направляемых для повышения квалификации, на обследование в медицинское заведение; для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу; при разных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров и т. п.), а также гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях и т. п. устанавливаются КЗоТ и другими актами законодательства Украины.

Нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные частью первой статьи 12 Закона Украины «Об оплате труда» и КЗоТ, являются минимальными государственными гарантиями.

Статьей 95 КЗоТ предусмотрено, что заработная плата подлежит индексации в установленном законодательством порядке.

Правила исчисления индекса потребительских цен для проведения индексации и сумм индексации денежных доходов населения установлены Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078.

Таким образом, не начисление индексации заработной платы при наличии оснований является нарушением статьи 95 КЗоТ и, соответственно, минимальных государственных гарантий в оплате труда. Нарушение правил исчисления индекса потребительских цен для проведения индексации и сумм индексации является нарушением Порядка индексации, не подпадает под определение минимальных государственных гарантий в оплате труда, приведенное в статье 12 Закона Украины «Об оплате труда», и относится к категории других нарушений.

В случае выявления такого нарушения меры привлечения к ответственности будут применены в случае невыполнения внесенного предписания об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем сообщаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, имеют лишь информационный характер и не устанавливают правовых норм.

Заместитель директора Е. Коновалова

Комментарий редакции

Штрафной момент: ошибка в сумме индексации

Величина прироста индекса потребительских цен, «базовый» месяц, текущая индексация, индексация-разница… Эти слова до боли знакомы тем, кто проводит индексацию заработной платы. Довольно «мутный» механизм определения данных показателей, который к тому же время от времени КМУ пытается «покращити», попортил нервы не одному бухгалтеру.

Масла в огонь добавляет то, что Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), выписан под идеальные ситуации. А практика иногда подбрасывает такие «индексационные» задачки, ответы на которые приходится искать разве что в письмах Минсоцполитики.

В общем, индексация еще тот «зверь»! Приручить его с ходу удается не каждому бухгалтеру*. Поэтому вопрос, какие финансовые санкции грозят предприятию, если при исчислении суммы индексации была допущена ошибка (занижена сумма индексации), довольно часто звучит на «горячей линии».

* Правила индексации зарплаты см. в «ОТ», 2017, № 13.

На наш взгляд, такое нарушение следует квалифицировать как несоблюдение других требований трудового законодательства (абз. 8 ч. 2 ст. 265 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г., далее — КЗоТ), за которое предусмотрен штраф в размере минимальной зарплаты (сегодня — 3723 грн.). Однако настораживало письмо Гоструда от 24.01.2018 г. № 503/4/4.3-дп-18, в котором безапелляционно нарушение Порядка № 1078 было подтянуто под несоблюдение мингарантий в оплате труда (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). А это «стоит» аж 10 минзарплат за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение!

Именно поэтому мы решили расставить все точки над «і» и обратились в Гоструда с официальным запросом, в котором просили предоставить разъяснения по следующей ситуации. Бухгалтер неправильно применил отдельные положения Порядка № 1078. В результате этого была занижена сумма индексации работнику. Какие штрафные санкции грозят работодателю за такое нарушение, если оно выявлено инспектором труда во время инспекционного посещения?

Вывод Гоструда, сделанный в комментируемом письме, перед вами.

Неначисление индексации зарплаты при наличии оснований является нарушением ст. 95 КЗоТ и соответственно минимальных государственных гарантий в оплате труда.

Нарушение правил исчисления индекса потребительских цен для проведения индексации и сумм индексации является нарушением Порядка № 1078, не подпадает под определение минимальных государственных гарантий в оплате труда, приведенное в ст. 12 Закона об оплате труда, и относится к категории других нарушений.

Как видите, Гоструда разделило такие нарушения, как**:

** См. также консультацию специалиста Гоструда в «ОТ», 2018, № 8, с. 32.

(1) неначисление индексации заработной платы

и

(2) занижение суммы индексации в связи с допущенной ошибкой.

Неначисление индексации. Неначисление индексации зарплаты «трудовики» квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда. К такому выводу они приходят на основании ст. 12 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) (в ней указано, что нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные ч. 1 этой статьи и КЗоТ, являются минимальными государственными гарантиями***) и ст. 95 КЗоТ (ей установлена обязанность проведения индексации).

*** Вместе с тем есть мнение, что к минимальным гарантиям в оплате труда следует относить только гарантии по оплате труда не ниже минимальной заработной платы за фактически выполненную норму труда (см. «ОТ», 2018, № 8, с. 8 и 9).

За такое нарушение работодателю грозит штраф в размере 10 минзарплат (сегодня — 37230 грн.) за каждого работника, в отношении которого оно совершено (см. абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам (физлицу-предпринимателю) — админштраф в общем случае в размере от 510 грн. до 1700 грн. (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г., № 8074-X, далее — КоАП).

Важно! Если инспектор труда в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования) выявит, что работодатель не соблюдает мингарантии в оплате труда, штрафов не избежать! То есть финсанкции + админштраф (см. выше) будут всегда, независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспекционного посещения (невыездного инспектирования).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибку, в результате чего работнику была начислена индексация в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства.

Если такое нарушение будет выявлено в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), то меры по привлечению к ответственности будут применены в случае невыполнения вынесенного предписания об устранении выявленных нарушений.

Другими словами, выявив факт нарушения работодателем правил исчисления индекса потребительских цен для проведения индексации и сумм индексации, инспектор труда фиксирует их в акте инспекционного посещения (акте невыездного инспектирования).

Далее, после рассмотрения замечаний работодателя (при наличии), он (т. е. инспектор труда) в соответствии с п. 27 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295 (далее — Порядок № 295), обязан будет провести анализ материалов инспекционного посещения (невыездного инспектирования), по результатам которого вынесет предписание и/или примет меры по привлечению виновного в допущенных нарушениях должностного лица к установленной законом ответственности.

При этом если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (работодатель в срок, указанный в предписании, доначислит и выплатит работникам недополученную сумму индексации заработной платы), то финансовые санкции (штраф в размере 1 минзарплаты за нарушение других требований трудового законодательства, предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) к нему применяться не должны! Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Что касается админответственности по ст. 41 КоАП (штраф на должностных лиц предприятий (ФЛП) в общем случае в размере от 510 грн. до 1700 грн.), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18).

Далее уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо (ФЛП) или нет.

Как показывает судебная практика, если предписание будет выполнено (устранены нарушения), а виновное должностное лицо предприятия (ФЛП-работодатель) признает свою вину, то суд может ограничиться устным замечанием и на основании ст. 22 КоАП освободить его от админштрафа (см., например, постановления Александрийского горрайонного суда Кировоградской области от 08.02.2017 г. по делу 398/3977/16-п, Надвирнянского районного суда Ивано-Франковской области от 06.06.2017 г. по делу № 348/791/17****).

**** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/37680997 и http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/39345976 соответственно.

А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует (индексацию не доначислит), то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат еще и админштраф по ст. 1886 КоАП (от 850 грн. до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.

Лилия УШАКОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше