Темы статей
Выбрать темы

О реализации ОМС полномочий по контролю за соблюдением законодательства о труде

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
Письмо от 28.02.2018 г. № 8/34-16-18

Директорат по вопросам развития местного самоуправления, территориальной организации власти и административно-территориального устройства Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины рассмотрел <…> обращение <…> и в пределах компетенции информирует.

1. О том, нужно ли вводить в штат аппарата совета ОТГ инспектора труда в связи с приобретением органами местного самоуправления полномочий по контролю за соблюдением законодательства о труде и занятости населения? Можно ли эти полномочия возложить на уже работающего работника?

Частью 1 статьи 16 Закона установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом.

Статьей 26 Закона определена исключительная компетенция сельских, поселковых, городских советов. Так, в соответствии с пунктами 5, 6 части 1 этой статьи исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы утверждения по предложению сельского, поселкового, городского головы структуры исполнительных органов совета, общей численности аппарата совета и его исполнительных органов, расходов на их содержание; создание по предоставлению сельского, поселкового, городского головы других исполнительных органов совета.

Таким образом, соответствующий орган местного самоуправления имеет право либо вводить в штат аппарата совета нового инспектора труда, либо возложить соответствующие полномочия на уже работающего работника.

2. О том, на самом ли деле указанные органы местного самоуправления и ОТГ смогут проверять любые предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников на подчиненной территории. Но в отличие от Гоструда, они осуществляют контроль достаточно узкого круга вопросов, а именно: своевременной и в полном объеме оплаты труда; соблюдения минимальных гарантий в оплате труда; оформления трудовых отношений?

По содержанию статей 17 и 18 Закона органы местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся или не находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, а также физических лиц, которые используют труд наемных работников.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в этом Законе термин «органы государственного надзора (контроля)» употребляется в значении, приведенном в Законе Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

По содержанию абзаца 2 статьи 1 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» органами государственного надзора (контроля) являются уполномоченные законом центральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, государственные коллегиальные органы, органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, органы местного самоуправления.

Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.2017 г. № 295 (далее — Порядок). Указанный Порядок имеет рекомендательный характер для городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад.

Согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (далее — исполнительные органы советов) по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что инспекторами труда являются должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, исполнительных органов советов, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Пунктом 2 части 1 статьи 255 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) установлено, что по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 — 4 статьи 41 КУоАП, протоколы о правонарушениях имеют право составлять должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.

Правонарушения, предусмотренные частями 1 — 4 статьи 41 КУоАП, касаются вопросов своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда и оформления трудовых отношений (то есть вопросов труда и занятости населения).

Из приведенного следует, что органы местного самоуправления уполномочены Законом проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся / не находятся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, а также физических лиц, использующих труд наемных работников относительно соблюдения указанными субъектами требований законодательства о своевременной и в полном объеме оплате труда, соблюдении минимальных гарантий в оплате труда и оформлении трудовых отношений.

3. О том, как следует решать на сегодняшний день вопрос наличия или отсутствия моратория для органов местного самоуправления и ОТГ?

Законом Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» установлен до 31 декабря 2018 года мораторий на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Однако, по содержанию статьи 6 этого Закона и абзаца 23 Перечня органов государственного надзора (контроля), на которые не распространяется действие Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 18.12.2017 г. № 1104, действие Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не распространяется на исполнительные органы городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (в части мероприятий по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде).

Таким образом, мораторий не распространяется на проведение органами местного самоуправления проверок соблюдения требований законодательства о труде и занятости населения.

4. О том, имеет ли право орган местного самоуправления в указанном случае образовать новый уполномоченный орган (отдел аппарата совета, самостоятельное подразделение) или ввести в штат соответствующих работников? Имеет ли право орган местного самоуправления уполномочить уже существующий орган (отдел) или возложить контрольные полномочия на уже работающих работников?

Частью 1 статьи 16 Закона установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом.

Статьей 26 Закона определена исключительная компетенция сельских, поселковых, городских советов. Так, в соответствии с пунктами 5, 6 части 1 этой статьи исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы утверждения по предложению сельского, поселкового, городского головы структуры исполнительных органов совета, общей численности аппарата совета и его исполнительных органов, расходов на их содержание; создание по предоставлению сельского, поселкового, городского головы других исполнительных органов совета.

В соответствии со статьей 54 Закона сельский, поселковый, городской, районный в городе (в случае его создания) совет в пределах утвержденных им структуры и штатов может создавать отделы, управления и другие исполнительные органы для осуществления полномочий, относящихся к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов.

Таким образом, городские советы городов областного значения и советы объединенных территориальных громад, с целью контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, могут либо создать новый, либо возложить контрольные полномочия на существующий исполнительный орган соответствующего совета.

Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения о Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегион), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.04.2014 г. № 197 (далее — Положение), одним из основных заданий Минрегиона является обеспечение формирования и реализации государственной региональной политики, в частности относительно территориальной организации власти, административно-территориального устройства, развития местного самоуправления.

Подпунктом 25 пункта 4 Положения предусмотрено, что Минрегион в соответствии с возложенными на него заданиями информирует и предоставляет разъяснения о реализации государственной политики в соответствующих сферах.

Попутно сообщаем, что письма Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины не устанавливают норм права и имеют лишь информационный характер.

Генеральный директор Директората по вопросам развития местного самоуправления, территориальной организации власти и административно-территориального устройства С. Шаршов

Комментарий редакции

Функции ОМС по трудовому инспектированию: дополнения от Минрегиона

С 01.01.2017 г. в ведение исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад отнесены полномочия по осуществлению на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством, а также полномочия по наложению штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством (ч. 3 ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, далее — Закон № 280/97).

При этом инспекторы труда исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (далее — ОМС) могут проводить инспекционные посещения и невыездные инспектирования (далее — трудовое инспектирование) по ограниченному кругу вопросов, а именно: своевременной и в полной объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений (п. 2 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295).

Напомним, что о реализации «местными» органами своих полномочий по трудовому инспектированию мы говорили при рассмотрении писем Минсоцполитики от 14.02.2018 г. № 252/0/101-18/283 и Гоструда от 13.02.2018 г. № 1040/4/4.1.-ДП-18 (см. «ОТ», 2018, № 7, с. 8). От «трудовых» ведомств не отстает и Минрегион. В комментируемом письме это Министерство предоставило свои разъяснения о реализации ОМС функций по трудовому инспектированию.

Кто в ОМС может осуществлять контролирующие функции за соблюдением законодательства о труде (вопросы 1, 4 комментируемого письма)? Минрегион считает, что для обеспечения полномочий по трудовому инспектированию ОМС может:

— ввести в штат соответствующего исполкома новую должность инспектора труда;

— возложить обязанности инспектора труда на уже существующую должность;

— создать новый или возложить контролирующие полномочия по контролю за соблюдением законодательства о труде и занятости населения на существующий исполнительный орган соответствующего совета.

По сути, именно такие способы решения вопроса об исполнении полномочий по трудовому инспектированию в ОМС предлагают и Минсоцполитики, и Гоструда. О том, как воплотить их жизнь, мы рассказывали в «ОТ», 2018, № 7, с. 12.

В отношении каких работодателей ОМС могут проводить трудовое инспектирование (вопрос 2 комментируемого письма)? В ч. 2 ст. 17 Закона № 280/97 указано: ОМС при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады.

Одновременно в ч. 3 ст. 18 Закона № 280/97 прописано: ОМС при осуществлении полномочий в сфере контроля по соблюдению законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физлиц, использующих труд наемных работников.

Основываясь на этих нормах, Минрегион в комментируемом письме разъясняет: ОМС уполномочены осуществлять трудовое инспектирование на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся / не находящихся в коммунальной форме собственности соответствующей территориальной громады, а также физлиц, использующих труд наемных работников. Надо полагать, что ОМС могут проводить трудовое инспектирование тех работодателей и физлиц, использующих наемный труд, которые имеют отношение к соответствующей территориальной громаде. Тут же еще раз заметим, что в ведении ОМС ограниченный круг контролирующих полномочий по соблюдению трудового законодательства: своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдению минимальных гарантий в оплате труда, оформлению трудовых отношений.

Также напомним, что руководители исполнительных органов ОМС и их заместили имеют право налагать штрафы (финансовые санкции), предусмотренные ч. 2 ст. 265 КЗоТ, в отношении вопросов, отнесенных к их компетенции по контролю за соблюдением трудового законодательства. Основанием для наложения таких «трудовых» штрафов является акт о выявленных у работодателя нарушениях законодательства о труде и/или занятости населения, который составляется инспектором труда ОМС (п. 2 Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509).

Кроме того, должностные лица, уполномоченные исполкомами сельских, поселковых, городских советов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КоАП). Напомним, что ч. 1 — 4 ст. 41 КоАП предусмотрена ответственность за нарушения требований законодательства о труде. Конечно же, указанные «местные» органы имеют право составлять протоколы только в отношении вопросов, отнесенных к их компетенции.

Здесь же напомним, что дела об административных нарушениях, указанных в ч. 1 — 4 ст. 41 КоАП, рассматривают суды (ст. 221 КоАП). То есть вышеуказанные «местные» органы в рамках своих компетенций могут лишь составить протокол о выявленных административных нарушениях, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 41 КоАП, а вот решение о наложении штрафа на работодателя уже принимает суд.

Есть ли в 2018 году мораторий на проведение ОМС трудового инспектирования (вопрос 3 комментируемого письма)? С 01.01.2018 г. вступили в силу изменения к Закону Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.2016 г. № 1728-VIII (далее — Закон № 1728). В частности, в новой редакции изложена ст. 6 Закона № 1728: действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие во время проведения мероприятий надзора (контроля) органами, перечень которых устанавливается КМУ.

Во исполнение этой нормы с 23.02.2018 г. действует Перечень органов государственного надзора (контроля), на которые не распространяется действие Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», утвержденный постановлением КМУ от 18.12.2017 г. № 1104 (далее — Перечень № 1104). В этом Перечне указаны ОМС (в части мероприятий по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде).

Отсюда и вердикт Минрегиона: на сегодняшний день мораторий не распространяется на проведение ОМС контролирующих полномочий по соблюдению требований законодательства о труде и занятости населения.

Напомним, что аналогичное мнение высказывали и мы в «ОТ», 2018, № 7, с. 11. Но в этом вопросе хотелось бы сделать небольшое уточнение: инспекторы труда ОМС имеют право осуществлять трудовое инспектирование без ограничений (по вопросам, относящимся к их компетенции), установленных Законом № 1728, с 23.02.2018 г. по 31.12.2018 г., т. е. в период действия Перечня № 1104.

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше