Темы статей
Выбрать темы

Выборы. Оплачиваем работу членов избирательной комиссии

Огай Елена, эксперт по вопросам оплаты труда, Шпакович Николай, главный редактор журнала «Оплата труда»
Любые выборы связаны с использованием бюджетных средств, а также имущества коммунальных и государственных учреждений. Немало работников этих учреждений выразили свою гражданскую позицию, согласившись поработать в составе избирательных комиссий (ИК). Мы же готовы поучаствовать в этом благом деле, предоставив подробный анализ законодательных норм, регулирующих порядок оплаты труда членов ИК и других участников избирательного процесса.

Работа в ИК

Главным документом, который регулирует проведение президентских выборов, является Закон № 474*. Согласно ч. 1 ст. 37 этого Закона расходы на подготовку и проведение выборов Президента Украины осуществляются исключительно за счет средств Государственного бюджета Украины.

* Закон Украины «О выборах Президента Украины» от 05.03.99 г. № 474-XIV.

Оплата труда членов Центральной избирательной комиссии (ЦИК), работников секретариата и патронатной службы ЦИК проводится в обычном «трудовом» порядке с учетом требований Закона Украины «О Центральной избирательной комиссии» от 30.06.2004 г. № 1932-IV. А вот с окружными и участковыми ИК часто возникают вопросы. Ведь такие ИК формируют под каждые выборы отдельно. Поэтому о нюансах оплаты труда в таких ИК мы напомним.

В ч. 1 ст. 40 Закона № 474 установлено, что оплату труда членов ИК осуществляют на основании:

постановления КМУ «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий всеукраинского референдума» от 28.07.2004 г. № 966. (далее — постановление № 966);

Порядка оплаты труда членов окружных и участковых избирательных комиссий по выборам Президента Украины, утвержденного постановлением ЦИК от 08.04.2014 г. № 226 (далее — Порядок № 226).

На оплатных условиях работают не все, а лишь часть членов ИК. Так, на платной основе могут выполнять свои полномочия на выбор — председатель, заместитель председателя, секретарь или другие члены ИК в количестве (ч. 4 ст. 29 Закона № 474 и п. 2.1 Порядка № 226):

• не более 4 человек — для окружной ИК;

• не более 3 человек — для участковой ИК.

Такие лица могут выполнять свои полномочия в ИК на основании гражданско-правового договора. Основанием для его заключения является решение ИК, которое должна утвердить вышестоящая ИК (п. 2.1 Порядка № 226).

В то же время большинство членов ИК осуществляют свои полномочия в условиях неполной нагрузки — безвозмездно. Если такие лица привлекаются к подготовке выборов в период с начала функционирования ИК и до дня голосования, то выплаты из государственного бюджета им не осуществляют. Оплата таким лицам осуществляется только за день голосования и за дни подсчета голосов. Может быть выплачено единоразовое денежное вознаграждение.

В дни (периоды), не оплачиваемые из бюджета, такие члены ИК имеют право на гарантии по месту работы как работники, исполняющие государственные обязанности (ст. 119 КЗоТ). За время их отсутствия по месту трудоустройства сохраняется должность и выплачивается средний заработок. Выплату среднего заработка осуществляет непосредственно работодатель.

ВНИМАНИЕ!

Формирование состава ИК не является приемом лиц на работу. Члены ИК в трудовые отношения с окружными и территориальными ИК не вступают.

Виды выплат членам ИК

Теперь поговорим про оплату труда членов ИК.

Как мы уже говорили, участие в избирательном процессе в качестве члена окружной или участковой комиссии предусматривает оплату, которую осуществляют за счет средств госбюджета. За счет фонда оплаты труда, предусмотренного сметой окружной ИК, осуществляют три вида выплат:

1) оплату за работу членов ИК, выполняющих свои полномочия в ИК на платной основе;

2) оплату за работу членов ИК в день голосования и дни установления итогов голосования;

3) выплату единоразового денежного вознаграждения членам ИК.

Рассмотрим все виды выплат по отдельности.

Работа на платной основе

Порядок оплаты за работу членов ИК, выполняющих свои полномочия на платной основе, зависит от того, имеют они основное место работы или нет.

Безработный член ИК. Изначально размер оплаты труда таких лиц надо определять исходя из данных, приведенных в приложениях 1 и 4 к постановлению № 966 (п. 2.6 Порядка № 226). Но, взглянув на оба приложения, сразу становится ясно — они явно устарели.

Поэтому отметим важную деталь, приведенную в п. 1.4 Порядка № 226: оплата труда члена ИК, являющегося пенсионером или лицом, временно не работающим, не может быть ниже размера МЗП, установленного на момент ее начисления (в 2019 году — не ниже 4173 грн.).

Абзацем 4 п. 1 постановления № 966 также предусмотрено: если месячная заработная плата, указанная в приложениях к постановлению № 966, ниже определенного законом размера МЗП, заработная плата устанавливается на уровне соответствующего размера МЗП.

Учитывая оба тезиса, делаем вывод:

ВАЖНО!

работа членов ИК, которые не имеют основного места работы, оплачивается исходя из размера МЗП. В 2019 году — не ниже 4173 грн. (за полный месяц).

Есть основное место работы. Указанные лица на период работы в ИК полностью освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы.

Оплату из госбюджета таким лицам осуществляют:

1) в размере не ниже его средней заработной платы по основному месту работы (пп. 1.4 и 2.6 Порядка № 226). Для этого они предоставляют в ИК с основного места работы справку о средней заработной плате, размер которой исчисляется в соответствии с Порядком № 100;

2) на основании постановления № 966 и Порядка № 226 (см. ч. 1 ст. 40 Закона № 474).

Выходит, что при расчете такой оплаты тоже следует учитывать требования п. 1 постановления № 966, но только теперь — абзаца 3: оплачивать труд члена ИК в размере не ниже МЗП.

Если средний заработок члена ИК по основному месту работы оказался меньше установленного размера МЗП, то оплату следует осуществить на уровне минзарплаты — исходя из 4173 грн.

ВНИМАНИЕ!

За время работы в ИК на платной основе по основному месту работы средний заработок не сохраняют.

Периодичность и основания для оплаты труда членов ИК. Оплату труда членов окружной ИК проводят один раз в месяц.

Основания: табель учета рабочего времени и акт выполненных работ. Оплату начисляет окружная ИК (п. 2.8 Порядка № 226).

Табели учета рабочего времени может подписывать только председатель комиссии, а в случае его отсутствия — заместитель председателя.

Делегировать другому члену комиссии эти функции нельзя.

Если член ИК осуществлял свои полномочия неполный месяц, то оплату следует рассчитывать пропорционально отработанному времени. Перечисляют такую оплату через учреждение банка или отделение связи на личный карточный либо другой счет по заявлению члена ИК (пп. 2.10 и 2.11 Порядка № 226).

Услуги, связанные с перечислением указанной выплаты через учреждение банка или отделения связи, оплачиваются за счет средств члена ИК.

Оплата за дни голосования и подсчета голосов

За дни голосования и подсчета голосов оплату получают все члены ИК, выполнявшие свои полномочия (п. 3.1 Порядка № 226).

Оплату осуществляют в размере не более 14 % размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года, за день. То есть оплата должна составлять не более 268,94 грн. (1921 х 14 %) за каждый из указанных отработанных дней.

Сроком окончания установления итогов голосования являются:

• для участковых ИК — дата принятия окружной ИК протокола о подсчете голосов избирателей на избирательном участке;

• для окружных ИК — дата составления ею протокола об итогах голосования в пределах соответствующего территориального избирательного округа.

При этом оплата труда членов ИК в день голосования и в дни установления итогов голосования осуществляется с учетом ограничений, установленных п. 3.2 Порядка № 226:

• для членов окружных ИК — не более чем за 3 дня, т. е. максимальный размер вознаграждения — 806,82 грн. (268,94 х 3);

• для членов участковых ИК — не более чем за 2 дня, т. е. максимальный размер вознаграждения — 537,88 грн. (268,94 х 2).

Основанием для оплаты труда членов ИК в такие дни также является табель учета рабочего времени.

Единоразовое денежное вознаграждение

Этот вид вознаграждения НЕ является обязательным. Он начисляется и выплачивается после установления окружной ИК итогов голосования в соответствующем территориальном избирательном округе и исключительно при наличии общей экономии фонда оплаты труда, предусмотренного единой сметой расходов соответствующей окружной ИК. Согласно п. 4.1 Порядка № 226 единоразовое денежное вознаграждение членам ИК может быть начислено и выплачено один раз в течение избирательного процесса.

Такое вознаграждение могут получить не все члены комиссии, а только те, которые активно участвовали в ее работе, независимо от того, на платной или неоплатной основе они работают в комиссии.

Размер единоразового денежного вознаграждения членам ИК определяется на заседании комиссии по представлению ее председателя и зависит от личного вклада каждого члена комиссии в ее деятельность, о чем принимается соответствующее решение.

При этом согласно п. 4.7 Порядка № 226 размер такого вознаграждения не может превышать размера месячной заработной оплаты, установленный постановлением № 966, по должностям, которые члены ИК занимают в этих комиссиях.

Постановление участковой ИК о выплате единоразового денежного вознаграждения утверждается решением соответствующей окружной ИК.

img 1

Выплаты членам ИК

Оплата труда специалистов, экспертов и технических работников

Для организационного, правового, информационного, технического обеспечения деятельности ИК привлекают специалистов, экспертов и технических работников.

Взаимоотношения между ИК и такими специалистами регулирует Порядок № 255*. Оплата их труда осуществляется ежемесячно соответствующей ИК на основании акта предоставленных услуг.

* Порядок привлечения специалистов, экспертов и технических работников для организационного, правового, информационного, технического обеспечения осуществления полномочий избирательных комиссий на время подготовки и проведения выборов Президента Украины (приложение 1 к постановлению ЦИК от 11.04.2014 г. № 255).

Размер оплаты труда (в месяц) таких лиц не должен превышать размера месячной заработной платы члена соответствующей ИК, установленного в приложениях 1 и 4 к постановлению № 966, и не может быть ниже размера МЗП, установленного на момент ее начисления (п. 14 Порядка № 255).

То есть в 2019 году оплату услуг привлеченных специалистов нужно проводить из расчета 4173 грн. Дополнительно после установления итогов голосования окружная ИК может выплачивать таким лицам единоразовое денежное вознаграждение (п. 15 Порядка № 255). Сроки расчетов за предоставленные услуги определяются в гражданско-правовом договоре.

В случае привлечения для работы в ИК бухгалтера, кассира или иного специалиста, на которого непосредственно возлагается обязанность хранения, перевозки или использования материальных ценностей или средств, отдельно заключается договор о полной материальной ответственности.

Что с ЕСВ, НДФЛ и ВС?

Месячная заработная оплата, оплата за день голосования и дни подсчета голосов, единоразовое денежное вознаграждение (при его наличии) являются объектами для начисления ЕСВ и удержания НДФЛ и ВС.

На все выплаты начисляйте ЕСВ по ставке 22 %. Причем на фактическую базу начисления ЕСВ (без дотягивания до МЗП).

Отдельно о заполнении ЕСВ-отчета вы можете прочесть в статье «Выборы. ЕСВ-отчет от избирательной комиссии» этого номера.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше