Темы статей
Выбрать темы

Трудовые проверки по-новому: что изменилось?

Кучерова Оксана, юрист
Страсти вокруг трудовых проверок не утихают и до сих пор. Поводом для волнений многих работодателей стало принятие нового Порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Так что же изменилось в новом Порядке или все новое — это хорошо забытое старое? Давайте разбираться вместе.

Новый — очень похож на «старый» Порядок

Недавно постановлением КМУ «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019 г. № 823 (действует с 30.08.2019 г.) правительство реинкарнировало:

• Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок № 823);

Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.

Напомним: 14.05.2019 г. Шестым апелляционным административным судом было признано недействительным постановление КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017 г. № 295. Поэтому инспекторы Гоструда имели право проводить плановые и внеплановые проверки относительно соблюдения требований трудового законодательства субъектами хозяйствования исключительно в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

В соответствии с Порядком № 823 государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется во всем нам знакомых формах: инспекционные посещения и невыездные инспектирования.

Проводить мероприятия контроля могут, как и раньше:

• инспекторы труда Гоструда и ее территориальных органов

а также

• инспекторы труда исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (исключительно по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).

Осталась и норма о предоставлении проверяющим возможностей «супермена» (со сверхвозможностями) и «спайдермена» (со сверхпроходимостью).

Хоть инспектор труда и должен сообщить работодателю (объекту посещения) о проведении инспекционного посещения, но если идет речь о выявлении неоформленных трудовых отношений, он не обязан сообщать о своем визите.

К тому же никуда не делась и норма о том, что при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений (при наличии для этого оснований) контролеры могут в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд.

Хотя обращает внимание то, что раньше в этой норме было словосочетание «самостоятельно приходить», — теперь же его исключили. Поэтому можно надеяться, что такие «гости» будут наведываться лишь в присутствии уполномоченного представителя объекта посещения.

Осталось также право инспекторов труда знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию/сведения по вопросам, являющимся предметом инспекционного посещения, невыездного инспектирования, и получать заверенные объектом посещения их копии или извлечения. Но изымать оригиналы финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части им запрещено.

Что же изменилось?

Как бы ни был похож новый Порядок № 823 на старый, но некоторые новации он все-таки внедрил.

Это смелый шаг вперед, но практика покажет, как эти новации будут работать в реальной жизни и на самом ли деле Порядок № 823 более милосердный для бизнеса, чем его предшественник.

А пока что знакомимся с основными новациями.

1. Выполнение предписания почти всегда освобождает от финансовых санкций. Почему почти? Потому что, как исключение, осталось нарушение в виде неоформленных работников. В таком случае одновременно выносится и предписание, и штраф за такое нарушение.

Напомним: раньше получить и предписание, и финансовую санкцию одновременно можно было еще и за такие нарушения, как несвоевременная и не в полном объеме выплата заработной платы и несоблюдение минимальных гарантий в сфере оплаты труда. Теперь — только относительно использования труда неоформленных работников. Посмотрим, как этот «лояльный механизм» будет работать и изменилось ли что-то по факту.

Что же касается админответственности, то по правилам пп. 27 и 28 Порядка № 823 инспектор труда, в случае выявления нарушения, вносит предписание и/или принимает меры по привлечению виновного в нарушениях должностного лица к установленной законом ответственности. При этом об «амнистии» должностных лиц в случае выполнения предписания уже не упоминается.

2. Решен вопрос с направлением на проверку. Так, по требованию объекта посещения инспектор труда теперь обязан предоставить копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения.

3. Уточнена продолжительность трудовых проверок. Этот срок не может превышать 10 рабочих дней для всех без исключения. Этот срок считается со дня, следующего за днем предоставления объектом посещения документов и объяснений, необходимых для их проведения.

4. Уточнены сроки для обжалования предписания или требования инспектора труда. Они могут быть обжалованы соответственно в 10-дневный и однодневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда. На время рассмотрения жалобы проведение инспекционного посещения или невыездного инспектирования приостанавливается.

5. Подкорректированы основания для проведения трудовых проверок. Добавлен ряд новых оснований для проверки, в частности по запросу народного депутата; в случае невыполнения требований предписания. Однако было исключено такое основание, как задолженность по уплате ЕСВ в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника.

Кстати, не лишним будет напомнить перечень оснований, из-за которых к вам могут пожаловать инспекторы труда (см. рисунок).

img 1

Основания для проведения инспекционного посещения

Поэтому проверьте, все ли у вас хорошо и нужно ли готовиться к визиту «ревизоров».

Мы держим руку на пульсе и будем следить за тем, как нормы нового порядка трудовых проверок будут реализовываться на практике.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше