Что такое дежурство
Дежурство — это пребывание работника на предприятии, в учреждении, организации по распоряжению администрации до начала или после окончания рабочего дня, в выходные, праздничные дни как ответственного за порядок и для оперативного решения неотложных вопросов, не связанных с его трудовыми обязанностями, а также для передачи информации.
Такое определение было приведено Минтруда в письме от 02.04.2010 г. № 89/13/116-10.
Здесь важно выделить 2 основных момента, которые характеризуют дежурства.
Работник находится на работе не в свое рабочее время, которое предусмотрено графиком работы.
Он выполняет определенные задачи, не связанные с его трудовыми обязанностями.
Если с первым пунктом (потраченное время) все понятно, то по второму (что делает работник во время дежурства) возникают вопросы. Прежде всего, нужно выяснить, какие задачи/функции выполняет работник.
В «древнем» постановлении ВЦСПС «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» от 02.04.54 г. № 233* (далее — постановление № 233) указаны некоторые функции, которые не должны возлагаться на дежурных. Это работа по охране объекта, проверка пропусков на входе и выходе из организации, прием почты.
* Действующее трудовое законодательство не содержит такого понятия, как «дежурство». В связи с этим при организации дежурств и привлечении к ним работников руководствуемся постановлением № 233, которое действует в Украине согласно постановлению ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза СССР» от 12.09.91 г. № 1545 в части, которая не урегулирована законодательством Украины.
По нашему мнению, поскольку работник во время дежурства должен следить за порядком и решать оперативные вопросы, то его задачами могут быть, например, такие.
1. В учреждении большинство работников, в том числе административный персонал, работает по 5-дневной рабочей неделе с 8-часовым рабочим днем. Но для отдельных категорий работников установлен посменный график работы. Для контроля за такими работниками, а также за общей ситуацией на предприятии в вечернее/ночное время, выходные и праздничные дни вводят дежурство.
2. Дежурство актуально на предприятиях с особыми объектами, имеющими важное (промышленное, экономическое, стратегическое и пр.) значение. Известны случаи, когда к дежурству привлекают административных работников. Для чего? Для контроля за нормальной работой, для своевременного реагирования при форс-мажорных ситуациях (аварии, стихийные бедствия и т. д.).
3. Порой дежурство вводят до и после рабочего дня. В таких случаях дежурный обеспечивает:
• доступ работников к служебным и другим помещениям;
• готовность помещений к рабочему процессу (подачу электроэнергии, проверку оборудования);
• подготовку работников к работе;
• окончание рабочего процесса (контроль за отключением оборудования, электроприборов).
Когда дежурство — не дежурство
В трудовой деятельности мы часто используем понятие «дежурство», так же оно встречается и в некоторых нормативно-правовых документах. Но смысл его совершенно иной, в отличие от классического дежурства согласно постановлению № 233.
Так, например, дежурство может предполагать выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках его профессии, квалификации, должности, т. е. в рамках трудового договора. Это так называемое сменное дежурство сторожей, охранников, диспетчеров и т. д., во время которого они выполняют свои трудовые обязанности. Таким работникам устанавливают суммированный учет рабочего времени. Здесь просто используют слово «дежурство» как очередность смен.
А вот некоторые нормативно-правовые акты содержат нормы о дежурстве. Но такое дежурство является выполнением работником своих трудовых обязанностей с соответствующей оплатой. Яркий пример тому — дежурство медиков в стационаре и на дому (пп. 5.1 и 5.2 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519).
Перечисленные виды «дежурств» не относят к дежурству согласно постановлению № 233 (ср. ). Они не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.
Кроме того, очень многие отождествляют дежурство с выходом на работу в праздничный или выходной день, с работой в сверхурочное или ночное время. Это не так! Привлечение к работе в указанное время допускается в исключительных случаях, предусмотренных КЗоТ, с оплатой труда согласно ст. 72, 106 — 108 данного Кодекса. При этом в такое время работник выполняет работу, предусмотренную трудовым договором. Если работник выполняет свои трудовые обязанности в ночное время, выходные и праздничные дни, то это не считается дежурством.
Как организовать дежурство?
Работников привлекают к дежурству только в исключительных случаях и по согласованию с профкомом** (п. 1 постановления № 233). Однако такие случаи законодательством не установлены, поэтому укажите их в колдоговоре или ином локальном документе.
** Если на предприятии (учреждении) нет профсоюзной организации (профсоюзного представителя), то согласие представителя трудового коллектива не обязательно (см. также «Догана працівнику: чи потрібна згода представника трудового колективу» в «Кадровик-бюджетник», 2019, № 14/1).
При организации дежурств учтите такие моменты (пп. 1 и 2 постановления № 233, научно-практический комментарий к ст. 65 КЗоТ):
• к дежурству привлекают работников только по их согласию;
• работники привлекаются к дежурству не чаще одного раза в месяц;
• при привлечении работника к дежурству после окончания рабочего дня явка на работу для работника как с нормированным, так и ненормированным рабочим днем переносится в день дежурства на более позднее время;
• продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня. Конкретная продолжительность дежурства зависит от потребностей работодателя;
• на дежурных не возлагают обязанности сторожей, обязанности по проверке пропусков на вход и выход с предприятия или учреждения, приему почты, уборке помещений, оформлению документации.
Кого можно привлечь к дежурству
Круг лиц, на которых возлагается обязанность по осуществлению дежурств, зависит от вида дежурства, а также от наличия у некоторых категорий работников особого правового статуса. Принимая решение о том, кого привлекать к дежурству, учитывайте также профессиональные и социальные критерии. Так, например, ответственное дежурство по организации в целом может поручаться лишь лицам, обладающим определенными знаниями и опытом в сфере управления, а также имеющим комплексное представление о деятельности организации, т. е. руководителям высшего и среднего звена. Дежурство перед началом или после окончания рабочего дня предполагает наличие у работника определенных профессиональных навыков, позволяющих ему осуществить надлежащую подготовку к выполнению работ.
Также напомним: трудовое законодательство содержит ограничения по привлечению отдельных категорий работников к работам в ночное время, выходные дни и сверхурочным работам. В отношении дежурств таких предписаний нет. Но все же «от греха подальше» не привлекайте к дежурствам: беременных женщин, работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, инвалидов, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет.
Оформляем дежурство документально
Вопрос документального оформления дежурства в законодательном русле не урегулирован. Поэтому пакет документов может быть разным. Прежде всего, порядок и условия привлечения к дежурству необходимо отразить в коллективном договоре или другом локальном документе предприятия, организации, учреждения, например в Положении о дежурстве. Так же издают график дежурства и приказ о привлечении к дежурству, которые согласовывают с профсоюзом.
Ниже приведем основные документы, необходимые для привлечения работников к дежурству, и нюансы, которые необходимо учесть при их составлении.
Отнеситесь к составлению документов ответственно. Ведь от его содержания будет зависеть и компенсация за дежурство.
Так, например, не стоит в приказе о дежурстве говорить о выходе на работу, ведь это автоматически превращает дежурство в работу в выходной (праздничный) день, за которую полагается совершенно иная компенсация, предусмотренная КЗоТ.
Дежурства на службе
Государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления достаточно часто привлекают к дежурствам.
Так, в п. 2 разд. V Типовых правил внутреннего служебного распорядка, утвержденных приказом Национального агентства Украины по вопросам государственной службы от 03.03.2016 г. № 50 (далее — Типовые правила), предусмотрено привлечение госслужащих к дежурству после окончания рабочего дня, в выходные, праздничные и нерабочие дни. Такое дежурство осуществляется на основании графика, разработанного службой управления персоналом и утвержденного руководителем госслужбы с согласием профсоюза (при наличии). При этом в графике указывают: выполняемое задание госслужащим, кто именно будет его выполнять (должность и Ф. И. О. госслужащего), место, дату и срок дежурства.
О способах компенсации «внеплановой» работы указано в п. 5 разд. V Типовых правил, а в п. 6 этого же раздела — перечень категорий госслужащих, которых нельзя привлекать к такой сверхнормативной работе либо привлекать с их согласия.
От себя отметим следующее. В разд. V Типовых правил нет четкого указания, как компенсировать дежурства госслужащих. В п. 5 этого раздела идет речь о компенсации работы в выходные, праздничные и нерабочие дни, а также после окончания рабочего времени. Это денежная компенсация согласно КЗоТ или другой день отдыха в течение месяца.
По нашему мнению, тут речь идет о компенсации за работу в такие дни, т. е. когда госслужащий выполняет свои должностные обязанности в выходной, праздничный или нерабочий день.
В этом случае он может выбрать способ компенсации такой работы — «двойную» оплату или другой день отдыха.
А вот во время дежурства, как было сказано выше, работник не выполняет свои трудовые обязанности. Он лишь следит за порядком, решает неотложные вопросы и передает информацию. Поэтому компенсацией за такое дежурство будет «отгул».
Чтобы не ошибиться в компенсации, читайте внимательно приказ, о чем конкретно сказано в нем: о привлечении госслужащего к работе в выходной, праздничный и нерабочий день или к дежурству.
Что касается должностных лиц местного самоуправления, то порядок их привлечения к дежурству в нормативно-правовых документах не установлен. Поэтому в общем случае необходимо руководствоваться механизмом привлечения к дежурствам согласно постановлению № 233, рассмотренным в этой статье.
«Чрезвычайное» дежурство
Для руководителей и заместителей руководителей центральных и местных органов исполнительной власти на рабочих местах в праздничные дни для решения вопросов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС,) такое дежурство урегулировано Типовым порядком, утвержденным постановлением КМУ от 10.04.2013 г. № 254.
Целью «чрезвычайного» дежурства является:
• оперативное принятие решений и организация работ, связанных с ликвидацией последствий ЧС;
• организация взаимодействия и координация действий центральных и местных органов исполнительной власти по ликвидации последствий ЧС.
Заметьте: постановление № 254 не отменяет и не подменяет постановление № 233. Постановление № 254 рекомендует утвердить порядок организации «чрезвычайных дежурств» на местах. В нем мы советуем прописать и способ компенсации таких дежурств.
Выводы
• Дежурство происходит во внерабочее время.
• Во время дежурства работник не выполняет свои трудовые обязанности, он лишь передает поступившую во внерабочее время информацию и занимается решением неотложных вопросов.