Темы статей
Выбрать темы

Особенности перевода в госслужбе и ОМС

Долгая Ирина, эксперт по оплате труда
Движение кадров у бюджетников также предусматривает перевод на другие должности. Такие переводы происходят, в частности, в пределах одного органа или в другое структурное подразделение этого же органа, или в другой орган и т. п. Некоторые переводы работников являются последствиями реорганизации органов госслужбы или ОМС. И в отличие от других работников-бюджетников, переводы госслужащих и должностных лиц ОМС имеют свои особенности. О них и пойдет речь.

Нюансы перевода госслужащих

Отношения, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением, определением правового статуса госслужащего, регулирует Закон № 889*.

* Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889.

Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения гражданина Украины на должность государственной службы по результатам конкурса (ст. 21 Закона № 889).

Правила перевода. Госслужащий может быть переведен (с учетом его профессиональной подготовки и профессиональных компетенций) без обязательного проведения конкурса на другую равнозначную или более низкую вакантную должность (ч. 1 ст. 41 Закона № 889):

• в том же госоргане, в том числе в другой местности (в другом населенном пункте), — по решению руководителя госслужбы или субъекта назначения;

• в другом госоргане, в том числе в другой местности (в другом населенном пункте), — по решению субъекта назначения или руководителя госслужбы в госоргане, из которого переводится госслужащий, и субъекта назначения или руководителя госоргана в госоргане, в который переводится госслужащий.

При этом равнозначной считается должность государственной службы:

а) которая относится к одной подкатегории должностей государственной службы;

б) с учетом уровней государственных органов (ст. 2 Закона № 889).

А вот понятие «более низкая должность» Законом № 889 не определено. Разъяснение по этому поводу предоставили специалисты НАГС в письме от 06.02.2020 г. № 84р/з.

Они считают, что более низкой должностью является:

• должность госслужбы, которая относится к более низкой подкатегории должностей госслужбы независимо от уровня госоргана;

• должность госслужбы в госоргане с более низким уровнем в пределах одной подкатегории должностей госслужбы.

Важно! Перевод осуществляется лишь с согласия госслужащего (ч. 2 ст. 41 Закона № 889).

Госслужащий, назначенный на должность без конкурса, не может быть переведен на более высокую должность государственной службы без проведения конкурса (ч. 1 ст. 41 Закона № 889).

Внимание! Гарантии в сохранении среднего заработка в течение двух недель со дня перевода для госслужащих нет! В случае перевода госслужащего на другую должность ему выплачивается зарплата, соответствующая должности, на которую его переводят.

Кого нельзя переводить. Запрещается переводить в другую местность (ч. 3 ст. 41 Закона № 889):

• госслужащего — беременную женщину;

• лицо, являющееся единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет;

• госслужащего, который в законодательном порядке признан лицом с инвалидностью;

• госслужащего в случае возникновения у него особо важных личных или семейных обстоятельств.

Перевод и изменение существенных условий труда. При переводе госслужащего на более низкую должность возникает логичный вопрос: предупреждать ли его о таком переводе?

Напомним, что госслужащего обязаны предупреждать в письменном виде не позднее чем за 30 календарных дней до наступления события, согласно которому изменились существенные условия госслужбы, в случае сокращения штата госслужащих или ликвидации госоргана, кроме случаев повышения заработной платы (ч. 3 ст. 43 и ч. 3 ст. 87 Закона № 889).

Часть третья ст. 43 Закона № 889 содержит исчерпывающий перечень изменений, являющихся существенным изменением условий госслужбы. Это изменения:

1) принадлежности должности государственной службы к определенной категории должностей;

2) основных должностных обязанностей;

3) условий (системы и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;

4) режима службы, установления или отмены неполного рабочего времени;

5) места расположения государственного органа (при его перемещения в другой населенный пункт).

Поэтому если госслужащего переводят на другую, более низкую должность в связи с изменением существенных условий госслужбы, сокращением штата госслужащих или ликвидацией госоргана, его должны предупредить о таких изменениях не позднее чем за 30 календарных дней.

В случае несогласия государственного служащего на продолжение прохождения государственной службы в связи с изменением существенных условий государственной службы он подает руководителю государственной службы заявление об увольнении на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 Закона № 889 или заявление о переводе на другую предложенную ему должность не позднее чем за 30 календарных дней со дня ознакомления с уведомлением об изменении существенных условий госслужбы (ч. 4 ст. 43 Закона № 889).

Перевод должностных лиц ОМС

Когда перевод возможен без конкурса. В соответствии со ст. 10 Закона № 2493* прием на службу в органы местного самоуправления осуществляется путем избрания соответствующим советом (на должность председателя и заместителей председателя районного, районного в городе, областного совета…), путем утверждения соответствующим советом (на должности заместителей сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета…), путем назначения соответственно сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством Украины (на должности руководителя секретариата (управляющего делами) районного, областного совета, управляющего делами исполнительного аппарата областных и районных советов, руководителей отделов, управлений и других работников органов местного самоуправления).

* Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

Внимание! Без конкурсного отбора можно перевести должностное лицо местного самоуправления с его согласия только на равнозначную или более низкую должность, на должность советника или консультанта.

При переводе работников в структуру аппарата совета и его исполнительных органов учитывают требования приказа № 203** (определение требований относительно уровня образования работы должностных лиц) и Порядка № 169*** (требования относительно проведения конкурса при переводе на более высокую должность).

** Типовые профессионально-квалификационные характеристики должностных лиц местного самоуправления, утвержденные приказом Национального агентства Украины по вопросам государственной службы от 07.11.2019 г. № 203.

*** Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.2002 г. № 169.

Равнозначная или более низкая должность. Законом № 2493 понятия «равнозначная должность» и «более низкая должность» не определены. Так как же понять, является ли должность, на которую переводят должностное лицо местного самоуправления, равнозначной или более низкой?

Сегодня единственное определение термина «равнозначная должность» содержится в ст. 2 Закона № 889 (см. выше). Однако его положение не применяется к должностным лицам местного самоуправления (п. 11 ч. 3 ст. 3 Закона № 889). Поэтому, если провести аналогию с этим Законом, можно сделать вывод, что разнозначными должностями в ОМС являются должности, к которым определены одинаковые квалификационные требования и уровень оплаты труда.

Мы считаем, что из-за отсутствия правового регулирования этого вопроса руководители соответствующих ОМС должны принимать решение по своему усмотрению, руководствуясь уровнем компетенции и объемом полномочий по каждой должности отдельно.

Когда предупреждать о переводе. В общем случае предупреждать о переводе работников не нужно.

Но существуют случаи, когда предупреждение не менее чем за два месяца является обязанностью работодателя. При высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган (одновременно с предупреждением об увольнении) предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации (ст. 492 КЗоТ). При этом предупреждение об увольнении должно быть не позднее чем за два месяца.

В случае если работник соглашается на другую предложенную работодателем работу — его переводят на эту работу, соблюдая нормы КЗоТ и в соответствии с требованиями Закона № 2493.

Правило предупреждения не позднее чем за два месяца работает также и в других случаях — когда перевод работника ОМС происходит в связи с изменениями существенных условий труда.

Перевод с госслужбы в ОМС

Делегирование полномочий. В соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона № 889 переводить госслужащего с государственной службы в ОМС без конкурса возможно только при одновременном выполнении трех условий:

1) при передаче или делегировании полномочий и функций от государственного органа к ОМС;

2) госслужащий должен соответствовать профессиональной компетентности и квалификационным требованиям к соответствующей должности в ОМС. Квалификационные требования к должностям в ОМС в основном идентичны аналогичным должностям в органах исполнительной власти;

3) поступление на службу впервые по результатам конкурса. Имеется в виду, что назначение на должность госслужбы происходило на основании конкурсного отбора, а не по другим процедурам, и его профессиональные компетентности проверены конкурсом и соответствуют требованиям.

Изменение в административно-территориальном устройстве. В связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины, из-за чего сократились количество районов и, соответственно, районных РГА, законодательство упростило перевод госслужащих на службу в ОМС. И согласно п. 4 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1009*

* Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочения отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления и районных государственных администраций» от 17.11.2020 г. № 1009-IX.

Цитата

При реорганизации районных государственных администраций в связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Украины перевод государственного служащего на должность службы в органах местного самоуправления осуществляется без обязательного проведения конкурса, при условии соответствия его профессиональной компетентности квалификационным требованиям к соответствующей должности.

Перевод с госслужбы в ОМС по другим основаниям предусматривает обязательное прохождение конкурса. Но в любом варианте перевода обязательным является согласие на такой перевод как органа, из которого государственный служащий переводится, так и органа, в котором такое лицо вступает в должность (назначается), а также согласие госслужащего.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше