Темы статей
Выбрать темы

Обсуждению… подлежит. Предприниматель использует нефискальный РРО: возможны ли со стороны налоговиков проверки осуществления расчетных операций

Редакция СД
Статья

Обсуждению… подлежит

 

Предприниматель использует нефискальный РРО: возможны ли со стороны налоговиков проверки осуществления расчетных операций

 

Ситуация.

Физлицо — предприниматель на едином налоге осуществляет торговую деятельность, при этом согласно законодательству для расчетов за наличные с покупателями он не обязан применять РРО. Однако исключительно для собственного учета он использует кассовый аппарат в нефискальном режиме (не зарегистрирован в налоговом органе). К этому предпринимателю пожаловали налоговики с плановой проверкой по вопросам соблюдения контроля за проведением расчетных операций в сфере наличного обращения, в том числе с намерением ознакомиться с расчетами через нефискальный РРО. Предприниматель посчитал эту проверку безосновательной и не допустил проверяющих, но налоговики сочли его действия незаконными, о чем уведомили в письме.

О том, имеют ли право представители налоговой инспекции проводить проверки расчетных операций у единоналожников, мы сейчас и поговорим.

 

Допустимость применения нефискального РРО

Прежде всего, обозначим принципы использования нефискального регистратора расчетных операций (РРО). Как известно, предприниматели-единоналожники, которые не имеют дело с подакцизными товарами, при наличных расчетах могут не использовать ни РРО, ни расчетные квитанции (РК) c Книгами учета расчетных операций (КУРО) (

часть 6 статьи 9 Закона об РРО документ 1).

Вместе с тем на основании

статьи 13 Закона об РРО «освобожденные» лица, в том числе предприниматели-единоналожники, имеют право использовать собственные РРО без их перевода в фискальный режим работы. При этом при возникновении спора между контролирующим органом и лицом относительно объемов продаж, позволяющего такому лицу пользоваться льготами, предусмотренными в статье 9 этого Закона, учитываются документы, которые являются продуктом этих собственных РРО.

Следовательно, в данной ситуации предприниматель имел право

использовать РРО в нефискальном режиме работы, например, для контроля за получаемой выручкой. Регистрировать такой РРО в налоговом органе также нет необходимости.

Отметим, что при использовании РРО в нефискальном режиме в фискальную память итоговая информация об объеме расчетных операций, проведенных через РРО, не вносится. Накопление информации о проведенных операциях происходит только в оперативной памяти до ее обнуления путем составления Z-отчета. После обнуления указанная информация фиксируется только на распечатке Z-отчета и контрольной ленте, а из памяти РРО удаляется.

 

Правомерность проведения плановой проверки РРО у единоналожника

Теперь перейдем к нюансам проверок наличных расчетов у единоналожника, использующего нефискальный РРО. В рассматриваемой ситуации налоговики пришли к предпринимателю с

плановой проверкой по вопросам соблюдения контроля за проведением расчетных операций в сфере наличного обращения. То есть фактически их цель — проверить наличные расчеты, проводимые предпринимателем через нефискальный кассовый аппарат. Попробуем разобраться, могли ли налоговики приходить к предпринимателю-единоналожнику с данным видом проверки.

Итак, согласно

статьям 15 и 16 Закона об РРО контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов за товары (услуги) осуществляют органы государственной налоговой службы Украины путем проведения плановых или внеплановых проверок согласно законодательству Украины.

В

статье 16 Закона об РРО говорится о том, что такая плановая проверка у субъектов хозяйствования, перечисленных в пунктах 5 — 9 статьи 9 Закона об РРО, т. е. и у физлиц-единоналожников, осуществляется не чаще одного раза по результатам отчетного календарного года, но не ранее сроков, определенных законодательством для предоставления годового налогового отчета (декларации) такими лицами по такому налогу справка 1.

Закон об РРО

в вопросах применения РРО (КУРО с РК) при расчетах за наличные, в том числе и в вопросах контроля правильности такого применения, является специальным. Следовательно, нормы других актов законодательства (кроме Закона об РРО), устанавливающие порядок проведения проверок исполнения субъектами предпринимательства требований Закона об РРО, могут применяться лишь в части, не урегулированной Законом об РРО.

С учетом этого проверки предпринимателей, о которых речь идет в

статье 16 Закона об РРО, должны осуществляться как плановые. Налоговики для проведения такой проверки должны предъявить предпринимателю под роспись документы, перечисленные в статье 112 Закона о госналогслужбе документ 2:

— направление на проверку, в котором указывается дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленного печатью органа государственной налоговой службы;

— копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.

Если у проверяющих нет с собой таких документов, то их к проверке можно не допускать — об этом прямо указано в

Законе о госналогслужбе.

Если налоговики уже проводили проверку у предпринимателя-единоналожника, отмеченную как плановую, то любую следующую проверку соблюдения требований

Закона об РРО, проводимую ранее чем через год, можно считать внеплановой. Что же касается внеплановой проверки, то у субъектов, не обязанных применять РРО согласно пунктам 5–9 статьи 9 Закона об РРО, она возможна исключительно на основании постановления следователя, органа дознания или соответствующего решения суда . Это прямо указано в статье 16 Закона об РРО.

Получается, что по

Закону об РРО у предпринимателя, который осуществляет наличные расчеты в сфере торговли, общественного питания и услуг, но при этом не применяет РРО, на основании пункта 6 статьи 9 Закона об РРО (как в нашем случае), представители налоговых органов могут проводить плановые проверки не чаще одного раза по итогам отчетного календарного года.

Тем не менее нужно учитывать, что поскольку такие субъекты не обязаны применять ни РРО, ни РК с КУРО,

нефискальный кассовый аппарат не может быть предметом проверки. Внимание налоговиков должно быть уделено исключительно документам, которые подтверждают право субъектов хозяйствования не использовать РРО или РК и КУРО.

Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1

Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР в редакции Закона от 01.06.2000 г. № 1776-III.

2

Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

 

Справочная информация (справка)

1

В данном случае имеется в виду единый налог.

Материал подготовила Ольга Диденко, консультант газеты «Собственное Дело»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше