Темы статей
Выбрать темы

Наиболее часто задаваемые вопросы по… применению РРО

Редакция СД
Статья

Наиболее часто задаваемые вопросы по…

применению РРО

 

У всех, кто в своей деятельности сталкивается с работой на РРО, постоянно возникают различные вопросы. как правильно поступить в том или ином случае? Как оформить? Как запрограммировать? Как исправить ошибку? Ответы на самые разные и всегда актуальные вопросы, связанные с применением РРО, можно найти в этом материале.

 

О применении РРО в другом районе

 

ВОПРОС. Предприниматель планирует открыть торговую точку на территории другого района. Как правильно зарегистрировать РРО?

ОТВЕТ.

Для использования РРО на территории другой административно-территориальной единицы (района) его необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции по месту нахождения плательщика (месту налогового учета) и поставить на учет в налоговой инспекции по месту применения (кроме РРО, которые используются на объектах выездной торговли (предоставления услуг), и резервных РРО).

Процедуры регистрации и постановки на учет определены

в разделе 2 Порядка применения РРО.

Регистрация осуществляется на основании письменного заявления произвольной формы, в котором должны быть указаны сфера применения и реквизиты РРО (модификация, заводской номер, версия программного обеспечения, производитель или поставщик, дата производства).

Для регистрации необходимо предоставить следующие документы и их копии, заверенные подписью предпринимателя

(пункт 2.3 Порядка применения РРО):

— копию свидетельства о государственной регистрации СПД (только для регистрации в данной инспекции первого РРО или Книги учета расчетных операций);

— документ, подтверждающего право собственности или пользования РРО;

— паспорт (формуляр) на РРО;

— разрешение местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (свидетельство о праве собственности, договор аренды либо пользования), а для регистрации резервного РРО следует предоставить такие документы на каждую хозяйственную единицу, где будет использоваться РРО;

— для СПД, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и багажа, — лицензия на право осуществления указанного вида деятельности;

— в случае регистрации РРО, который был ранее зарегистрирован другим СПД, — справка об отмене регистрации.

Не позднее 2-х дней

с момента предоставления документов ответственное лицо налоговой инспекции принимает решение о возможности регистрации РРО. В случае положительного решения составляется справка о резервировании фискального номера РРО, один экземпляр которой выдается предпринимателю.

В течение

5-ти рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО СПД обязан обеспечить переведение РРО в фискальный режим работы, внести фискальный номер РРО в фискальную память и опломбировать РРО в центре сервисного обслуживания.

Заверенную копию справки об опломбировании РРО и один экземпляр акта введения в эксплуатацию РРО, выданного центром сервисного обслуживания, необходимо предоставить в налоговую инспекцию до окончания срока действия справки о резервировании фискального номера. После получения указанных документов орган налоговой службы выдает плательщику регистрационное удостоверение РРО.

При регистрации резервного РРО в правом верхнем углу регистрационного удостоверения делается надпись: «Резервный», в первой строке соответствующей таблицы в удостоверении указываются название и адрес хозяйственной единицы, где будет храниться резервный РРО, а в других строках — названия и адреса всех хозяйственных единиц, где он будет использоваться (

пункт 2.7 Порядка применения РРО).

Следует заметить, что в регистрации РРО может быть отказано в случае отсутствия модификации РРО в Государственном реестре регистраторов расчетных операций справка 1 либо ее несоответствия сфере применения, указанной в заявлении СПД, истечение срока службы РРО или предоставление не всех предусмотренных в Порядке документов. Об отказе налоговый орган также обязан уведомить плательщика не позднее 2-х рабочих дней с момента подачи документов.

Для постановки РРО на учет в налоговой инспекции по месту нахождения хозяйственной единицы, в которой он будет применяться, необходимо предоставить регистрационное удостоверение. В регистрационном удостоверении делается отметка о взятии на учет (

пункт 2.8 Порядка применения РРО). Постановка на учет осуществляется в день предоставления СПД необходимых документов.

Только после взятия на учет РРО по месту использования согласно

пункту 2.10 Порядка применения РРО процедура регистрации считается законченной и его можно применять для проведения расчетов.

Не следует забывать о необходимости зарегистрировать на каждый РРО Книгу учета расчетных операций согласно

разделу 2 Порядка ведения КУРО.

Для этого в налоговую инспекцию по месту регистрации РРО необходимо предоставить письменное заявление произвольной формы, регистрационное удостоверение на РРО и саму Книгу, которая должна быть прошнурована, листы пронумерованы, на ней должно быть установлено средство контроля (специальная наклейка) и заполнена титульная страница.

Книга учета расчетных операций, зарегистрированная на РРО, на учет в налоговой инспекции по месту применения не ставится.

 

О программировании скидок

 

ВОПРОС. Предприниматель собирается ввести дисконтные карты для постоянных клиентов, которым будет предоставляться скидка на товары. Как правильно запрограммировать РРО?

ОТВЕТ.

Существует два пути решения такой задачи.

Во-первых, если количество реализуемых товаров (предоставляемых услуг) незначительное, то можно каждое наименование товара запрограммировать несколько раз по разным ценам с разными кодами. При этом в наименовании товара можно предусмотреть признак скидки.

Во-вторых, современные модели РРО позволяют программировать скидки на товары. Причем фиксированные наценки и скидки могут начисляться не только в процентах, но и в фиксированных суммах, и к тому же они могут устанавливаться на артикул, определенную сумму, отдел, период времени и т. д.

В зависимости от конкретной ситуации (количества наименований реализуемых товаров, квалификации продавцов и т. д.) предприниматель вправе выбрать тот путь, который больше подходит именно для него.

Решение о реализации товаров по разным ценам нужно оформить приказом (распоряжением), в котором следует четко оговорить размер скидок и порядок их предоставления покупателям.

Когда делать Z-отчет при круглосуточном режиме работы

 

ВОПРОС. Предприниматель осуществляет розничную торговлю с применением РРО. Режим работы магазина — круглосуточный. Как правильно заполнять Z-отчет при таком режиме работы: в 0 ч 00 мин или в конце каждой смены?

ОТВЕТ.

Согласно пункту 9 статьи 3 Закона об РРО субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчеты в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные чеки (Z-отчеты) и обеспечивать их хранение в Книгах учета расчетных операций.

Каким образом обеспечить выполнение данного требования при круглосуточном режиме работы?

Обратимся к

Требованиям № 199. В частности, в пункте 2 приведено следующее определение смены: «…это период работы регистратора от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета». Получается, что начало отсчета продолжительности смены РРО начинается с момента регистрации первой расчетной операции после выполнения предыдущего Z-отчета.

Кроме того, в

приложении к Требованиям № 199 содержится важное уточнение: максимальная продолжительность смены не должна превышать 24 часов. Данное ограничение введено с целью предотвращения переполнения оперативной памяти и потери текущих данных. Фискализацию итоговых данных нужно проводить за период, не превышающий продолжительность смены РРО. Ведь при заполнении Z-отчета итоговая информация о расчетных (фискальных) операциях переносится из оперативной памяти в фискальную. Соответствующая область оперативной памяти обнуляется.

Таким образом, при круглосуточной работе магазина Z-отчет необходимо выполнять

не позднее чем через 24 часа со времени регистрации первой расчетной операции (письмо ГНАУ от 07.11.2002 г. № 7501/6/23-2119).

В связи с тем что при круглосуточном режиме работы деятельность предприятия имеет непрерывный характер, для выполнения требований о ежедневном выполнении Z-отчета необходимо учитывать следующее.

Так,

если персонал магазина работает целые сутки (так называемые сутки — трое), то Z-отчет целесообразно заполнять во время пересменки (технологического перерыва). При этом пересменку можно проводить в любое удобное время, не обязательно в 0 часов 00 минут, а например, с 23.45 до 23.55, о чем следует указать во внутреннем распоряжении (приказе). Информация о технологическом перерыве должна быть размещена на видном для клиентов (покупателей) месте.

Если в магазине применяется 2- или 3-сменный режим работы персонала, то Z-отчет целесообразно заполнять в конце каждой рабочей смены

. Более того, возможность распечатки нескольких фискальных чеков в течение дня прямо предусмотрена пунктом 7.7 Порядка ведения КУРО. При распечатывании на РРО в течение рабочего дня нескольких фискальных отчетных чеков все они подклеиваются на соответствующей странице КУРО. При этом записи в разделе 2 КУРО будут заполняться по каждому фискальному отчетному чеку (Z-отчету) отдельно.

Следовательно, при круглосуточном режиме работы Z-отчет можно заполнять как после окончания каждой смены, так и один раз в день.

Главное, чтобы интервал между распечаткой Z-отчетов не превышал 24 часов.

 

О применении РРО единоналожником при торговле подакцизными и неподакцизными товарами на разных торговых точках

 

ВОПРОС. Предприниматель на едином налоге имеет две торговые точки. В одной из них осуществляется реализация подакцизных товаров (алкогольных напитков, не относящихся к ликеро-водочным изделиям), а в другой — реализация непродовольственных товаров. Нужно ли в такой ситуации применять РРО в обеих торговых точках или только в одной (где продаются подакцизные товары)?

ОТВЕТ.

Закон об РРО дает возможность предпринимателям при осуществлении наличных и/или безналичных расчетных операций по продаже товаров в сфере торговли, общественного питания и услуг не применять РРО или РК в случае выполнения определенных условий.

Так, согласно

пункту 6 статьи 9 Закона об РРО частные предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, могут не применять РРО (РК и КУРО), если они не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив).

В приведенной освобождающей норме речь идет об ограничении на торговлю подакцизными товарами вообще, а не в рамках конкретного торгового места. В связи с этим можно сделать вывод, что частный предприниматель, который осуществляет продажу подакцизных товаров справка 2, должен применять РРО в каждой торговой точке, независимо от того, реализуются в ней подакцизные товары или нет. То есть предприниматель-единоналожник при торговле подакцизными товарами должен применять РРО при продаже всех товаров, которые есть в продаже. Об этом шла речь в

Налоговом разъяснении от 14.01.2002 г. № 20, в письмах ГНАУ от 31.03.2004 г. № 5534/7/23-2117 и от 25.07.2005 г. № 6961/6/17-3116.

 

Предприниматель-производитель и РРО

 

ВОПРОС. Частный предприниматель, работающий на общей системе налогообложения, занимается производством. Можно ли продавать продукцию собственного производства за наличные средства без РРО?

ОТВЕТ.

Сферы деятельности, расчеты за наличные средства в которых могут проводиться без РРО, устанавливаются Законом об РРО. Пункт 1 статьи 9 указанного Закона предусматривает, что регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

К сожалению, указанная льгота установлена для юридических лиц и не распространяется на физических лиц — предпринимателей. К тому же предприниматель не может выписывать приходный ордер при получении наличных за проданные товары (

письмо НБУ от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507 и письмо Госкомпредпринимательства от 16.03.2005 г. № 1679).

Для некоторых форм и условий ведения деятельности, предусмотренных

постановлением № 1336, в отдельных сферах торговли, общественного питания и услуг разрешено проводить расчеты без РРО с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций. Такие средства контроля также подлежат обязательной регистрации в органах налоговой службы.

Следовательно, частный предприниматель на общей системе налогообложения при продаже товаров за наличные средства, в том числе и продукции собственного производства, обязан использовать надлежащим образом зарегистрированный РРО или расчетную книжку.

За нарушение указанных требований предусмотрены финансовые санкции в 5-кратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг).

 

Порядок возврата товаров через РРО

 

ВОПРОС. Предприниматель осуществляет продажу непродовольственных товаров с применением РРО. Случается, что покупатели отказываются от ранее приобретенного товара и просят вернуть им деньги. Как документально оформляются такие операции? В каком порядке они проводятся через РРО и записываются в Книгу учета расчетных операций?

ОТВЕТ.

1. Документальное оформление возврата товара и выдачи денежных средств

Начнем с того, что выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар или оформление при этом расчетных документов относительно перечисления средств в банк покупателя считается расчетной операцией (

статья 2 Закона об РРО). Поэтому лица, осуществляющие соответствующие расчетные операции (в частности, выдачу наличных средств за возвращенный товар), должны в соответствии со статьей 3 Закона об РРО проводить такие операции через РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций (или с использованием расчетных книжек в случаях, предусмотренных этим Законом).

Согласно

пункту 4.7 Порядка применения РРО регистрация выдачи средств в случае возвращения товара осуществляется в расходном чеке, напечатанном РРО, обеспечивающим отдельное накопление в фискальной памяти положительных и отрицательных сумм, путем отражения перед суммой выданных средств знака «-» (минус).

Если же РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов, вместо регистрации отрицательной суммы допускается регистрация выдачи средств с помощью операции «Служебная выдача».

Помните, что

применение операции «Сторно» не допускается.

Невыполнение указанного требования может привести к наложению штрафа в 5-кратном размере суммы операции (

пункт 1 статьи 17 Закона об РРО).

При возврате средств покупателю нужно учитывать важный момент, оговоренный в

пункте 4.8 Порядка применения РРО.

Так, если

сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн., материально ответственное лицо предпринимателя или лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты (как правило, это продавец-кассир), обязательно должно составить акт о выдаче денежных средств. В нем необходимо указать:

— данные документа, удостоверяющего личность покупателя, который возвращает товар;

— сведения о товаре;

— сумму выданных средств;

— номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.

Такой акт хранится в течение 3-х лет (подклеивается на последней странице КУРО или хранится в бухгалтерии).

Несколько слов о документах, которые должен предъявить покупатель при возврате товара.

К сожалению,

Закон об РРО и Порядок применения РРО не содержат какой-либо конкретной информации по этому поводу. Однако, обратившись к пункту 30 Правил № 104, можно сделать вывод, что при возврате некачественного товара покупатель должен предъявить продавцу письменное заявление об удовлетворении своих требований. А пункт 37 данных Правил говорит также о необходимости предъявления расчетного документа (чека). Если же возвращаются товары, на которые установлены гарантийные сроки, нужно предъявить технический паспорт или другой заменяющий его документ.

2. Отражение в КУРО возврата наличности

В конце рабочего дня кассир составляет дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО (Z-отчет), в котором должна быть отражена информация об операциях «Служебное внесение» или «Служебная выдача».

На основании данных фискального отчетного чека (Z-отчета) кассир в конце рабочего дня заполняет раздел 2 Книги учета расчетных операций (КУРО). Остановимся подробнее на порядке заполнения его граф 5 — 8.

Напомним, что в соответствии с

пунктом 7.7. Порядка ведения КУРО, если фискальный отчетный чек содержит данные об операциях «Служебное внесение» и «Служебная выдача», то графы 3 и 4 раздела 2 КУРО могут не заполняться. Однако на практике многие предприятия все-таки заполняют графы 3 и 4 независимо от того, содержит в себе фискальный отчетный чек информацию о таких операциях или нет. В таком случае в графе 4 «Служебная выдача» отражаются суммы, которые проведены через РРО с помощью операции «Служебная выдача». То есть в этой графе показывается сумма выручки, изъятая из ящика РРО в конце рабочего дня.

Заметьте: в графу 5 попадает вся сумма выручки за день, а не та сумма, которая фактически находится в ящике РРО на конец дня. Причем сумма средств, полученных за день, не должна уменьшаться на сумму средств, выданных покупателям за возвращенный товар.

В графе 6 указывается сумма операций, облагаемых НДС по полной ставке (20 %). Таким образом, разница между суммами в графах 5 и 6 составит объем поставки товаров (услуг), освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения и облагаемых по нулевой ставке. Если осуществлялись только операции по продаже налогооблагаемых товаров (работ, услуг) по ставке 20 %, то суммы в графах 5 и 6 будут совпадать.

В графе 7 отражаются суммы НДС (1/6 суммы, записанной в графе 6).

В графе 8 указываются суммы, выданные покупателю при возврате товара.

Пример.

На начало рабочего дня разменная монета в сумме 100 грн. внесена в РРО путем проведения операции «Служебное внесение». Общая сумма выручки, полученная за день, составила 9600 грн. В течение дня покупателю были выданы денежные средства за возвращенный товар в размере 420 грн. (в том числе НДС 20 % — 70 грн.) путем проведения операции «Служебная выдача». В конце рабочего дня вся имеющаяся выручка за исключением разменной монеты (100 грн.) была изъята из ящика РРО и сдана в кассу предпринимателя.

 

Розділ 2. Облік руху готівки та сум розрахунків

Дата

Номер Z-звіту (номер розрахункової книжки)

Сума готівки

Сума розрахунків

Сума ПДВ

Видано при поверненні товару

службове внесення

службова видача

загальна

за ставкою ПДВ 20 %

1

2

3

4

5

6

7

8

...

...

...

...

...

...

...

...

28.07.2008 г.

2649

100

9600

9600

9600

1600

420

...

...

...

...

...

...

...

...

 

Если в ящике РРО не хватает средств для возврата покупателю

 

ВОПРОС. Предприниматель осуществляет розничную продажу обуви и аксессуаров через магазин. Бывают случаи, когда покупатель хочет вернуть приобретенную накануне пару обуви и настаивает на возврате ему средств, уплаченных за данный товар, однако в этот момент в ящике РРО недостаточно наличности. Каким образом можно разрешить сложившуюся ситуацию?

ОТВЕТ. В рассматриваемой ситуации нужно придерживаться норм пункта 7 статьи 8 Закона о защите прав потребителей. Согласно этим нормам денежные средства, уплаченные за товар, продавец должен вернуть покупателю в день расторжения договора (т. е. в день возврата товара). Если возможности вернуть деньги в этот день у продавца нет, то их возврат может быть осуществлен в другой срок по договоренности сторон, но не позднее 7 дней.

Руководствуясь этим правилом, продавец вправе убедить покупателя перенести сроки возврата денег, которые были уплачены им за товар, на другой день (в пределах 7 дней).

Если покупатель все же продолжает настаивать на выдаче ему денег за возвращенный товар в тот же день, кассиру придется обратиться с просьбой к предпринимателю или в бухгалтерию предпринимателя, чтобы ему была выдана определенная сумма наличности для возврата ее покупателю.

Внесение наличности в ящик РРО кассир осуществляет с помощью операции «Служебное внесение». Тогда в этот же день необходимая сумма будет возвращена покупателю с обязательным применением РРО.

Непосредственно выдача денежных средств покупателю за возвращенный товар производится в соответствии с

пунктом 4.7 Порядка применения РРО:

— путем регистрации отрицательной суммы (на ошибочно выбитую сумму распечатывается фискальный чек выдачи средств), если РРО обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов;

— путем регистрации выдачи средств (отмены ошибочной суммы) с помощью операции «Служебная выдача», если РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов.

А вот регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «Сторно»

пункт 4.7 Порядка применения РРО не разрешает.

Аналогичные рекомендации дают и представители ГНАУ в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 14.

Пример.

На начало рабочего дня разменная монета в сумме 100 грн. внесена в РРО путем проведения операции «Служебное внесение». Общая сумма выручки, полученная за день, составила 450 грн. Покупатель вернул товар стоимостью 600 грн. При выдаче денежных средств за возвращенный товар из ящика РРО выплачено 600 грн., из них 150 грн. — за счет средств, полученных из кассы предприятия.

На основании этих данных приведем образец заполнения раздела 2 Книги учета расчетных операций (КУРО).

 

Розділ 2. Облік руху готівки та сум розрахунків

Дата

Номер Z-звіту (номер розрахункової книжки)

Сума готівки

Сума розрахунків

Сума ПДВ

Видано при поверненні товару

службове внесення

службова видача

загальна

за ставкою ПДВ 20 %

1

2

3

4

5

6

7

8

...

...

...

...

...

...

...

...

28.07.2008 г.

5683

250

600

450

450

75

600

...

...

...

...

...

...

...

...

 

Имейте в виду: когда сумма возвращаемых покупателю средств превышает 100 грн., продавец-кассир

обязан составить акт о выдаче средств, в котором должна быть указана следующая информация:

— данные документа, который устанавливает личность покупателя, возвращающего товар;

— сведения о товаре;

— сумма выданных средств;

— номер, дата и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.

Акт о выдаче средств должен храниться в течение 3-х лет (подклеиваться на последнюю страницу КУРО или храниться в бухгалтерии предпринимателя).

 

Если кассир выбил чек не на тот товар, как исправить ошибку?

 

ВОПРОС. Предприниматель осуществляет розничную продажу строительных материалов через магазин. Продавец-кассир ошибочно выбил чек РРО не на тот товар, который был продан. Как исправить такую ошибку?

ОТВЕТ. В ситуации, когда чек выбит ошибочно, кассиру необходимо отменить проведенную через РРО сумму расчетов.

Согласно

пункту 4.7 Порядка применения РРО отмена ошибочной операции происходит следующим образом:

— путем регистрации отрицательной суммы (на ошибочно выбитую сумму распечатывается фискальный чек выдачи средств), если РРО обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов;

— путем регистрации выдачи средств (отмены ошибочной суммы) с помощью операции «Служебная выдача», если РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов. Необходимость осуществления такой операции связана с обеспечением соответствия сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО (Z-отчете).

Следует иметь в виду, что независимо от того, какой из вариантов применяется субъектом хозяйствования, запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «Сторно».

В соответствии с требованиями

пункта 4.8 Порядка применения РРО отмена ошибочно проведенной через РРО суммы расчета вызывает необходимость составления акта об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов. В этом акте указываются данные об ошибочно проведенной сумме и реквизиты ошибочно выбитого расчетного документа (чека). На это обращают внимание и представители налоговых органов в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 30.

Акт об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов

хранится в течение 3-х лет (подклеивается на последней странице КУРО или хранится в бухгалтерии предпринимателя). Заметим, что представители налоговых органов рекомендуют акт вместе с ошибочно выбитым чеком подклеивать в КУРО в любом случае. В этом случае для бухгалтерии целесообразно сделать копию акта.

По окончании рабочего дня кассир составляет дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО (Z-отчет), в котором должна быть отражена информация об операциях «Служебное внесение» или «Служебная выдача».

Заметим, что в данной ситуации операция «Служебная выдача» проводится исключительно с целью отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчетов и не связана с выемкой наличности из ящика РРО. К тому же при регистрации через РРО суммы продажи (впоследствии оказавшейся ошибочной операцией) наличность в ящик РРО фактически не вносилась и соответственно при исправлении допущенной ошибки с помощью операции «Служебная выдача» из ящика РРО не изымалась.

Таким образом,

если исходить из того, что в графах 5 — 8 КУРО ошибочно проведенная сумма не отражается (здесь приводится правильная сумма расчетов), то и в других графах КУРО не нужно отражать сумму, связанную с исправлением допущенной ошибки. То есть в графе 4 следует отражать только суммы, которые были фактически изъяты из ящика РРО, например при проведении инкассации, а результат корректировки допущенной ошибки не отражается.

Пример.

На начало рабочего дня разменная монета в сумме 100 грн. была внесена в РРО путем проведения операции «Служебное внесение». Общая сумма выручки, полученной за день, составила 12000 грн. В течение дня продавец-кассир ошибочно провел через РРО 300 грн. Отмена ошибочно проведенной суммы была осуществлена с помощью операции «Служебная выдача». В конце дня из ящика РРО была изъята выручка в сумме 12000 грн. и сдана в кассу предпринимателя.

 

Розділ 2. Облік руху готівки та сум розрахунків

Дата

Номер Z-звіту (номер розрахункової книжки)

Сума готівки

Сума розрахунків

Сума ПДВ

Видано при поверненні товару

службове внесення

службова видача

загальна

за ставкою ПДВ 20 %

1

2

3

4

5

6

7

8

...

...

...

...

...

...

...

...

28.07.2008 г.

7862

100

12000

12000

12000

2000

...

...

...

...

...

...

...

...

 

Напоминаем, что ошибочно введенные через РРО суммы не отражаются в графах 4 — 7 Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по форме № ЗВР-1 (см.

п. 5 Инструкции № 614). При желании вы можете приложить к Отчету пояснительную записку об ошибочно проведенных через РРО сумм.

 

Можно ли торговать алкоголем через резервный РРО

 

ВОПРОС. В магазине, торгующем алкоголем в розницу, вышел из строя РРО. Можно ли в таком случае реализовывать алкогольные напитки через резервный РРО, не внесенный в лицензию?

ОТВЕТ. К сожалению, продавать алкогольные напитки через резервный РРО (не внесенный в лицензию) в данном случае нельзя. Дело в том, что согласно статье 5 Закона об РРО на период выхода из строя РРО и осуществления его ремонта или в случае временного, но не более 72 часов (7 рабочих дней) отключения электроэнергии проведение расчетных операций осуществляется с использованием КУРО и РК или с применением надлежащим образом зарегистрированного резервного РРО. Таким образом, в общем случае резервный РРО как раз и призван обеспечить бесперебойность торговли и разрешить возможные непредвиденные ситуации, заменив собой при поломке вышедший из строя РРО.

Однако это правило, работающее в большинстве случаев, не действует в ситуации с алкоголем. Причина — особенности лицензирования, установленные для продажи алкогольных напитков Законом № 481. Так, согласно статье 15 Закона № 481 все РРО, расположенные в месте торговли алкогольной продукцией, должны быть внесены в приложение к лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками (заметим, что от количества указанных в лицензии РРО, в свою очередь, зависит плата за лицензию). О том, как быть с резервным РРО и нужно ли его также указывать в приложении к лицензии, в Законе № 481 не говорится. Вместе с тем разъяснения на этот счет приводились в письме ГНАУ от 18.06.2007 г. № 1359/32-0415. В нем отмечалось, что в приложении к лицензии отражаются все действующие РРО, посредством которых происходит реализация алкогольной продукции. А вот зарегистрированные надлежащим образом в органах ГНС резервные РРО в приложении к лицензии не указываются. Там же далее пояснялось, что в случае установления дополнительных или замены ранее установленных РРО субъекту предпринимательства нужно внести соответствующие изменения в приложение к лицензии. Ответственность за несоблюдение этих правил установлена в части 2 статьи 17 Закона № 481. Там сказано, что за розничную торговлю алкогольными напитками через не указанный в лицензии РРО субъекту хозяйствования грозит штраф в размере 200 % стоимости реализованного через такой РРО алкоголя, но не менее 1000 гривень.

Таким образом, как видим, в случае выхода из строя РРО при торговле алкоголем применить резервный РРО, не указанный в лицензии, не удастся.

Поэтому в сложившейся ситуации субъект хозяйствования может поступить одним из способов:

1) приостановить торговлю алкоголем на время ремонта вышедшего из строя РРО;

2) внести изменения в приложение к лицензии, отразив замену РРО и указав там сведения о резервном РРО (как о действующем);

3) в период ремонта вышедшего из строя РРО торговать алкоголем, выписывая расчетные квитанции.

 

Список документов, используемых в консультации

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 18.12.95 г. № 481/95-ВР.

Постановление № 1336

— постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок применения РРО

— Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок ведения КУРО

— Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Инструкция № 614

— Инструкция по заполнению «Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)» по форме № ЗВР-1 (приложение 2 к Порядку предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденному приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614).

Правила № 104

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Требования № 199

— Требования по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199.

Справочная информация (справка)

1.

Приказом ГНАУ от 01.07.2008 г. № 430 Государственный реестр регистраторов расчетных операций изложен в новой редакции.

2.

Если пиво в бутылках и банках, то КУРО и РК.

Материал подготовили: Е. Владимирская, консультант газеты «Собственное Дело»,
 Н. Белова, Н. Шпакович, В. Матвеева, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше