Темы статей
Выбрать темы

Электронная отчетность: что это и для кого?

Редакция СД
Статья

Электронная отчетность: что это и для кого?

 

Развитие человечества идет вперед, и новые технологии все увереннее внедряются в нашу жизнь. Если десять лет назад мобильный телефон был роскошью для элиты, то теперь тот, у кого его нет, считается человеком «с другой планеты». Та же ситуация и с электронной отчетностью — сейчас это уже далеко не «необходимость для крупных компаний», а реальность, так скажем, «для широкого круга».

Итак, об электронной отчетности: что это, зачем и что нужно, чтобы получить право ее подавать, — читайте в нашей статье.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Инструкция по электронной отчетности

— Инструкция по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233.

 

Что такое электронная отчетность (ЭО)?

Словосочетание «электронная отчетность» в последнее время все чаще на слуху. Что же это такое? Фактически это любой вид отчета (расчета, ведомости, декларации), который сдается в налоговую или соцфонд, но не в бумажном, а в электронном виде, т. е. он:

— представляет собой электронный файл с данными (расширение файла должно быть только *.xml.);

— отправляется в налоговую или фонд через сеть Интернет.

Преимущества подачи отчетности именно таким способом налицо —

экономия времени при составлении (ведь файл с отчетом формируется автоматически в специальной программе) и при подаче (не нужно стоять в очереди и отвлекаться на поездки в ГНИ или фонд).

 

Обязательно ли?

Бывает, что налоговики на местах заставляют налогоплательщиков подавать отчетность исключительно в электронном виде. Сразу отметим, что такого права у них нет. В соответствии с

подпунктом 4.4.2 «з» Закона № 2181 в электронной форме отчетность подается только в том случае, если налогоплательщик добровольно примет такое решение.

Вместе с тем представители ГНИ иногда пытаются ссылаться на недавно принятую

Инструкцию по электронной отчетности, говоря, что теперь якобы все должны сдавать отчетность только в электронном виде. Такие доводы совершенно безосновательны. В самой Инструкции указано, что она распространяется только на тех налогоплательщиков, «которые по собственному желанию подают налоговые документы в электронном виде» (преамбула Инструкции по электронной отчетности).

Итак, подача электронной отчетности — дело сугубо добровольное: хотите — подавайте, хотите — нет (другое дело, что в ближайшем будущем, по всей видимости, электронная форма отчетности все-таки вытеснит бумажную).

Все же если вы предпочитаете бумажный вариант отчета (в том числе и декларации по НДС), а налоговики настаивают на электронном, можно сослаться на вышеприведенные нормы

Инструкции по электронной отчетности, а также на письма Госкомпредпринимательства от 19.03.2007 г. № 1965 и от 25.04.2007 г. № 2994.

 

Что нужно для подачи ЭО?

Те предприниматели, которые решили сэкономить время, освоив современную технологию подачи отчетности в электронном виде, сразу поинтересуются: а что для этого нужно и сколько это будет стоить?

Для того чтобы налоговая (или соцфонд) приняла электронную отчетность, предпринимателю нужно иметь

:

1) доступ к сети

Интернет;

2)

специальную программу, которая бы формировала отчет в формате «xml»;

3) электронную цифровую подпись и/или печать (

ЭЦП) налогоплательщика, которая накладывается на электронный отчет и должна быть подтверждена усиленным сертификатом ключа;

4)

программу, способную наложить на электронный документ ЭЦП;

5)

открытый ключ того органа, которому сдаем отчет (фактически это файл, позволяющий зашифровать отчет перед отправкой).

Сколько стоит

доступ к сети Интернет, предприниматель, скорее всего, знает, так как глобальная сеть для большинства сейчас не новинка. В среднем можно обойтись абонплатой 30 грн. в месяц при трафике 100 Мб.

Программу, которая формирует отчеты в нужном формате, можно получить бесплатно

в ГНИ или Пенсионном фонде (ПФУ), в зависимости от того, какой отчет планируется сдавать в электронной форме, или скачать на сайте соответствующего органа:

— для отчетности, подаваемой в ГНИ, по адресу http://www.sta.gov.ua в разделе «Платникам податків про електронну звітність» — «Програмне забезпечення»;

— для отчетности, подаваемой в ПФУ, — http://www.pfu.gov.ua в разделе «Программное обеспечение» или с сайта разработчика — http://www.bestzvit.com.ua.

Важно, чтобы программное обеспечение было последней версии, поэтому нужно следить за его обновлением (найти и скачать обновление можно на тех же сайтах или получить бесплатно в ГНИ или фонде).

Для формирования отчетов можно использовать и такие программы, как «Парус», «1С: Предприятие 7.7», «1С: Бухгалтерия 8.1» (правда, самая последняя версия «1С: Бухгалтерии 8.1» — 1.1.4.4 — содержит некоторые недостатки, поэтому пока лучше до этой версии программу не обновлять), а также программу «Предприниматель 4™». С их помощью отчетность формируется в необходимом «xml»-формате.

ЭЦП и программу

, способную накладывать ее на электронный документ, предприниматель может получить, обратившись в один из аккредитованных центров сертификации ключей. На данный момент это:

— ЗАО «Інфраструктура відкритих ключів»;

— ООО «Український сертифікаційний центр»;

— ООО «Арт-Мастер»;

— Государственное предприятие «Українські спеціальні системи»;

— НПФ «Українські національні інформаційні системи» («Вестник налоговой службы Украины», 2008 г., № 18 — 19, с. 77 — 78).

Услуги данных центров не бесплатны. В среднем

за каждый ключ (электронную подпись/печать справка 1) взимается плата в сумме 90 грн., за программу — от 300 до 500 грн., за ежемесячное обновление этой программы — 50 — 150 грн. в месяц. Срок действия ключей — 1 год (в законодательстве такое требование не прописано, но и запрета нет, поэтому центры ключей установили удобный именно для них срок).

Заметим, что до 27.04.2008 г. предприниматели могли подавать электронные отчеты, подписанные не сертифицированными, а бесплатными ключами, которые формировались в программе «Нотарь». Со вступлением в силу

Инструкции по электронной отчетности применение несертифицированных ключей стало невозможным. Вместе с тем некоторые из указанных центров предлагают различные акции, предоставляя льготные цены на сертифицированные ключи тем налогоплательщикам, которые уже подавали электронную отчетность. Например, ООО «УСЦ» осуществляет бесплатный обмен ключей «Нотарь» на ЭЦП, для этого нужно предоставить оригинал договора с налоговой о сдаче отчетности в электронном виде и иные необходимые документы (свидетельство о госрегистрации, об НДС-регистрации, приказ о назначении руководителя и др.). До окончания срока действия договора с налоговой ключами можно пользоваться бесплатно. Вместе с ключами бесплатно выдадут и программу для наложения ЭЦП («БЭСТ ЗВИТ плюс», демо-версия), причем ее можно использовать не только для наложения ЭЦП, но и для формирования отчетов в ПФУ, а также формы № 1ДФ в ГНИ (в полной версии этой программы можно формировать любой отчет, но полная версия — платная).

ООО «Арт-Мастер» взимает

за выдачу ключа всего 5 грн., но такой тариф действует только для тех пользователей, которые подписали с ГНИ договор о предоставлении электронной отчетности до 20.02.2008 г. Ключи будут действовать до конца 2008 года.

Подробнее о том, какие документы нужно подать, чтобы получить ЭЦП, и как их сформировать в программе «БЭСТ ЗВИТ», читайте на с. 13 этого номера.

После того как ключ уже куплен, нужно скачать с сайта ГНИ или ПФУ форму договора о предоставлении отчетности в электронном виде (договор см. на с. 5 этого номера), распечатать в двух экземплярах, подписать этот договор, поставить обычную мокрую печать (при наличии) и отнести в налоговую или фонд.

После того как предпринимателю вернут один экземпляр подписанного в ГНИ или ПФУ договора, подача электронной отчетности будет правомерной. Но важно знать следующее: подписав договор, налогоплательщик не лишается права подать отчет не в электронной, а в бумажной форме, если ему так будет удобнее.

Отправить электронный отчет нельзя, не зашифровав его с помощью

открытого ключа того органа, в который он сдается (т. е. предпринимателю нужен файл, предназначенный для зашифровки отчета перед его отправкой). Как правило, эти ключи уже присутствуют в программном обеспечении по формированию ЭО, которое налогоплательщик скачал с сайта или получил при подписании договора о сдаче ЭО. Если нет, то открытый ключ ГНИ или ПФУ можно бесплатно получить в соответствующем органе или найти и скачать на сайте того центра ключей, у которого сам предприниматель покупал ЭЦП (в разделе «Сертификаты»; поиск следует задать по коду ЕГРПОУ соответствующей ГНИ или ПФУ — ДЦ «ІЦ СПОВ ПФУ»).

Вот собственно и все, что необходимо сделать на подготовительном этапе. Теперь предприниматель может смело сдавать ЭО. О том, как это сделать и какие нюансы при этом возникают, читайте на с. 20 данного номера.

 

Выводы

Электронная отчетность — это любой вид отчета (расчета, ведомости, декларации), который сдается в налоговую или ПФУ, не в бумажном, а в электронном виде. Причем

сдача отчетности в электронном виде не обязанность, а право предпринимателя: хочет — сдает, хочет — нет. Никто не имеет права его принуждать.

Налогоплательщики, которые все же решили подавать в ГНИ или ПФУ

электронную отчетность, в первую очередь должны приобрести сертифицированные ключи электронной цифровой подписи для своих электронных отчетов, а также подключиться к сети Интернет. Затем нужно подписать с ГНИ или ПФУ договор о предоставлении отчетности в электронном виде и скачать необходимое программное обеспечение (бесплатно). На этом подготовка окончена, и теперь можно сдавать ЭО.

Справочная информация (справка)

1

Электронную печать, как и обычную, предпринимателю иметь необязательно. Иными словами, физлицо-предприниамтель вполне может обойтись покупкой одного электронного ключа — аналога подписи (это следует из подпункта 7.1 Инструкции по электронной отчетности).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше