Темы статей
Выбрать темы

Юридическая поддержка. Если потребитель недоволен приобретенным товаром

Редакция СД
Статья

Юридическая поддержка

 

Если потребитель недоволен приобретенным товаром

 

Американский писатель Гарольд Коффин называл потребителями рассерженных покупателей. Именно о том, какие требования и в каком порядке может предъявлять «рассерженный покупатель» и как в этом случае следует себя вести продавцу, и пойдет речь в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 1023

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХII.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистров расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Порядок № 203

— Порядок учета бракованных товаров, возвращенных покупателями при осуществлении гарантийных замен товаров, а также учета покупателей, получивших такую замену или услуги по ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом ГНАУ от 27.06.97 г. № 203.

Порядок № 506

— Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденный постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

Правила розничной торговли непродовольственными товарами

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Правила торговли на рынках

— Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105.

Правила торговли экземплярами аудиопроизведений

— Правила розничной торговли экземплярами аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, утвержденные постановлением КМУ от 04.11.97 г. № 1209.

Правила торговли транспортными средствами

— Правила розничной торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 31.07.2002 г. № 228.

Порядок № 721

— Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) либо гарантийной замены дорожных транспортных средств, утвержденный приказом Министерства промышленной политики Украины от 29.12.2004 г. № 721.

Порядок № 614

— Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Постановление № 5

— постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения гражданских дел по искам о защите прав потребителей» от 12.04.96 г. № 5.

 

Права потребителя в случае выявления недостатка товара

Объем прав потребителя в случае приобретения некачественного товара напрямую зависит от того, какие недостатки выявлены в данном товаре. Начнем с тех недостатков, которые условно можно назвать несущественными.

По общему правилу

потребитель в случае приобретения непродовольственного товара ненадлежащего качества справка 1 имеет право требовать (ч. 1 ст. 8 Закона № 1023):

1) пропорционального уменьшения цены;

2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Если в товаре

выявлен существенный недостаток справка 2 или установлено, что товар фальсифицирован справка 3, потребитель может требовать:

1) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;

2) замены товара на такой же либо на аналогичный из числа имеющихся в наличии у продавца (производителя) товар.

Если какой-либо нормативно-правовой акт предлагает усеченный по сравнению с приведенным перечень прав потребителя в отношении некачественного товара, в этой части такой нормативный акт будет считаться недействующим, поскольку

приоритет в регулировании отношений с участием потребителей отдан Закону № 1023.

В отношении

продовольственных товаров Закон № 1023 предоставляет потребителю несколько иной перечень возможностей. Так, согласно части 8 статьи 8 Закона № 1023 в случае приобретения потребителем продовольственных товаров ненадлежащего качества продавец обязан заменить их на товары надлежащего качества либо вернуть потребителю уплаченные им деньги.

Предъявить какое-либо из перечисленных требований потребитель может только в том случае, если

не истек установленный на товар гарантийный срок (если товар непродовольственный) или срок годности (если товар продовольственный). Единственное исключение из этого правила предусматривает часть 5 статьи 680 ГКУ, в соответствии с которой продавец несет ответственность и после истечения гарантийного срока или срока годности, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара либо по причинам, которые существовали до этого момента.

В отношении продукции, на которую гарантийные сроки либо срок годности не установлены, потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) соответствующие требования, если недостатки были выявлены в течение двух лет, а в отношении объекта строительства — не позже десяти лет со дня передачи их потребителю.

 

Кому предъявляются претензии по поводу качества товара?

Согласно

части 3 статьи 8 Закона № 1023 потребитель может предъявить свои требования на выбор одному из таких субъектов:

продавцу по месту покупки товара;

производителю;

предприятию, удовлетворяющему требования, возникшие в связи с приобретением некачественного товара, по месту нахождения потребителя (созданные собственником продавца торговые предприятия и филиалы, осуществляющие продажу аналогичных приобретенным потребителем товаров; представительства и филиалы предприятия-производителя; предприятия, на которые функции удовлетворения требований потребителей возложены договором с продавцом либо производителем). Информацию о таких предприятиях продавец и производитель должны предоставлять потребителю при продаже товара.

Если товар изготовлен за пределами Украины, требования удовлетворяются за счет продавца (импортера) (

часть 13 статьи 8 Закона № 1023).

Согласно

части 3 статьи 678 ГКУ если продавец товара ненадлежащего качества не является его производителем, требования по его замене, бесплатному устранению недостатков товара и возмещению убытков могут быть предъявлены к продавцу либо производителю товара.

В

Законе № 1023 приведен общий перечень субъектов, к которым может обратиться потребитель со своими требованиями. Примером того, каким образом они могут быть детализированы в подзаконных актах, являются положения Порядка № 721, согласно которым выполнение требования потребителя о гарантийном ремонте дорожно-транспортного средства должен осуществлять любой пункт сервисной сети производителя (продавца), указанный в сервисной книжке, независимо от того, каким продавцом это дорожно-транспортное средство было продано. И уже в случае уклонения такого пункта сервисной сети либо безосновательного отказа с его стороны провести гарантийный ремонт потребитель имеет право обратиться непосредственно к продавцу либо производителю для устранения этих недостатков и выполнения гарантийного ремонта.

Субъект, к которому обратился потребитель, должен принять у него товар и удовлетворить его требования (

часть 5 статьи 8 Закона № 1023). Если товар является крупногабаритным или его вес превышает 5 килограммов, то доставка такого товара и его возврат потребителю осуществляются за счет продавца (либо другого субъекта, к которому обратился с требованием потребитель).

 

Кто может предъявлять претензии к качеству товара?

Обратиться с требованием, связанным с приобретенным товаром, может не только его непосредственный покупатель, но и любой другой его потребитель

(например, член семьи покупателя, который использует товар с ним совместно, либо лицо, которому товар был подарен покупателем). Это подтвердил Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики в письме от 14.09.2007 г. № 8229-1-6/16. Такой вывод вполне логичен и прямо следует из понятия «потребитель», приведенного в статье 1 Закона № 1023. Напомним, потребителем является физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует либо намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью либо выполнением обязанностей наемного работника. Как видим, чтобы считаться потребителем товара, необязательно выступать его покупателем.

Положения некоторых подзаконных актов вступают в противоречие с приведенным выводом. Так,

Правила торговли на рынках называют лишь одного субъекта, который может обратиться к продавцу с требованиями по поводу некачественности товара. Таким субъектом назван покупатель. Поскольку все нормативно-правовые акты, затрагивающие права потребителей, действуют лишь в той части, в которой не противоречат Закону № 1023, предъявить претензии по поводу качества товара, прибретенного на рынке у субъекта предпринимательской деятельности, может не только его непосредственный покупатель, но и любой другой потребитель. Если же продавец не зарегистрован как предприниматель, на него не распространяется Закон № 1023, а значит, предъявить свои требования, действительно, может только покупатель товара.

Еще одно общее положение, которое следует учитывать, с каким бы требованием ни обратился потребитель: в отношении непродовольственных

товаров, которые были в пользовании и реализовывались через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя подлежат удовлетворению только с согласия продавца.

Вновь обращаем внимание на то, что у продавца (производителя, их представителей) возникает обязанность удовлетворить требования потребителя в отношении некачественного товара только в том случае, если покупатель докажет, что они возникли до передачи товара покупателю либо по причинам, которые существовали до этого момента. Если же продавцом предоставлены гарантии в отношении качества товара, то продавец отвечает за его недостатки, если он не докажет, что они возникли после передачи товара покупателю в результате нарушения покупателем правил пользования или хранения товара, действий третьих лиц, случая либо непреодолимой силы.

Свои претензии потребитель должен изложить в виде письменного заявления в двух экземплярах, один из которых возвращается потребителю с отметкой продавца (производителя, другого субъекта, удовлетворяющего требования потребителей) и указанием даты приема заявления, фамилии, инициалов и должности работника, который принял заявление.

Теперь коротко остановимся на особенностях реализации наиболее распространенных на практике требований потребителя: возврат уплаченных за товар средств, обмен товара на товар надлежащего качества и бесплатное устранение недостатков товара.

 

Требование бесплатно устранить недостатки товара в разумный срок

При предъявлении потребителем требования о

бесплатном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение 14 календарных дней, отсчет которых начинается со следующего дня за датой обращения потребителя с соответствующим требованием (абзац первый части 9 статьи 8 Закона № 1023). Стороны могут договориться о более продолжительном сроке, в течение которого будут устранены недостатки товара.

Важной гарантией для потребителя является возможность потребовать от продавца (другого субъекта)

предоставить ему на время ремонта (с доставкой) товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) независимо от модели. Требование должно быть изложено в письменной форме.

Закрепление в

Законе № 1023 и в Правилах розничной торговли непродовольственными товарами за потребителями такого права обуславливает для продавцов (других субъектов, на которых возложена обязанность гарантийного обслуживания) обязанность создать обменный фонд товаров. Однако такое право потребитель может реализовать в отношении далеко не всех непродовольственных товаров, а лишь тех, которые вошли в утвержденный постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172 Перечень товаров, по которым создается обменный фонд. К таким товарам, в частности, отнесены: телевизоры, микроволновые печи, магнитолы, кухонные машины, магнитофоны, вязальные машины, радиоприемники, пылесосы, холодильники, электроутюги, морозильники, электромиксеры, стиральные машины, электросоковыжималки, телефонные аппараты, в том числе мобильной связи, персональные компьютеры и комплектующие части к ним, аппаратура для видеозаписи и воспроизведения изображения и звука, электрочайники, электрофены, электрокофеварки.

Обращаем внимание, что

за каждый день задержки выполнения требования о предоставлении товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков (т. е. устранение недостатков в течение более чем 14 дней или другого срока, о котором стороны договорились) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента от стоимости товара. Как указал Пленум ВСУ, учитывается стоимость товара на момент предъявления требования, а в случае снижения цены — исходя из стоимости товара на момент приобретения товара (пункт 10 постановления № 5).

При устранении недостатков путем замены комплектующего изделия либо составляющей части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие или составную часть исчисляется со дня выдачи потребителю товара после ремонта.

Как мы говорили, общим условием предъявления любого из требований, обусловленных ненадлежащим качеством товара, является предъявление такого требования в пределах гарантийного срока. Из этого правила сделано одно исключение: согласно

части 10 статьи 8 Закона № 1023 потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара после окончания гарантийного срока, но до окончания установленного срока службы, а если такой срок не установлен — в течение 10 лет и только при условии, что в товаре были выявлены недостатки (существенные недостатки), допущенные по вине производителя. В этом случае порядок удовлетворения требования потребителя аналогичен изложенному выше порядку.

В случае бесплатного устранения недостатков технически сложных бытовых приборов, кроме требований

ГКУ и Закона № 1023, следует учитывать требования, предусмотренные Порядком № 506. Гарантийные обязательства по технически сложным бытовым приборам указываются производителем в гарантийном талоне по форме № 1-гарант и № 2-гарант либо в другом эксплуатационном документе в разделе «Гарантийные обязательства производителя». К эксплуатационным документам также прилагаются отрывные талоны на техническое обслуживание (в случае необходимости) и гарантийный ремонт по формам № 3-гарант и № 4-гарант. Во время приема технически сложного бытового товара на гарантийный ремонт исполнитель в присутствии потребителя проверяет потребительские качества товара, его комплектность, внешний вид, заводской номер, дату изготовления, наличие пломб производителя либо исполнителя (по поручению производителя) и гарантийных талонов и устанавливает наличие заявленного недостатка. Товару предоставляется номер, под которым он берется на гарантийный учет. После принятия товара на гарантийный ремонт исполнитель выдает потребителю квитанцию по форме № 7-гарант, в которой указываются все недостатки и срок выполнения ремонта (пункт 31 Порядка № 506). В квитанции указываются наименование, заводской номер и цена аналогичного товара, который выдается потребителю на время гарантийного ремонта из обменного фонда.

В случае если потребитель не явился для получения отремонтированного товара в

пятидневный срок со дня, определенного в квитанции, исполнитель сообщает ему об этом письменно. По окончании 5 месяцев, в течение которых потребитель по уважительным причинам не явился для получения товара, исполнитель направляет второе письменное уведомление. Через 6 месяцев со дня, указанного в квитанции, товар подлежит реализации. За счет полученных от продажи такого товара средств исполнитель покрывает расходы на его реализацию и хранение, остаток средств в установленном порядке направляется на депозит государственной нотариальной конторы либо частного нотариуса на имя потребителя (пункт 40 Порядка № 506).

 

Требование расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар денежную сумму

Напомним: право расторгнуть договор и потребовать вернуть уплаченную за товар денежную сумму у потребителя возникает только в случае выявления

существенного недостатка в товаре.

При возврате товара потребитель подает заявление с требованием вернуть деньги за возвращенный товар ненадлежащего качества. К заявлению прилагается расчетный документ, а для товаров, на которые установлен гарантийный срок, — техпаспорт либо другой документ с отметкой о дате продажи. На основании заявления составляется акт о возврате товара, в котором указываются (

пункт 2.2 Порядка № 203):

— данные о покупателе;

— сведения о возвращенном товаре;

— сумма, которую необходимо вернуть покупателю.

Акт подписывает уполномоченное лицо субъекта хозяйствования. На основании заявления, составленного акта и расчетного документа из кассы продавца выдается необходимая сумма с оформлением расходного документа либо оформляется платежное поручение (

пункт 2.3 Порядка № 203).

Если на момент предъявления потребителем требования расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар денежную сумму

цена на товар повысилась, то пересчет производится исходя из стоимости товара на момент предъявления требования. Например, если потребитель возвращает посудомоечную машину, которая на момент приобретения стоила 2430 грн., а на момент предъявления требования расторгнуть договор стоит 2510 грн., продавец должен вернуть потребителю 2510 грн.

Если же

цена товара понизилась по сравнению с ценой, существовавшей на момент приобретения, то пересчет проводится исходя из стоимости товара на момент приобретения. Так, если стоимость посудомоечной машины из приведенного выше примера снизилась по сравнению со стоимостью приобретения до 2395 грн., то вернуть потребителю нужно 2430 грн.

Как видим, при расчете с потребителем всегда нужно исходить из более высокой стоимости товара.

Вернуть деньги потребителю за товар нужно в день расторжения договора. Максимальный срок выполнения этой обязанности —

7 календарных дней. Однако в любом случае срок выполнения продавцом обязанности вернуть деньги за возвращенный товар должен быть согласован с потребителем.

Аналогичные правила распространяются на случаи обращения с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги в отношении продовольственных товаров.

 

Требование заменить товар на такой же либо на аналогичный, из числа имеющихся в наличии у продавца (производителя), товар

Согласно

части 6 статьи 8 Закона № 1023 при наличии товара, на который потребитель требует заменить товар с существенным недостатком либо фальсифицированный, требование подлежит немедленному удовлетворению. Единственное исключение из этого правила составляют те случаи, когда возникает необходимость проверить качество товара. В этом случае срок удовлетворения требований потребителя не может превышать 14 календарных дней со дня обращения потребителя с соответствующим требованием (этот срок начинает исчисляться со следующего за датой обращения дня), если стороны не договорились о более продолжительном сроке. Следует обратить внимание на то, что говоря о необходимости проверки качества продукции, законодатель подразумевает проведение экспертизы на предмет установления недостатков в продукции, их существенности, а также причин возникновения либо выяснения факта, не является ли продукция фальсифицированной.

Если такой же либо аналогичный товар отсутствует, требование потребителя о замене товара с существенным недостатком либо фальсифицированного товара подлежит удовлетворению в

двухмесячный срок с момента подачи соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в указанный срок невозможно, потребитель вправе на свой выбор предъявить продавцу (производителю, их представителям) одно из таких требований (абзац второй части 6 статьи 8 Закона № 1023, пункт 32 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, пункт 2.8 Правил розничной торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 31.07.2002 г. № 228):

1) пропорционально снизить цену на товар;

2) возместить расходы на устранение недостатков товара;

3) расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар денежную сумму;

4) заменить товар на такой же или аналогичный.

Отметим, что

ГКУ включает в данный перечень и право потребителя потребовать от продавца устранения за его счет недостатков товара (абзац третий части 2 статьи 709 ГКУ), что выглядит вполне логичным.

Потребитель может потребовать замены товара или возврата уплаченных за него денежных средств еще на стадии передачи ему товара. Так, согласно

абзацу четвертому пункта 25 Правил розничной торговли непродовольственными товарами в случае выявления несоответствия товаров условиям продажи (данным, указанным в расчетном документе), некомплектных либо товаров ненадлежащего качества потребитель может отказаться от приема таких товаров. Такой отказ оформляется актом, в котором указываются причины отказа. На основании акта субъект хозяйствования должен доставить потребителю товары без недостатков или вернуть стоимость товаров и услуг.

Особого внимания заслуживают ситуации, когда происходит замена товара, цена на который изменилась.

Если происходит замена товара ненадлежащего качества на такой же товар

аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества, цена на который изменилась (независимо от того, повысилась цена или снизилась), пересчет стоимости не производится. Например, если потребитель меняет музыкальный центр, в котором выявлен неустранимый недостаток, на такой же музыкальный центр, то независимо от того, изменилась на него цена на момент обмена или нет, пересчет стоимости не производится.

Если же некачественный товар меняется на такой же товар надлежащего качества, но

другой марки (модели, артикула, модификации), перерасчет стоимости проводится по следующим правилам: если цена товара, который возвращается продавцу в связи с выявлением в нем недостатков, на момент приобретения была выше цены на момент обмена, то пересчет проводится исходя из стоимости товара на момент приобретения; если ниже — то на момент обмена.

Проиллюстрируем сказанное примером. Потребитель хочет поменять некачественный музыкальный центр марки А (стоимость на момент приобретения — 650 грн., а на момент обмена — 770 грн.) на музыкальный центр марки Б стоимостью 1100 грн. В такой ситуации необходимо провести пересчет цены, исходя из цены музыкального центра марки А на момент обмена, поскольку она выше цены, которая была на момент продажи. Таким образом, покупателю придется доплатить 330 грн. (разницу в стоимости музыкального центра марки Б и стоимостью музыкального центра марки А на момент обмена).

Если представить обратную ситуацию, т. е. если бы цена музыкального центра марки А на момент продажи составляла те же 650 грн., но на момент обмена, например, снизилась до 610 грн., то пересчет следовало бы проводить исходя из цены на момент приобретения. В этом случае покупателю пришлось бы доплатить 450 грн. (разницу между стоимостью музыкального центра марки Б и стоимостью музыкального центра марки А на момент приобретения).

В приведенных примерах стоимость товара, на который обменивается некачественный товар, превышает стоимость последнего (взятой как на момент продажи, так и на момент обмена) — в таких ситуациях доплачивать приходится потребителю. Если же стоимость товара, который предоставляется взамен ранее проданному некачественному товару, ниже стоимости последнего, то доплатить должен продавец. Снова обратимся к примерам. Потребителем была приобретена стиральная машина марки В стоимостью 3120 грн. Через некоторое время потребитель обратился к продавцу с требованием обменять приобретенную стиральную машину, в которой был выявлен существенный недостаток, на стиральную машину марки С стоимостью 2240 грн. Рассмотрим три варианта: если на момент обмена стоимость стиральной машины марки В осталась прежней, составила 2990 грн. и если на момент обмена ее стоимость равна 3180 грн. В первом случае продавцу придется доплатить потребителю 880 грн., во втором — также 880 грн. (т. е. при пересчете продавец должен был исходить из цены возвращаемой машинки на момент продажи, поскольку она больше ее цены на момент обмена), в третьей ситуации продавец должен выплатить покупателю 940 грн. (в этом случае пересчет проводится исходя из цены на момент обмена, так как она превышает цену некачественного товара на момент продажи).

Описанными выше правилами следует руководствоваться и тогда, когда с требованием расторгнуть договор и вернуть уплаченные за товар деньги обращается потребитель продовольственного товара (

часть 8 статьи 8 Закона № 1023).

 

Является ли расчетный документ условием удовлетворения требований потребителя?

В соответствии с

частью 11 статьи 8 Закона № 1023 требования потребителя, связанные с выявлением недостатков в приобретенном товаре, рассматриваются после предъявления потребителем расчетного документа, а в отношении товаров, на которые установлен гарантийный срок, — технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи (см. также пункт 37 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, пункт 2.1 Порядка № 203, п. 17 Правил торговли экземплярами аудиопроизведений).

Формулировка приведенного законодательного положения не позволяет дать однозначный ответ, может ли техпаспорт служить подтверждением факта приобретения товара у конкретного продавца или единственным таким подтверждением может быть расчетный документ.

В отношении требований потребителя, связанных с товаром надлежащего качества, все более однозначно: согласно

абзацу третьему части 1 статьи 9 Закона № 1023 одним из условий обмена товара надлежащего качества является сохранение потребителем расчетного документа.

Вопрос о том, какой документ, кроме расчетного, может считаться подтверждением факта приобретения товара у определенного продавца, не возникает и в отношении

некачественных продуктов питания — в этом случае расчетный документ выступает единственным доказательством. На необходимость предъявления покупателем, обратившимся с требованием вернуть продовольственный товар, расчетного документа указывает и Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики в письме от 01.02.2007 г. № 843-6-11/18.

Попробуем разобраться, должен ли все же продавец (другой субъект) удовлетворить требования потребителя, если последний

не предоставляет расчетный документ на товар ненадлежащего качества.

Как документ, подтверждающий факт продажи товаров, расчетный документ определяет

Закон об РРО. Согласно Закону № 1023 доказательством заключения договора между потребителем и продавцом является расчетный документ (квитанция, товарный или кассовый чек, билет, талон и др.). Приведенные законодательные положения дают основания для вывода, что получить деньги за некачественный товар потребитель может, если предъявит расчетный документ.

Однако весомым аргументом в пользу потребителя, потерявшего расчетный документ, является позиция Пленума ВСУ, высказанная еще в 1996 году: в

пункте 9 постановления № 5 указывается, что в качестве доказательства купли-продажи товара у конкретного субъекта может служить не только расчетный документ, но и техпаспорт и даже показания свидетелей. Эта позиция нашла подтверждение в постановлении судебной палаты по гражданским делам ВСУ от 11.08.2005 г. в деле № 06-6530кс03. В то же время не можем не отметить, что суды не всегда ее придерживаются. Так, в определении ВСУ от 20.12.2000 г. суд, сославшись на положение, согласно которому факт купли-продажи товара у конкретного продавца подтверждается расчетным документом или техпаспортом, отказал в удовлетворении требований потребителя, который не предоставил какого-либо из указанных документов. Однако и это судебное решение дает основания говорить о том, что в качестве подтверждения приобретения товара можно рассматривать не только расчетный документ, но и техпаспорт с отметкой о дате продажи.

Таким образом,

вернуть потребителю деньги за возвращаемый им товар надлежащего качества либо за некачественный продовольственный товар продавец обязан при условии предъявления потребителем расчетного документа, подтверждающего, что товар был приобретен именно у этого субъекта хозяйствования. В отношении непродовольственных товаров ненадлежащего качества доказательством их приобретения у конкретного продавца может служить не только расчетный документ, но и техпаспорт. Кроме того, если дело дойдет до суда, то в качестве надлежащего доказательства суд может признать показания свидетелей.

Нежелание субъектов хозяйствования признать такой вывод вполне понятно, ведь он не только лишает такого удобного основания для отказа в удовлетворении требований нерадивых потребителей, потерявших расчетный документ, но и несколько усложняет выполнение ряда требований к порядку ведения расчетных операций. Одно из них приведено в

пункте 9.4 Порядка № 614, в соответствии с которым если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн., материально ответственное лицо хозяйственной единицы либо лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств. В таком акте, в частности, необходимо указать номер расчетной квитанции, которая подтверждает покупку товара. Кроме того, возврат товара необходимо отразить в Книге учета бракованных товаров, возвращенных покупателями, в случае осуществления гарантийных замен товаров, а также учета покупателей, получивших такую замену либо услуги по ремонту (обслуживанию), форма которой приведена в приложении к Порядку № 203. Одна из обязательных для заполнения граф в этой Книге — номер кассового чека и дата осуществления покупки. Думаем, выполнить приведенные требования законодательства субъект хозяйствования может, обратившись к копии расчетного документа, которая должна у него храниться.

 

Возмещение ущерба, причиненного потребителю товаром ненадлежащего качества

Право потребителя на возмещение ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества, закреплено как

ГКУ (статья 711), так и Законом № 1023 (статья 16).

Законом Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР

отдельно предусмотрена обязанность производителей и продавцов (поставщиков) возместить ущерб, причиненный потребителю в результате потребления не пригодных к употреблению либо неправильно маркированных пищевых продуктов и потребления пищевых продуктов, которые были признаны опасными, при условии ихранения, приготовления и/или потребления в соответствии с инструкциями, предоставленными производителем и/или продавцом (пункт 11 части 6 статьи 20 данного Закона).

Если свои требования по возмещению причиненных убытков потребитель предъявил продавцу и тот их удовлетворил, производитель обязан возместить все убытки продавца (

часть 12 статьи 8). Если ущерб потребителю был возмещен предприятием, уполномоченным продавцом (производителем) на удовлетворение требований потребителей, продавец (производитель) обязан в месячный срок возместить такому предприятию понесенные убытки.

Закон № 1023

предоставляет право требовать возмещения причиненного ущерба каждому потерпевшему потребителю независимо от того, пребывал ли он в договорных отношениях с производителем (исполнителем, продавцом). Такое право сохраняется в течение установленного срока службы (срока годности), а если такой срок не установлен — в течение 10 лет с даты введения в оборот такой продукции ее производителем (часть 2 статьи 16 Закона № 1023, см. также пункт 12 постановления № 5). При этом на такого потребителя возлагается обязанность доказать наличие:

1) ущерба;

2) дефекта в продукции;

3) причинно-следственной связи между такими ущербом и дефектом.

Производитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что:

1) ущерб причинен по вине самого потребителя в результате нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки продукции либо действия непреодолимой силы;

2) не вводил продукцию в оборот;

3) дефект в продукции возник в результате соблюдения производителем требований законодательства либо выполнения обязательных для него предписаний органов государственной власти.

 

Право потребителя вернуть товар надлежащего качества

ГКУ

и Закон № 1023 закрепляют право потребителя вернуть товар надлежащего качества либо обменять его на аналогичный. Реализовать это право потребитель может при наличии нескольких условий:

1) обменять или вернуть можно только непродовольственный товар; продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат;

2) предъявить требование об обмене или возврате товара надлежащего качества потребитель может только в течение 14 дней с момента передачи ему товара, не считая дня покупки (см.

письмо Госкомпотребполитики от 26.06.2007 г. № 5372-6-11/18), если более продолжительный срок не объявлен продавцом. Так, если товар был приобретен 01.04.2008 г., то 15.04.2008 г. будет последним днем, когда товар надлежащего качества может быть предъявлен к обмену на аналогичный или возвращен продавцу;

3) обмену подлежит товар, неподошедший потребителю по размеру, форме, габариту, фасону, комплектации и т. д.;

4) товар надлежащего качества может быть возвращен, если у продавца нет необходимого для обмена товара;

5) возврату или обмену подлежит только тот товар надлежащего качества, который не вошел в утвержденный Кабинетом Министров Украины перечень товаров, не подлежащих обмену либо возврату (см.

пункт 22 постановления № 5). Перечень товаров, которые не подлежат обмену (возврату), утвержден постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 172. В него, в частности, входят: лекарственные препараты и медицинские средства, предметы сангигиены, светочувствительные товары, парфюмерно-косметические изделия, детские игрушки, ювелирные изделия из драгоценных металлов, ткани, нательное белье, постельное белье и некоторые другие товары;

6) требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки и при наличии доказательств приобретения товара у этого продавца.

Следует обратить внимание, что, если при проведении обмена или возврата товара надлежащего качества его цена изменилась, проводится пересчет цены.

Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право либо приобрести какой-либо другой товар из имеющегося в наличии ассортимента с соответствующим пересчетом стоимости либо расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, либо обменять товар на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан в день поступления товара в продажу сообщить об этом потребителю, который требует обмена товара (

часть 2 статьи 9 Закона № 1023).

При расторжении договора купли-продажи расчеты с потребителем проводятся исходя из стоимости товара на момент его покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора — в другой срок по договоренности сторон, но не позже чем в течение 7 дней (

часть 3 статьи 9 Закона № 1023).

 

Возврат товара в случае непредоставления информации о нем

Основанием для возврата товара может стать не только его низкое качество, но и непредоставление покупателю полной и достоверной информации о товаре в месте его продажи (

статья 700 ГКУ, часть 4 статьи 8 Закона № 1023).

В соответствии с

частью 7 статьи 15 Закона № 1023 в случае когда предоставление недоступной, недостоверной, неполной либо несвоевременной информации о продукции и о производителе (исполнителе, продавце) привело к:

1) приобретению продукции, которая не имеет нужных потребителю свойств, — потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков;

2) невозможности использования приобретенной продукции по назначению — потребитель имеет право требовать предоставления в приемлемо короткий, но не больше месяца, срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения убытков;

3) причинению вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя — потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) требования по возмещению причиненного ущерба, а также требовать возмещения ущерба, причиненного природным объектам, которые пребывают в его владении на праве собственности или на других основаниях, предусмотренных законом или договором.

 

Возврат товара, приобретенного в кредит

Если потребитель, который приобрел товар в кредит, вдруг обнаружил, что данный товар не подходит ему по цвету, фасону или по другим основаниям, он может вернуть товар и отозвать свое согласие на заключение договора о предоставлении потребительского кредита без объяснения причин отзыва (

абзац первый части 6 статьи 11 Закона № 1023). Желание вернуть товар надлежащего качества, как видим, является возможной, но далеко не обязательной причиной отзыва согласия на заключение договора о предоставлении потребительского кредита. Отозвать свое согласие потребитель может в течение 14 календарных дней с момента передачи потребителю экземпляра заключенного договора. С отзывом согласия потребитель должен одновременно вернуть кредитодателю средства либо товары, полученные по договору. Потребитель также платит проценты за период между моментом получения средств и моментом их возврата по ставке, установленной в договоре. Потребитель не обязан уплачивать какие-либо другие сборы в связи с отзывом согласия.

В свою очередь кредитодатель обязан вернуть потребителю средства, уплаченные им согласно договору о предоставлении потребительского кредита. Сделать это он должен не позднее чем в течение 7 дней. За каждый день задержки возврата потребителю уплаченных им средств ему выплачивается неустойка в размере 1 % суммы, подлежащей возврату кредитодателем.

Обращаем внимание, что право отзыва согласия не применяется в отношении: потребительских кредитов, обеспеченных ипотекой; потребительских кредитов на приобретение жилья; потребительских кредитов, предоставленных на приобретение услуги, выполнение которой состоялось до окончания срока для отзыва согласия.

Следует отметить, что какого-либо исключения, позволяющего отозвать свое согласие на заключение договора о предоставлении потребительского кредита после истечения 14-дневного срока в связи с тем, что на средства, предоставленные в кредит, был приобретен товар ненадлежащего качества,

Закон № 1023 не предусматривает. Таким образом, возврат товара ненадлежащего качества не является основанием для расторжения договора о предоставлении потребительского кредита, однако дает возможность потребителю предъявить к продавцу (другому субъекту) требование возместить ему расходы, связанные с обслуживанием кредита (см., например, определение ВСУ от 24.01.2007 г.).

Как видим, у потребителя, недовольного приобретенным товаром, есть достаточное количество возможностей, чтобы решить возникшую у него проблему. Мы же постарались рассказать о том, какие требования потребителей удовлетворять нужно (а какие можно проигнорировать) и в каком порядке это следует делать.

 

Выводы

Закон № 1023

имеет приоритет перед другими нормативными актами в части регулирования отношений между субъектами хозяйствования и потребителями.

Право предъявить претензии к качеству товара может не только покупатель, но и другие его потребители.

Недостаток товара должен быть устранен в течение 14 дней со дня обращения потребителя с соответствующим требованием, если стороны не договорились о большем сроке.

Потребитель может предъявить требование о расторжении договора только в случае выявления существенного недостатка в товаре.

Требование потребителя заменить некачественный товар на такой же или аналогичный должно быть удовлетворено в течение 14 дней.

Причиненный потребителю некачественным товаром ущерб возмещается, если он обусловлен дефектом товара и установлена вина производителя (продавца).


Справочная информация (справка)

1

Согласно пункту 13 статьи 1 Закона №1023 надлежащее качество товара, работы либо услуги — это свойство продукции, которая соответствует требованиям, установленным для этой категории продукции в нормативно-правовых актах и нормативных документах, и условиям договора с потребителем. Любое несоответствие продукции указанным требованиям, а также информации о продукции, предоставленной производителем (исполнителем, продавцом), считается недостатком продукции, а продукция, соответственно, продукцией ненадлежащего качества.

2

Под существенным недостатком Закон №1023 понимает недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, возник по вине производителя (продавца, исполнителя), после его устранения проявляется снова по не зависящим от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из приведенных ниже признаков:

а) он вообще не может быть устранен;

б) его устранение займет более 14 календарных дней;

в) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором.

3

Фальсифицированная продукция — продукция, изготовленная с нарушением технологии или неправомерным использованием знака для товаров и услуг, или копированием формы, упаковки, внешнего оформления, а также неправомерным воссозданием товара другого лица.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше