Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Новости

На заметку

 

Дождались: принят антикризисный Закон

 

Закон Украины «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31.10.2008 г. № 639-VI

 

Пройдемся по основным положениям этого

Закона, которые будут интересны предпринимателям:

1. Увеличена

до 150 тыс. грн. гарантированная государством сумма возмещения вкладов физических лиц (в банках — членах фонда гарантирования вкладов). До этого момента она составляла 50 тыс. грн.

2. Предполагается создание

Стабилизационного фонда. Направления использования его средств достаточно четко прописаны в статье 1 раздела I антикризисного Закона.

3. Утвержден порядок

капитализации банков, т. е. увеличения их уставных капиталов путем взносов государства.

4. На фоне вышеизложенных достаточно общих норм

Закон содержит по меньшей мере одно важное положение, с которым придется считаться в практической деятельности абсолютно всем предпринимателям. Речь идет о новом порядке определения прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Дело здесь вот в чем.

В антикризисном

Законе появилась весьма неординарная норма: «…размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы изменяются согласно индексу инфляции (индексу потребительских цен)» (пункт 5 раздела III).

На сегодняшний день эти показатели определены

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI. А именно с 1 октября прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо составляет 669 грн., а минимальная зарплата — 545 грн. С 1 декабря 2008 года указанным Законом предполагалось повышение минзарплаты до 605 грн. Причем эти нормы антикризисным Законом не отменены.

Возникает резонный вопрос: какое влияние антикризисный

Закон окажет на утвержденные Законом о госбюджете показатели прожиточного минимума и минзарплаты?

Хотя он и вступил в силу с момента официального опубликования (05.11.2008 г.), считаем, что действующие в

ноябре показатели прожиточного минимума (669 грн.) и минимальной зарплаты (545 грн.) не пересматриваются. Иная ситуация с декабрем. С большей степенью вероятности можно говорить о невозможности применения в декабре 2008 года нового размера минимальной зарплаты (605 грн.).

На наш взгляд, декабрьские показатели будут рассчитываться исходя из ноябрьского уровня инфляции, т. е. в декабре минимальная зарплата будет определена не в сумме 605 грн., а в размере 545 грн. с корректировкой на индекс инфляции ноября.

Аналогичным образом будет определяться декабрьский размер прожиточного минимума. Именно так мы понимаем внесенные изменения. Однако не исключаем и других вариантов прочтения «зарплатной» нормы. Поэтому с нетерпением ждем официальных разъяснений. Будет еще лучше, если уже в ближайшее время Кабмин утвердит порядок определения размера прожиточного минимума и минимальной заработной платы.

 

Минимальные цены на алкоголь: опять и снова

 

Постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» от 30.10.2008 г. № 957

 

Предприниматели, которые торгуют алкоголем, возможно, уже забыли, что такое минимальные цены на спиртные напитки:

постановление КМУ от 21.06.2001 г. № 700, которое устанавливало минимальные цены на алкоголь, было отменено постановлением КМУ от 28.05.2005 г. № 407.

Постановлением № 957

вновь введены минимальные цены на алкоголь. Отметим основные моменты документа.

1.

Устанавливаются размеры минимальных цен на следующие виды алкогольных напитков:

 

Описание товара

Минимальная цена за 1 л 100-процентного спирта, грн.

оптово-отпускная

розничная

Водка и ликеро-водочные изделия

58,33

70

Спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимки винограда:

 

 

коньяк три звездочки

104,17

125

коньяк четыре звездочки

116,67

140

коньяк пять звездочек

133,33

160

прочие спиртовые дистилляты и спиртные напитки

104,17

125

 

2.

Минимальные цены на указанные алкогольные напитки определяются как произведение соответствующих утвержденных минимальных цен, крепости по объему (в процентах) и вместимости тары (в литрах), деленное на 100 %.

Так, например, оптово-отпускная цена бутылки водки емкостью 0,5 л составляет:

58,33 х 40 х 0,5 : 100 = 11,67 грн.;

розничная цена составляет:

70 х 40 х 0,5 : 100 = 14 грн.

3. Очевидно, под группой «Спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимки винограда» следует понимать товары, которые классифицируются по коду 220820

УКТ ВЭД. Соответственно вино и шампанское под ценовое регулирование не подпадают (так как к ликеро-водочным изделиям не относятся).

4.

Постановление вступает в силу с 16 ноября 2008 года (через 10 дней с даты опубликования, которое состоялось в газете «Урядовий кур’єр», № 207, от 05.11.2008 г.).

 

Новости от Нацбанка: в борьбе за финансовую стабильность

 

Постановление Правления Национального банка Украины «О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Украины от 11.10.2008 г. № 319» от 29.10.2008 г. № 340

Постановление Правления Национального банка Украины «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 11.10.2008 г. № 319» от 05.11.2008 г. № 353

Письмо Национального банка Украины «О постановлении Правления Национального банка Украины от 11.10.2008 г. № 319 «О дополнительных мерах о деятельности банков» от 28.10.2008 г. № 18-311/3496-14715

 

Начнем с

постановления НБУ № 340.

Внесенными в

постановление № 319 изменениями установлено ограничение относительно переводов иностранной валюты за пределы Украины по поручению физических лиц — резидентов и нерезидентов. Так, банки (финансовые учреждения) могут осуществлять переводы (новый пункт 4.9 постановления № 319):

— без подтверждающих документов с текущего счета в иностранной валюте или без его открытия в сумме, которая в эквиваленте не превышает 15000 грн. в месяц;

— на основании подтверждающих документов исключительно с текущего счета клиента в иностранной валюте в сумме, которая в эквиваленте превышает 15000 грн., но не более 75000 грн. в месяц.

Эти ограничения не распространяются на:

— оплату расходов на лечение в медицинских заведениях другого государства, а также на оплату расходов на транспортировку больных;

— оплату расходов, связанных со смертью граждан за рубежом (транспортные расходы и расходы на погребение);

— переводы, осуществляемые на основании приговоров, решений, определений и постановлений судебных, следственных и других правоохранительных органов;

— переводы, осуществляемые гражданами в случае выезда за границу на постоянное местожительство.

Постановление НБУ № 340

вступило в силу с 29 октября 2008 года.

Теперь поговорим о

постановлении № 353.

Этим постановлением изложен в новой редакции

пункт 4.2 постановления НБУ № 319. Теперь этим пунктом установлено, что на наличном валютном рынке Украины уполномоченные банки устанавливают курс продажи наличной иностранной валюты не выше официального курса гривни к иностранным валютам, установленным НБУ!

Пункт 4 постановления НБУ № 319

дополнен подпунктом 4.10, из которого следует, что клиент-резидент, который в установленном порядке через субъекта рынка купил безналичную иностранную валюту за гривни или обменял иностранную валюту на другую (на выполнение обязательств в иностранной валюте), обязан ее использовать не позже чем за 5 рабочих дней после дня ее зачисления на его текущий счет на нужды, указанные в заявлении о покупке иностранной валюты. Такая иностранная валюта не подлежит списанию с текущего счета клиента на протяжении 5-дневного срока с целью использования ее на другие цели.

В заявлении о покупке иностранной валюты резидент обязан поручить субъекту рынка продать купленную, обменянную иностранную валюту, которая не будет перечислена по назначению в вышеупомянутый срок.

Это требование распространяется на субъектов рынка во время покупки, обмена ими иностранной валюты с целью выполнения собственных обязательств в иностранной валюте.

Цена покупки наличной иностранной валюты может устанавливаться банками в пределах 3,0 % ниже от цены продажи наличной иностранной валюты.

Кроме того, теперь указано, что

уполномоченные банки на протяжении рабочего дня не изменяют значения курсов покупки и продажи наличных иностранных валют за гривни.

И наконец,

поговорим о письме НБУ № 18-311/3496-14715.

В этом

письме дано разъяснение норм постановления № 319. Остановимся на самых актуальных.

1. Банки в соответствии с

пунктом 2.1 постановления № 319 имеют право выдавать кредиты в иностранной валюте заемщикам, у которых нет источников поступления валютной выручки, при условии соблюдения предельного объема задолженности по кредитам в иностранной валюте (далее — предельный объем задолженности).

При этом

предельный объем задолженности определяется по данным ежедневного баланса банка на дату фиксации задолженности согласно постановлению № 319 как суммарная задолженность заемщиков, у которых нет источников поступления валютной выручки, по предоставленным кредитам в иностранной валюте, которая учитывается на отчетную дату по соответствующим балансовым счетам банка (в том числе согласно генеральным (рамочным) договорам об открытии кредитной линии).

Отметим и то, что банки обязаны выполнять взятые на себя кредитные обязательства по кредитным договорам с клиентами, у которых нет источников поступления валютной выручки, которые были оформлены до вступления в силу

постановления № 319, в размере, не превышающем предельного объема задолженности.

2. Стоит обратить внимание,

что пунктом 2.2 постановления № 319 установлено, что внесение в кредитный договор изменений относительно стоимости кредита (что не соответствует изменениям учетной ставки НБУ) будет квалифицироваться как нарушение требований статьи 49 Закона Украины «О банках и банковской деятельности».

В

письме разъясняется, что банки могут вносить изменения в кредитные договоры, которые касаются стоимости кредита, только в том случае, если изменение учетной ставки произошло после 13.10.2008 г. Если изменение учетной ставки произошло до этой даты, то такое изменение нельзя рассматривать как основание для изменения стоимости кредита по действующим кредитным договорам.

Изменять же процентную ставку по кредиту банки могут лишь в том случае, когда наступает событие, которое не зависит от воли сторон договора, но непосредственно влияет на стоимость кредитных ресурсов банка.

Кроме того, изменение процентной ставки по кредиту должно быть адекватно тем событиям, которые непосредственно повлияли на стоимость кредитных ресурсов банка.

3. Что касается возврата средств, привлеченных от клиентов на депозит, то в соответствии с

пунктом 2.4 постановления № 319 банк обязан вернуть средства как юридическим, так и физическим лицам только после окончания срока размещения вклада (депозита) независимо от вида валюты, указанной при составлении этих договоров.

В

письме же указано, что действие этой нормы не распространяется на операции институтов совместного инвестирования открытого типа, институтов совместного инвестирования интервального типа (в течение действия интервала), которые связаны с выполнением обязательств соответствующего ИСИ по обязательному выкупу собственных ценных бумаг по требованию инвестора, и на операции негосударственных пенсионных фондов, связанные с выполнением обязательств соответствующего негосударственного пенсионного фонда по осуществлению выплат своему участнику.

4. Банки по требованию клиентов не имеют права осуществлять покупку, обмен иностранной валюты с целью досрочного выполнения обязательств и с целью проведения расчетов с нерезидентами за импорт продукции (работ, услуг, прав интеллектуальной собственности), осуществляемый без ввоза на территорию Украины (

пункт 4.4 постановления № 319). Но Нацбанк в письме указал, что такой запрет не распространяется на случаи покупки, обмена иностранной валюты с целью выплаты резидентами иностранным инвесторам дивидендов, начисленных по итогам деятельности резидентов за отчетный период; операции неторгового характера; средства в иностранной валюте, которые были куплены до 13.10.2008 г.

 

Приближается срок поверки измерительных средств (весы, гири и прочее)

 

Порядок составления перечней средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации и подлежащих поверке, от 15.09.2005 г. № 262

 

Те предприниматели, которые в своей деятельности используют средства измерительной техники, подлежащие поверке (например, при торговле на развес, в случае приема металлолома и т. п.), обязаны ежегодно их поверять. Для этого в соответствии с

пунктом 2.4 Порядка № 262 нужно до 1 декабря (значит, в 2008 году последний срок — 28 ноября) составить Перечень таких средств по форме, указанной в приложении 1 к Порядку № 262, и отправить его по почте на согласование с территориальным органом метрологии.

 

С 1 января электронную налоговую отчетность будут принимать только с ЭЦП, сформированной с помощью сертифицированных ключей

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины «О предоставлении разъяснения по использованию средств ЭЦП» от 07.10.2008 г. № 20410/7/28-0517

 

Напомним нашим читателям, что сейчас в орган налоговой службы налоговая отчетность может быть предоставлена:

— на бумажных носителях;

— почтовыми отправлениями;

— на магнитных носителях и средствами телекоммуникационной связи в формате xml с наложением электронной цифровой подписи (ЭЦП) и без приложения распечатанных оригиналов налоговой отчетности на бумажных носителях.

Для реализации последнего способа налогоплательщикам необходимо приобрести сертифицированные ключи для наложения ЭЦП и определиться с использованием специальной программы для работы с этими средствами защиты. Однако, учитывая общее количество налогоплательщиков, ГНАУ в течение 2008 года принимала отчетность по электронной почте с использованием ПО «Нотарь» для наложения электронной подписи, которая никакого отношения к ЭЦП не имеет. И это несмотря на то, что со вступлением в силу

Инструкции по подготовке и предоставлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233, ГНАУ официально объявила о прекращении поддержки проекта предоставления отчетности с использованием ПО «Нотарь».

О том, что эта ситуация изменится с нового года, ГНАУ заверила в данном

письме. В частности, отмечено, что с 1 января 2009 года будет прекращено принятие налоговой отчетности в электронном виде, подписанной с помощью ПО «Нотарь». Налоговая отчетность будет приниматься в электронном виде только с наложением на нее ЭЦП, сформированной с помощью сертифицированных ключей.

В связи с этим ГНАУ заключила договоры о сотрудничестве с коммерческими организациями, предоставляющими услуги ЭЦП на платной основе. В этом соглашении были предусмотрены льготы по приобретению ЭЦП в аккредитованных коммерческих центрах налогоплательщиками, которые принимали участие в проекте ГНАУ с использованием ПО «Нотарь». Льготы предоставляются на основании оригинала договора, заключенного между заявителем и соответствующей государственной налоговой инспекцией.

В заключение

письма ГНАУ заявила, что бесплатное распространение средств ЭЦП среди налогоплательщиков будет внедрено после введения в эксплуатацию собственного аккредитованного центра сертификации ключей. Правда, когда это произойдет, ГНАУ не уточнила.

От редакции добавим, что предоставление отчетности в электронном виде является, как и раньше, исключительно добровольным решением налогоплательщика. Поэтому, если предприниматель не планирует приобретение специального программного обеспечения и сертифицированных ключей для наложения ЭЦП, у него всегда остается вариант подачи отчетности в бумажном виде.

 

Кабмин стабилизирует цены на лекарства и изделия медицинского назначения

 

Постановление КМУ «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17.10.2008 г. № 955

 

Кабмин, в частности, установил

предельные снабженческо-сбытовые надбавки (наценки) и предельные торговые (розничные) надбавки (наценки):

на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (постановление КМУ от 29.03.2006 г. № 400), соответственно не выше чем 15 % и не выше чем 35 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости) с учетом скидок;

на лекарственные средства и изделия медицинского назначения по перечню, утвержденному приказом Минздрава и Минэкономики Украины от 03.12.2001 г. № 480/294, — соответственно не выше чем 10 % и не выше чем 15 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости) с учетом скидок;

на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые приобретаются государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения за бюджетные средства, — не выше чем 10 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости) с учетом скидок.

Кроме того, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования установленных надбавок (наценок) Кабмином

предусмотрено внедрение в скором будущем декларирования производителем или импортером оптовой цены (таможенной стоимости) перечисленных выше лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Также внесены изменения в некоторые

постановления КМУ, которые регламентируют деятельность Гослекинспекции.

 

Лицензирование в строительстве: есть изменения

 

Постановление Кабинета Министров Украины

«О внесении изменений в Порядок лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве» от 22.10.2008 г. № 941

 

Постановлением КМУ № 941

внесены изменения в Порядок лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве, утвержденный постановлением КМУ от 05.12.2007 г. № 1396. Выделим самые существенные:

1. Лицензирование в строительстве будет проводиться не только Государственной архитектурно-строительной инспекцией, как было раньше, но и ее

территориальными органами (пункт 3 Порядка).

2. При выдаче лицензии к ней будет выдаваться

приложение с перечнем работ, на осуществление которых получена лицензия. В случае принятия решения о внесении изменений в перечень работ орган лицензирования утверждает указанные изменения и оформляет их отдельным приложением, о чем делается отметка на бланке лицензии (пункт 9 и 15 Порядка).

4. Для

переоформления лицензии теперь необходимо предоставлять органу лицензирования в течение 10 рабочих дней с даты возникновения оснований для переоформления такие документы:

— заявление;

— лицензию, подлежащую переоформлению;

— копию свидетельства о государственной регистрации, удостоверенную нотариально или органом, выдавшим оригинал документа.

Постановление

вступает в силу со дня официального опубликования (на момент подготовки номера не опубликовано).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше