Темы статей
Выбрать темы

Рекламируемся в СМИ, раздаем листовки. А что в учете?

Редакция СД
Статья

Рекламируемся в СМИ, раздаем листовки. А что в учете?

 

Создание и размещение рекламы — забота маркетологов, а вот оплата их услуг и идей — обязанность рекламодателей, продвигающих свои товары и услуги.

При этом предприниматель-рекламодатель суммы, потраченные на рекламные мероприятия, должен отразить у себя в учете. О налоговых нюансах размещения рекламы в печатных СМИ, изготовления и распространения листовок, буклетов и т. д. мы расскажем в этой статье.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Декрет № 56-93

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» в редакции Закона Украины от 11.07.2003 г. № 1121-IV.

Закон о печатных СМИ

— Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине» от 16.11.92 г. № 2782-XII.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Положение об исчислении и уплате налога с рекламы

— Положение о порядке исчисления и уплаты налога с рекламы в городе Харькове от 20.09.93 г.

 

Что считать рекламой

Основной документ, регулирующий правовые отношения в сфере создания, распространения и получения рекламы, —

Закон о рекламе. В соответствии со статьей 1 этого Закона под рекламой понимается информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара. При этом:

— товар — какой-либо предмет хозяйственного оборота, в том числе продукция, работы, услуги, ценные бумаги, объекты права интеллектуальной собственности;

— лицо — физическое лицо, в том числе субъект предпринимательской деятельности, юридическое лицо любой формы собственности, представительство нерезидента в Украине.

Субъектами рекламной деятельности являются

(статья 1 Закона о рекламе):

рекламодатель — лицо, являющееся заказчиком рекламы для ее производства и (или) распространения;

производитель рекламы — лицо, которое полностью или частично осуществляет производство рекламы;

распространитель рекламы — лицо, осуществляющее распространение рекламы;

потребитель рекламы — неопределенный круг лиц, на которых направлена реклама.

Законодательство предъявляет ряд требований и ограничений при проведении рекламных мероприятий, которые должны соблюдаться рекламодателями (подробнее см. «СД», 2008, № 8, с. 29).

 

Реклама в СМИ

Для размещения рекламы в печатном издании предприниматель может воспользоваться услугами рекламного агентства либо самостоятельно обратиться в газету, журнал и др.

 

Налог с рекламы

Размещение рекламы в СМИ неразрывно связано с уплатой

налога с рекламы, причем касается это и предпринимателей на общей системе, и единоналожников.

Порядок взимания налога с рекламы регулируется

Декретом № 56-93 и положениями местных органов исполнительной власти.

Статьей 11 Декрета № 56-93

плательщиками налога с рекламы определены юридические лица и граждане (без конкретизации, в качестве кого они выступают) в отношениях по оказанию услуг по установке и размещению рекламы. По сути, таких плательщиков корректнее рассматривать как «источник» уплаты налога с рекламы. С них он взыскивается для последующего перечисления в бюджет другим лицом. Обязанность по удержанию и перечислению налога с рекламы в бюджет возложена на лицо, которое оказывает услуги по установке и размещению рекламы.

Так, согласно

статье 11 Декрета № 56-93 объектом налогообложения является стоимость услуг по установке и размещению рекламы. Налог с рекламы уплачивается во время оплаты стоимости услуг по установке и размещению рекламы.

Данный налог уплачивается

со всех видов объявлений и уведомлений, которые передают информацию с коммерческой целью с помощью средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах.

Представим себе процесс создания рекламы. Так, заказчик (рекламодатель) собирается прорекламировать свою деятельность или свои товары. С этой целью для изготовления и размещения рекламы он обращается в рекламное агентство или непосредственно к тому, кто ее разместит.

Таким образом, в создании рекламы могут быть задействованы предприниматель-заказчик и другие субъекты хозяйствования, которые оказывают ему соответствующие услуги.

Лицо, которое оказывает услуги по размещению рекламы, включает в счет за свои услуги налог с рекламы, тем самым фактически взыскивает этот налог с заказчика таких услуг (с плательщика налога с рекламы). Затем полученный налог такое лицо перечисляет в бюджет в установленные сроки.

То есть заказчик услуг как плательщик налога с рекламы только отдает свои деньги исполнителю таких услуг, исполнитель декларирует эти средства и перечисляет их в бюджет.

Предельный

размер налога составляет 0,1 % от стоимости услуг по размещению единоразовой рекламы и 0,5 % от стоимости услуг по размещению рекламы на длительное время.

Объект налогообложения, установленный

Декретом № 56-93 , не может изменяться положениями местных органов исполнительной власти, хотя это требование часто нарушается.

Так, местными органами власти, несмотря на то что в

Декрете № 56-93 объектом налогообложения является стоимость услуг по установке и размещению рекламы, часто устанавливается требование об уплате налога с рекламы со стоимости услуг по изготовлению рекламы (дизайн, верстка).

Заметим, что

Закон о рекламе при определении субъектов рекламной деятельности разделяет понятия производителей и ее распространителей.

Конечно, к примеру, рекламное агентство может выступать и в качестве производителя, и в качестве распространителя рекламного продукта одновременно. Однако это вовсе не означает, что обложению налогом с рекламы подлежит вся сумма предоставленных услуг.

В частности, об этом говорится в

письме ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508 и подчеркивается, что требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении и распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с этим в документах должны быть

четко разграничены предоставленные услуги отдельно по производству и распространению рекламы. Если же такое разделение отсутствует, то налог с рекламы исчисляется со всей суммы предоставленных услуг по изготовлению и распространению рекламы.

Например, в случае размещения рекламного блока в газете, когда стоимость ее изготовления отдельно не выделена, объектом обложения налогом с рекламы является вся сумма по договору.

Если услуги по установке и размещению рекламы предоставляются бесплатно, то объекта налогообложения в этом случае нет.

Обращаем внимание, что некоторые органы местного самоуправления в соответствующих региональных положениях о налоге с рекламы несколько по-другому определяют базу для исчисления этого налога, включая в нее и стоимость услуг по изготовлению рекламы.

Поэтому если местное положение требует уплаты налога со стоимости услуг по изготовлению рекламы, то отстаивать свои интересы предприниматель может только в судебном порядке.

Так, в действующем

Положении об исчислении и уплате налога с рекламы в г. Харькове указывается, что объектом налогообложения является стоимость услуг, которые оплачиваются за изготовление и размещение рекламы.

Добавим, что

базой для начисления налога с рекламы является договорная (контрактная) стоимость работ, услуг по установке и размещению рекламного продукта, без учета сумм НДС.

Предпринимателям — плательщикам НДС стоит обратить внимание на то, что в налоговой накладной сумма налога с рекламы отдельно не указывается. К тому же в самой форме налоговой накладной не предусмотрена строка для отражения данных о платежах и сборах, не включаемых в базу обложения НДС. Данные графы 11 раздела VII налоговой накладной не будут соответствовать фактически полученной сумме оплаты за услуги по размещению рекламы.

В данном случае можно порекомендовать отражать налог с рекламы в графе 11 раздела III налоговой накладной, дописав «налог с рекламы» в строке после слов «возвратная тара». В данном случае общая сумма с НДС к оплате (графа 11 раздел VII) будет соответствовать фактически полученной сумме оплаты за услуги по размещению рекламы.

Налог с рекламы может включаться в состав расходов предпринимателя (

подпункт 5.2.5 статьи 5 Закона о налоге на прибыль).

 

Расходы предпринимателя на общей системе

Как мы помним, предприниматели на общей системе, которые ведут учет документально подтвержденных расходов, пользуются перечнем

статьи 5 Закона о налоге на прибыль.

Расходы на рекламные мероприятия с позиции

Закона о налоге на прибыль являются расходами двойного назначения, т. е. они могут быть включены в расходы при соблюдении определенных условий, при этом обязательно наличие связи с хозяйственной деятельностью.

Как следует из

подпункта 5.4.4 статьи 5 Закона о налоге прибыль, расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий делятся на:

нелимитируемые, которые включаются в состав расходов в полном объеме;

лимитируемые, которые включаются в расходы в размере, не превышающем 2 % налогооблагаемой прибыли прошлого отчетного (налогового) года. К лимитированным расходам относятся расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ), с рекламными целями.

Таким образом,

при подтверждении связи с хозяйственной деятельностью затраты на рекламу в СМИ предприниматель может отнести на расходы в полной сумме.

Теперь о том, на какой момент отражать эти расходы.

Если следовать принципу соответствия доходов и расходов, то предприниматель на общей системе расходы отражает в тот момент, когда будет получен доход, с которым эти расходы непосредственно связаны. То есть расходы отражаются одновременно с отражением в Книге ф. № 10 дохода справка 1, с которым они связаны. Пока доход не будет получен, расходы как бы «зависают» (в расчете чистого дохода не учитываются).

Таким образом, логичным выглядит такой вариант:

предприниматель отражает расходы на рекламу в СМИ в том отчетном периоде, в котором будет получен первый доход (выручка) от реализации рекламируемого товара, услуги и т. д.

Допустим, предприниматель дал рекламу в СМИ в начале IV квартала, и уже в этом квартале началась реализация рекламируемой продукции, и поступила соответствующая выручка. Рекламные расходы предприниматель сможет отразить в налоговом учете уже в IV квартале. Если бы реализация начала осуществляться только со следующего квартала, то в этом случае рекламные расходы могут быть учтены только по итогам I квартала следующего года. Если рекламируется не новый товар, а тот, который обычно находится в продаже, то расходы на рекламу можно включить уже в состав расходов текущего отчетного периода (того, в котором была дана реклама в СМИ), конечно, при условии, что в этом отчетном периоде были получены доходы (выручка) от продажи рекламируемых товаров.

Добавим, что

предприниматель — плательщик НДС будет иметь право на налоговый кредит по НДС исходя из стоимости услуг за рекламу, если ему будет выдана налоговая накладная или другой, предусмотренный для подтверждения суммы входного НДС документ.

 

Изготовление и раздача рекламных материалов (листовки, буклеты)

В данном случае мы поговорим о полиграфическом рекламном продукте,

который, кроме рекламной, никакой другой функции не выполняет: рекламные плакаты, листовки, прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п. Это рекламные материалы, которые получатель сможет использовать только в качестве источника получения информации о товаре, работе, услуге.

 

Налог с рекламы

Выше мы обращали внимание на такой нюанс: согласно

Декрету № 56-93 объектом для исчисления налога с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Поэтому одно только производство (изготовление) рекламы налогом с рекламы облагаться не должно.

Следовательно,

типография, которая будет печатать предпринимателю листовки, не должна начислять налог с рекламы. То есть на стоимость заказа по изготовлению определенного тиража рекламных листовок, полученного типографией от предпринимателя, налог с рекламы начисляться не должен. Однако мы уже говорили о том, что в вопросе уплаты налога с рекламы со стоимости изготовления рекламной продукции необходимо руководствоваться также требованиями, установленными местными органами власти.

Что касается

распространения собственных листовок, то здесь ситуация такая. Довольно часто органы местного самоуправления требуют уплачивать налог с рекламы и в случаях саморекламы. ГНАУ в отношении данного вопроса также считает, что при саморекламе уплачивать налог необходимо. Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в письме ГНАУ от 23.02.2001 г. № 91/4/18-1114.

При этом база для начисления налога с рекламы устанавливается исходя из:

1) тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов со сторонними заказчиками;

2) себестоимости рекламной продукции (работ, услуг) — если субъект предпринимательской деятельности не предоставляет рекламные услуги сторонним заказчикам и следовательно не имеет тарифов на такие платные услуги.

Мы с такой точкой зрения

не согласны. На наш взгляд, объект налогообложения возникнет только в том случае, если предприниматель обратится к услугам сторонних лиц (например, рекламному агентству) по распространению листовок, буклетов и т. п. При этом налог будет уплачен в стоимости таких услуг, а лицом, ответственным за перечисление налога в бюджет и подачу отчета, будет лицо, распространяющее рекламу (например, рекламное агентство).

Если же рекламный материал будет раздаваться потенциальным клиентам своими силами, то оснований для начисления налога с рекламы нет. В конце концов, можно воспользоваться практикой размещения листовок в доступном месте, подразумевая, что покупатели (клиенты) самостоятельно их берут для ознакомления без участия предпринимателя.

В качестве подтверждения этой позиции можно привести такой аргумент.

Декретом № 56-93 предусмотрена уплата налога с рекламы только во время оплаты услуг за установление и размещение рекламы, а объектом обложения налогом с рекламы является именно стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Следовательно, для возникновения объекта обложения налогом с рекламы необходимо наличие двух сторон:

— предоставляющей услуги по установлению и размещению рекламы;

— получающей и оплачивающей такие услуги.

В случае саморекламы

оплата услуг за установление и размещение рекламы никогда не наступит, ведь невозможно предоставить услуги самому себе.

 

Доходы и расходы

Поскольку предприниматель раздает рекламные материалы бесплатно, то

сумма дохода от раздачи рекламных материалов у предпринимателя будет равна нулю.

Теперь о

расходах, связанных с раздачей рекламных материалов.

Мы уже отмечали, что физлицо-предприниматель, который формирует расходы по перечню

статьи 5 Закона о налоге прибыль, в случае с рекламными мероприятиями ориентируется на подпункт 5.4.4 этого Закона. Такие затраты могут быть нелимитируемые, которые включаются в состав расходов в полном объеме, и лимитируемые.

Расходы, связанные с распространением рекламных материалов, т. е. тех рекламных материалов, которые для получателя несут только информационную функцию, относятся к нелимитируемым. То есть

предприниматель все затраты, связанные с распространением рекламной печатной продукции, в том числе и затраты на ее приобретение и изготовление, может включать в состав своих расходов (учитывать их при исчислении чистого дохода). Но все это при условии, что реклама товаров (работ, услуг) связана с хозяйственной деятельностью предпринимателя, т. е. операции с рекламируемыми товарами или услугами — предмет его деятельности.

Принцип отражения этих расходов, учитывая соответствие доходов и расходов, такой же как и для рекламных объявлений в СМИ (описан выше).

Напомним, что

затраты на проведение рекламных мероприятий предприниматель может отнести на расходы только в том случае, если у него будет документальное подтверждение связи расходов на проведение рекламных мероприятий с хозяйственной деятельностью.

Для того чтобы без проблем обосновать правомерность включения в состав расходов, участвующих в исчислении чистого дохода, затрат на проведение рекламных мероприятий, предпринимателю нужно сделать следующее:

при подготовке рекламной кампании в произвольной форме составить документы, касающиеся предстоящих рекламных мероприятий. Например, утвердить план проведения рекламных мероприятий, составить приблизительный бюджет рекламной акции, определить направления и способы проведения таких мероприятий. Все это следует зафиксировать письменно (в произвольной форме) с указанием периода, в который будут проводиться рекламные мероприятия. Впоследствии эти документы будут подкреплены счетами от фирм, изготавливающих рекламные материалы (проспекты, календари), и другими подтверждающими документами.

 

НДС для предпринимателя — плательщика НДС

Стоимость услуг по изготовлению рекламы или стоимость будущих носителей рекламы, закупаемых предпринимателем, может включать в себя НДС.

В таком случае предприниматели — плательщики НДС имеют право на налоговый кредит по НДС (если им выданы документы, являющиеся основанием для его начисления). Хотя не исключено, что налоговики будут относительно этого возражать, ведь раздача рекламных материалов не является облагаемой НДС операцией (об этом ниже), хотя и относится к хозяйственной деятельности.

Вместе с тем сам предприниматель начислять налоговые обязательства по НДС при распространении рекламных материалов не должен.

Операция по раздаче рекламных материалов (листовок, календарей, каталогов, прайс-листов) не является объектом обложения НДС. Объясняется это тем, что раздача таких рекламных материалов, по сути, не подпадает под понятие поставки товаров (работ, услуг) из Закона об НДС (данные рекламные материалы не имеют потребительской стоимости, их нельзя использовать иначе, кроме как носитель информации) (письмо ГНАУ от 13.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26).

 

Налог с доходов

В силу того, что рекламные материалы (листовки, прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п.) не имеют потребительской стоимости, а также в силу того, что рекламные материалы раздаются неперсонифицированно, вести речь о налоге с доходов в данном случае нет смысла. Ведь получая такую рекламную продукцию, потребитель рекламы никакого дохода по сути не получает. То есть

налог с доходов при раздаче рекламных материалов удерживаться не должен.

 

Выводы

Размещая рекламное объявление в печатных СМИ, предприниматель становится плательщиком налога с рекламы.

Объектом налогообложения является стоимость услуг по установке и размещению рекламы. Налог с рекламы уплачивается во время оплаты стоимости услуг по установке и размещению рекламы. В то же время некоторые органы местного самоуправления в своих региональных положениях о налоге с рекламы несколько по-другому определяют базу для исчисления этого налога, включая в нее и стоимость услуг по изготовлению рекламы.

Обязанность по удержанию и перечислению налога с рекламы в бюджет возложена на лицо, оказывающее услуги по установке и размещению рекламы. То есть заказчик услуг как плательщик налога с рекламы только отдает свои деньги исполнителю таких услуг, исполнитель декларирует эти средства и перечисляет их в бюджет.

Расходы на рекламные мероприятия, объявления в СМИ и изготовление буклетов и листовок могут быть включены в расходы предпринимателя при подтверждении их связи с хозяйственной деятельностью.

Для отнесения в состав расходов сумм затрат на проведение рекламных мероприятий предпринимателю нужно составить в произвольной форме документы, обосновывающие расходы на предстоящие рекламные мероприятия.

Налоговые обязательства по НДС при бесплатной раздаче буклетов и листовок не начисляются.


Справочная информация

1 В принципе расходы в Книге ф. № 10 предприниматель может отражать в момент их осуществления, но при исчислении чистого дохода предприниматель такие расходы все равно учесть сможет только при получении дохода (в денежной или натуральной форме), с которым эти расходы связаны.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше