Темы статей
Выбрать темы

Наиболее часто задаваемые вопросы по… заполнению налоговых накладных

Редакция СД
Статья

Наиболее часто задаваемые вопросы по…

заполнению налоговых накладных

 

На страницах нашего издания мы стараемся не обходить стороной неизменно актуальные вопросы, связанные с заполнением налоговой накладной по НДС (см., например, «СД», 2008, № 4, с. 16, 38). Очередная подборка материалов по этой теме представлена вашему вниманию.

 

Как правильно нумеровать налоговые накладные

 

ВОПРОС. Опишите порядок нумерации налоговых накладных. Можно ли осуществлять нумерацию нарастающим итогом с начала года?

ОТВЕТ. В соответствии с подпунктом 7.2.1 Закона об НДС одним из обязательных реквизитов налоговой накладной, которая составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца, является порядковый номер. Как предусмотрено пунктом 3 Порядка № 165, порядковый номер налоговой накладной должен соответствовать порядковому номеру реестра полученных и выданных налоговых накладных.

Согласно форме реестра, утвержденной приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244, нумерация налоговых накладных каждый месяц начинается с первого номера.

Вместе с тем налоговики считают, что сквозная нумерация налоговых накладных нарастающим итогом с начала года не является нарушением нормативно-правовых актов по вопросам обложения НДС (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 38, письмо ГНА г. Киева от 04.11.2005 г. № 1009/10/31-106). Следовательно, субъект хозяйственной деятельности может по своему усмотрению использовать помесячный или годовой порядок нумерации налоговых накладных. Традиционно на практике обнуляют нумерацию налоговых накладных с начала года.

Следует иметь в виду, что при помесячном порядке нумерации добиться совпадения номера налоговой накладной с номером в реестре полученных и выданных налоговых накладных не всегда удается. Так, нумерация нарушается уже при выписке Расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной), данные которого также отражаются в реестре.

 

Если налоговая накладная выписана по второму событию

 

ВОПРОС. Согласно договору купли-продажи поставщик реализовал товар на условиях последующей оплаты. Товар отгружен 10 октября 2008 года, а оплата получена 22 октября 2008 года. Является ли ошибкой составление налоговой накладной на дату получения оплаты?

ОТВЕТ. Для ответа на поставленный вопрос обратимся к подпункту 7.2.3 Закона об НДС. Так, в соответствии с указанным документом налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. Как известно, налоговые обязательства возникают по правилу первого события (подпункт 7.3.1 Закона об НДС):

— либо на дату зачисления средств от покупателя на банковский счет налогоплательщика;

— либо на дату отгрузки товаров.

В рассматриваемой ситуации первым событием была отгрузка товара, значит, на эту дату следовало составить налоговую накладную. А вот оформление налоговой накладной на дату получения денежных средств является нарушением налогового законодательства.

Дата составления налоговой накладной может не совпадать с моментом возникновения налоговых обязательств только в ситуации, предусмотренной пунктом 17 Порядка № 165. Как следует из указанного документа, в случае осуществления поставки товаров (услуг), имеющей непрерывный или периодический характер при постоянных связях с покупателем, покупателю может быть выписана сводная налоговая накладная исходя из определенной в договоре периодичности оплаты поставленной продукции (один раз в пять дней; один раз в десять дней и т. п.), но не реже одного раза в месяц и не позднее последнего дня месяца. При этом к сводной налоговой накладной обязательно прилагается реестр товарно-транспортных накладных или других соответствующих сопроводительных документов, согласно которым осуществлена поставка товаров (услуг). Другими словами, если поставка товаров имеет регулярный характер, а оплата за него поступает с установленной периодичностью, поставщик может выписать одну сводную налоговую накладную в конце месяца.

Нарушение поставщиком порядка выписки налоговой накладной может стать для покупателя препятствием в отражении налогового кредита по НДС. Объясняется это тем, что дата выписки является обязательным реквизитом налоговой накладной (подпункт 7.2.1 Закона об НДС), отсутствие которого лишает покупателя права на налоговый кредит по такой налоговой накладной. Об этом шла речь в письме ВХСУ от 23.11.2001 г. № 01-8/1271. В связи с этим, при обнаружении ошибки покупателю необходимо обратиться к поставщику с просьбой о замене ошибочной налоговой накладной. Это позволит решить проблему мирным путем.

В случае получения отказа покупатель может воспользоваться нормами подпункта 7.2.6 Закона об НДС и приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период справка 1заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита. Вместе с заявлением предоставляются копии товарных чеков или других расчетных документов, свидетельствующих о факте уплаты налога вследствие приобретения таких товаров.

Если же ошибка в налоговой накладной была обнаружена только во время налоговой проверки, то покупатель может побороться за налоговый кредит, сославшись на положительные судебные решения по данной проблеме (постановление ВСУ от 06.12.2005 г. № 21-105сво05; постановление ВХСУ от 03.08.2005 г. № 41/132а). В них суд признал, что несущественные ошибки в налоговой накладной (к которым, в принципе, можно отнести и несвоевременное составление налоговой накладной) сохраняют право на налоговый кредит у покупателя.

И еще один момент. Если первым событием было получение товара, а поставщик выписал налоговую накладную только после оплаты, не спешите писать заявление: вполне возможно, что поставщик товаров работает с применением кассового метода возникновения обязательств. В этом случае дата возникновения налоговых обязательств поставщика определяется как дата зачисления (получения) средств на банковский счет (в кассу) налогоплательщика или как дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг) (пункт 1.11 Закона об НДС). Поэтому составление налоговой накладной на дату получения оплаты соответствует нормам Закона об НДС. Во избежание недоразумений между покупателем и поставщиком рекомендуем указывать налоговый статус поставщика в договоре купли-продажи.

 

Обычная цена превышает договорную

 

ВОПРОС. Иногда предприниматель продает товары по цене ниже обычной. Всегда ли нужно за базу налогообложения принимать обычную цену или только в том случае, если такое превышение больше 20 %? Как выписать налоговую накладную, если база налогообложения определяется исходя из обычных цен?

ОТВЕТ. В абзаце первом пункта 4.1 Закона об НДС изложено общее правило определения базы обложения налогом на добавленную стоимость: «…база налогообложения операции по поставке товаров (услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычной цены».

В абзаце втором того же пункта изложена специальная норма (правило определения базы налогообложения) для частного случая, когда договорная стоимость ниже обычной цены: «…в случае если обычная цена на товары (услуги) превышает договорную цену на такие товары больше чем на 20 %, база налогообложения операции по поставке таких товаров (услуг) определяется по обычным ценам». Именно этой специальной нормой необходимо руководствоваться в случае, для которого она предусмотрена. Такого же мнения придерживаются налоговики (см. консультацию специалистов ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 27).

Следовательно, в случае поставки товаров (услуг), обычная цена которых превышает договорную цену более чем на 20 %, база налогообложения определяется исходя из обычной цены. Если же обычная цена товаров (услуг) превышает договорную цену менее чем на 20 % либо договорная цена выше обычной цены, то база налогообложения определяется исходя из договорной цены.

В соответствии с пунктом 19 Порядка № 165, если база налогообложения определяется исходя из обычных цен и превышает сумму поставки товаров (услуг), определенную исходя из их договорной (контрактной) стоимости, т. е. обычная цена превышает фактическую, продавец выписывает две налоговые накладные: одну на фактическую цену (по общим правилам), вторую — на сумму превышения обычной цены над фактической ценой.

В налоговой накладной, выписанной на сумму превышения, в графе 3 «Номенклатура поставки товаров (услуг) продавца» делается запись «превышение обычной цены над фактической по товарам, услугам, указанным в налоговой накладной № _____».

Номер такой налоговой накладной должен содержать через дробь знак «ЗЦ», при этом присваивать ей следующий после «основной» налоговой накладной номер, на наш взгляд, нет смысла. То есть если основная налоговая накладная имела номер «10», то налоговой накладной, выписанной на сумму превышения обычной цены над фактической, можно присвоить номер «10/ЗЦ». Она выписывается в двух экземплярах, причем оба экземпляра остаются у продавца.

 

Частичная поставка, не имеющая обособленной стоимости

 

ВОПРОС. Предприниматель поставляет оборудование, состоящее из нескольких элементов, поставка которых иногда происходит в разных налоговых периодах. В договоре определена стоимость всего комплекта, без указания цены каждого элемента. Как правильно составлять налоговые накладные, если такие поставки являются первым событием?

ОТВЕТ. Часть 4 подпункта 7.2.3 Закона об НДС предусматривает, что налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров (работ, услуг). В случае если часть товара (работ, услуг) не содержит обособленной стоимости, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров указывается в приложении к налоговой накладной в порядке, установленном центральным органом государственной налоговой службы Украины, и учитывается при определении общих налоговых обязательств.

Из приведенной нормы Закона об НДС можно сделать вывод, что при поставке части товара, не имеющей обособленной стоимости, обязательства тоже должны возникать частично и порядок определения такой части должен устанавливаться главным налоговым органом Украины.

В пункте 15 Порядка № 165 установлено, что «в случае, когда часть товара (услуги) не содержит отдельной стоимости, перечень (номенклатура) частично поставленных товаров указывается в приложении № 1 к налоговой накладной и в полной стоимости учитывается в налоговой накладной и общих налоговых обязательствах».

То есть ГНАУ установлен порядок, при котором любой части товара, не имеющей обособленной стоимости, соответствует 100 % налоговых обязательств всего товара!

Следовательно, когда часть отгруженного товара не имеет отдельной стоимости, заполняется приложение 1 к налоговой накладной, в графах 3 — 7 которого указываются данные товара, который подлежит поставке и стоимость которого определена в договоре; в графу 8 вносятся наименования поставляемых частей (не имеющих обособленной стоимости), в графу 9 — единица измерения, а в графе 10 указывается количество каждого наименования; в графах 11 — 13 отражаются аналогичные данные о еще не поставленных частях. Такое приложение составляется в двух экземплярах, оригинал выдается покупателю (вместе с налоговой накладной), а копия остается у продавца.

Налоговая накладная составляется при первой отгрузке, в которой указывается полная стоимость товара, который предполагается поставить покупателю.

Таким образом, при поставке части товара, не имеющей отдельной стоимости, у продавца возникают налоговые обязательства на полную стоимость товара, а у покупателя — право на налоговый кредит также на полную стоимость.

При последующих поставках частей товара, не имеющих обособленной стоимости, также составляются приложения 1 к первоначальной налоговой накладной, в которых в графы 8 — 10 переносятся данные из граф 11 — 13 предыдущего приложения по мере поставки. При поставке последней составляющей товара графы 11 — 13 приложения 1 к налоговой накладной не заполняются. Налоговые накладные на такие поставки не составляются, поскольку налоговые обязательства при этом не возникают.

 

Продажа неплательщику НДС

 

ВОПРОС. Какие данные необходимо указывать в налоговой накладной при продаже товаров неплательщику НДС?

ОТВЕТ.

Если поставка осуществляется неплательщику НДС, то налоговая накладная выписывается с отметкой «Поставка неплательщику налога» (пункт 8 Порядка № 165).

Кроме того, при выписке такой налоговой накладной необходимо учитывать правила

пункта 8.1 Порядка № 165, где сказано, что в строках «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» делается отметка «Х».

Оба экземпляра такой налоговой накладной остаются у продавца.

 

Операции, не являющиеся объектом налогообложения

 

ВОПРОС. Форма налоговой накладной предусматривает включение в графу 10 данных по операциям, «освобожденным от НДС». Нужно ли выписывать налоговые накладные по операциям, не являющимся объектом налогообложения согласно пункту 3.2 Закона об НДС? Как отражать такие операции в реестре налоговых накладных?

ОТВЕТ.

Ответ на такой вопрос однозначный: нет, на такую операцию налоговая накладная не выписывается. Ведь согласно подпункту 7.2.3 Закона об НДС налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца.

В данном случае налоговые обязательства у продавца не возникают, следовательно, налоговая накладная не выписывается, так как требование о ее выписке отсутствует как в

Законе об НДС, так и в Порядке № 165.

Несмотря на то что по операциям, не являющимся объектом обложения НДС, налоговая накладная не составляется, информация о такой операции должна быть указана в графе 10 раздела II Реестра полученных и выданных налоговых накладных.

 

Льготные и облагаемые поставки, осуществляемые одновременно

 

ВОПРОС. Предприниматель продает одному покупателю тетради ученические отечественного производства (освобожденные от налогообложения согласно подпункту 5.1.2 Закона об НДС) на сумму 500 грн. и папки-накопители на сумму 600 грн., в том числе НДС — 100 грн. Отгрузка таких товаров производится по одной накладной. Можно ли на такую операцию составить одну налоговую накладную?

ОТВЕТ.

Хотя форма налоговой накладной позволяет одновременно отразить в одной налоговой накладной операции по поставке как облагаемых, так и освобожденных от обложения НДС товаров (услуг), этого делать не следует.

В

пункте 9 Порядка № 165 предусмотрено, что для операций, которые облагаются налогом или освобождены от налогообложения, составляются отдельные налоговые накладные. То есть при одновременной поставке одному покупателю как налогооблагаемых товаров (услуг), так и освобожденных от налогообложения продавец составляет отдельные налоговые накладные (не допускается заполнение в одной накладной одновременно графы 10 и граф 7, 8 и 9).

Следовательно, предпринимателю нужно в таких случаях составить две налоговые накладные. В одной необходимо отразить поставку тетрадей на сумму 500 грн. В такой накладной согласно

подпункту 7.2.2 Закона об НДС и пункту 10 Порядка № 165 в разделе VI графы 10 делается запись «Без НДС» со ссылкой на соответствующий подпункт Закона об НДС, в данном случае подпункт 5.1.2.

В другой налоговой накладной необходимо отразить поставку папок-накопителей, облагаемых по ставке 20 %, в общем порядке.

 

Итоговая налоговая накладная

 

ВОПРОС. Предприниматель осуществляет розничную торговлю канцтоварами с использованием РРО. Как правило, суммы покупок не превышают 100 грн. Иногда покупателями являются плательщики НДС, которые требуют выдать налоговую накладную, остальные — конечные потребители. Как правильно составлять налоговые накладные на реализованный за день товар?

ОТВЕТ.

Подпункт 7.2.6 Закона об НДС предусматривает ряд случаев, когда покупатель имеет право увеличить налоговый кредит на сумму уплаченного НДС без налоговой накладной. Следовательно, по таким операциям поставщику нет смысла выписывать отдельные налоговые накладные, как того требует подпункт 7.2.3 Закона об НДС.

Для таких операций

пункт 8.4 Порядка № 165 предусматривает возможность выписывать налоговую накладную по ежедневным итогам, в которую включаются операции:

— по поставке товаров за наличные конечному потребителю, который не является плательщиком НДС;

— по поставке товаров плательщикам НДС за наличные либо с расчетами карточками платежных систем, банковскими или персональными чеками в пределах 10000 грн., по которым выдается товарный чек, другой платежный или расчетный документ, подтверждающий прием платежа поставщиком от получателя, в котором указаны общая сумма такого платежа, сумма НДС и налоговый номер поставщика;

— по которым выписаны транспортные билеты, гостиничные счета или счета, которые выставляются по услугам связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, которые содержат общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, за исключением тех, форма которых установлена международными стандартами;

— по которым плательщику НДС предоставлены кассовые чеки, содержащие сумму поставленных товаров, общую сумму начисленного налога (с указанием фискального номера поставщика), если сумма поставленных товаров одному плательщику не превышает 200 грн. за день.

Особых требований по заполнению итоговой налоговой накладной

Порядок № 165 не содержит, поэтому нужно применять общие правила.

В такой накладной нужно сделать отметку «Итоговая налоговая накладная». Ее шапку можно заполнить так, как и при выписке налоговой накладной неплательщику НДС: в строках «Покупатель», «Индивидуальный налоговый номер покупателя», «Местонахождение покупателя», «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» поставить отметку «Х».

В графе 3 «Номенклатура поставки товаров (услуг) продавца» должна быть отражена вся номенклатура проданных товаров (разумеется, за исключением тех, по которым выписаны отдельные налоговые накладные). Хотя это достаточно хлопотный процесс, особенно для предпринимателей, у которых обширная номенклатура товаров, но никаких поблажек на этот счет

Порядок № 165 для итоговой налоговой накладной не содержит справка 2. Кроме того, такую накладную, как и обычную, нужно составлять в двух экземплярах.

 

Язык заполнения налоговой накладной

 

ВОПРОС. Допускается ли заполнение налоговой накладной на русском языке? Можно ли включать в налоговый кредит НДС, подтвержденный такими накладными?

ОТВЕТ.

В Законе об НДС нет упоминаний о том, на каком языке заполняются реквизиты налоговой накладной, о языке заполнения налоговой накладной умалчивает и Порядок № 165.

ГНАУ согласилась, что право на налоговый кредит не зависит от того, на каком языке (русском или украинском) составлена налоговая накладная (см.

письмо от 15.08.2003 г. № 12846/7/15-2317-22).

Единственный момент, на который необходимо обратить внимание, — это требования

части «в» и части «є» подпункта 7.2.1 Закона об НДС, которые предусматривают, что налоговая накладная должна содержать полное или сокращенное название, указанное в уставных документах как продавца, так и покупателя.

Следовательно, если название продавца или покупателя в уставных документах указано на украинском языке, как предусмотрено

подпунктом 1.1 Требований № 65, то при заполнении налоговой накладной переводить такие названия на другие языки нежелательно. Это может расцениваться проверяющими как нарушение порядка заполнения налоговой накладной и, как следствие, отсутствие права на налоговый кредит по такой накладной.

Заполнение других полей налоговой накладной (кроме названий поставщика и покупателя) на русском языке (полностью либо частично) не должно вызывать сомнений в наличии права покупателя на налоговый кредит.

 

Заявление с жалобой на поставщика как заменитель налоговой накладной

 

ВОПРОС. В октябре 2008 года предприниматель приобрел товары у поставщика — плательщика НДС на условиях последующей оплаты. При отгрузке товара поставщик выписал налоговую накладную, однако допустил ошибку в налоговом номере покупателя. На просьбу о замене налоговой накладной поставщик ответил отказом. Каким образом в этой ситуации можно сохранить право на налоговый кредит, если оплата будет произведена только в декабре 2008 года?

ОТВЕТ.

В соответствии с подпунктом 7.2.6 Закона об НДС при нарушении поставщиком порядка заполнения налоговой накладной получатель товаров имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм НДС в состав налогового кредита.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, покупателю товаров необходимо выполнить два условия:

1) приложить заявление с жалобой

только к декларации за отчетный период, в котором должна была быть выдана налоговая накладная (пункт 7 Порядка № 165);

2) подать вместе с заявлением копии товарных чеков или других расчетных документов, подтверждающих

факт уплаты налога (абзац второй подпункта 7.2.6 Закона об НДС).

С первым условием сложностей нет: заявление с жалобой следует предоставить вместе с

декларацией за октябрь, т. е. не позднее 20 ноября 2008 года. При этом на оборотной стороне декларации необходимо сделать отметку о приложенном заявлении.

Что же касается второго условия, то с ним возникает проблема. У предпринимателя нет документов, подтверждающих уплату налога, поскольку отгрузка товара производилась на условиях последующей оплаты. На наш взгляд, в таком случае вместе с заявлением необходимо предоставить

копию договора купли-продажи товаров и расходной накладной поставщика.

Скорее всего, с этим будут согласны и представители главного налогового ведомства. Так, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 40, при рассмотрении вопроса о передаче заложенного имущества залогодержателю в счет погашения кредита они отметили: «

В случае отказа со стороны поставщика товаров (работ, услуг) предоставить налоговую накладную или при нарушении им порядка ее заполнения получатель таких товаров (услуг) имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм этого налога в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, подтверждающих факт уплаты налога вследствие приобретения таких товаров (услуг) (в данном случае — договор и акт передачи))».

Ниже приведем образец заявления, которое должно быть подано вместе с декларацией за сентябрь 2008 года.

 

 

Начальнику ГНИ Киевского района г. Харькова

ФО-П Петренко П. П.

(идентификационный код 2333333333)

 

заявление

 

Доводим до вашего сведения, что 02.10.2008 г. нами был оприходован сахар в сумме 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.), поступивший от ООО «Полюс» по договору купли-продажи от 29.09.2008 г. Поступление сахара подтверждается накладной № 56 ООО «Полюс».

Налоговая накладная № 56 ООО «Полюс» на сумму 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.) получена своевременно. Вместе с тем при ее заполнении была допущена ошибка в налоговом номере покупателя (обязательном реквизите налоговой накладной). На нашу просьбу о замене налоговой накладной поставщик ответил отказом.

Считаем, что в соответствии с п.п. 7.2.6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР данное заявление является основанием для включения сумм НДС по налоговой накладной № 56 ООО «Полюс» в размере 1000 грн. в состав налогового кредита.

К заявлению прилагаем:

1) копию договора купли-продажи от 29.09.2008 г;

2) копию накладной № 56 ООО «Полюс» от 02.10.2008.

 

17.11.2008 г.

Подпись Петренко П. П.

 

 

Рассчитываем налоговый кредит по чекам без номера

 

ВОПРОС. Работником предпринимателя были приобретены за наличный расчет товарно-материальные ценности, необходимые в деятельности предпринимателя. В качестве подтверждающих документов вместе с авансовым отчетом были предоставлены кассовые чеки от разных поставщиков без указания в них налогового номера:

— один чек за 18.10.2008 г. на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.);

— два чека за 19.10.2008 г. на сумму 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.) и 60 грн. (в том числе НДС — 10 грн.).

Как рассчитать предельную сумму, которую можно включить в состав налогового кредита по этим чекам?

ОТВЕТ. Как предусмотрено подпунктом 7.2.6 Закона об НДС, основанием для начисления налогового кредита при поставке товаров (услуг) за наличные в пределах 10000 грн. является надлежащим образом оформленный товарный чек, другой платежный или расчетный документ, который подтверждает прием платежа поставщиком от получателя таких товаров (услуг). При этом в таком документе должны быть указаны:

— общая сумма платежа;

— сумма налога;

— налоговый номер поставщика.

Несмотря на то что согласно пункту 3.2 Положения № 614 все эти сведения являются обязательными реквизитами кассового чека, в некоторых случаях кассовые чеки на вполне законных основаниях могут не содержать налогового номера поставщика. Так, в пункте 8 приказа ГНАУ «Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 01.12.2000 г. № 614 установлено, что требования к наличию обязательных реквизитов в чеке не распространяются на расчетные документы, печатаемые РРО, которые включены в Государственный реестр электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем до момента вступления в силу данного приказа.

В соответствии с абзацем шестым п.п. 7.2.6 Закона об НДС кассовые чеки без указания налогового номера поставщика могут быть основанием для начисления налогового кредита. Однако сумма поставленных по ним товаров не может превышать 200 грн. в день без учета НДС.

При рассмотрении данного вопроса внимания заслуживает консультация представителей главного налогового ведомства, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 28, с. 17. В ней было отмечено, что в налоговый кредит попадет максимум 40 грн. за день, независимо от того, сколько чеков было получено и от какого количества поставщиков. Таким образом, предприниматель сможет включить в состав налогового кредита сумму уплаченного НДС по каждому из чеков:

1) по чеку за 18.10.2008 г. в налоговый кредит попадет сумма НДС в размере 40 грн.;

2) по чекам за 19.10.2008 г. — вся сумма уплаченного НДС 30 грн. (20 грн. + 10 грн.).

Обратите внимание: расчет предельной суммы налогового кредита производится на дату, указанную в кассовом чеке, а вот в реестре полученных и выданных налоговых накладных рассчитанная сумма отразится на дату составления авансового отчета.

К сожалению, не учтенная в составе налогового кредита сумма НДС, уплаченная по первому чеку (60 грн.), не попадет и в расходы. Напомним, что согласно подпункту 5.3.3 Закона о налоге на прибыль справка 3 не включаются в состав валовых расходов расходы на уплату налога на добавленную стоимость, включенного в цену товаров (работ, услуг), которые приобретаются плательщиком налога для производственного или непроизводственного использования.


Список документов, используемых в консультации

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Инструкция № 12

— Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.

Положение № 614

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Порядок № 244

— Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244.

Требования № 65

— Требования к написанию наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 09.06.2004 г. № 65.

 

Справочная информация (справка)

1 Согласно

пункту 7 Порядка № 165 заявление с жалобой на поставщика прилагается к декларации за отчетный период, в котором должна была быть выдана налоговая накладная.

2 Как вариант упрощения процедуры выписки итоговой налоговой накладной можно посоветовать в

графе 3 указывать номера выданных за день чеков РРО на проданные товары. Но для этого необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации с запросом о возможности использования такого способа, и в случае получения положительного письменного ответа можно его использовать.

3 В

Инструкции № 12 определено, что состав расходов предприниматель определяет согласно перечню статьи 5 Закона о налоге на прибыль.

 

Материал подготовили: Е. Владимирская, консультант газеты «Собственное Дело»,
 М. Ковенко, Н. Шпакович, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше