Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Индексируем апрельскую зарплату

Редакция СД
Новости

На заметку

 

В Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов в Фонд страхования на случай безработицы внесены изменения

Приказ Минтруда «Об утверждении Изменений к Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы» от 06.02.2009 г. № 41

 

С 27 марта 2009 года вступают в силу изменения, которые были внесены комментируемым документом в

Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденную приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339 (далее — Инструкция № 339).

Эти изменения были предсказуемы, так как с 13.01.2009 г. существенные преобразования в сфере соцстрахования на случай безработицы осуществил

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения» от 25.12.2008 г. № 799-VI.

Напомним, что важным нововведением для предпринимателей тогда стала обязанность начислять взносы в фонд по ставке 2,2 % («сверху») при выплате доходов по гражданско-правовым договорам.

Остановимся на наиболее значимых для предпринимателей изменениях в Инструкцию № 339. Начнем с постановки на учет в Фонде и получения статуса страхователя. Как известно, постановка на учет в Фонде предпринимателей осуществляется автоматически после госрегистрации, а вот статус плательщиков страховых взносов они получают после заключения и регистрации трудового договора, а теперь и после заключения гражданско-правового договора (пункт 3.2 Инструкции № 339).

Согласно обновленному

пункту 3.3 Инструкции № 339 физлица-предприниматели, заключившие гражданско-правовой договор, должны подать в центр занятости заявление, копию свидетельства о государственной регистрации и копию такого договора.

Отметим, что по всей видимости это касается только тех предпринимателей, использующих труд физлиц по гражданско-правовым договорам, которые не имели статуса плательщика взносов (страхователей), т. е. попросту не заключали до этого трудовых договоров (не имели работников).

Также изменена форма

Расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (приложение 6 к Инструкции № 339). Причем ее теперь также необходимо подавать лицам, заключившим гражданско-правовые договоры с физлицами (пункт 6.7 Инструкции № 339). По обновленной форме необходимо будет отчитываться начиная с отчета за I квартал 2009 года. Новую форму бланка мы привели во вкладке этого номера.

Начисление взносов в Фонд «безработицы» при выплатах по гражданско-правовым договорам осуществляется после выполнения работ (предоставления услуг). При этом необходимо учитывать такие нюансы: применяется размер страхового взноса, который действует на день начисления выплат (

пункт 5.3 Инструкции № 339); если срок договора превышает месяц, то ежемесячный доход для начисления взноса определяют делением дохода на период выполнения договора (пункт 5.4 Инструкции № 339).

Согласно обновленному

пункту 3.6 Инструкции № 339 снимать с учета в качестве плательщиков предпринимателей, использующих наемный труд, теперь будут не только после снятия с регистрации последнего трудового договора, но и при условии проведения проверок и полного расчета по средствам с Фондом.

Изменения коснулись и «добровольцев». Так, добровольно застрахованные лица для получения статуса плательщиков взносов подают в центр занятости заявление по форме

приложения 3 к Инструкции № 339, копию заверенной ответственным работником центра занятости справки о присвоении идентификационного номера и паспорт.

Размер ежемесячного дохода добровольно застрахованного лица, с которого уплачиваются страховые взносы, рассчитывается исходя из суммы дохода и периода уплаты страховых взносов, который отмечается в заявлении о взятии на учет (

пункт 5.4 Инструкции № 339).

 

Появились новые Лицензионные условия в строительстве

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные приказом Минрегионстроя от 27.01.2009 г. № 47

 

Принятие новых

Лицензионных условий в строительстве — это продолжение (вернее, даже окончание) долгой череды изменений в строительном законодательстве, начало которым было положено 1 января прошлого года. Напомним, что еще тогда строительная деятельность была выведена из-под общего порядка лицензирования, был создан новый орган лицензирования, неоднократно принимался Перечень работ, подлежащих лицензированию. И вот, наконец, появились новые Лицензионные условия, соответствующие всем изменениям.

В первую очередь отметим, что

перечень работ, которые подлежат лицензированию, приведенный в новых Лицензионных условиях, — практически калька с действовавшего до них Перечня № 112*, а он, в свою очередь, дословно повторял Перечень № 24** (см. «СД», 2008, № 15, с. 38). Единственное отличие — сейчас в разделе 4 «Инжиниринговые работы» детализирована позиция 4.01.02 «Генеральный разработчик в проектировании производственных строений и сооружений» и 4.04.02 «Генеральный подрядчик в строительстве строений и сооружений производственного назначения»:

4.01.02.01 (4.04.02.01) бескрановых или оборудованных кран-балками, административно-бытовых;

4.01.02.02 (4.04.02.02) оборудованных мостовыми кранами.

Кроме того, детализирована позиция 4.04.01 «Генеральный подрядчик в строительстве строений и сооружений жилищного и общественного назначения»:

4.04.01.01 до 9 этажей включительно;

4.04.01.02 выше 9 этажей.

* Примерный перечень работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденный приказом Госархстройинспекции от 16.07.2008 г. № 112.

** Перечень (кодификатор) работ, связанных с созданием объектов архитектуры, утвержденный приказом Госархстройинспекции от 19.02.2008 г. № 24.

Новые

Лицензионные условия состоят из общих требований абсолютно ко всем субъектам, которые занимаются строительством, а также из специальных требований в зависимости от вида исполняемых работ: изыскательные работы (раздел III), проектные работы (раздел IV), строительные и монтажные работы (раздел V), инжиниринговые работы (раздел VI).

Что же изменилось по сравнению с прежними

Лицензионными условиями?

Во-первых, теперь отдельно установлены

общие ко всем строителям требования. Основные из них таковы:

предприниматель при наличии необходимой квалификации может выполнять строительные работы самостоятельно или с привлечением наемных работников. Требования к предпринимателю: образование — магистр, специалист или бакалавр по соответствующему направлению, стаж для магистра и специалиста — 2 года, для бакалавра — 3 года;

— если есть наемные работники, то нужно утвердить организационно-функциональную структуру (по всей видимости, необходим

приказ с указанием подразделений (специалистов) и оговоркой, кто кому подчиняется). Причем обязательными являются такие подразделения (специалисты): ответственные за выполнение административных, юридических, планово-договорных функций, охраны труда и контроля качества, а также функций по ведению и сохранению документации. Их обязанности, права и ответственность должны быть документально изложены;

— если предприниматель сам лично не возглавляет хозяйственную деятельность, то

наемный руководитель и руководители функциональных подразделений должны работать у него по основному месту работы;

изменены квалификационные требования для руководителей, инженеров (главных инженеров), техников, мастеров и т. д. Необходимый уровень образования и стаж для каждой профессии подробно прописан в новых Лицензионных условиях. С данными требованиями нужно внимательно ознакомиться и обязательно соблюдать их, набирая штат. В общем, требования к стажу, в частности, в сфере изыскательных работ несколько упрощены: теперь вместо 8 или 10 лет стажа достаточно 2 — 3 года. Однако в сфере инжиниринговых работ следует обратить внимание на возможное наличие работника, который оценивает техническое состояние строительных конструкций или инженерных сетей неразрушающими методами. Если такой есть в штате, он обязательно должен иметь сертификат специалиста по неразрушающему контролю ( подпункт 6.1.2 новых Лицензионных условий);

— обязательно

необходимо иметь документ, подтверждающий внедрение системы управления качеством ISO 9001-2001, IDT, т. е. сертификат, выданный Госпотребстандартом (обычно выдается на срок до 5 лет).

Во-вторых, произошли некоторые упрощения. Так,

теперь необязательно:

— беспокоиться о том, чтобы имеющаяся нормативно-техническая документация соответствовала перечню из

приказа Госстроя от 21.12.98 г. № 295, так как новые Лицензионные условия этого не требуют;

— обеспечивать охрану окружающей среды в соответствии с

ДСТУ ISO серии 14000, поскольку в новых Лицензионных условиях об этом уже не упоминается.

И в-третьих, стоит отметить наиболее важные требования, установленные для

некоторых видов работ:

необходимость иметь административные помещения с площадью, соответствующей требованиям государственных строительных норм (в зависимости от количества работников);

— необходимость своевременной (как правило,

ежегодной) поверки измерительных приборов в территориальном органе метрологии.

И напоследок: новые

Лицензионные условия вступили в силу 22.03.2009 г. В этот же день утратили силу прежние Лицензионные условия № 112/182* .

* Лицензионные условия осуществления строительной деятельности (изыскательные и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.09.2001 г. № 112/182.

 

Увеличились штрафы за невыплату или задержку выплаты зарплаты работникам и другие нарушения трудового законодательства

Закон Украины от 19.02.2009 г. № 1027-VI «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины относительно усиления ответственности за несвоевременную выплату или безосновательную невыплату заработной платы, стипендии, пенсии или других установленных законом выплат»

 

Повод обратить внимание работодателей на ответственность за невыплату или задержку выплаты зарплаты работникам дал вступивший в силу с 11.03.2009 г.

Закон № 1027.

Поскольку

продолжающийся в нашей стране кризис привел к росту задолженности по заработной плате среди отдельных работодателей, то борьбу с таким негативным явлением взяли на себя наши законодатели, усилив их ответственность. Так, вышеназванным Законом № 1027 были внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X (далее — КУоАП ) и Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III (далее — УКУ).

Напомним, что согласно

статье 24 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР и статье 115 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. заработная плата должна выплачиваться работникам регулярно в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже 2-х раз в месяц. При этом промежуток времени между выплатами не должен превышать 16 календарных дней.

Так, админштраф, налагаемый на

предпринимателей-работодателей согласно части первой статьи 41 КУоАП за нарушение сроков выплат зарплат, выплат их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде, увеличился в два раза и составляет от 510 до 1700 грн. (от 30 до 100 ннмдг).

Обратите внимание, что под «другие нарушения» попадает множество действий работодателей, влекущих за собой несоблюдение норм трудового законодательства (например, непредоставление отпуска, непроведение индексации и т. д.).

Также вырос размер админштрафа, предусмотренного

статьей 1886 КУоАП, за невыполнение законных требований инспекторов труда об устранении нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий для деятельности этих органов. Теперь он составляет от 850 до 1700 грн. (от 50 до 100 ннмдг).

Отметим, что выявлять нарушения (составлять протоколы), подпадающие под

часть первую статьи 41 КУоАП, уполномочены именно представители инспекции труда.

Кроме того, физические лица — предприниматели

за безосновательную невыплату заработной платы или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенную умышленно, будут привлекаться к уголовной ответственности по статье 175 УКУ.

За такие действия грозит штраф от 8500 до 17000 грн. (от 500 до 1000 ннмдг) или исправительные работы сроком до двух лет, либо лишение свободы сроком до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Нецелевое расходование средств, предназначенных для таких выплат, карается штрафом от 17000 до 25500 грн. (от 1000 до 1500 ннмдг) или ограничением свободы сроком до трех лет, либо лишением свободы сроком до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Уголовная ответственность коснется работодателей только в случае невыплаты положенной заработной платы более чем за один месяц.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы.

Добавим, что в соответствии со

статьей 34 Закона об оплате труда и статьей 1 Закона Украины «О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты» от 19.10.2000 г. № 2050- III в случае задержки выплаты заработной платы все работодатели обязаны начислить и выплатить работникам компенсацию потери части заработной платы. Компенсация выплачивается, если выплата заработной платы задерживается на один и более календарных месяцев. Заработная плата, не полученная своевременно по вине работника, компенсации не подлежит (подробнее см. «СД», 2007, № 16, с. 30, 46), причем неначисление компенсации работникам также считается нарушением трудового законодательства и подпадает под часть первую статьи 41 КУоАП.

 

Предприниматель-единоналожник не может быть страховым агентом

Письмо ГНАУ от 24.01.2009 г. № 786/5/17-0716, № 1322/7/17-0717

 

ГНАУ по-прежнему настаивает на том, что

предприниматели-единоналожники не могут быть страховыми агентами, поскольку:

Законом Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР установлено, что страховыми агентами являются граждане (непредприниматели в отличие от страховых брокеров), действующие по поручению страховщика;

Положение о порядке проведения деятельности страховыми посредниками от 18.12.96 г. № 1523 определяет агентскую деятельность как деятельность субъектов хозяйствования, действующих на основании поручения страховщиков;

— заключение

договоров поручения на выполнение страховых агентских услуг между страховщиком и физлицом-предпринимателем законодательством не предусмотрено.

Аналогичная позиция высказывалась в

письме ГНАУ от 15.06.2007 г. № 12130/7/17-0717.

 

Февральский индекс — 101,5 %. Индексируем апрельскую зарплату

(Уведомление Государственного комитета статистики Украины // «Урядовий кур’єр» от 11.03.2009 г. № 43)

 

Согласно уведомлению Госкомстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции)

в феврале составил 101,5 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации февральской заработной платы наемных работников предпринимателя в 2009 году.

Алгоритм наших действий таков: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата (при этом сумма повышения была больше суммы индексации) или в каком месяце работник был принят на работу, если с момента принятия на работу его заработная плата не повышалась; берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца и индексируем на него заработную плату за апрель

2009 года (в пределах прожиточного минимума — в апреле 669 грн.). Подробнее о том, как провести индексацию, см. «СД», 2008, № 24, с. 8.

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

Не повышалась с февраля 2003 года

117,1

2003 год

Март

114,8

Апрель

113,3

Май

113,3

Июнь

113,1

Июль

113,3

Август

117,0

Сентябрь

115,7

Октябрь

112,9

Ноябрь

108,9

Декабрь

105,8

2004 год

Январь

103,0

Февраль

102,2

Март

101,4

Апрель

100,0

Май

98,6

Июнь

97,2

Июль

97,2

Август

97,4

Сентябрь

94,9

Октябрь

90,7

Ноябрь

87,7

Декабрь

83,3

2005 год

Январь

80,2

Февраль

78,5

Март

75,7

Апрель

74,5

Май

73,4

Июнь

72,4

Июль

71,9

Август

71,9

Сентябрь

71,2

Октябрь

69,7

Ноябрь

67,7

Декабрь

66,2

2006 год

Январь

64,2

Февраль

61,3

Март

61,8

Апрель

62,5

Май

61,6

Июнь

61,5

Июль

60,1

Август

60,1

Сентябрь

56,9

Октябрь

53,0

Ноябрь

50,2

Декабрь

48,9

2007 год

Январь

48,2

Февраль

47,3

Март

47,0

Апрель

47,0

Май

46,1

Июнь

43,0

Июль

41,0

Август

40,2

Сентябрь

37,2

Октябрь

33,3

Ноябрь

30,4

Декабрь

27,7

2008 год

Январь

24,1

Февраль

20,9

Март

16,5

Апрель

13,0

Май

11,5

Июнь

10,6

Июль

11,2

Август

11,3

Сентябрь

10,1

Октябрь

8,2

Ноябрь

6,6

Декабрь

4,4

2009 год

Январь

1,5

Февраль

Не индексируется

Март

Не индексируется

Апрель

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше