Темы статей
Выбрать темы

Все секреты вывесок

Редакция СД
Статья

Все секреты вывесок

 

Еще в XIX веке среди русских купцов ходил сказ о пользе вывесок: «Приехал как-то на ярмарку горшечник со своим товаром и целый день простоял, так и не продав ничего. А тут ему сосед подсказал повесить на оглоблю повыше ярко разукрашенный горшок. Вот тут-то самая торговля и началась. С тех пор кузнец стал вывешивать подкову, колесник — ступицу со спицами, булочник — муляж кренделя». Сейчас вывески приобрели несколько иной вид, но назначение их осталось тем же: показать и рассказать, т. е. вывеска — это одновременно и указатель и реклама.

И все же, несмотря на «древность» вывески, продавцов до сих пор интересуют вопросы: как лучше ее оформить и разместить? какие требования предъявляет к вывеске законодательство? что советуют маркетологи? Это и многое другое рассказываем прямо сейчас.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон о языках

— Закон Украинской Советской Социалистической Республики «О языках в Украинской ССР» от 28.10.89 г. № 8312-XI.

Порядок осуществления торговой деятельности —

Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Лицензионные условия торговли медикаментами

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по изготовлению лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств от 03.03.2009 г. № 44/27.

 

Что подразумеваем под вывеской

В данной статье мы не будем останавливаться на рекламных вывесках, плакатах, щитах, биллбордах и тому подобной наружной рекламе. Наша цель — рассказать о тех вывесках, которые предприниматели вешают над входом в помещение. Такие вывески можно условно разделить на две большие группы:

— первая (и основная) группа — вывески, содержащие наименование предпринимателя или вид его деятельности. Как правило, такие вывески имеют значительные размеры и видны издалека;

— вторая группа — таблички с указанием режима работы (требования к ним незначительны).

 

Без вывески работать нельзя

Когда заходит разговор о вывеске, в первую очередь возникают мысли о том, что она нужна для привлечения клиентов. Но если заглянуть в

Порядок осуществления торговой деятельности, то увидим, что без вывески работать даже запрещено. Так, пункт 12 этого Порядка устанавливает: «На фасаде торгового объекта размещается вывеска с указанием наименования субъекта хозяйствования. У входа в торговый объект на видном месте размещается информация о режиме работы».

Кроме того, обязанность продавца предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы установлена в

пункте 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей.

Таким образом, иметь вывеску с наименованием и табличку с указанием режима работы — прямая

обязанность любого предпринимателя, который занимается торговлей или работает в сфере ресторанного хозяйства.

Нарушение этого требования чревато админштрафом по

статье 155 или 1561 КУоАП в размере от 17 до 170 грн. (от 1 до 10 ннмдг).

 

Секреты привлекательных вывесок

Итак, мы выяснили, что во исполнение требований законодательства вывеска у предпринимателя должна быть. Но не стоит относиться к ней как к неприятной обязанности, ведь вывеска — это лицо собственного дела. Значит, она должна быть (насколько возможно) безупречной. А для этого в первую очередь следует помнить о том, что вывеска призвана быстро (т. е. кратко) проинформировать прохожих:

1)

о конкретной возможности, которая им представляется здесь и сейчас (например, ксерокс, мобильные телефоны, ремонт обуви, стройматериалы, продукты и т. п.);

2)

о том, кто эту возможность предоставляет (например, ЧП Свириденко О. Д.).

Теперь — несколько интересных советов, которые помогут сделать вывеску наиболее эффективной:

— на вывеске целесообразно использовать

не более 7 — 9 слов. Шрифт должен быть четким (витиеватый и неразборчивый не годится), крупным, ярким, как правило, двух- или трехцветным (предпочтительно контрастные цвета);

— вывеска должна работать не только днем, но и в вечернее и ночное время, поэтому важно обеспечить ее

подсветку;

— гораздо привлекательнее смотрятся вывески с использованием

объемных элементов из пластика, оргстекла или металла;

— световые вывески

нестандартной формы сильнее воздействуют на потребителя (но они дороже). При желании сэкономить можно выделиться иначе: использовать вертикальную вывеску в ряду горизонтальных или, напротив, горизонтальную, если рядом все вертикальные. Можно оформить вывеску с наклоном;

— хорошо заметна маленькая оригинальная вывеска возле огромных витрин или стен и, наоборот, большая реклама рядом со стандартным входом;

— вывеску нужно расположить

на самом видном месте (максимального количества точек обзора), при этом ее отовсюду должно быть хорошо видно;

— важно, чтобы расходы на производство вывески соответствовали золотой середине «стоимость — эффект». Поэтому в самом начале деятельности можно довольствоваться простенькой и недорогой вывеской, но солидная фирма должна иметь вывеску, соответствующую ее имиджу.

 

Вывеска, на которую не нужно разрешение

Некоторое время, с 2003 по 2008 год, в вопросе размещения вывесок в законодательстве был пробел. Так, органы власти на местах настаивали на необходимости получать разрешение на размещения вывески, поскольку считали ее наружной рекламой. А вот Госкомпредпринимательства вывеску к рекламе никогда не относил (

письма от 31.05.2005 г. № 4186, от 09.10.2006 г. № 7313, от 13.11.2006 г. № 8137, от 28.12.2006 г. № 9522, от 07.06.2007 г. № 4089, от 05.09.2007 г. № 6635). К счастью, сейчас законодательные недоразумения уже позади. С 18.03.2008 г. в Законе о рекламе закреплена норма, в соответствии с которой вывеска не считается рекламой при соблюдении определенных условий (пункт 6 статьи 9) (см. табл.).

 

Критерий

Условие

Информация, которую разрешено поместить на вывеске*

Зарегистрированное наименование лица;

знаки для товаров и услуг, которые принадлежат лицу, изобразившему их на вывеске (т. е. только собственные товарные знаки справка 1);

вид деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица);

время работы

* Это исчерпывающий перечень информации, которую можно поместить на вывеске. Иную информацию приводить нельзя, иначе это уже будет считаться наружной рекламой. Вместе с тем наличие только одного пункта из перечисленных (а не сразу всех) вполне допустимо.

Место размещения вывески:— внутри помещения

в любом месте помещения

— снаружи помещения

— на наружной поверхности дома или сооружения не выше первого этажа;

— если само помещение расположено выше первого этажа, то вывеску можно разместить на этаже, на котором находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, но только у входа в такое помещение

Размер вывески

Закон о рекламе не устанавливает никаких требований к тому, как информация должна быть представлена на вывеске. Поэтому местные органы власти не имеют права устанавливать никаких дополнительных ограничений по размеру, цвету, углу наклона вывески и т. п. Вне зависимости от указанных параметров при соблюдении всех условий пункта 6 статьи 9 Закона о рекламе вывеску можно разместить без разрешения Управления архитектуры и градостроительства.

Единственное, что нужно учитывать, — вывеска, расположенная близко к дороге, не должна препятствовать или затруднять движение транспортных средств

 

Какой вывод отсюда следует?

Если предприниматель нарушит любое из условий, перечисленных в пункте 6 статьи 9 Закона о рекламе, его вывеска будет расценена как реклама. А это означает, что ему не только придется получать разрешение на размещение наружной рекламы в Управлении архитектуры и градостроительства (хотя оно выдается бесплатно, сама процедура получения разрешения хлопотная), но и уплатить налог на рекламу.

Однако, кроме

Закона о рекламе, существуют Правила размещения наружной рекламы, разработанные на местах. При этом кое-где в эти документы еще не внесены изменения, касающиеся вывесок (о том, что вывеска не реклама). Поэтому бывает, что представители Управления архитектуры и градостроительства требуют от предпринимателей разрешения на размещение вывески (приравнивая ее к рекламе). Что делать? Сдаваться не нужно. На письменные требования проверяющих предоставить разрешение можно написать им в ответ письмо с такими аргументами:

пункт 6 статьи 9 Закона о рекламе не признает рекламой информационную вывеску, а значит, местные Правила размещения рекламы не могут регулировать вопросы размещения вывесок;

Закон о рекламе имеет неоспоримое преимущество над местными Правилами размещения рекламы.

 

Является ли указатель вывеской?

Расскажем еще об одном виде информационных табличек, которые часто путают с вывесками.

Таблички с названием магазина (пункта услуг) и его адресом порой размещают не на фасаде, а немного дальше: вдоль тротуара, возле проезжей части, у ближайших станций метро, маршруток и т. п. При этом возникает вопрос: являются ли такие указатели рекламой?

Снова вернемся к

части 6 статьи 9 Закона о рекламе . Что видим? Указатель расположен не на фасаде здания и не у входа в него, а значит, он не вывеска. Поэтому, скорее всего, такой указатель относится к наружной рекламе (местные власти, вероятно, будут придерживаться именно этой позиции).

Можно попробовать защитить указатель от рекламного статуса, обратившись к

пункту 7 статьи 8 Закона о рекламе, где говорится следующее: «Размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю, в том числе на элементах оснащения и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке, не считается рекламой». В данном случае весь вопрос в том, что считать местом реализации товара: только внутреннее помещение торгового пункта или как внутреннее, так и наружное? В законодательстве однозначного ответа нет. Если трактовать термин «место реализации товара» широко, т. е. понимать под ним фактический адрес пункта торговли, то указатель, расположенный рядом с помещением (необязательно на стене), рекламой не является на основании пункта 7 статьи 8 Закона о рекламе. Но это смелая позиция.

А вот

указатель, размещенный не по адресу пункта торговли, а дальше (на перекрестках, остановках и т. п.), — это точно реклама. В отношении его нужно получать разрешение на размещение объекта наружной рекламы и уплачивать налог на рекламу.

 

Язык вывески

Как ни странно, но сейчас на улицах больших городов пестрит масса вывесок на английском. Некоторые встречаются на русском. Больше появилось вывесок на украинском. Но все же: на каком языке разрешено оформлять вывеску? Есть ли ограничения?

Для того чтобы разобраться с данным вопросом, откроем

Закон о языках. Статья 35 этого Закона устанавливает следующее: «Тексты официальных объявлений, уведомлений, плакатов, афиш, рекламы и тому подобное выполняются на украинском языке. Наряду с текстом, изложенным на украинском языке, может быть размещен его перевод на другом языке».

Трудно сказать, к чему относится вывеска, ведь она не является ни рекламой, ни объявлением, ни афишей. Впрочем, в процитированной норме содержится фраза

«и тому подобное», к которой вполне может относиться вывеска, ведь она выполняет и рекламные функции, и функции информирования прохожих о реализуемых товарах (предоставляемых услугах). Кроме того, если учесть тот факт, что на вывеску разрешено помещать именно зарегистрированное наименование предпринимателя, то все становится еще проще, ведь предприниматели регистрируются под своими Ф. И. О., естественно, на украинском языке.

Таким образом,

однозначного требования выполнять вывеску только на украинском языке нет. Вместе с тем в идеале (чтобы избежать возможных недоразумений с органами власти на местах) украинский перевод текста вывески лучше на ней разместить (можно маленькими буквами).

Теперь следующий момент. Несмотря на то что при исполнении определенных условий вывеска не считается рекламой, все же рекламные функции она выполняет, в частности на ней может размещаться товарный знак предпринимателя на изготавливаемые им товары (услуги). О том, на каком языке приводится товарный знак, говорится в

статье 6 Закона о рекламе: «Знаки для товаров и услуг приводятся в рекламе в том виде, в котором им предоставлена правовая охрана в Украине в соответствии с законодательством…» Иными словами, товарный знак на вывеске на украинский язык не переводится, а размещается в том виде, в котором зарегистрирован.

 

Особенности аптечных вывесок

В соответствии с

подпунктом 1.11 Лицензионных условий торговли медикаментами к вывескам аптек предъявляются специальные требования:

1) на фасаде помещения, в котором расположена аптека, обязательно должна быть вывеска с указанием соответствующего названия: «

Аптечный склад (база)», «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск» справка 2. Это не считается рекламой;

2) возле входа в аптеку необходимо на видном месте расположить

табличку с информацией о:

— субъекте хозяйствования (собственнике);

— режиме работы аптеки;

адресе ближайшей дежурной (круглосуточной) аптеки;

3) запрещено на аптеке размещать вывеску: «Аптека-склад», а в местах размещения структурных подразделений аптеки нельзя размещать вывеску: «Аптека».

 

Выводы

Вывеска нужна для привлечения клиентов. Кроме того, даже законодательство требует ее наличия, устанавливая штраф за отсутствие вывески.

Для того чтобы не получать разрешение на размещение вывески и не уплачивать налог с рекламы, нужно соблюдать определенные условия

(пункт 6 статьи 9 Закона о рекламе).

Язык, на котором оформляется вывеска, может быть любым.

При этом во избежание недоразумений с представителями местной власти лучше рядом с названием на иностранном языке помещать его украинский перевод. А вот товарные знаки размещаются в том виде, в котором они зарегистрированы, т. е. на украинский язык не переводятся.

Указатели, содержащие информацию о названии и адресе, размещенные возле пункта продажи товаров (услуг), т. е. не на фасаде, скорее всего, будут трактоваться как наружная реклама

со всеми вытекающими последствиями (необходимость разрешения на размещение, уплата налога с рекламы).

Справочная информация (справка)

1

Право на товарный знак возникает только после государственной регистрации нового товарного знака или после документального оформления права пользования уже зарегистрированным знаком (на основании лицензионного договора).

2

Аптечный склад (база) — заведение здравоохранения, основное задание которого заключается в обеспечении лекарственными средствами других субъектов оптовой или розничной торговли, заведений здравоохранения и производителей лекарственных средств путем осуществления ими оптовой торговли.

Аптека

— заведение здравоохранения, основным заданием которого является обеспечение населения, заведений здравоохранения, предприятий, учреждений и организаций лекарственными средствами путем осуществления розничной торговли.

Аптечный киоск

— структурное подразделение аптеки, которое создается на предприятиях, в учреждениях и организации для розничной торговли готовыми лекарственными средствами, которые отпускаются без рецептов врача.

Аптечный пункт — структурное подразделение аптеки, которое создается в лечебно-профилактических заведениях для торговли готовыми лекарственными средствами (пункт 3 Лицензионных условий торговли медикаментами).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше