Декларация по НДС: как ее заполнять (часть 3)
В этом номере мы приводим третью, последнюю часть публикации о заполнении декларации по НДС (см. «СД», 2009, № 12, с. 22; № 13, с. 7). В заключение мы коснемся вопросов заполнения самых востребованных приложений к декларации.
Оксана ПИРОЖЕНКО, Людмила СОЛОШЕНКО, консультанты газеты «Собственное Дело»
Приложение 1. «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по НДС»
Заполнение первой части приложения 1
Название граф | Номер графы | Комментарий | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Отримувач (покупець) | найменування (П. І. Б. для фізичних осіб) | 2 | На каждую корректировку налогового обязательства заполняется отдельная строка.
|
індивідуальний податковий | 3 | ||
Податкова накладна, за якою проводиться коригування | дата | 4 | Как уже указывалось выше, вполне возможна ситуация, когда корректировку невозможно связать с конкретной налоговой накладной, либо ошибка в том и заключалась, что налоговая накладная не была выписана и не были отражены налоговые обязательства. |
номер | 5 | ||
Розрахунок коригування кількісних і вартісних показників до податкової накладної | номер | 6 | Наиболее проблемные графы. Очень часто покупатели медлят с подписанием расчета корректировки либо вообще отказываются его подписывать. Тем не менее, если в периоде выписки расчета корректировки покупатель его так и не подписал, это вовсе не означает, что поставщику не нужно исправлять налоговые обязательства. Более того, Закон об НДС вообще не говорит о связи между корректировкой НДС и датой получения (подписания) расчета корректировки получателем товара (услуги), главное — направить этот расчет покупателю. Поэтому, на наш взгляд, если в текущем периоде поставщик выписал расчет корректировки, а покупатель его либо не подписал, либо отказывается от подписи, либо вернул с подписью только в следующем периоде, то уже в текущем периоде поставщик имеет право откорректировать налоговые обязательства, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В таком случае в гр. 6 следует указать номер расчета корректировки, а в гр. 7 — прочерк.
|
дата отримання отримувачем (покупцем) розрахунку | 7 | ||
Підстава для коригування податкових зобов'язань з податку на додану вартість рядок 8 | 8 | Кроме описания собственно характера корректировки (например, «возврат товара покупателем», «исправление ошибки, допущенной при формировании стр. 1» и т. д.), налоговики не против увидеть в этой графе еще и пункт нормативно-правового акта, на основании которого осуществлена корректировка (например, «п. 4.5 Закона об НДС», «п. 4.4 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166» и т. д.) | |
Обсяг поставки (без ПДВ) (+ чи -) | 9 | Указываются суммы корректировки объемов поставки (без НДС) в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией | |
Сума ПДВ (+ чи -) | 10 | Указываются суммы корректировки налогового обязательства в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией |
Заполнение второй части приложения 1
Название граф | Номер графы | Комментарий | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Постачальник (продавець) | найменування (П. І. Б. для фізичних осіб) | 2 | Так же как и при заполнении первой части приложения 1, вполне возможно, что в этих графах будет проставлен прочерк. Это может быть в случае, если операция не связана с конкретным контрагентом (например, при исправлении арифметической ошибки) |
індивідуальний податковий | 3 | ||
Податкова накладна, за якою проводиться коригування | дата | 4 | В некоторых случаях в этих графах указываются не данные налоговой накладной, а данные других документов. Например, если покупатель возвращает товар, приобретенный в рознице, то основанием для увеличения налогового кредита была не налоговая накладная, а кассовый чек. В таком случае в этих графах следует указать дату и номер этого чека. Вполне возможно заполнение этой строки с прочерком (например, исправляется ошибка: в одном из предыдущих периодов был увеличен налоговый кредит без налоговой накладной) |
номер | 5 | ||
Розрахунок коригування кількісних і вартісних показників до податкової накладної | номер | 6 | Корректировка налогового кредита далеко не всегда осуществляется на основании Расчета корректировки, поэтому и в этих графах вполне возможно будут указаны прочерки. Такими случаями являются: |
дата отримання отримувачем (покупцем) розрахунку | 7 | ||
Підстава для коригування податкового кредиту з податку на додану вартість рядок 16 | 8 | Кроме описания собственно характера корректировки (например, «возврат товара поставщику», «исправление ошибки, допущенной при формировании строки 10.1» и т. д.), налоговики не против увидеть в этой графе еще и пункт Закона, на основании которого осуществлена корректировка (например, «п. 4.5 Закона об НДС», «п. 4.4 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166» и т. д.) | |
Обсяг поставки (без ПДВ) (+ чи -) | 9 | Указываются собственно суммы корректировки объемов поставки (без НДС) в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией будут минимальными | |
Сума ПДВ (+ чи -) | 10 | Указываются суммы корректировки налогового кредита в большую или меньшую сторону. Строки в разрезе операций логично заполнять в гривнях с копейками, а строку «Усього» округлять по общим правилам. В таком случае расхождения с декларацией будут минимальными |
Приложение 2 «Справка относительно остатка суммы отрицательного значения
предыдущих налоговых периодов, остающегося непогашенным после бюджетного
возмещения, полученного в отчетном периоде, и подлежащего включению
в состав налогового кредита следующего налогового периода».
Приложение 2
заполняют и подают все налогоплательщики, у которых в декларации по НДС заполнена строка 24, в том числе и не имеющие права на бюджетное возмещение (письмо ГНАУ от 06.08.2008 г. № 15844/7/16-1117; пункт 7 письма ГНАУ от 19.05.2008 г. № 10061/7/16-1417).В расчете бюджетного возмещения это приложение играет важную роль, так как в нем, по сути,
формируется сумма, в рамках которой налогоплательщик вправе заявить бюджетное возмещение (затем такая сумма попадет в приложение 3, где будет уже окончательно выведен декларируемый размер возмещения).По своей структуре приложение 2 представляет собой
расшифровку отражаемой в строке 24 отрицательной суммы по периодам возникновения составляющих такого отрицательного значения.
Приложение 2
Название граф | Номер графы | Комментарий | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Залишок від'ємного значення попереднього податкового періоду за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 24 податкової декларації звітного податкового періоду)
| звітний період, у якому виникла сума | 2 | Для заполнения колонок 2 и 3 приложения 2 налогоплательщику нужно провести своего рода инвентаризацию остатка отрицательного значения (далее — ООЗ), отражаемого по строке 24 декларации (при этом значение строки 24 декларации переносится в колонку 3 приложения 2 по строке «Всего» и подлежит дальнейшей расшифровке). При заполнении приложения 2 возможны следующие ситуации: Ситуация 1. Если строка 24 появилась впервые в текущей декларации (т. е. до этого в декларациях прошлых периодов она пустовала), это означает, что отраженный в ней ООЗ сформирован исключительно из-за «минуса» предыдущего периода. В таком случае в приложении 2: | |
звітний період, у якому виникла сума | сума | |||
2 | 3 | |||
В колонке 2 указывают предыдущий период
| В колонку 3 переносят всю сумму из строки 24 текущей декларации
| |||
Например, если впервые строка 24 (предположим, на сумму 5000 грн.) оказалась заполненной в декларации за июль 2009 года (а значит, образовалась за счет «минуса» предыдущего периода — июня 2009 года), то в приложении 2 к июльской декларации | ||||
06.2009 | 5000 | |||
сума
| 3
| Ситуация 2. Если строка 24 заполняется уже несколько периодов подряд (т. е. ее формировали отрицательные значения нескольких предыдущих периодов), то в приложении 2 в колонках 2 и 3 соответственно расписывают составляющие части такого отрицательного значения по периодам их возникновения (указывая соответственно в колонке 2 период, а в колонке 3 — соответствующую ему сумму). | ||
звітний період, у якому виникла сума | сума | |||
2 | 3 | |||
В колонку 2 приложения 2 за текущий отчетный период переносятся данные (о периодах) из колонки 2 приложения 2 за предыдущий отчетный период, напротив которых при этом проставлены суммы в колонке 5
| В колонку 3 приложения 2 за текущий отчетный период переносятся данные из колонки 5 приложения 2 за предыдущий отчетный период, с учетом проведения возможной корректировки:
| |||
Частина залишку від'ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів (послуг) постачальникам таких товарів (послуг) у попередніх податкових періодах та не погашена податковими зобов'язаннями попередніх податкових періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до р. 2 розрахунку бюджетного відшкодування)
| сума
| 4
| Назначение колонки 4 — отследить фактически оплаченную часть накопившегося ООЗ, на возмещение которой, по сути, и вправе рассчитывать налогоплательщик. Для этого предстоит провести своего рода инвентаризацию расчетов с поставщиками (а если поставщик нерезидент, то в таком случае будут важны расчеты с бюджетом) по состоянию на 1-е число текущего отчетного периода (т. е. периода, за который составляется декларация), чтобы выяснить, какая часть входного НДС (приведшего впоследствии к образованию такого ООЗ) была фактически оплачена. В связи с этим заметим, что: | |
— в колонку 4, по сути, должны попадать фактические оплаты, осуществленные в предыдущем отчетном периоде (письмо ГНАУ от 19.09.2007 г. № 18727/7/16-1517). В расчете суммы бюджетного возмещения по логике должны участвовать только оплаты предыдущего периода, которые и следует заносить в приложении 2 в колонку 4 (например, в колонке 4 апрельского приложения 2 должны отражаться мартовские оплаты, майского приложения 2 — апрельские оплаты и т. д.). Исключение, пожалуй, могут составлять оплаты прошлых периодов, которые по ошибке еще так и не были своевременно включены в расчет возмещения налогоплательщиком. Изучив состояние расчетов (т. е. фактическую оплату входного НДС), при заполнении колонки 4 приложения 2 нужно исходить из следующего:
| ||||
Состояние расчетов по ООЗ | Заполнение колонки 4 приложения 2 | |||
сума | ||||
4 | ||||
Если денежные расчеты с поставщиками по суммам, включенным в налоговый кредит периода возникновения ООЗ:
| ||||
— произведены в полном объеме
| весь ООЗ считается фактически оплаченным и в колонку 4 переносится значение из колонки 3:
| |||
— произведены частично
| ООЗ считается частично оплаченным и в колонку 4 приложения 2 при этом попадает сумма такой частичной оплаты (в рамках, конечно, значения, отраженного в колонке 3): колонка 4 приложения 2 = | |||
— не произведены (т. е. денежных оплат не было) | ООЗ считается неоплаченным и в колонке 4 приложения 2 проставляется прочерк: | |||
И еще один момент. Как отмечалось, приложение 2 составляют и подают все налогоплательщики, у которых в декларации заполнена строка 24, в том числе те, которые и не имеют права на бюджетное возмещение
| ||||
Значення рядка 26 декларації звітного податкового періоду | сума | 5 | В этой колонке отражается остаток отрицательного значения, который не поучаствовал в расчете бюджетного возмещения в текущем отчетном периоде, а потому подлежит включению в состав налогового кредита следующего отчетного периода (т. е. может стать возмещением в будущем), т. е. это показатель строки 26 декларации. При этом в приложении 2 значение колонки 5 определяется расчетным путем как разность:
|
Приложение 5 «Расшифровки налоговых обязательств
и налогового кредита в разрезе контрагентов»
В приложении 5 расшифровываются показатели только строк 1, 10.1, 10.2 и 14.
Таким образом,
в нем не отражаются:— экспорт товаров;
— не облагаемые НДС операции;
— услуги, полученные от нерезидента как с местом поставки на территории Украины, так и за ее пределами;
— корректировка налоговых обязательств и налогового кредита (данные строк 8 и 16 расшифровываются в приложении 1);
— получение товаров (услуг) без НДС (если продавец не является плательщиком либо пользуется льготой);
— импорт товаров, используемых как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.
Розділ І. Податкові зобов'язання
грн.
№ з/п | Платник податку — покупець (індивідуальний податковий номер) | Обсяг поставки | Сума ПДВ |
1 | 2 | 3 | 4 |
В разделе I расшифровывается строка 1 декларации по НДС. Заполняется она в разрезе контрагентов (покупателей). Таким образом, в общем случае количество строк в этом разделе будет соответствовать количеству покупателей, которым присвоен индивидуальный налоговый номер. Количество контрагентов значения не имеет: хоть их 10, хоть их 10000 — по всем нужно заполнять отдельную строку. Если в течение периода было осуществлено несколько поставок одному и тому же покупателю, то эти поставки будут отражены одной строкой под номером этого покупателя. В графе 2 отражается только налоговый номер покупателя без указания его названия и других данных.
| |||
Інші | |||
В строке «Інші» отражаются те налоговые обязательства, которые сформированы по операциям без покупателя либо с покупателем, не имеющим индивидуального налогового номера. Таким образом, в этой строке отражаются следующие операции: | |||
Усього за місяць (квартал) (рядок 1 декларації), в тому числі: | |||
Графы 3 и 4 в разрезе контрагентов заполняются в гривнях с копейками, а вот строка «Усього за місяць (квартал)» округляется по общеустановленным правилам. Такое правило в Порядке № 166 не содержится, более того, из формы следует, что заполнять ее надо в гривнях без копеек (над таблицами указано «грн.»). Однако в письме ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117 налоговики пришли именно к такому вполне логичному порядку заполнения. В таком случае расхождений с данными строки 1 декларации по НДС не будет. | |||
поставка основних фондів | |||
Данную строку можно назвать справочной. Взять из реестра или декларации по НДС данные для ее заполнения не получится, поэтому придется анализировать первичные документы. Само собой разумеется, что если в течение периода плательщик НДС продал объект основных фондов, то в этой строке нужно отразить этот оборот. Но существует целый ряд операций с основными фондами, которые поставкой не являются (не соответствуют определению, приведенному в п. 1.4 Закона об НДС), но приравнены к таковой. Такими операциями являются:
| |||
передача товарів (послуг) комісіонером/повіреним на умовах, передбачених п. 4.7 ст. 4 Закону (без суми комісійної винагороди) | |||
Последняя строка раздела I предусматривает расшифровку посреднических операций. Здесь нужно учесть два момента:
|
Розділ ІІ. Податковий кредит
грн.
№ з/п | Постачальник (індивідуальний податковий номер) | Період* виписки податкових накладних, інших документів, що дають право на податковий кредит | Обсяг поставки (без ПДВ) | Сума ПДВ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Операції з придбання з ПДВ, які надають право формування податкового кредиту | ||||
Так же как и при заполнении раздела I, на каждого контрагента выделяется одна строка. Если в течение периода было несколько приобретений у одного и того же поставщика, то все объемы приобретения по этому поставщику нужно указать одной строкой. 3. Право на налоговый кредит дают не только налоговые накладные, но и целый ряд других документов, перечисленных в п.п. 7.2.6 Закона об НДС. Среди них следует выделить чеки, не содержащие налогового номера поставщика. Такие документы в рамках установленной суммы, дающей право на налоговый кредит (200 грн. в день без НДС), вносятся в этот раздел приложения 5 под кодом «100000000000». Причем все чеки вписываются одной строкой (см. письмо ГНАУ от 14.06.2008 г. № 6912/5/16-1516). Судя по всему, в ГНАУ просто не придают особого значения этим суммам и не собираются их идентифицировать. Отсюда можно предположить, что если в течение периода было получено несколько таких чеков, но одни своевременно, а другие с опозданием (с прошлого периода, например, командировка работника «пересекала» период), то их все равно нужно вписывать одной строкой. 4. Другим нестандартным документом, дающим право на налоговый кредит, является заявление с жалобой на поставщика, если тот не выписывает налоговую накладную или выписывает ее с нарушением порядка. Покупатель может не знать его налоговый номер. К сожалению, в упомянутом выше письме налоговики ничего не сказали о заполнении налогового номера поставщика в этом случае. Можно только предположить, что здесь следует поступать по аналогии с чеками без ИНН.
| ||||
Усього за місяць (квартал) (рядок 10.1 декларації), в тому числі: | ||||
Итоговая строка, которая должна соответствовать строке 10.1 декларации по НДС. При округлении используется такое же правило, как и при заполнении раздела I: суммы в разрезе контрагентов указываются в гривнях с копейками, а при суммировании в этой строке — округляются до гривни. В таком случае расхождений с данными строки 10 декларации по НДС не будет. | ||||
придбання (будівництво, спорудження) основних фондів | ||||
Как и при заполнении аналогичной строки раздела I, руководствоваться нужно определением основных фондов, приведенным в п.п. 8.2.1 Закона об НДС, а не бухгалтерской терминологией. Поскольку фигурируют слова «будівництво, спорудження», то при приобретении, например, стройматериалов для строительства недвижимого объекта, который впоследствии будет объектом основных фондов, уже необходимо включать сумму по такой покупке в эту строку. И совершенно неважно, что объект пока не введен в эксплуатацию
| ||||
проведення розрахунків комісіонером/повіреним за товари (послуги) на умовах, передбачених п. 4.7 ст. 4 Закону | ||||
При заполнении этой строки следует учесть такие моменты:
| ||||
Операції з придбання з ПДВ, які не надають права формування податкового кредиту | ||||
Во второй части раздела II приложения 5 расшифровываются данные строк 10.2 (если приобретенный товар (услуги) использован в необлагаемых операциях) и 14 (если приобретенный товар (услуги) не используется в хозяйственной деятельности или используется для поставки услуг с местом поставки за пределами территории Украины). Строку 10.2 заполняют те предприниматели, которые не имеют права на налоговый кредит на основании пп. 7.4.2 и 7.4.3 Закона об НДС. В связи с этим возникает вопрос: как заполнять приложение 5 теми предпринимателями, которые приобретенные товары (услуги) частично используют в облагаемой, частично в необлагаемой деятельности? Как известно, в таком случае входящий НДС следует распределить согласно коэффициенту распределения, регламентированному п.п. 7.4.3 Закона об НДС. Порядок № 166 никаких особенностей для этой ситуации не выдвигает: часть такого НДС войдет в состав налогового кредита и будет отражена в первой части раздела II приложения 5, а часть — в состав расходов и будет отражена во второй части раздела II приложения 5 при расшифровке строки 10.2. Более того, в письме от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117 налоговики приводят именно такой порядок заполнения приложения 5, указывая, что «при таких условиях один контрагент будет отображен в разделе II дважды».
| ||||
Усього за місяць (квартал) (рядки 10.2 + 14 декларації): | ||||
Итоговая строка, которая должна соответствовать сумме строк 10.2 и 14 декларации по НДС. При округлении используется такое же правило, как и при заполнении раздела I: суммы в разрезе контрагентов указываются в гривнях с копейками, а при суммировании в этой строке — округляются до гривни. В таком случае расхождения с данными декларации по НДС будут минимальными |