Темы статей
Выбрать темы

О проведении проверок убыточных и малодоходных субъектов хозяйствования в сфере торговли и общественного питания

Редакция СД
Приказ от 09.04.2009 г. № 184

Государственная налоговая администрация Украины

О проведении проверок убыточных и малодоходных субъектов хозяйствования в сфере торговли и общественного питания

Приказ от 09.04.2009 г. № 184

(извлечение)

 

ГНАУ проанализировала уровень налоговой отдачи по налогу на прибыль субъектов хозяйствования сферы торговли, общественного питания, игорного бизнеса, торговли ГСМ и услуг, у которых объем продажи за наличные средства превышает 50 % в составе откорректированных валовых доходов (далее — субъекты сферы наличных расчетов), и указывает, что по итогам 2008 года произошло ее существенное уменьшение по сравнению с 9 месяцами того же года. В частности, по субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в торговле, произошло снижение налоговой отдачи на 0,26 %; в ресторанном бизнесе — на 0,4 %; с использованием баров — на 0,3 % и столовых — на 0,07 %; в игорном бизнесе — на 0,31 %.

С целью усиления контроля за деятельностью таких субъектов, а также увеличения поступлений в бюджет налога на прибыль, НДС и НДФЛ путем отражения этими субъектами объемов выручки в валовых доходах

приказываю:

1.

Председателям региональных ГНА:

1.1.

создать рабочие группы с привлечением работников подразделений налогового контроля юридических лиц, налоговой милиции, налогообложения физических лиц, налогообложения юридических лиц и региональных управлений Департамента САТ ГНА Украины для проведения хронометражей выручки и проверок субъектов сферы наличных расчетов;

1.2.

обеспечить проведение хронометражей выручки и проверок максимального количества хозяйственных единиц субъектов сферы наличных расчетов... по вопросам соблюдения требований законодательства Украины (приложение 1), с применением п. 5 Методических рекомендаций по оформлению материалов проверок соблюдения субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию обращения наличных, наличия торговых патентов и лицензий, утвержденных приказом ГНАУ от 12.08.2008 г. № 534;

1.3.

при проведении проверок использовать алгоритм проведения проверки (приложение 2);

1.4.

результаты проверок оформить в соответствии с порядком и в сроки, установленные законодательством;

1.5.

информацию о результатах проведенной работы предоставлять ГНАУ ежедневно.

<...>

Председатель С. Буряк

 

 

Приложение 1 к приказу ГНАУ от 09.04.2009 г. № 184

 

Закон Украины от 06.07.95 г. «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»

За нарушение требований Закона к СПД, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов ГНС Украины применяются финсанкции в следующих размерах:

Пункт 1 ст. 17

В пятикратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), на которые выявлено несоответствие, — в случае проведения расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), в случае непроведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций, в случае нераспечатывания соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведения ее без использования расчетной книжки

Пункт 2 ст. 17

Двадцать ннмдг — в случае применения при осуществлении расчетных операций не переведенного в фискальный режим работы, незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с нарушением установленного порядка регистратора расчетных операций

Пункт 3 ст. 17

Двадцать ннмдг — в случае неиспользования при осуществлении расчетных операций в случаях, определенных этим Законом, расчетной книжки или книги учета расчетных операций, или использования не зарегистрированной надлежащим образом расчетной книжки или нарушения установленного порядка ее использования, или использования незарегистрированных или непрошнурованных книг учета расчетных операций, или нехранения книг учета расчетных операций или расчетных книжек в течение установленного срока

Пункт 4 ст. 17

Двадцать ннмдг — в случае невыполнения ежедневной печати фискального отчетного чека или его нехранение в книге учета расчетных операций

Пункт 5 ст. 17

Десять ннмдг — в случае невыполнения печати контрольной ленты или ее хранения в течение установленного срока

Пункт 6 ст. 17

Пять ннмдг — в случае проведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества

Пункт 7 ст. 17

Десять ннмдг — в случае нарушения установленного в пункте 1 статьи 9 порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, у которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке, или в случае нарушения порядка оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте

Пункт 8 ст. 17

Сто ннмдг — в случае применения при осуществлении расчетных операций регистратора расчетных операций, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя

Пункт 1 ст. 18

Сто ннмдг — в случае непроведения расчетных операций через регистратор расчетных операций, нераспечатывания расчетного документа, подтверждающего выполнение операции по купле-продаже иностранной валюты, или проведения операции на неполную сумму средств

Пункт 2 ст. 18

Сто ннмдг — в случае применения при осуществлении расчетных операций незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с нарушением установленного порядка регистратора расчетных операций

Пункт 3 ст. 18

Сто ннмдг — в случае несоответствия данных расчетных документов, подтверждающих осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты, данным их вторых экземпляров и/или данным фискального отчета

Пункт 4 ст. 18

В пятикратном размере суммы, на которую выявлено несовпадение, — в случае превышения суммы наличных средств или иностранной валюты на месте проведения операций над суммой средств, указанной в фискальном отчете

Пункт 5 ст. 18

Пятьсот ннмдг — в случае применения при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты регистратора расчетных операций, в который внесены изменения программно-технические средства, реализующие фискальные функции

Статья 19

К субъектам предпринимательской деятельности, реализующим для применения в сферах, определенных этим Законом, регистраторы расчетных операций из числа включенных в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, в конструкцию или программное обеспечение которых внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя, по решению соответствующих органов государственной налоговой службы Украины применяется финансовая санкция в размере пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждый реализованный регистратор расчетных операций, при этом стоимость реализованной продукции возвращается покупателю, а реализованная продукция подлежит конфискации

Статья 20

К субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

Статья 21

К субъектам предпринимательской деятельности, которые не ведут или ведут с нарушением установленного порядка учет товаров по месту реализации и хранения, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

Статья 22

В случае несоответствия суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня, к субъектам предпринимательской деятельности применяется финансовая санкция в пятикратном размере суммы, на которую выявлено несоответствие

Статья 23

К субъектам предпринимательской деятельности, которые не выставили ценники на продаваемый товар (меню, прейскуранты или тарифы на предоставляемые услуги), используют ценники и прейскуранты, содержащие цены и тарифы в иностранной валюте или в других единицах, которые не являются гривней, применяется финансовая санкция в размере одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый невыставленный ценник на товар (меню, прейскурант или тариф на услугу) или выставленный ценник на товар (меню, прейскурант или тариф на услугу) в иностранной валюте или в других единицах. Указанные ценники и прейскуранты должны быть размещены способом, который не позволит покупателям (в том числе контролирующим лицам) изымать такие ценники и прейскуранты без контроля лиц, уполномоченных таким продавцом осуществлять надзор за соблюдением норм этого Закона. За умышленное изъятие работником контролирующего органа ценника (прейскуранта) с целью неправомерного наложения на продавца административного или другого взыскания такой работник привлекается к ответственности согласно закону

Статья 24

В случае установления контролирующими органами факта внесения не предусмотренных конструкторско-технологической и программной документацией производителя изменений в конструкцию или программное обеспечение надлежащим образом опломбированного регистратора расчетных операций, к центру сервисного обслуживания, осуществляющему техническое обслуживание и ремонт этого регистратора, применяется финансовая санкция в размере трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан

Закон Украины от 23.03.98 г. № 98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности»

За нарушение норм этого Закона субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие торговую деятельность, операции по торговле наличными валютными ценностями, операции по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, несут следующую ответственность:

Абзац третий ст. 8

За нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного частью первой статьи 7 этого Закона, уплачивают штраф в размере стоимости торгового патента за один календарный месяц

Абзац четвертый ст. 8

За осуществление операций, предусмотренных этим Законом, без получения соответствующих торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента, предусмотренного частью второй статьи 7 этого Закона, уплачивают штраф в двойном размере стоимости торгового патента за полный срок деятельности субъектов предпринимательской деятельности с указанным нарушением

Закон Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий»

За нарушение норм этого Закона применяются финансовые санкции в виде штрафа:

Абзац четвертый ст. 17

В случае оптовой (включая импорт и экспорт) и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями без наличия лицензий — 200 процентов стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 гривень

Указ Президента Украины от 12.06.95 г. № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных»

В случае нарушения норм по регулированию обращения наличных в национальной валюте, устанавливаемых Национальным банком Украины, применяются финансовые санкции в виде штрафа:

Абзац второй ст. 1

За превышение установленных лимитов остатка наличных в кассах — в двукратном размере сумм выявленных сверхлимитных наличных за каждый день

Абзац третий ст. 1

За неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличных — в пятикратном размере неоприходованной суммы

Абзац пятый ст. 1

За превышение установленных сроков использования выданных под отчет наличных, а также за выдачу наличных средств под отчет без полной отчетности по ранее выданным средствам — в размере 25 % выданных под отчет сумм

Абзац шестой ст. 1

За проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств, — в размере уплаченных средств

 

 

Приложение 2 к приказу ГНАУ от 09.04.2009 г. № 184

 

Алгоритм проведения проверки с использованием Методических рекомендаций по оформлению материалов проверок за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары

Проверки по вопросам осуществления контроля за соблюдением субъектами хозяйствования установленного порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию обращения наличных, наличия торговых патентов и лицензий проводятся в соответствии с полномочиями органов ГНС, определенными

Законом Украины от 04.12.90 г. № 509 «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон о ГНС) и Законом Украины от 06.07.95 г. № 265 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон об РРО ).

В ходе проверки по вопросам осуществления контроля за соблюдением субъектами хозяйствования установленного порядка проведения расчетов за товары (услуги) проверяющими исследуется вопрос соблюдения субъектами хозяйствования требований:

Закона об РРО;

Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;

Закона Украины от 23.03.96 г. № 98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности»;

Закона Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий»;

Положения о ведении кассовых операций, утвержденного постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637;

приказа ГНАУ от 27.05.2008 г. № 355 и Методических рекомендаций по оформлению материалов проверок за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию обращения наличных, наличия торговых патентов и лицензий, утвержденных приказом ГНАУ от 12.08.2008 г. № 534, с изменениями, внесенными приказом ГНАУ от 25.03.2009 г. № 147 (далее — Методрекомендации № 534).

Проверка начинается с предъявления направлений на проверку. В направлениях указывается

тип проверки — внеплановая в соответствии с требованиями части седьмой ст. 11 Закона о ГНС.

1.

Уполномоченному лицу (руководству, материально ответственному лицу) предприятия предлагается распечатать из РРО дневной отчет РРО (X-отчет) и перечислить наличные средства, находящиеся на месте проведения расчетов.

2.

Проверяется наличие разрешительных документов: патента, который должен находиться на доступном для обзора месте, лицензии, регистрационных документов (РРО, книга КУРО, контрольные ленты).

3.

Проверяющим необходимо определить период контроля, на начало которого предоставлены любые документы предыдущей проверки, акт последней инвентаризации ТМЦ, акт приемки-передачи ТМЦ и т. п.

4.

Уполномоченному лицу предприятия предлагается предоставить первичные бухгалтерские документы (приходные накладные, контрольные ленты, оборотно-сальдовую ведомость счета 28) и в письменном виде удостоверить, что до начала проведения проверки все расходные и приходные документы на товары (ценности) включены в товарные отчеты, сданы в бухгалтерию, все ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны на расход, а остатки на момент проведения проверки по данным моего (нашего) отчета составляют (сумма прописью).

5.

Проверяющими осуществляется отбор товаров группы риска (штучные товары — алкогольные напитки, табачные изделия, мебель, автомобили и т. п.), которые согласно документам поступали в реализацию.

6.

Уполномоченному лицу предприятия предлагается снять фактические остатки товаров группы риска товаров, имеющихся у хозяйственной единицы на момент проведения проверки. Следует отметить, что для облегчения расчета по некоторым товарам в расчет принимается количественный показатель в килограммах, литрах, метрах.

7.

Определяется остаток товаров группы риска на начало периода.

8.

Согласно предоставленным приходным накладным определяется поступление товаров группы риска, за период даты проверки.

9.

За указанный выше период определяется реализация (выбытие) согласно контрольным лентам, расходным накладным.

10.

Расчетный остаток товаров группы риска равняется разнице между суммой фактического остатка и поступления товаров и реализацией товаров.

11.

Получив изложенные выше результаты, проверяющие должны заполнить приложение к п. 5 Методрекомендаций № 534. Учитывая информацию в приложении и сопоставив расчетный остаток товаров с фактическим, проверяющие должны произвести расчет и установить следующее:

подтвердить правильность ведения учета товаров по месту их реализации; недостачу товаров; излишек товаров.

12.

В случае выявления расхождения между расчетным остатком товаров и фактическим в акте проверки фиксируется факт реализации товаров, не учтенных в установленном порядке.

Таким образом,

за реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, в соответствии со ст. 20 Закона об РРО предусматривается применение штрафных (финансовых) санкций в размере двойной стоимости по ценам реализации.

По результатам проведенной проверки составляется акт. Форма акта проверки приведена в приложении к

Методрекомендациям № 534.

Следует заметить, что при проведении проверки необходимо руководствоваться рекомендациями ГНАУ, изложенными в

письмах от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017 и от 08.04.2008 г. № 7295/7/23-7017.

 

комментарий редакции

 

Несмотря на то что КМУ решил приостановить проведение проверок (см. комментарий к

постановлению № 502* на с. 2 этого номера), на вопрос о том, действительно ли это приостановление будет работать на практике или нет, наверняка ответить пока нельзя. При этом ГНАУ не устает разрабатывать новые «проверочные» документы, к которым и относится комментируемый приказ. В этом документе подробно описано, как должны проводиться проверки проведения расчетов, наличия торговых патентов и лицензий и какие штрафы при этом должны налагаться. Еще один момент: судя по названию комментируемого приказа, пристальное внимание налоговики намерены уделить именно малодоходным субъектам, к которым в основном и относятся физлица-предприниматели.

* Постановление КМУ «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» от 21.05.2009 г. № 502.

Итак, основное внимание налоговики намерены уделить

правильности использования РРО, наличию патентов и лицензий и правильности ведения предпринимателями Книги ф. № 10.

Какие нарушения намерены искать налоговики? Их перечень и штрафы за них указаны в

приложении 1 к комментируемому приказу.

Больше всего вызывает негодование намерение налоговиков проводить

хронометраж выручки (т. е. смотреть, сколько в течение дня поступит денег в кассу). Для чего? Чтобы сравнить фактическую выручку с суммой, указанной в отчетах. Однако нужно заметить, что на сегодняшний день налоговики не имеют права проводить хронометраж, поскольку это является отдельным видом проверки, основания для проведения которой в законодательстве отсутствуют. Так считает и Госкомпредпринимательства (письмо от 31.01.2003 г. № 3-222/555).

Сама ГНАУ не считает хронометраж отдельным видом проверок и относит его к способам

«получения информации для определения сумм налоговых обязательств косвенными методами» (письмо ГНАУ от 14.03.2003 г. № 2232/5/23-1016). Но даже если с ней согласиться, следует напомнить, что с 22.06.2004 г. косвенные методы не применяются, поскольку Методика их использования до сих пор не утверждена законом (подпункт 4.3.3 Закона № 2181*). В принципе с последним ГНАУ соглашается (письмо от 28.04.2005 г. № 4146/x/17-1115), следовательно, должна понимать, что проводить хронометраж нельзя.

* Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Тем более нельзя привлекать к нему представителей налоговой милиции, что ГНАУ планирует делать исходя из

подпункта 1.1 приказа № 184. А ведь работники налоговой милиции не имеют права участвовать ни в каких проверках, кроме тех, которые ведутся в процессе оперативно-розыскного или уголовного дела (статья 111 Закона о ГНС**).

** Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Далее приведем таблицу с комментариями некоторых нарушений:

 

Норма, по которой налоговики собираются штрафовать

Что нужно знать

1

2

Пункт 2 статьи 17 Закона об РРО*

Если предприниматель имеет право не использовать РРО (или КУРО с РК), но применяет его по собственному желанию (без регистрации его в налоговом органе), такой РРО необязательно переводить в фискальный режим работы (статья 13 Закона об РРО). При этом налоговики не имеют права проверять этот РРО, поскольку предприниматель использует его только «для себя». Проверить они вправе: 1) документы, которые подтверждают право предпринимателя не использовать РРО (или КУРО с РК); 2) правильность проведения расчетов исходя из того, что РРО предприниматель не использует

Статьи 20 и 21 Закона об РРО

Главный конек ГНАУ в данном случае — проверить, ведет ли предприниматель учет товаров. Налоговики склоняются к тому, что делать это нужно в Книге ф. № 10, отражая расходы на приобретение товаров в момент их оплаты (письмо ГНАУ от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017, пункт 12 приложения 2 к комментируемому приказу). Подробнее см. «СД», 2009, № 9, с. 29, а также с. 17 этого номера

Абзац третий статьи 8 Закона о патентовании**

Правила использования патента предусматривают следующее (статья 7 Закона о патентовании): — торговый патент должен размещаться на видном месте; — нельзя передавать патент другому субъекту хозяйствования или подразделению; — торговый патент можно использовать только на территории той ГНИ, которая его выдала (кроме патентов для передвижной торговли, действительных на всей территории Украины)

Абзац второй статьи 1 Указа № 436/95***

Для физлиц-предпринимателей лимит кассы не устанавливается (пункт 2.7 Положения № 637****)

Абзац третий статьи 1 Указа № 436/95

Оприходованием наличности считается: — проведение учета наличности в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО, данных РК; — проведение учета наличности на полную сумму ее поступлений в Книге учета доходов и расходов (ф. № 10) теми предпринимателями, которые освобождены от необходимости применять РРО (пункты 1.2 и 2.6 Положения № 637)

Абзац пятый статьи 1 Указа № 436/95

В случае выдачи денег на командировку отчет об их использовании и неиспользованные суммы нужно вернуть до окончания третьего банковского дня, следующего после дня прибытия из командировки (подпункт 9.10.2 Закона о налоге с доходов*****). В случае выдачи денег под отчет на хознужды (не на командировку) вернуть неиспользованные суммы нужно на следующий рабочий день (пункт 2.11 Положения № 637)

Статьи 18 и 24 Закона об РРО

Штрафы по данным статьям к предпринимателям отношения не имеют, поскольку касаются операций, связанных с продажей иностранной валюты и деятельности сервисных центров по обслуживанию РРО (а этим могут заниматься исключительно юридические лица)

 

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

** Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

*** Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

**** Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

***** Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

 

Заметим такой важный момент: в процессе проверки пересчитывать объекты и деньги должен предприниматель или его работник, а не налоговики (

пункт 6 приложения 2 приказа № 184).

Вот и все основные моменты приказа № 184. Будет ли он осуществляться в полной мере или его действие ограничат — покажет время.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше