Темы статей
Выбрать темы

Варианты заполнения графы «Расходы» в Книге ф. № 10

Редакция СД
Статья

Варианты заполнения графы «Расходы» в Книге ф. № 10

 

Поскольку до сих пор нет конкретного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок ведения предпринимателями Книги ф. № 10, вопросы по ее заполнению не теряют актуальности. О том, какие существуют способы заполнения графы «Расходы», в том числе при осуществлении торговой деятельности, и какой из них лучше (безопаснее) выбрать с учетом последних «новостей» от ГНАУ, поговорим в данной статье.

Инесса МОКРОНИС, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Декрет № 13-92

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Порядок ведения Книги учета доходов и расходов

— Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Инструкция № 12

— Инструкция «О налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью», утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.

 

Варианты

Книгу ф. № 10 обязаны вести все предприниматели, кроме тех, которые работают на фикспатенте (т. е. на рынке). Однако правила ее заполнения (в частности, правила заполнения графы «Расходы») немного отличаются при работе на общей системе налогообложения и на упрощенной.

В соответствии со

статьей 13 Декрета № 13-92 предприниматель на общей системе имеет право выбрать один из двух вариантов определения расходов:

1)

не подтверждать свои расходы документально, а учесть их по нормам (т. е. рассчитать расходы как процент от дохода);

2)

учесть все понесенные расходы, но для этого они должны быть документально подтверждены. Это вариант на сегодня реализуется двумя способами:

— расходы записываются в Книгу ф. № 10 в момент получения связанного с ними дохода;

— расходы записываются в Книгу ф. № 10 в момент их оплаты (но при расчете чистого дохода не учитываются до тех пор, пока не будет получен связанный с ними доход).

Внимание:

совмещать вариант 1 и вариант 2 нельзя; изменять в течение года вариант учета расходов тоже не рекомендуем (впрочем, некоторые налоговики на местах не возражают, если метод учета расходов изменяется с начала нового квартала).

Что касается

единоналожников, то для них сумма расходов значения не имеет (единый налог — величина постоянная и зависит только от вида деятельности, а не от дохода и расходов). Поэтому на упрощенной системе расходам внимания уделяется мало, а Книгу ф. № 10 единоналожники заполняют, как правило, только по итогам дня (и то, если в этот день была получена выручка).

Следуя

пункту 8 Порядка № 599, единоналожники обязаны записывать в Книгу ф. № 10 документально подтвержденные расходы на дату их оплаты.

Некоторые единоналожники вообще не заполняют графу «Расходы» и не заботятся о документах, подтверждающих расходы (в частности, о документах на приобретенный товар). Тем не менее поступать так не стоит, поскольку это чревато не только админштрафом по

статье 1641 КУоАП (51 — 136 грн.), но и штрафами по статьям 20 и 21 Закона об РРО, под которые ГНАУ сейчас намерена «подогнать» всех предпринимателей, небрежно относящихся к ведению Книги ф. № 10 (подробнее см. «СД», 2009, № 9, с. 29).

Теперь о каждом варианте подробнее.

 

Расходы по нормам

Нормы, или проценты расходов, установлены в

приложении 6 к Инструкции № 12. Применяются они в зависимости от вида деятельности, которым занимается предприниматель. Данный способ определения расходов довольно прост: по окончании квартала подсчитывается сумма дохода, полученного в течение этого квартала, и умножается на соответствующий процент. Полученное значение — величина расходов, на которую можно уменьшить доход для целей налогообложения.

При этом

очевидно, что в течение квартала графа «Расходы» Книги ф. № 10 может оставаться незаполненной.

 

 

ПРИМЕР

Предприниматель осуществляет деятельность по продаже товаров бытовой химии. По итогам I квартала он получил доход в сумме 17500,00 грн. Метод определения расходов — по нормам. Какова сумма расходов, которая будет учтена в I квартале?

В

приложении 6 к Инструкции № 12 находим вид деятельности «Осуществление иных видов деятельности, включая торговлю» (полный текст приложения 6 см. в «СД», 2008, № 19, с. 39). Норма расходов, соответствующая этому виду деятельности, — 25 %. Значит, сумма расходов, которую можно учесть в I квартале, равна: 17500,00 х 25 : 100 = 4375,00 грн.

Таким образом, чистый доход в I квартале составит: 17500,00 грн. - 4375,00 грн. = 13125,00 грн.

 

 

Но у этого метода есть недостаток: нормы (проценты) расходов, установленные в

Инструкции № 12, зачастую настолько малы, что не соответствуют реальным расходам (фактические расходы, как правило, гораздо больше нормативных). Поэтому применять данный вариант в большинстве случаев экономически невыгодно.

 

Расходы по документам

Если предпринимателю не подходит метод определения расходов по нормам, ему придется позаботиться о документах, подтверждающих факт осуществления расходов и их связь с хозяйственной деятельностью (платежные поручения, чеки, квитанции, счета и т. п.).

Но для того,

чтобы уменьшить налогооблагаемый доход на сумму расходов, одних только подтверждающих документов недостаточно. Необходимо выполнить еще два условия:

 

Условие

Нормативно-правовой акт, в котором упомянуто данное условие

Расходы должны быть указаны в перечне расходов статей 5 и 8 Закона о налоге на прибыль

Статья 13 Декрета № 13-92; приложение 7 к Инструкции № 12: «Физическое лицо … формирует расходы в соответствии с перечнем статьи 5 «Валовые расходы» и в соответствии со статьей 8 «Амортизация»

Должен быть получен доход, связанный с этими расходами

Статья 13 Декрета № 13-92; приложение 7 к Инструкции № 12: «Исключительно факт получения дохода может быть основанием для включения в валовые расходы отчетного периода не всех подряд расходов, а только той их части, которая прямо этому расходу отвечает»

 

Основываясь на последнем условии, предприниматели часто записывают в Книгу ф. № 10 затраты только после того, как получат связанный с ними доход.

Для наглядности рассмотрим пример (напомним, что

графа «Расходы» Книги ф. № 10 заполняется с учетом НДС независимо от того, является ли предприниматель плательщиком данного налога или нет).

Расходы после дохода

 

 

ПРИМЕР

Предприниматель в течение I — III кварталов 2009 года осуществлял следующие операции (цены указаны с НДС):

— 26.03.2009 г. приобрел 30 шт. гладильных досок по 300 грн./шт.;

— 02.04, 08.04 и 23.04.2009 г. продал 5 гладильных досок в день (цена продажи — 400 грн.);

— 13.05.2009 г. приобрел 10 подставок для глажки рукавов по цене 50 грн./шт.;

— 07.07 и 16.07.2009 г. продал 5 гладильных досок и 5 подставок (цена продажи доски — 400 грн./шт., подставки — 70 грн./шт.);

— 29.07.2009 г. продал 5 гладильных досок.

Документы, подтверждающие

факт приобретения досок и подставок, имеются. Какие записи должны быть в Книге ф. № 10?

Поскольку расходы на приобретение товара можно отнести в состав валовых на основании

подпункта 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, и документы, подтверждающие факт оплаты расходов, есть, расходы можно записать в Книгу ф. № 10. В данном случае расходы записываем в момент получения связанного с ними дохода:

 

Книга обліку доходів

і витрат, яку ведуть фізичні особи — суб'єкти підприємницької
діяльності протягом календарного року

Період обліку (день, тиждень місяць, рік)

Кількість виготовленої продукції, наданих послуг (в одиницях виміру)

Витрати на виробництво продукції (крб.)

Кількість проданої продукції, (наданих послуг) (в одиницях виміру)

Ціна продажу продукції (послуг) (крб.)

Сума виручки (доходу) (крб.)

Чистий доход (крб.)

1

2

3

4

5

6

7

26.03

Итого I квартал

02.04

5/досок

1500,00

5/досок

400,00

2000,00

08.04

5/досок

1500,00

5/досок

400,00

2000,00

23.04

5/досок

1500,00

5/досок

400,00

2000,00

13.05

Итого II квартал

4500,00

6000,00

1500,00

07.07

5/досок

1500,00

5/досок

400,00

2000,00

07.07

5/подставок

250,00

5/подставок

70,00

350,00

16.07

5/досок

1500,00

5/досок

400,00

2000,00

16.07

5/подставок

250,00

5/подставок

70,00

350,00

29.07

5/досок

1500,00

5/досок

400,00

2000,00

Итого III квартал

5000,00

6700,00

1700,00

 

 

Именно этот вариант многие и использовали. Но сейчас, скорее всего, пользоваться им смогут только смелые предприниматели (подробнее см. раздел «Что выбрать?»).

Расходы в момент оплаты

Многие предприниматели в силу большого объема операций записывают в Книгу ф. № 10 расходы сразу на дату их оплаты. Более того, налоговики не только не возражают, но, как выяснилось, даже поощряют этот вариант учета расходов.

Внимание:

в данном случае важно не забыть, что при подведении квартальных итогов можно учесть только те из записанных в Книге ф. № 10 расходов, по которым в течение квартала был получен доход. Разберемся на том же примере.

Этот способ ведения Книги ф. № 10 приемлем и для единоналожников. Правда, на практике им обычно разрешают записывать ежедневные доходы и расходы одной строкой: общая сумма дохода, полученного в течение дня, и общая сумма расходов, потраченных в течение этого же дня.

А вот предприниматели на общей системе обязаны отражать в Книге ф. № 10 каждую операцию (

письмо ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886), даже если в течение дня их несколько.

 

 

ПРИМЕР

Предприниматель в течение I — III кварталов 2009 года осуществлял следующие операции (цены указаны с НДС):

— 26.03.2009 г. приобрел 30 шт. гладильных досок по 300 грн./шт.;

— 02.04, 08.04 и 23.04.2009 г. продал 5 гладильных досок в день (цена продажи — 400 грн.);

— 13.05.2009 г. приобрел 10 подставок для глажки рукавов по цене 50 грн./шт.;

— 07.07 и 16.07.2009 г. продал 5 гладильных досок и 5 подставок (цена продажи доски — 400 грн./шт., подставки — 70 грн./шт.);

— 29.07.2009 г. продал 5 гладильных досок.

Документы, подтверждающие

факт приобретения досок и подставок, имеются. Какие записи должны быть в Книге ф. № 10?

Поскольку расходы на приобретение товара можно отнести в состав валовых на основании

подпункта 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, и документы, подтверждающие факт оплаты расходов, есть, расходы можно записать в Книгу ф. № 10. В данном случае расходы записываем сразу, в момент оплаты. Тем не менее в итоговую строку (итого за квартал) нужно записать только те расходы, по которым в отчетном квартале получен доход (неважно, что они могли быть оплачены, а значит, и записаны в Книгу ф. № 10 еще в предыдущих кварталах).

 

Книга обліку доходів

і витрат, яку ведуть фізичні особи — суб'єкти підприємницької
діяльності протягом календарного року

Період обліку (день, тиждень місяць, рік)

Кількість виготовленої продукції, наданих послуг (в одиницях виміру)

Витрати на виробництво продукції (крб.)

Кількість проданої продукції, (наданих послуг) (в одиницях виміру)

Ціна продажу продукції (послуг) (крб.)

Сума виручки (доходу) (крб.)

Чистий доход (крб.)

1

2

3

4

5

6

7

26.03

30/досок

9000,00

Итого I квартал

02.04

5/досок

400,00

2000,00

08.04

5/досок

400,00

2000,00

23.04

5/досок

400,00

2000,00

13.05

10/подставок

500,00

Итого II квартал

4500,00*

6000,00

1500,00

07.07

5/досок

400,00

2000,00

07.07

5/подставок

70,00

350,00

16.07

5/досок

400,00

2000,00

16.07

5/подставок

70,00

350,00

29.07

5/досок

400,00

2000,00

Итого III квартал

5000,00**

6700,00

1700,00

* Расходы на приобретение проданных во II квартале досок (15 штук): 15

х 300,00 = 4500,00 грн.

** Расходы на приобретение проданных в III квартале досок (15 штук): 15

х 300,00 = 4500,00 грн. Расходы на приобретение проданных в III квартале подставок (10 штук): 10 х 50,00 = 500,00 грн. Итого расходов, по которым получен доход в III квартале: 4500,00 + 500,00 = 5000,00 грн.

 

 

Что выбрать?

В принципе любой описанный вариант имеет право на жизнь, особенно если деятельность предпринимателя не связана с торговлей. А вот торговцам с учетом нового

письма ГНАУ (письмо от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159) лучше выбрать именно последний вариант — запись расходов в момент оплаты денежных средств.

Дело в том, что в упомянутом

письме ГНАУ довела до сведения налоговиков требование штрафовать тех предпринимателей, которые не ведут учет товаров (в соответствии со статьями 20 и 21 Закона об РРО штраф составляет двойную стоимость товара, но не менее 170 грн.). Правда, никакого нормативно-правового акта, описывающего, как именно предприниматели должны вести учет товаров, нет. Получается, что и штрафовать их не за что.

Однако

ГНАУ думает иначе: учет товаров, по ее мнению, предприниматели ведут в Книге ф. № 10. Тем не менее с этим утверждением спорить не только можно, но и несложно, ведь на сегодня нет ни одного действующего нормативно-правового акта, который бы регулировал порядок ведения Книги ф. № 10 справка 1 и тем более порядок учета товара в ней. Как же поступать предпринимателю в такой неоднозначной ситуации? Рекомендуем следующее:

осторожным предпринимателям (на общей системе, на едином налоге и даже на фикспатенте) — записывать расходы по мере их осуществления в Книгу ф. № 10 (для фикспатентщиков — в специальную тетрадь). При этом нужно помнить, что в уменьшение дохода расходы включаются только тогда, когда получен связанный с ними доход;

смелым предпринимателям — бороться за тот способ ведения Книги ф. № 10, который для них более удобен, и не уплачивать штрафы. Особенно это актуально для единоналожников и предпринимателей на фикспатенте, к которым РРО-шные штрафы не относятся и подавно (поскольку «упрощенные» предприниматели в основном не используют РРО). Подробные аргументы для борьбы см. в «СД», 2009, № 9, с. 29.

 

Выводы

Предприниматели, которые не желают конфликтовать с налоговиками и подвергаться риску уплаты штрафов, должны

в графу «Расходы» Книги ф. № 10 записывать суммы уплаченных за приобретенные товары средств сразу на дату их оплаты.

Предприниматели, которые привыкли заполнять Книгу ф. № 10 иначе (записывают расходы на дату получения дохода или вообще не записывают расходы, а учитывают их по нормам),

могут бороться за свое право вести Книгу ф. № 10 так, как им удобно. Вероятность выиграть дело и не уплатить никаких штрафов высока.

Справочная информация (справка)

1 В отношении того, как предпринимателям на общей системе вести Книгу ф. № 10, в настоящий момент имеется только

письмо ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886. Однако любое письмо — это всего лишь официальное мнение госоргана, а силы нормативного акта оно не имеет.

Что касается существующего Порядка ведения учета книги доходов и расходов, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269, то он не действует, поскольку форма Книги учета доходов и расходов под него до сих пор не разработана (напомним, что предприниматели сейчас пользуются Книгой ф. № 10 из Инструкции № 12). Значит, ссылаться на Порядок ведения учета книги доходов и расходов ГНАУ в письме от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159 не имела оснований.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше