Темы статей
Выбрать темы

На заметку

Редакция СД
Новости

На заметку

 

О Пенсионной доплате единоналожниками и фикспатентщиками: действует ли постановление № 366 сегодня?

Есть информация о том, что 28 сентября 2009 года Окружной административный суд г. Киева

отменил постановление КМУ от 14.04.2009 г. № 366, которым была введена обязательная для единоналожников и фикспатентщиков доплата взносов в Пенсионный фонд до размера минимального страхового взноса. Мы об этом уже писали в колонке прошлого номера, теперь же хотим дать более подробный юридический анализ этого события.

Суд отменил действие этого

постановления с момента его принятия. А это значит, что после вступления решения суда в законную силу будет считаться, что постановление № 366, проще говоря, не действовало никогда, т. е. доплачивать за этот период взносы в Пенсионный фонд не нужно.

К сожалению, достоверно неизвестно, принимал ли суд отдельное определение об обеспечении иска в виде приостановления

постановления № 366 на все время апелляционного рассмотрения. Если такое определение существует (а скорее всего, так и есть), то можно говорить о том, что пенсионную доплату точно можно не вносить. Но пока ни текста решения, ни определения никто, кроме истцов и ответчиков, не видел.

Однако

окончательно снять вопрос о постановлении № 366 можно только после вступления решения суда в законную силу (пока решение есть, но в силу оно не вступило). Когда же это произойдет? До момента вступления в силу решения суда у Кабмина есть возможность подать апелляцию. Согласно статье 254 Кодекса об административном судопроизводстве Украины судебное решение административного суда вступает в законную силу по окончании срока подачи заявления об апелляционном обжаловании. Согласно статье 186 этого Кодекса такое заявление Кабмин должен успеть подать в течение 10 дней со дня оглашения судебного решения. Еще 20 дней после подачи заявления у Кабмина есть на то, чтобы подать непосредственно апелляционную жалобу. Потом апелляционное рассмотрение дела будет длиться несколько месяцев. И только потом, после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, можно будет ставить точку в этом вопросе. А пока нельзя говорить о том, что постановление № 366 отменено окончательно.

Что же делать предпринимателям? Мы советуем пока никакие взносы в Пенсионный фонд не доплачивать и дождаться вступления в силу решения суда. Проблемы могут быть лишь у тех предпринимателей на едином или фиксированном налоге, которые в этот смутный промежуток времени снимаются с регистрации. Как показывает практика, таких предпринимателей не снимают с регистрации в Пенсионном фонде, пока они не внесут доплату взносов за весь период действия

постановления № 366. Кстати, таким предпринимателям не помешает ознакомиться с информацией, приведенной в заметке ниже.

 

Новые счета для внесения пенсионной доплаты

Письмо Государственного казначейства Украины и Пенсионного фонда Украины от 17.09.2009 г. № 14-04/3032-15501, № 16859/03-01

 

Для перечисления частными предпринимателями пенсионной доплаты, введенной

постановлением № 366 (см. заметку выше), Пенсионный фонд открыл единый счет в Госказначействе. Но в связи с тем, что при перечислении доплат на единый счет, как оказалось, сложно обеспечить внесение сведений об уплате страховых взносов плательщиками в систему персонифицированного учета и учета при назначении пенсий, Пенсионный фонд и Госказначейство приняли решение об открытии счетов для перечисления доплат частными предпринимателями в разрезе районных и городских управлений Пенсионного фонда.

Поэтому в указанном

письме Госказначейство и Пенсионный фонд обязали местные органы Пенсионного фонда до 1 октября 2009 года обеспечить открытие в соответствующих органах Госказначейства счетов и сообщить их реквизиты частным предпринимателям.

 

Физлицо-предприниматель может расторгнуть трудовой договор с нерадивым работником посредством обращения в центр занятости

Долгое время для предпринимателей очень остро стояла проблема расторжения трудового договора с работником в случае, если последний прекращал выходить на работу без уважительной причины или вообще пропадал из поля зрения. Без личного присутствия работника расторгнуть договор с ним было весьма проблематично. Но наконец-то этот вопрос решен.

Как сообщила председатель Госкомпредпринимательства Александра Кужель, согласно принятому

постановлению КМУ «О некоторых вопросах применения законодательства о труде физлицами-предпринимателями» в случае если наемный работник нарушает трудовое законодательство, в частности систематически не выполняет свои трудовые обязанности, не появляется на работе или приходит на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то физлицо-предприниматель направляет соответствующее письмо с уведомлением о вручении в центр занятости и наемному работнику. Если в течение 7 дней работник не обращается в центр занятости с объяснением причин, то трудовой договор расторгается. В трудовую книжку работника соответствующая запись вносится работником центра занятости.

Заметим, что на сегодняшний день данное

постановление еще нигде не опубликовано и его текст на сайте Кабмина отсутствует. Надеемся, что вскоре это постановление все-таки «всплывет», и мы сможем сообщить вам его номер и полностью привести его содержание.

 

Предприниматели при получении личного дохода не обязаны одновременно уплачивать пенсионные взносы

Письмо ПФУ от 19.08.2009 г. № 15095/03-30

 

Согласно

пункту 1 Порядка принятия банками на выполнение расчетных документов на выплату зарплаты от 07.04.2009 г. № 12-1 (подробнее см. «СД», 2009, № 11, с. 2) этот Порядок не применяется к страхователям, уплачивающим единый или фиксированный налог.

Кроме этого, ПФУ справедливо отмечает, что

Порядок не применяется к предпринимателям, уплачивающим страховые взносы с собственного дохода. На таких предпринимателей Порядок распространяется в том случае, когда они выступают работодателями и получают денежные средства на выплату зарплаты своим наемным работникам, но никак не в том случае, когда они получают деньги как свой доход.

Авансовые платежи по пенсионным взносам с личного дохода предприниматели уплачивают в порядке, установленном

подпунктом 5.3.2 Инструкции № 21-1.

 

Решение об уплате налоговых обязательств, доначисленных налоговиками в результате применения обычных цен, принимается в судебном порядке

Письмо ГНАУ от 30.09.2009 г. № 21255/7/15-0217

 

К такому выводу пришла ГНАУ в указанном

письме. Проследим логику налоговиков.

Согласно

подпункту 1.20.10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР «...доначисление налоговых обязательств плательщика налогов налоговым органом вследствие определения обычных цен осуществляется по процедуре, установленной законом для начисления налоговых обязательств по косвенным методам».

Подпункт 4.3.5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III

, в свою очередь, предусматривает, что решение о применении косвенных методов принимается налоговым органом при наличии оснований, определенных в подпункте 4.3.1 этого пункта. При этом решение об уплате налоговых обязательств принимается в судебном порядке по представлению руководителя (его заместителя) соответствующего налогового органа.

Позиция налоговиков, конечно, не безупречна. Так,

подпункт 4.3.1 Закона № 2181, устанавливающий перечень оснований для использования косвенных методов определения налоговых обязательств, не содержит такого основания, как применение обычных цен. А согласно подпункту 4.3.4 Закона № 2181 применение косвенного метода для определения налоговых обязательств плательщиков налогов в случаях, не предусмотренных пунктом 4.3 данного Закона, не разрешается.

Тем не менее, несмотря на некоторую нелогичность позиции ГНАУ, в целом можно признать существенный прогресс в процедуре применения обычных цен. Поскольку решение об уплате налоговых обязательств, доначисленных в результате применения обычных цен,

должно приниматься судом, то это дает налогоплательщикам определенную гарантию соблюдения их прав в этом вопросе.

Как разъяснила ГНАУ,

доначисление налоговых обязательств в результате применения обычных цен осуществляется в два этапа:

1.

В ходе проверки субъекта хозяйствования руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о применении обычных цен при определении налоговых обязательств. Решение составляется в произвольной форме с указанием даты его принятия, названия и кода ЕГРПОУ проверяемого плательщика налогов, оснований для применения обычной цены, предусмотренных законом по вопросам налогообложения, и т. п.

При этом

в отдельных частях соответствующих разделов акта проверки делается ссылка на вышеуказанное решение и указывается:

— основание для применения обычной цены, предусмотренное соответствующим законом по вопросам налогообложения;

— механизм и обоснование расчета в порядке, установленном

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль для соответствующей хозоперации;

— элемент налоговой базы (объекта налогообложения), к которому применяются обычные цены, и т. д.

Сумма занижения налоговых обязательств, рассчитанная с использованием обычных цен, отражается

:

— в отдельных частях соответствующих разделов акта проверки и приложениях к нему;

— в решении о начислении налоговых обязательств с применением обычных цен, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

2.

По результатам проверки плательщика налогов налоговый орган:

подает исковое заявление об уплате начисленных с применением обычных цен сумм налогов (в том числе штрафных санкций) в административный суд;

— в порядке и в сроки, установленные законодательством,

направляет плательщику налогов налоговые уведомления-решения об определении сумм налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций) по соответствующим налогам без учета налоговых обязательств, начисленных с использованием обычных цен.

Указанная процедура

не применяется при:

— уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль;

— уменьшении (отказе в предоставлении) бюджетного возмещения по НДС;

— уменьшении отрицательной разницы между суммами налогового обязательства и налогового кредита по НДС (кроме случаев, когда осуществляется доначисление).

Подробнее механизм применения обычных цен у частных предпринимателей мы рассмотрим в ближайших номерах «СД».

 

Видеосъемка налоговой проверки только с разрешения ГНИ

Письмо ГНАУ от 04.09.2009 г. № 10726/5/23-4015

 

Как отмечает ГНАУ,

фиксирование процесса проверки средствами видеотехники возможно при условии предварительного согласования таких действий с должностными лицами органа ГНС, а также соблюдения требований законодательства в части использования и распространения полученной информации.

При этом ГНАУ ссылается на

статью 19 и 21 Конституции Украины, отмечая, что никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Однако заметим, что

право субъекта хозяйствования фиксировать процесс осуществления проверки средствами аудио- и видеотехники закреплено в части 8 статьи 4 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V. При этом ни о каком согласовании съемок в данной статье речи не идет.

 

Уплата транспортного налога физлицами

Обзорное письмо-разъяснение от 09.07.2009 г. № 14316/7/17-0317

 

ГНАУ в очередной раз напомнила, что

физические лица — предприниматели без статуса юридического лица не должны подавать расчет суммы налога с владельцев транспортных средств, поскольку действующее законодательство предусматривает обязанность подачи указанного расчета только для юридических лиц.

 

Ответственность за неподачу налоговой декларации по арендной плате за землю

Письмо ГНАУ от 28.08.2009 г. № 18552/7/15-0717

 

Согласно разъяснениям ГНАУ,

если налогоплательщик не подает налоговую декларацию по арендной плате за землю государственной или коммунальной собственности в установленные сроки, органы ГНС на основании подпункта «а» подпункта 4.2.2 Закона № 2181 самостоятельно определяют сумму налогового обязательства по арендной плате для такого налогоплательщика. Кроме этого, к налогоплательщику применяются штрафные санкции по подпункту 17.1.1 и 17.1.2 Закона № 2181 (одновременно):

штраф в размере 170 грн. за каждое непредоставление декларации или ее задержку;

штраф в размере 10 % суммы налогового обязательства за каждый полный или неполный месяц задержки декларации, но не более 50 % суммы начисленного налогового обязательства и не менее 170 грн.

 

Нюансы выдачи путевок на санаторно-курортное лечение предпринимателям

Письмо Фонда «временной нетрудоспособности» от 28.07.2009 г. № 06-32-1561

 

Согласно

пункту 4.3 Порядка получения путевок на санаторно-курортное лечение от 25.02.2009 г. № 12 предпринимателю — плательщику единого налога и физлицу, застрахованному на добровольных началах, путевка выдается по месту учета при наличии личного заявления, медицинской справки и документа, удостоверяющего физлицо.

При этом Фонд отмечает, что нормативными документами Фонда

не предусмотрен перечень хронических болезней, который давал бы преимущественное право застрахованному лицу на получение путевки ежегодно.

Кроме того,

финансовые возможности Фонда не позволяют обеспечивать ежегодно путевками всех застрахованных лиц, которые по медицинским показаниям нуждаются в санаторно-курортном лечении.

 

Проведение рекламной акции: налоговые последствия

Письмо ГНАУ от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510

 

ГНАУ в

письме разъяснила нюансы налогообложения операций по проведению рекламной акции в виде предоставления (дарения) средств физическим лицам, которые принимали участие в розыгрыше, путем банковского перевода.

НДФЛ.

Исходя из норм подпункта 4.2.12 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV, ГНАУ пришла к выводу, что если в результате проведения рекламной акции осуществляются розыгрыши призов или выигрышей с персонификацией получателя, то стоимость таких призов, выигрышей является объектом обложения налогом с доходов физических лиц. При этом стоимость призов и выигрышей облагается по ставке 30 % (пункт 7.3 Закона о налоге с доходов).

НДС

. Как отметила ГНАУ, предоставление (дарение) средств физическим лицам в пределах проведения поверенным по договору поручения от имени и за счет заказчика рекламной акции не является объектом обложения НДС.

А вот

предоставление услуг по проведению рекламным агентством рекламной акции является объектом налогообложения и облагается НДС у агентства на общих основаниях по ставке 20 % базы обложения НДС (подпункт 4.1 Закона об НДС).

Расходы

. Согласно абзацу 2 подпункта 5.4.4 Закона о налоге на прибыль расходы, в частности, на приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или безвозмездное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, но не более 2 % от налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный год. Заметим, что частный предприниматель при включении в состав расходов затрат на приобретение и распространение подарков должен руководствоваться этой нормой.

Расходы на бесплатное предоставление (дарение) средств путем банковского перевода физическим лицам нельзя признать бесплатной раздачей

образцов товаров или бесплатным предоставлением услуг (выполнением работ) в рекламных целях. Следовательно, такие расходы не относятся в состав валовых расходов.

 

Реклама алкоголя и табака — за что могут оштрафовать

Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе» от 16.09.2009 г. № 980

 

Согласно внесенным изменениям в

Порядке, в частности, несколько конкретизированы уже установленные виды нарушений по распространению рекламы алкогольных напитков, табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми они выпускаются.

В то же время установлена ответственность рекламодателей (если реклама распространяется ими самостоятельно) и распространителей рекламы за

некоторые дополнительные нарушения законодательства о рекламе указанных выше объектов, а именно за:

— размещение рекламы табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми они выпускаются, на транспорте;

— размещение рекламы алкогольных напитков, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми они выпускаются, на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств общего пользования и метрополитена;

— распространение в телепередачах какой-либо информации рекламного характера, которая подается в виде дикторского текста и/или звукового сопровождения, о спонсоре-производителе алкогольных напитков, его имени (наименовании) и/или принадлежащем ему знаке для товаров и услуг.

Также предусмотрено наложение штрафа на рекламодателей за размещение в рекламе пива и/или напитков, изготавливаемых на его основе, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускается пиво и/или такие напитки, изображений популярных лиц или информации, которая является прямым или косвенным одобрением такими лицами употребления пива и напитков, изготовленных на его основе.

 

Установлена ответственность за нарушение законодательства о рекламе объектов строительства

Постановление КМУ от 16.09.2009 г. № 980

 

Постановлением № 980

(см. заметку выше) также установлено, что за нарушение законодательства о рекламе объектов строительства с целью продажи жилых или нежилых помещений, в частности, связанных с привлечением средств населения, штрафы налагаются:

на рекламодателей — за отсутствие в рекламе указанных объектов сведений о номере лицензии (разрешения) на осуществление строительной деятельности, дате ее выдачи и наименовании органа, выдавшего такую лицензию (разрешение);

на распространителей рекламы (и на рекламодателей, если они распространяют рекламу самостоятельно) — за рекламирование указанных объектов при отсутствии у соответствующих лиц лицензии (разрешения) на осуществление строительной деятельности и разрешения на проведение строительных работ на конкретном объекте, который рекламируется.

 

Закон о защите прав потребителей не распространяется на отношения между двумя субъектами хозяйствования

Письмо Госпотребстандарта Украины от 21.08.2009 г. № 8685-1-5/16

 

Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII

регулирует отношения между потребителями товаров, работ, услуг и производителями, продавцами товаров, исполнителями работ, услуг.

Согласно

статье 1 Закона потребительфизическое лицо, приобретающее, заказывающее, использующее либо имеющее намерение приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника.

Исходя из этого, Госпотребстандарт сделал справедливый вывод, что

положения Закона «О защите прав потребителей» на отношения между двумя субъектами хозяйствования (предприятиями, предпринимателями) не распространяются.

 

Усиление госнадзора за мощностями (объектами) по производству и обращению пищевых продуктов

Постановление Главного государственного санитарного врача Украины «Об усилении государственного надзора за мощностями (объектами) по производству и обращению пищевых продуктов» от 15.09.2009 г. № 21

 

Данным

постановлением руководителям предприятий независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность по производству и обращению пищевых продуктов, в частности, предписано:

— обеспечить

безусловное соблюдение требований законодательства по производству и реализации безопасных и качественных пищевых продуктов;

предоставлять декларацию производителя в соответствии с действующим законодательством;

вести учет приобретения со ссылкой на соответствующую декларацию производителя, пищевых продуктов и сырья, применяемых для производства или обращения пищевых продуктов, в течение 3-х лет, с целью обеспечения отслеживания таких пищевых продуктов.

Кроме этого,

председателям органов исполнительной власти, в частности, рекомендовано:

— привести продовольственные рынки и объекты мелкорозничной торговли, независимо от форм собственности, в соответствие с требованиями действующего законодательства;

принять действенные меры по прекращению торговли продуктами питания в несанкционированных местах и ликвидации стихийной торговли;

систематически проводить комплексные проверки соблюдения субъектами хозяйствования условий производства, транспортировки и реализации пищевых продуктов.

Главным государственным санитарным врачам поручено

, в частности, усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного законодательства на мощностях (объектах) по производству и обороту пищевых продуктов и в случае установления фактов нарушения требований санитарного законодательства применять к нарушителям меры административного воздействия.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше