Темы статей
Выбрать темы

О проведении ревизий и проверок возмещения средств на выплату пособия по беременности и родам

Редакция СД
Письмо от 25.03.2009 г. № 01-16-605

О проведении ревизий и проверок возмещения средств на выплату пособия по беременности и родам

Письмо Исполнительной дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.03.2009 г. № 01-16-605

 

В областях Украины получает распространение практика заключения физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с беременными женщинами за несколько дней (один-два дня или немного больший срок) до начала отпуска в связи с беременностью и родами и установления им необоснованно высоких должностных окладов, сумма которых обычно значительно больше, чем у остальных работников, или безосновательного начисления премий за эти дни, в несколько раз превышающих установленные должностные оклады. В таких случаях заработная плата беременных женщин равняется или приближается к предельной величине, с которой взимаются страховые взносы, соответственно сумма пособия по беременности и родам

достигает сорока тысяч гривень.

Поскольку сумма начисленных в отчетном периоде страховых взносов мизерна, физические лица — работодатели обращаются в рабочие органы Фонда, в которых находятся на учете, по поводу возмещения средств, израсходованных на выплату пособия по беременности и родам.

С целью избежания необоснованных расходов средств Фонда при обработке обращений страхователей о возмещении им средств на выплату пособия по беременности и родам в указанных случаях необходимо принять следующие меры.

В соответствии с

Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда от 19.09.2001 г. № 38 , по каждому случаю обращения страхователя о возмещении дебиторской задолженности необходимо проводить внеплановые проверки.

Кроме того, при проведении проверки

особое внимание обращать на:

соответствие условий оплаты труда, утвержденных трудовым договором, и заработной платы, с которой произведен расчет пособия по беременности и родам;

наличие изменений и дополнений, которые вносятся сторонами трудового договора (физическим лицом — работодателем и наемным работником) в зарегистрированный в центре занятости трудовой договор, которые должны быть оформлены в виде дополнительного договора к трудовому договору;

наличие фактов, свидетельствующих о совершении действия (бездействия), которые являются криминально наказуемыми (подделка документов, подписей и т. п.).

Копировать и заверять копии документов, которые могут быть исправлены страхователем, в личных интересах, до принятия решения о применении и зачислении в бюджет Фонда, отражении в отчете (Ф4-ФСС з ТВП) сумм финансовых (штрафных) санкций, неправомерных расходов, доначисленных сумм взносов и пени за нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании.

По результатам ревизии составлять акт, в котором объективно, достоверно, обоснованно и четко приводить исчерпывающее описание выявленных фактов и данных, в частности:

перечень документов, предоставленных для проверки;

нарушения, выявленные в ходе проверки;

состояние выплат пособия по беременности и родам застрахованному лицу на момент проверки.

По результатам проверки, в случае необходимости, с соответствующим обоснованием по каждому отдельному случаю

направлять материал в правоохранительные органы для соответствующего реагирования. В случае необходимости привлекать к проверке или направлять соответствующие запросы в Территориальную государственную инспекцию труда, центр занятости.

Возмещение страхователям средств на выплату пособия производить после получения ответа от контролирующих органов

(Территориальных инспекций труда, центров занятости), правоохранительных органов (районных (городских) отделов органов внутренних дел при УМВД Украины в областях, органов прокуратуры) при условии подтверждения того, что предоставление пособия по беременности и родам осуществлено страхователем без нарушений действующего законодательства, а также после проверки обоснования выдачи и правильности оформления листков нетрудоспособности, выданных лечебно-профилактическими заведениями.

При решении вопросов недопущения необоснованных расходов средств Фонда на выплату пособия по беременности и родам в указанных случаях необходимо более тесное сотрудничество таких отделов рабочих органов Фонда: социальных выплат, контрольно-ревизионного, юридического и экспертизы временной нетрудоспособности.

Для предотвращения фиктивного трудоустройства беременных женщин с целью получения неоправданно больших средств из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности в виде возмещения расходов на выплату пособия по беременности и родам предлагаем сотрудничать с областным центром занятости и Территориальной государственной инспекцией труда на примере Черниговской области.

 

комментарий редакции

 

В данном

письме Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд) предупреждает о мерах воздействия для предпринимателей, которые фиктивно трудоустраивают беременных женщин за несколько дней (недель) до ухода в декретный отпуск и назначают им высокие оклады. Тем самым женщинам из средств Фонда назначается пособие по беременности и родам в крупных суммах (и по существующему мнению, остающееся большей своей частью у работодателей-предпринимателей).

Напомним, что пособие по беременности и родам наемным работникам рассчитывается исходя из средней заработной платы за один рабочий день и количества рабочих дней, приходящихся на период декретного отпуска, и напрямую зависит от размера заработной платы работницы (см. «СД», 2009, № 8, с. 17).

Расчет на основе имеющихся о заработной плате данных делает предприниматель, затем выплачивает его из собственных средств с возможностью последующего возмещения этой суммы из Фонда. Возмещение происходит путем зачета с суммой взносов, подлежащих уплате работодателем, а если расходы (сумма пособия) за отчетный квартал превышают начисленную сумму страховых взносов, то разница засчитывается в счет уплаты следующего квартала.

Если же расходы не могут быть покрыты страховыми взносами и в следующем квартале,

то сумма превышения с учетом ожидаемого результата в следующем квартале возмещается страхователю-работодателю органом Фонда путем перечисления соответствующей суммы на текущий счет страхователя.

В случаях с фиктивным трудоустройством беременных женщин предпринимателями работники Фонда сталкиваются с ситуацией, когда мизерный размер взносов на социальное страхование не перекрывает суммы пособия и она практически полностью возмещается из Фонда.

Поэтому правление Фонда призывает свои органы на местах немедленно реагировать на подобные обращения за пособием и

проводить у таких страхователей внеплановые проверки.

Заметим, что

согласно подпункту «д» пункта 15.3 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда от 19.09.2001 г. № 38, подача страхователем заявления в Фонд на получение средств для возмещения суммы пособия может стать основанием для проведения внеплановой проверки при условии, что до этого проводилась камеральная (документальная) проверка, при которой были выявлены факты, свидетельствующие о нарушении страхователем порядка расходования средств Фонда (завышен размер среднедневной заработной платы; общая сумма расходов, осуществляемых за счет Фонда, значительно превышает сумму начисленных страховых взносов и т. д.).

В ходе их проведения работники Фонда должны обращать внимание на соответствие условий оплаты труда, указанных в договоре, и заработной платы, которая учитывалась для расчета; регистрацию в центре занятости изменений в трудовом договоре; наличие фактов, свидетельствующих о подделке документов, подписей и т. д.

Если по результатам проверки будут выявлены нарушения (злоупотребления), связанные с расходованием средств Фонда, то материалы таких проверок должны направляться в правоохранительные органы или инспекции труда и центры занятости. В отдельных случаях два последних органа рекомендуется также привлекать к проверкам.

Отметим, что более детально о предмете проверки и действиях при ее проведении у предпринимателей-работодателей, возмещающих из средств Фонда пособие, говорится в

письме Фонда от 19.05.2009 г. № 01-16-1041. В нем работникам Фонда даются следующие указания:

— в случае уплаты страхователем единого налога зафиксировать полноту и сроки его уплаты;

— обращать внимание на наличие у страхователя оборудованных рабочих мест, средств труда, которые должны использоваться для выполнения работы при данной должности;

— при необходимости обращаться в центры занятости для проверки регистрации трудовых договоров или инспекции труда относительно правомерности отдельных вопросов, связанных с оплатой труда, приведших к начислению пособия в завышенных размерах.

Возмещение пособия по беременности и родам будет проводиться только после получения Фондом заключений данных органов. Отметим, что в письме говорится о том, что изучаться будут не только акты ревизии, составленные на основе проверок документации предпринимателей, а также обоснованность выдачи листков нетрудоспособности лечебно-профилактическими заведениями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше